Профильная практика старшеклассников (из опыта организации и проведения)
методическая разработка (10 класс) по теме

Кузнецова Маргарита Сергеевна
Профильная практика старшеклассников- форма внеурочной деятельности, позволяющая интегрировать деятельность учителей различных учебных циклов, с оединить урочную и внеурочную деятельность.  Представленный материал- опыт создания технологии организации профильного лагеря.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Утверждаю»

____________________

Директор МОУ лицей: ___________ И.Л.Нестерович

_____________ 2011 г.

Программа

 летнего профильного лагеря

 для учащихся

10 (социально- гуманитарного) класса «Интеллектуал».

Дата, время

Мероприятия

Ответственные.

28.05.2011.

7.00- 19.00

Литературной тропой – к постижению классики: учебно- познавательная экскурсия в музей- заповедник А.А.Блока  (село Шахматово Солнечногорского района Московской области). Посещение Сиреневого фестиваля. Интерактивная деятельность.

Кузнецова М.С., учитель литературы, классный руководитель.

Левашова Н.Ф., учитель математики.

03.06.2011.

9.00 – 12.00.

1.Открытие лагеря «Интеллектуал», торжественная линейка.

2. Организационное собрание.

3.Литературно- историческое краеведение: экскурсия в  музей поэта Андрея Белого в г. Железнодорожном.

Кузнецова М.С., учитель литературы,

Диченко Л.В., учитель истории.

06.06. 2011.

9.00 – 12.00.

 Изучаем  литературу и культуру Серебряного века.

Экскурсия в музей В.В.Маяковского в Москве.

Кузнецова М.С., учитель литературы,

Диченко Л.В., учитель истории.

07.06. 2011.

9.00 – 12.00.

  1. Психологический тренинг.
  2.  Библиографическое занятие в Центральной городской библиотеке г.Железнодорожного.
  3. Экскурсия в отдел редких книг Центральной городской библиотеки.

Зиновьева И.И., психолог.

Кузнецова М.С., работники ЦГБ имени А.Белого.

08.06.

 2011

9.00 – 12.00.

  1. Занятия в малых группах:

- математика

- иностранный язык

Левашова Н.Ф, учитель математики,

Салынская Т.В., учитель иностранного языка.

09.06. 2011.

09.00-17.00

  Изучаем историю России.

- Экскурсия в Покровский собор Московского  Кремля.

- Посещение Мавзолея В.И.Ленина.

- Экскурсия «Гроза 1812 года» в Историческом музее.

Диченко Л.В.,

учитель истории.

Кузнецова М.С.,

учитель литературы, классный руководитель.

10.06. 2011.

9.00 – 12.00.

 1. Занятия в малых группах:

-свободная дискуссия «Загадки О.Уайльда и его творчества»;

- знакомство со страницами литературы  XXI века (чтение произведений Глеба Мехеда, Виктории Токаревой, страниц живого журнала» с использованием интернет- технологий);

-искусство и трудности перевода литературных произведений;

Кузнецова М.С.,учитель литературы.

Кузнецова М.С.

Салынская Т.В., Макеева Н.А., учителя английского языка.

14.06.

9.00 – 12.00.

1.Интерактивная лекция «Русские Нобелевские лауреаты».

2. Работа с документами. Практикум.

Диченко Л.В., учитель истории.

15.06.

9.00 – 12.00.

1.Практикум по  работе с текстами публицистического и художественного стилей речи.

2. Занятие по страноведению.

Кузнецова М.С., учитель русского языка и литературы.

Салынская Т.В., учитель английского языка.

16.06.2011.

09.00-16.00

1. Литературной тропой писателей XIX века:

Экскурсия в музей Ф.М.Достоевского в Москве.

  1. Интерактивное занятия в Центральном музее Вооружённых сил по теме  «Страницы истории Великой Отечественной войны». Практический выход: подготовка работ к конференции «Я помню, я горжусь!»

