РМО. Доклад "Интегрированный урок как одна из форм нетрадиционного образовательного процесса"
статья по теме

Нестерова Ольга Анатольевна

Работа поможет коллегам подробно рассмотреть интегрированный урок как нетрадиционную форму преподавания, имеющую богатый потенциал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok.docx16.81 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок как одна из форм нетрадиционного образовательного процесса в современной школе

( доклад на РМО учителей русского языка и литературы)

        В настоящее время перед современной педагогической наукой стоит проблема, как повысить интерес школьников к учебе. Одна из причин потери интереса – это не всегда пригодность традиционных приемов обучения для современных школьников, ведь у нашей молодежи сегодня сильно развито чувство самосознания и собственного достоинства, она о многом имеет представление, поэтому занятия, базирующиеся на авторитарном режиме, бездоказательных утверждениях, вызывают лишь раздражение и скуку. Это побудило преподавателей искать новые методы и средства, способствующие развитию интереса к предмету, расширяющие и обогащающие методический арсенал учителя.

        Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения.

        Немалая роль отводится нетрадиционным или нестандартным урокам. Формы нетрадиционных уроков весьма разнообразны. Лизинский в книге «Методическая работа в школе» предлагает 39 форм нестандартных уроков.

        Развитие любой науки, и методики в том числе, напрямую связано с формированием терминологии. Поэтому неудивительно, что и в методике преподавания время от времени появляются такие слова-названия типа «методист-исследователь», «новатор», «технология учебного процесса» и т.д. Последняя новация такого рода – это интеграция учебного процесса. Великий чешский педагог Ян Амос Каменский говорил : «Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи». Конечно, интеграция знаний на уровне понятий – это всем известные межпредметные связи. Однако интеграция учебных предметов не ограничивается только этим. Это еще и общие законы, теории, проблемы, принципы.

        Что же такое интеграция? Ни в одном словаре или справочнике нет методического значения слова «интеграция». Зато хорошо известно, что латинское слово «integratio» принято к употреблению в 2 значениях:

  1. Процесс взаимного приспособления и объединения национальных хозяйств двух и более государств с однотипным общественным строем;
  2. Объединение в целом каких-либо частей, элементов.

Отсюда следует, что интеграция в методике преподавания – это процесс приспособления и объединения определенных элементов или частей разных видов учебной деятельности в единое целое при условии их целевой и функциональной однотипности.

        Идея интеграции обучения вытекает из стремления дать молодому поколению целостное представление о природе, обществе и своем месте в них. А для формирования этого представления необходимо формирование интегративного сознания, т.е. такого рода сознания, которое заключатся в способности человека воспринимать действительность как совокупную целостность каких-либо частей, связанных между собой. Именно на формирование такого сознания направлена деятельность учителя, дающего интегративный урок.

        Конечно, практика показывает, как трудно осуществить эти связи, как часто школьник «за деревьями не видит леса». Интегрированные уроки могут проводиться в форме лекций, конференций, семинаров и пр. На интегрированных уроках используются такие способы воздействия на учащихся как видео-художественный, музыкальный ряд, телевидение, пресса, театр, декламация, чтение и показ документов эпохи.

        Но не все уроки приемлемы для интеграции. В основе интегрированных уроков должна быть близость содержания ведущих тем разных предметов и их логическая взаимосвязь. Например, русский – литература, математика – природоведение, литература – природоведение и др. Такие уроки нельзя проводить часто, т.к. они теряют новизну и снижают интерес учащихся к такого рода урокам. Да и не все темы и разделы учебной программы надо интегрировать. Наиболее благоприятны для интеграции уроки литературы, ИЗО, музыки. Именно на таких уроках у детей развивается образное мышление, воспитываются эстетические чувства, любовь к родному языку, природе, литературе, музыке, расширяется кругозор, обогащаются знания учащихся.

        Интеграция в образовании необходима, т.к. у современных школьников из-за множества учебных дисциплин формируется фрагментарность мировоззрения и трудности с адаптацией в современном интегрированном мире.

        Интеграция должна быть постепенной, от внутрипредметной к межпредметной. Подготовка к такого рода урокам кропотлива. Что требуется от преподавателя?

  1. Он должен в полной мере владеть содержанием своего предмета.
  2. Хорошо знать содержание учебного предмета, с которым будет интеграция.
  3. Уметь создавать для себя единую картину мира, единое пространство.
  4. Если урок проводят несколько учителей-предметников, то между ними важна психология, должно быть взаимопонимание с полуслова.

    Не каждый преподаватель решится на проведение такого урока. Роль учащихся тоже должна стать иной. Ученик должен стать активным участником учебного процесса. У талантливого педагога ученики на интегрированном уроке становятся союзниками по решению проблем урока.

        Если интегрированный урок проходит в форме дискуссии, семинара, то необходима подготовка в несколько этапов. На первом этапе – накопление учащимися информации по теме. На втором этапе – консультирование преподавателем учащихся, самостоятельная работа учащихся ( создание рефератов, таблиц и т.д.). На третьем этапе – проведение урока. На четвертом этапе – подведение итогов.

        Интегрированные уроки создают ситуацию для опережающего обучения, когда учащиеся на наглядном примере видят цель, задачи и результат деятельности и соотносят их с собственным уровнем интеллекта. Интегрированный урок должен быть построен таким образом, чтобы 60-80% учебного времени занимало творчество учащихся.

        В нашей школе уже проводились подобного рода уроки. Например, в среднем звене обучения урок истории – ИЗО (Кузнецова Т.В. и Лемкин Н.Е.), литературы – ИЗО ( Мишаленкова Т.В. и Лемкин Н.Е.); в начальных классах уроки чтения – музыки ( Лазарева И.А. и Саушова Т.В.). Это говорит о том, что интегрированный урок как одну из форм нетрадиционного образовательного процесса используют в своей работе учителя- предметники нашей школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заочная экскурсия как одна из форм нетрадиционных уроков.

Далеко не всегда имеется возможность организовать поездку для учащихся в родные места того или иного писателя.Воссоздаваемая в классе обстановка той эпохи, во времена которой творил изучаемый автор, п...

Общественный смотр знаний – одна из форм нетрадиционного контроля знаний, умений и навыков учащихсяПроверка знаний учащихся

Общественный смотр знаний – одна из форм  нетрадиционного контроля знаний,  умений и навыков учащихсяПроверка знаний учащихся...

Общественный смотр знаний – одна из форм нетрадиционного контроля знаний, умений и навыков учащихся

Общественный смотр знаний – одна из форм  нетрадиционного контроля знаний,  умений и навыков учащихсяПроверка знаний учащихся...

Нетрадиционный урок как одна из форм развивающего обучения в соответствии с реализацией ФГОС

   В последние годы особую популярность в практике учителей приобрели нетрадиционные уроки. Что следует понимать под понятием «нетрадиционный урок»? Нетрадиционный урок ...

Педагогическая мастерская "Нетрадиционные формы организации образовательного процесса в рамках требований ФГОС".

Цель: дифференциация, интеграция, проектирование и ИКТ как метапредметные результаты освоения программы в рамках реализации ФГОС. Задачи: 1. Совершенствование профессиональной компетенции учите...

Презентация "Нетрадиционные формы организации образовательного процесса в рамках требований ФГОС".

Цель: дифференциация, интеграция, проектирование и ИКТ как метапредметные результаты освоения программы в рамках реализации ФГОС. Задачи: 1. Совершенствование профессиональной компетенции учите...