Эссе "Новая школа глазами современного учителя"
статья (алгебра) по теме

Кашка Светлана Васильевна

Эссе- размышление о новых стандартах и применении компьюторных технологий на уроках математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_kashka_s.v.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

           Эссе «Новая школа глазами современного учителя.»

                                  Ничему тому, что важно знать, научить нельзя,

                                           все, что может сделать учитель, это указать дорожки.

                                                                                                  (Олдингтон Р.)

Сегодня можно услышать множество обвинений в адрес образовательной системы современной России: «Учителя дают детям невостребованные в жизни знания; реформы мешают учиться…» и часто вспоминают образовательную систему СССР: « А вот раньше учили, не то, что сейчас…». Многие, в том числе и учителя, часто сетуют на то, что Советская школа была лучшей в мире, давала замечательные энциклопедические знания, ученики добивались высоких результатов, и все было хорошо...

Зачем что- то менять?
      Времена прошли, изменились отношения в обществе, поменялся уклад жизни, а прежние институты остались. Переход на новые экономические отношения означают и смену понимания образования как достояния личности, как средства её самореализации, средства построения личной карьеры. А это изменяет и цели обучения и воспитания, и его мотивы, нормы, и формы и методы, и роль педагога и т.д. В рыночной экономике образование, квалификация становятся капиталом специалиста. Во главу угла ставится самостоятельная работа обучающихся, самоорганизация их учебной деятельности. Учитель всего лишь должен направить учащегося в его самостоятельном движении от незнания к знаниям.
           В нашем современном мире, где постоянно происходят какие–то изменения в области образования, так называемая модернизация, личность педагога очень важна. Так как именно учитель является ключевой фигурой современной школы при реализации ФГОС. И от его готовности воплощать идеи заложенные в ФГОС, как в личностном, так и в профессиональном плане зависит очень многое.

Прежде всего – учить новому мышлению, методам познания и самоорганизации. Иначе говоря, задача педагога состоит в том, чтобы подвести к двери, дать ключ и научить ученика пользоваться этим инструментом. Никто, кроме самого ученика, не сможет войти в мир знаний.

Я- учитель математики, после окончания университета- в школу! И работаю вот уже 20 лет в сельской школе.

История Трудобеликовской школы начинается с 1920 года, когда Протоцкий ревком принял важное решение: открыть на всех хуторах школы, До 1941 года школа была семилетней. За подвиги в годы войны высокого звания Героя Советского Союза были удостоены выпускники школы Николай Есауленко и Василий Вальков

В 1954 году школа была преобразована в среднюю За 89 лет существования Трудобеликовская школа подготовила более 3 тысяч выпускников, из них 66 закончили школу с золотой медалью, 91 с серебряной. Школа гордиться своими выпускниками, среди которых генералы, профессора, врачи, писатели, художники, работники ФСБ и МВД, военные работники, работники культуры и бизнесмены, механизаторы, работники сельского хозяйства. Каждый второй учитель - выпускник школы № 39.

МБОУ СОШ № 39 является ресурсным центром в Красноармейском районе по обмену и распространению передового педагогического опыта работы. Школа на протяжении 5 лет является пунктом проведения ГИА, заслуженно получив высокую оценку представителями ГЭП края по организации и проведению ГИА -9.

Активно внедряются здоровьесберегающие технологии в учебно - воспитательный процесс.

 Начальная школа МБОУ СОШ № 39 Красноармейского  района в  2010 – 2011  учебном  году  для 1-х классов реализовывала федеральный  государственный   образовательный  стандарт начального общего образования, работая по программе  «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой. Была составлена основная образовательная программа начального общего образования, рассчитанная  на все 4 года обучения в начальной школе.

XXI век отличается от других столетий своей информативностью и множеством способов передачи и получения информации. Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время, поэтому современный урок невозможно представить без применения современных средств ИКТ. Вторжение компьютеров и ИКТ в образовательную систему влило новую струю в преподавание математики, и я с удовольствием их осваиваю и активно применяю на своих уроках.

Компьютер помогает мне на всех этапах обучения: при объяснении нового материала;  закреплении; повторении; контроле знаний, умений и навыков.

При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.