Кузнецова М.С., учитель литературы, работники Центрального музея Вооружённых сил России.

17.06.2011.

9.00 – 12.00.

1.Психологический тренинг.

2.Подведение итогов  профильной практики.

3.Вручение сертификатов участникам практики.

Зиновьева И.И.,психолог.

Протоцкая Т.В., заместитель директора, Кузнецова М.С., преподаватель литературы, Диченко Л.В., преподаватель истории.



Предварительный просмотр:

Отчёт

 о работе летнего профильного лагеря

учащихся 10-3

(социально- гуманитарного) класса «Интеллектуал».

В соответствии с «Положением о летней профильной практике учащихся МОУ лицей», в порядке эксперимента, был организован летний профильный лагерь «Интеллектуал» для учащихся 10-3 (социально- гуманитарного) класса.

Цель лагеря - повышение интеллектуального уровня учащихся  через систему развивающих занятий по русскому языку, литературе, истории, иностранному языку, уроки в музеях и на выставках, через занятия в малых группах.

Задачи:

-апробация внеурочных форм работы:  профильная практика,  профильный лагерь старшеклассников;

-развитие интереса  учащихся к познавательной деятельности через  систему  аудиторных и внеаудиторных занятий, музейную педагогику, дифференциацию, вовлечение в творческую, исследовательскую, проектную  деятельность;

-продолжение работы научного общества старшеклассников социально- гуманитарного учебного профиля «Кастальский ключ»;

-   диагностика развития личности учащихся и ученического коллектива    через сотрудничество со  школьным психологом:  изучение психологической ситуации  в классе, определение  перспективы дальнейшего развития, методов взаимодействия с различными группами учащихся и отдельными учениками.

Работе в лагере предшествовал большой подготовительный этап.

Первый шаг – консультации Протоцкой Т.В., заместителя директора по научно- методической работе, с учителями: определение цели, задач,  направлений и перспектив деятельности.

Второй шаг - совместное собрание учащихся и родителей:  классным руководителем 10-3 класса была дана  информация о  профильном лагере, проведено анкетирование детей и взрослых.

 Всего было опрошено 42 респондента.

 Заданы следующие вопросы:

 1. нужен ли профильный лагерь, почему?;

 2. какие занятия в профильном лагере должны быть организованы?;

 3. в какой форме они должны проводиться?

Все 42 респондента положительно ответили на первый вопрос. Варианты ответов: «нужен, потому что это интересно и полезно»; «даёт возможность лучше подготовиться к ЕГЭ,  продолжить углублённое изучение профильных предметов, сблизиться с одноклассниками»; « позволяет дополнительно позаниматься летом»; «расширяет кругозор», «предложенные программы увлекательны и познавательны» и другие. Отвечая на второй вопрос, респонденты отметили, что необходимы занятия по русскому языку, литературе, истории, иностранному языку и даже по математике («чтобы готовиться к ЕГЭ и к олимпиадам»). Формы занятий, которые хотели бы видеть дети и взрослые: музейные занятия, лекции и беседы по литературе, истории,  в малых группах по иностранному языку, математике, психологические тренинги, уроки на  свежем воздухе, дискуссии, с использованием игровых технологий.

Третий шаг- определение сроков проведения лагеря:с 03.06. по 17.06.11.

Четвёртый шаг - составление программы профильного лагеря и утверждёние её директором МОУ лицей Нестеровичем И.Л (программа прилагается).

Как  функционировал лагерь?

Работа  его фактически началась 28 мая 2011 года:10-3 класс  вместе с учителями Кузнецовой М.С. и Левашовой Н.Ф., а также с активом родителей совершил учебно- познавательную экскурсию в музей- заповедник А.А.Блока, в село Шахматово Солнечногорского района Московской области.  Участники поездки провели поэтическую прогулку по дому и усадьбе поэта, побывали на великолепном Сиреневом фестивале. Экскурсия в Шахматово- часть просветительской программы учителя литературы Кузнецовой М.С. «Литературной тропой- к постижению классики».

