Заочная экскурсия как одна из форм нетрадиционных уроков.
учебно-методический материал по литературе (6 класс) по теме

Афанасьева Елена Анатольевна

Далеко не всегда имеется возможность организовать поездку для учащихся в родные места того или иного писателя.Воссоздаваемая в классе обстановка той эпохи, во времена которой творил изучаемый автор, поможет учащимся лучше понять произведение писателя и его позицию. При правильной подготовке такая форма проведения урока запомнится надолго, так как в ней представлены  игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке урока, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-ekskursiya.docx50.09 КБ

Предварительный просмотр:

Афанасьева Елена Анатольевна – учитель русского языка и литературы,

 ГБОУ СОШ «ОЦ» с.Александровка

ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ  НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКОВ

Цель работы:

Углубление  интереса учащихся к личности, биографии и творческой лаборатории писателя.

Задача:

Воссоздать в классе обстановку той эпохи, во времена которой                              творил изучаемый автор.

Актуальность:

Я  считаю свою работу актуальной, так как в настоящее время концепция нетрадиционных уроков занимает главенствующее место в методике литературы, но еще не до конца разработана методистами, так как существует недостаточное количество уроков-образцов, представляющих эту концепцию; а я, в свою очередь, пытаюсь проанализировать и, по возможности, дополнить имеющиеся разработки.

Своеобразие системы работы:

Далеко не всегда имеется возможность организовать поездку для учащихся в родные места того или иного писателя. Воссоздаваемая  в классе обстановка той эпохи, во времена которой творил изучаемый автор, поможет учащимся лучше понять произведение писателя и его позицию.

При правильной подготовке такая форма проведения урока запомнится надолго, так как в ней представлены  игровые моменты, оригинальная подача материала,  занятость учащихся не только при подготовке урока, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы.

Творческие принципы, используемые при подготовке нетрадиционного урока:

  1.  Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении.
  2.  Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке. Различные формы групповой работы на уроке.
  3.  Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.
  4.  Поддержка альтернативности, множественности мнений.
  5.  Развитие функции общения на уроке как условие обеспечение взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.
  6.  «Скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям, склонностям.
  7.  Использование оценки в качестве формирующего инструмента.

Оборудование:

  1. Портрет изучаемого писателя, желательно выполненный в то время, когда он создавал свои произведения.
  2. Книги, написанные автором, его статьи. Оформить их можно в виде стенда с заглавием из произведений данного писателя.
  3. Стенд с использованием комплекта открыток, иллюстраций к произведениям автора, рисунков самих учащихся, фотографий и других материалов.

Форма работы:

  1. Коллективная.
  1. Групповая.
  2. Парная.
  3. Индивидуальная.

Формы контроля:

  1. Устный опрос.
  2. Тестирование.
  3. Сочинение по творчеству писателя.
  4. Викторина.

Вывод:

Результатом данного урока-экскурсии является не количественные показатели, а создание творческого продукта.

План.

Введение.

Глава 1. Нетрадиционные уроки в системе занятий в современной средней школе

1.1 Специфика нетрадиционных уроков.

1.2 Методика подготовки и проведения нетрадиционных уроков.

1.3 Классификация уроков, проводимых в нетрадиционной форме.

Глава 2. Урок - заочная экскурсия.

2.1 Проектная идея урока: урок - заочная экскурсия.

2.2 Примерный план урока – экскурсии.

Глава 3. Путешествие на родину И.С. Тургенева.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение

Современная система образования развивается очень быстро. В первую очередь это обусловлено изменением отношения к ученику как к объекту образования. Современные программы придают большое значение деятельностному обучению. Соответственно, необходимо изменение в формах проведения самого образовательного процесса. Программы требуют нового подхода не только к характеру отношений учитель-ученик, но и к характеру урока, на котором взаимодействуют учащиеся и учителя. Поэтому традиционная система уроков видоизменяется, появляются новые виды, формы уроков, которые в современной методике преподавания литературы принято называть «нетрадиционными».

Я  считаю свою работу актуальной, так как в настоящее время концепция нетрадиционных уроков занимает главенствующее место в методике литературы, но еще не до конца разработана методистами, так как существует недостаточное количество уроков-образцов, представляющих эту концепцию; а я, в свою очередь, пытаюсь проанализировать и, по возможности, дополнить имеющиеся разработки. Я склонна утверждать, что нетрадиционные уроки являются лишь одним из видов уроков, поэтому их проведение возможно нечасто, но они - требование времени, и отказаться от них невозможно.

Глава 1. Нетрадиционные уроки в системе занятий в современной средней школе

1.1 Специфика нетрадиционных уроков

Человек, живущий в современном мире, вынужден воспринимать и перерабатывать огромный объем информации. Большую часть представлений о мире каждый из нас получает в школе, вот почему задача образовательного учреждения состоит в том, чтобы найти эффективные средства преподавания, способные не только количественно увеличить объем предложенного учебного материала, но и обеспечить его качественное запоминание и усвоение.

