Главные вкладки

    Интегрированный урок как одна из форм обучения
    методическая разработка по теме

     

    Одним из путей развития творчества в процессе обучения в школе являются интегрированные уроки. Именно на таких уроках учащиеся получают глубокие разносторонние знания об объектах изучения, используя информацию из различных предметов, по-новому осмысливают события и явления. Все это стимулирует аналитическую деятельность учащихся, развивает потребность в системном подходе к объекту познания, формирует умения анализировать и сравнивать сложные процессы и явления объективной действительности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon integraciya.zip87.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    Е.А. Битулина

    МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8 г. Нурлат»

    e-mail: elena.bitulina@mail.ru

    Интегрированный урок как одна из форм обучения

    Одним из путей развития творчества в процессе обучения в школе являются интегрированные уроки. Именно на таких уроках учащиеся получают глубокие разносторонние знания об объектах изучения, используя информацию из различных предметов, по-новому осмысливают события и явления. Все это стимулирует аналитическую деятельность учащихся, развивает потребность в системном подходе к объекту познания, формирует умения анализировать и сравнивать сложные процессы и явления объективной действительности.

    Преимущества интеграции на уроке

    1. Мир, окружающий учащихся, познается ими в многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, не дают представления о целом явлении.

    2. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

    3. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна. Это могут быть уроки – конференции, уроки – исследования.

    4.  Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне.  Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключений на разнообразные виды деятельности, повышают познавательный интерес, развивают  воображение, внимание, мышление, речь.

    5. Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые
    подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.

    6. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям нашей  жизни.

    Интегрированный урок требует тщательного подготовки, т. к обучающимся предстоит создать общую картину по отдельно взятой теме, что требует определённых интеллектуальных усилий.

    Роль учителя на интегрированном уроке меняется, его главной задачей становится организация такого познавательного процесса, при котором обучающиеся осознают взаимосвязь всех областей знаний, полученных ими на уроках предметов школьного курса, так и в результате кропотливой работы с дополнительными источниками информации.

    Работа над уроком может включать следующие этапы:

    Подготовительный этап - определяются цели и задачи урока, необходимостью интеграции с другими школьными предметами. Обучающиеся подбирают дополнительную литературу, иллюстрации, аудио - и видеоматериалы по конкретному вопросу данной темы, получают индивидуальные задания.

    Во время подготовки и проведения интегрированного урока происходит взаимодействие двух и боле учебных дисциплин, и ребёнок здесь выполняет новую, более активную и значимую для самого себя роль, повышающая его самооценку и понимание необходимости пополнения багажа знаний за пределами материала учебника.

    Основной этап - организация и проведение урока. Урок может проходить в виде:  урока - игры, урока с элементами анализа и сопоставления различных источников информации, урока - решения проблемных ситуаций, урока  - размышления, урока - дискуссии, урока – конференции и т.д.

    Заключительный этап - Учитель совместно с учениками  подводит итоги урока. Определяет вопросы для дальнейшей работы по изученной теме.

    На мой взгляд, именно учитель должен выступать инициатором интеграции, исподволь выявляя связь химии с другими предметами, знаний полученных обучающимися в школе и вне её, подводя к этим выводам самих ребят. Интеграция должна проходить "красной нитью" по всем школьным предметам.

    Мне хотелось представить Вашему вниманию некоторые моменты из опыта своей работы.

    В 8 классе - работая над темой "Закон сохранения массы веществ" можно ознакомиться с жизненным путём М.В. Ломоносова, рассмотреть эту историческую личность как математика, поэта, химика, физика.

    Тема "Строение атома" позволяет интегрировать знания, полученные в курсе физики.

    При изучении строения и свойств воды - рассмотреть этимологию слова "вода", предложить осуществить подбор поговорок, пословиц и загадок по данной теме. Либо провести интеграцию с биологией разобрать воду как основу всего живого на Земле, её биологическое значение. Можно также проинтегрировать с экологией «Загрязнение вод мирового океана. Последствия влияния антропогенного фактора на чистоту воды»

    Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений интеграция химии, экологии.

    Изучая темы курса химии 9 класса, которые рассматривают важнейших представителей групп Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, можно провести следующие интегрированные уроки:

    1. Щелочноземельные металлы. Роль калия и натрия в организме Калиево-натриевый насос (химия, биология)
    2. Соединения кальция. Роль соединений кальция в организме человека (химия, биология)
    3. Соединения железа. Роль соединений железа в организме человека. Гемоглобин (химия, биология)
    4. Галогены. Роль йода, фтора в организме человека (химия, биология)
    5. Кислород – основа всего живого на Земле. Роль цианобактерий в формировании Атмосферы на Земле (химия, биология)
    6. Оксиды серы и проблема кислотных дождей (химия, биология, экология)
    7. Азот. Образование азота в клубеньках бобовых культур - азотфиксирующими бактериями (химия, биология)
    8. Соли аммония. Удобрения. Правила внесения удобрений (химия, биология, экология)
    9. Соли азотной кислоты. Содержание нитратов в овощах и фруктах и их влияние на организм (химия, биология, экология)
    10. Фосфор. Значение фосфора в организме человека (химия, биология)
    11. Оксиды углерода. Углекислый газ. Угарный газ. Влияние угарного газа на содержание кислорода в составе крови (химия, биология)

    При изучении курса органической химии необходима интеграция знаний в области биологии, географии, экологии, химии.