На уроках алгебры и начал анализа использование  ИКТ прекрасно иллюстрирует построение графиков элементарных и более сложных функций и преобразование  графиков..Это приводит к ускорению темпа обучения, высвобождает время, следовательно, интенсифицирует процесс обучения. Это активизирует познавательный процесс у обучаемых, развивает мышление       (наглядно-действенное, наглядно-образное), повышает результативность учебного процесса. Использование ИКТ позволяет реализовать такие развивающие цели обучения, как развитие мышления (пространственного, алгоритмического, интуитивного, творческого, теоретического), формирование умений принимать оптимальное решение из возможных вариантов, развитие умений осуществлять  экспериментально-исследовательскую  деятельность.

Для объяснения и закрепления нового материала используется презентация, содержащая основные понятия, определения, рисунки и схемы, а также задачи на отработку вводимых понятий. Для привлечения и поддержания внимания я применяю эффекты анимации (появление и движение объектов на экране), а также звуковое сопровождение.

Для проведения устного счета используется презентация с открывающимися фрагментами картины или объекта в случае верного ответа и появления картины целиков в конце решенного упражнения. Такого рода устные упражнения заинтересовывают учащихся, развивают реакцию, дух соперничества заставляет тщательнее готовиться к уроку.

Следующий этап урока – отработка навыков. Задача “прописывается ” на интерактивной доске, обсуждается ее решение. Возможен так же вариант многоступенчатого решения, когда обсуждается каждый шаг, а на интерактивной доске появляется верный вариант каждого шага решения.

Одной из основных проблем при изучении геометрии в школе является проблема наглядности, связанная с тем, что изображения даже простейших геометрических фигур, выполненные в тетрадях или на доске, как правило, содержат большие погрешности. Современные компьютерные средства позволяют решить эту проблему.  Современная трехмерная графика позволяет создавать модели сложных геометрических тел и их комбинаций.

Хочется отметить, что эмоциональный настрой урока совсем иной, нежели при использовании традиционных наглядных пособий, результативность изучения темы значительно повышается. На уроке учащиеся показывают высокую активность. Все виды самостоятельных работ выполняются на требуемом уровне и оцениваются моментально.

Таким образом, можно говорить, что интеграция информационных технологий в образовании позволяет осуществить личностно-ориентированный подход в обучении учащихся.

Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

Дальнейший поиск путей активизации познавательной деятельности учащихся строится на идеи проведения уроков, построенных на инициативе учащихся. Среди них особое место в работе учителя занимает проектная деятельность. Китайская пословица «Скажи мне – я забуду. Покажи мне – я могу запомнить. Позволь мне сделать самому это – и это станет моим навсегда» как нельзя лучше характеризует метод проектов. В процессе подготовки проекта, обучающиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в группах, развивают исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации, наблюдение, анализ и т.д.), системное мышление. При выполнении проекта школьники попадают в среду неопределенности, но именно это и активизирует их познавательную деятельность.

Пример применения компьютерных технологий на одном из уроков математики в 10 классе. Тема «Производная». Урок закрепления и повторения знаний. Урок проводился по методу проекта. В ходе урока учащиеся должны были создать проект – компьютерную презентацию по определенной теме. Класс разбит на группы, которые работают над проектами по заданным схемам. Теоретики подбирали теоретический и исторический материал. Практики работали по карточкам, вычисляли значение производной в заданной точке. Технические редакторы работали на компьютере, выбирали макет, шаблон оформления, набирали текст. В конце урока группы защищали созданные проекты, обосновывая при этом выбор тех или иных компьютерных программ.

Компьютер, конечно, не может на уроке математики заменить живое слово учителя, творческого общения, но может стать хорошим помощником.

На уроках так же я использую игровую методику, особенно широко на младшем этапе обучения. Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Чем ближе к жизни игровая ситуация, тем легче и быстрее дети усваивают новый материал. А математика становится не сухой наукой цифр, а огромной страной чудес и новых открытий.