Затем  деятельность лагеря продолжалась  на базе лицея.

 Ребята   прослушали лекции «Россия в мире», «Как работать с документами», «Нобелевские лауреаты», «Как работать над учебным проектом?» (Диченко Л.В.,учитель истории), « Страницы русского искусства XX века»: виртуальная экскурсия по залам Третьяковской галереи»(Кузнецова М.С.,учитель литературы), участвовали в работе дискуссионного клуба «Читаем Оскара Уайльда», «Над страницами русской литературы последних десятилетий»( избранные страницы произведений Виктории Токаревой, Людмилы Улицкой, Сергея Довлатова, Евгения  Гришковца) (Кузнецова М.С.,учитель литературы),психологических тренингов (Зиновьева И.И.,школьный психолог), решали  задачи по математике разного уровня сложности (Левашова Н.Ф.,учитель математики), углубляли свои знания по английскому языку (Салынская Т.В., Макеева Н.А.,учителя английского языка).

 Время занятий  с 9.00 до 13.00,  пять дней в неделю.

Как  функционировал лагерь?

Работа  его фактически началась 28 мая 2011 года:10-3 класс  вместе с учителями Кузнецовой М.С. и Левашовой Н.Ф., а также с активом родителей совершил учебно- познавательную экскурсию в музей- заповедник А.А.Блока, в село Шахматово Солнечногорского района Московской области.  Участники поездки провели поэтическую прогулку по дому и усадьбе поэта, побывали на великолепном Сиреневом фестивале. Экскурсия в Шахматово- часть просветительской программы учителя литературы Кузнецовой М.С. «Литературной тропой- к постижению классики».

Затем  деятельность лагеря продолжалась  на базе лицея.

 Ребята   прослушали лекции «Россия в мире», «Как работать с документами», «Нобелевские лауреаты», «Как работать над учебным проектом?» (Диченко Л.В.,учитель истории), « Страницы русского искусства XX века»: виртуальная экскурсия по залам Третьяковской галереи»(Кузнецова М.С.,учитель литературы), участвовали в работе дискуссионного клуба «Читаем Оскара Уайльда», «Над страницами русской литературы последних десятилетий»( избранные страницы произведений Виктории Токаревой, Людмилы Улицкой, Сергея Довлатова, Евгения  Гришковца) (Кузнецова М.С.,учитель литературы),психологических тренингов (Зиновьева И.И.,школьный психолог), решали  задачи по математике разного уровня сложности (Левашова Н.Ф.,учитель математики), углубляли свои знания по английскому языку (Салынская Т.В., Макеева Н.А.,учителя английского языка).

 Время занятий  с 9.00 до 13.00,  пять дней в неделю.

Итогом работы в лагере стало выполнение  проектных работ по литературе (темы прилагаются). По истории России - участие в конкурсе «Я помню, я горжусь», по праву – в конкурсе «Права человека глазами ребёнка».

Проектные, творческие, исследовательские работы, начатые учащимися  в рамках летнего профильного лагеря, будут продолжены в течение следующего учебного года. Они будут  использованы на  уроках литературы, истории, обществознания, права, МХК, на занятиях научного общества, в  конкурсах  различного уровня.

Итоги работы летнего профильного лагеря были подведены на круглом столе учителей и учащихся.  В ходе его работы  ученики 10-3 класса получили сертификаты участников. Также  детьми была проведена письменная рефлексия деятельности.

 В  своих отзывах  все  школьники  позитивно оценили  новую форму работы.

 Вот несколько фрагментов. «Лагерь действительно очень понравился. Мы узнали много нового, будет, что рассказать друзьям. Я очень рада, что учителя предоставили нам такую познавательную программу. Мне понравилось абсолютно всё…». (Богданчик Алеся)

«Это … нужное нововведение…». (Мызина Валентина)

«Мне … понравилась работа лагеря «Интеллектуал». Во- первых, потому, что … мы получили массу новых впечатлений и знаний. Особенно запомнилась поездка в Шахматово, имение А.Блока. Мне было интересно окунуться в атмосферу жизни и творчества поэта. … Я согласна со словами Александра Блока, что Шахматово- это рай на земле.