    1. Природный газ (химия, география).
    2. Нефть. Природные источники углеводородов (химия, экология, география)
    3. Каменный уголь. Роль споровых растений Карбонового периода на формирование залежей каменного угля (химия, биология, экология, география)
    4. Глюкоза. Фотосинтез (химия, биология)
    5.  Спирты. Влияние алкоголя на организм подростков. Показать химические свойства спиртов и их воздействие на белковые соединения. Объяснить учащимся последствия гормонального воздействия женских гормонов растительного происхождения, содержащихся в пиве на мужской и женский организм.

    Можно провести демонстрацию опыта: «Химическое воздействие алкоголя на белок», доказывающий, что концентрация алкоголя не влияет на организм человека. (химия, биология)

    1. Белки. Функции белков в организме (химия, биология). Данный урок имеет место как в программе по биологии, так и по химии. И его можно провести как урок с упором на химические знания, и  внести элементы урока биологии, например решение биологических задач

    Задача: При продолжительности жизни 70 лет обновление белка происходит   200 раз. Зная свой возраст, предложите, сколько раз поменяется у Вас белок?  

    Либо с упором на  биологические знания, но с применением химического эксперимента.

    Химические свойства белков. Лабораторная работа. КСАНТОПРОТЕИНОВАЯ РЕАКЦИЯ

    В пробирку поместите 10 капель раствора яичного белка и 2 капли концентрированной (1:3) азотной кислоты. Смесь осторожно нагрейте до появления желтого осадка и охладите. Добавьте по каплям концентрированный раствор аммиака до появления оранжевой окраски.

    БИУРЕТОВАЯ РЕАКЦИЯ

    В пробирку поместите 5 капель раствора яичного белка и столько же 20%-го раствора гидроксида натрия. Добавьте 1-2 капли 2%-го раствора сульфата меди (II), появится красно-фиолетовая окраска.

    1. Жиры. Функции жиров в организме. Сбалансированное питание основа здоровья (химия, биология)
    2. Углеводы. Функции углеводов в организме (химия, биология)
    3. Ферменты. Значение ферментов в осуществлении обменных процессов в организме человека (химия, биология)
    4. Витамины.  Урок биологии, химии.

    ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА  «Определение содержания витаминов А и С в пищевых продуктах»

    Определение витамина А в подсолнечном масле.

    В пробирку налейте 1 мл подсолнечного масла и добавьте 2-3 капли 1 %-ного раствора FeClз.
    При наличии витамина А появляется ярко-зеленое окрашивание.

     Обнаружение витамина С в яблочном соке.

    Налейте в пробирку 2 мл сока и добавьте воды на 10 мл. Затем влейте немного крахмального клейстера (1 г. крахмала на стакан кипятка). Далее по каплям добавляйте 5 %-ный раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10–15 с. Техника определения основана на том, что молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются йодом. Как только йод окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая же капля, прореагировав с крахмалом, окрасит раствор в синий цвет.

    Определение витамина D в рыбьем жире или курином желтке.

    В пробирку с 1 мл. рыбьего жира прилейте 1 мл раствора брома. При наличии витамина D появляется зелено – голубое окрашивание.

    1.  Гормоны. Железы внутренней секреции и их гормоны (химия, биология)
    2. Водородная связь. Определение веществ в организме человека имеющих водородную связь (химия, биология)
    3. Скорость химических реакций. Влияние фермента каталазы на скорость разложения пероксида водорода

    Познания в области математики являются основой при решении расчётных задач, любого из курсов химии с 8 по 11 класс. В свете современных инноваций использование информационно - коммуникационных технологий, образовательных ресурсов Интернет, так - же является основой при подготовке интегрированного урока.

    Литература

    1.  Драхлер А.Б. Сеть творческих учителей: методическое пособие / А.Б. Драхлер. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. - 171 с.: ил. ISBN 978-5-94774-837-6

    2.  Библиотечка "Первого сентября": Как готовить интегрированные уроки / Москва "Чистые пруды", 2006.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Схема. Игра , как одна из форм обучения детей со сложной структурой дефекта

    Схема. Игра , как одна из форм обучения детей со сложной структурой дефекта....

    РМО. Доклад "Интегрированный урок как одна из форм нетрадиционного образовательного процесса"

    Работа поможет коллегам подробно рассмотреть интегрированный урок как нетрадиционную форму преподавания, имеющую богатый потенциал....

    Интегрированный урок как одна из эффективных форм обучения детей в коррекционной школе

    В работе описаны особенности использования  интегрированного обучения в коррекционной школе...

    Нетрадиционный урок как одна из форм развивающего обучения в соответствии с реализацией ФГОС

       В последние годы особую популярность в практике учителей приобрели нетрадиционные уроки. Что следует понимать под понятием «нетрадиционный урок»? Нетрадиционный урок ...

    "Интегрированный урок как одна из форм обучения"

    quot;ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ"...