Я стремлюсь дать полноценные знания каждому ученику, формирую  интерес к учёбе нестандартными заданиями и созданием обстановки творческого поиска. На своих уроках постоянно поддерживаю интерес учащихся, поощряю ребёнка в его стремлении самостоятельно исправлять ошибки, одобряю применение знаний в деятельности. Серьезно  работаю над развитием математической речи учащихся, подбираю задания, которые развивают речь, память, внимание. . Различные методы и формы проведения уроков  делают уроки яркими, эмоциональными, вовлекая ученика в процесс самостоятельного поиска, возбуждают у учеников интерес к предмету, желание познания. Стремлюсь к тому, чтобы урок был эффективным. Стараюсь демонстрировать детям своё полное к ним доверие, помогаю в формулировании и уточнении целей и задач, организовываю сообщение нового материала в форме увлекательного диалога, не нарушая логическую структуру урока, исхожу из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению и многое другое.

В современном мире без саморазвития, самообразования никогда не достичь профессионализма. В постоянном поиске, приходится работать в школе- учить детей, «сеять разумное, доброе вечное», работать дома над повышением уровня знаний, чтобы быть «на высоте», чтобы дети видели в тебе современного человека, идущего в ногу со временем и в ногу со своими учениками, а может быть на какие-нибудь пол-шага быстрее, умеющим дать ответ на любой интересующий их вопрос, и уметь ответить виртуозно, грамотно, красиво, чтобы они переглянулись и кивнули друг другу: «Ух ты! Она разбирается в этом!» или «Ничего себе, а мы этого пока не знаем!»

Однако, как бы далеко ни зашел процесс автоматизации обучения, учитель будущего века не забудет о важности непосредственного общения со своими учениками. Никакая, даже самая совершенная техника, не может заменить живого собеседника, выразить свое отношение к изучаемому материалу. Любое техническое средство обучения, даже самое современное и перспективное, - лишь верный помощник педагога, вспомогательное средство. Живое, эмоциональное учительское слово ничем не удастся заменить. Даже самая умная машина не может заниматься духовно-нравственным воспитанием учащихся или пробуждать в них желание творить самим. В век автоматизации от учителя потребуется максимальная степень напряжения своих интеллектуальных сил. Современному педагогу нужно быть специалистом высшего уровня по своему предмету, имеющим глубокие знания не только в рамках учебной программы, но и за ее пределами, чтобы быть готовым к любому вопросу учащихся.

Серьезной проблемой нашего общества является состояние здоровья детей как нравственного, так и физического. Вот поэтому внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий поможет обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности обучающихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, склонностей и потребностей.
    От нас, учителей, зависит, какой будет наша новая школа. Лучше чем У.Черчель и не скажешь: « Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать.»
     Подводя итог, хочется отметить, что учитель, который влюблён в свою профессию, способен достигнуть многого, у него есть желание и потенциал развиваться, учиться новому, стремиться соответствовать требованиям на современном этапе развития общества в связи с реализацией ФГОС. И, наоборот, без любви к профессии, успех невозможен при любых изменениях в системе образования.

    Литература

1.Данилюк А.Я, духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. М. Просвещение, 2011. - 24
2. http://mon.gov.ru
3. http://президент.рф/news
4. http://ru.wikiquote.org
5. http://www.edu.ru/index
6. http://ru.wikipedia.org
7. http://standart.edu.ru
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во обр. и науки РФ. - 2-е изд. - М. Просвещение, 2011. - 31
9. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, - 3-е изд. - М : Просвещение, 2011. - 59


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОВАЯ ШКОЛА ГЛАЗАМИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

Некоторые суждения учителя по модернизации школы в рамках инициативы "Наша новая школа"....

Современный учитель глазами учеников

Научно - исследовательская работа "Современный учитель глазами учеников"...

Социологическое исследование "Современная школа глазами общества" Яхлакова Мария и Худышина Анастасия

Проект выполнен учениками 5 классов, обобщён Яхлаковой Марией и Худышиной Анастасией....

Эссе. Новая школа глазами современного учителя

В эссе изложен взгляд на школу 21 века...

Классный час. Современный учитель глазами ученика. 8 класс

Классный час "Современный учитель глазами ученика" 8 класс. Материал классного часа нацелен на воспитание уважения учащихся к профессии учителя, развитие коммуникабельности, творческих спосо...

Образ учителя глазами современного школьника

Социологическое исследование школьника и учителя. По результатам исследования написана статья...