… Во- вторых, на занятиях, которые  проходили в лицее, я с большим интересом слушала учителей. … эти занятия проходили в свободной и увлекательной форме. На английском языке, в малой группе, я постигала тонкости перевода. … Также очень понравились уроки литературы: нестандартный взгляд на русских и зарубежных писателей. …

Итог: мы повысили уровень знаний, стали более дружным коллективом…». (Ледекер Алина)

«Я считаю, что профильный лагерь должен существовать, так как он позволяет расширить рамки школьной программы, стимулирует к исследовательской деятельности». (Волкова Анастасия)

«Считаю, что в такой лагерь надо привлекать учащихся, начиная с 8 класса: будущий профиль учёбы будет лучше осознан и правильно выбран…». (Малкова Полина)

Ученики высоко оценили уровень занятий по истории, праву, обществознанию: по мнению Леухина Андрея, «глубоко и полно были рассмотрены вопросы жизни современной России». Очень положительно отозвались о занятиях по математике: «с увлечением решали задачи разного уровня сложности и готовились к ЕГЭ и олимпиадам» (Дороньева Рита, Николаев Андрей).

 Позитивно оценены психологические тренинги: «Мы стали ближе друг другу…» (Иноземцева Ангелина), «Мы по- новому увидели себя и своих одноклассников» (Долгопятов Дима).

Какие пожелания высказали ученики?

Во- первых, продолжить работу лагеря в следующем году («Желаю процветать этой замечательной идее…» - Малкова Полина);  во- вторых,  дифференцировать систему школьных занятий («Кому- то нужна история, а кому- то- математика..»- Николаева Ольга); в- третьих,  больше проводить экскурсий, поездок в театр; в- четвёртых,  организовать уроки на свежем воздухе, встречи с интересными людьми.

Лагерь «Интеллектуал» вызвал позитивную оценку и у учителей: и у тех, кто в нём непосредственно работал,  и у тех, кто наблюдал за его деятельностью со стороны. А также информация о лагере, помещённая на сайте лицея, вызвала положительные отклики.

Таким образом, эксперимент по организации лагеря можно считать успешным. Следует продолжить развитие этой формы работы с учащимися, наполнив её новым содержанием.

22.06.2011.

Кузнецова Маргарита Сергеевна, учитель русского языка и литературы, классный руководитель 10-3 класса, координатор программы летнего профильного лагеря старшеклассников «Интеллектуал».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практика организации и проведения профильной смены "Олимпийская неделя"

Организация работы профильной смены по олимпийскому воспитанию...

Из опыта организации и проведения уроков внеклассного чтения

Система уроков внеклассного чтения в среднем звене общеобразовательной школы...

Школьный семинар "Социальная практика", выступление с опытом работы по теме: "Социальная практика в профильном обучении"

В основу организации учебно-воспитательного процесса профильных классов нашей школы была положена идея практико-ориентированного обучения. Из опыта работы классного руководителя....

Из опыта организации и проведения физического практикума в 10 классе профильного уровняю

В данном опыте  рассказывается о 13 лабораторных работах физического практикума и подробно о 3-х из них с подробным описанием, с фотографиями и чертежами. Данные 3 работы являются авторскими....

Организация и проведение практики по специальности 53.02.01 Музыкальное образование в рамках профессионального модуля «Преподавание музыки и организация внеурочных музыкальных мероприятий в общеобразовательных организациях»

Учебно-методическое пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 53.02.01 Музыкаль...

Текст сообщения к публичной презентации опыта организации и проведения мероприятия технической направленности муниципального уровня "Слёт юных техников"

Текст в сжатой форме сопровождает слайдовую стендовую презентацию. Может быть полезен для оценки и обобщения опыта проведения массовых мероприятий....