Одним из наиболее продуктивных путей обучения в связи с обозначенной проблемой может быть использование межпредметных связей, эффективной формой реализации которых являются интегрированные уроки, для проведения которых привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов. Важно не прекращать поиск необычных форм деятельности учащихся на занятии, внедрение в процесс преподавания новых технологий. Современный урок литературы все чаще становится нестандартным (или нетрадиционным).

Современный урок должен обладать следующими характеристиками:

- адекватность современному уровню научных представлений о мире;

- возможность развернуть перед учеником многомерную картину мира в динамике, во множественных взаимосвязях;

- высокий уровень самостоятельности, деятельности;

- совершенствовать коммуникативные возможности учащихся;

- расширения «горизонтов» видения в преподавании «собственного» предмета и новых перспектив деятельности, возможность открыть для себя «мир заново»;

- стимул к поиску новых методических форм взаимодействия учителя и ученика;

- объединение усилий различных специалистов в решении общих проблем, возможность учета ценностных ориентаций и мотиваций обучаемых;

- стремление избежать перегрузки в учебном процессе.

Нетрадиционные уроки достаточно традиционны по структуре. Но их содержание и средства его представления совершенно необычны. По моему мнению, именно благодаря этой необычности содержания, методов и форм, урок придает необходимое ускорение развитию личности. Все зависит от того, какую позицию займет учитель.

При правильной подготовке такая форма проведения урока запомнится надолго, так как в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке урока, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы, субъект - субъектные отношения. Тем не менее, выбирая данный тип урока, необходимо помнить:

1. нетрадиционные уроки являются только одним из видов уроков, поэтому их проведение возможно нечасто;

2. не всегда содержание материала темы или тем может быть представлено в нетрадиционной форме;

3. данные уроки требуют предварительной подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся, поэтому возможности их проведения несколько ограничены;

4. все содержание учебного предмета не может быть представлено через нетрадиционные формы;

1.2 Методика подготовки и проведения нетрадиционных уроков

Выделяются три периода: подготовительный, собственно урок и его анализ.

Подготовительный.

В нем активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность проявляет лишь учитель (написание плана-конспекта, изготовление наглядных пособий, раздаточного материала, обеспечение и т.д.), то во втором случае в значительной степени задействованы и учащиеся. Они делятся на группы, команды, экипажи, получают или набирают определенные задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимого дидактического материала и т.д.

Собственно урок.

Первый этап. Он является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся: ставятся проблемы, выявляется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока. Намечаются ситуации, участие в которых позволить решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи.

Развитие мотивационной сферы осуществляется тем эффективнее, чем результативнее проведен подготовительный период: качество выполнения учащимися предварительных заданий влияет на их интерес к предстоящей работе. При проведении урока учитель учитывает отношение учащихся к оригинальной форме урока; уровень их подготовленности; возрастные и психологические особенности.

Второй этап.

 Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных нестандартных формах организации их мыслительной активности.

Третий этап.

 Он посвящен формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, а растворяется в каждом из предшествующих этапов.

Анализ.

В период анализа данных уроков целесообразно оценивать как итоги обучения, воспитания, развития учащихся, так и картину общения - эмоциональный тонус урока: не только в общении учителя с учащимися, но и в общении учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.

Очевидно, что рассмотренные в частности - это только ориентиры, наметки для педагогического творчества. Но они помогают начать, устанавливая некоторые точки опоры.

Можно нетрадиционно освещать не весь материал на уроке, а только его часть.

1.3 Классификация уроков, проводимых в нетрадиционной форме

Классификация, то есть распределение по разрядам (классам), помогает выделить общие основания в том случае, когда приходится выбирать наиболее необходимое, интересующее, подходящее из очень большого количества материала, информации.

Предложенные мною основания и есть то главное, что поясняется через цели и реализуется в конкретных формах. Это не исчерпывающая и окончательная информация.

По моему мнению, даже простое представление таких сложных понятий, как основания и цели, при сравнении с тем, где они проявляются - с формами, проясняет основное: зачем выделять это самое главное. Для этого необходимо обратить внимание на две особенности классификации. Первая - все цели направлены на учеников, но помогают учителю организовать непривычную учебную деятельность; вторая - некоторые формы как бы повторяют друг друга, но все они - разные, поэтому разным становится и смысл урока, и его оформление.

Понять главное в нетрадиционном уроке помогают творческие принципы:

1. отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении.

2. максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке. Различные формы групповой работы на уроке.

3. не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.

4. поддержка альтернативности, множественности мнений.

5. развитие функции общения на уроке как условие обеспечение взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.

6. «скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям, склонностям.

7. использование оценки в качестве формирующего инструмента.

Как первая, так и вторая группы принципов задают общее направление педагогическому творчеству, ориентируя на весьма конкретную деятельность обучения. Эти принципы и показывают основные отличия нетрадиционного урока от традиционного, поэтому могут быть использованы при анализе нетрадиционных уроков.

Глава 2. Урок - заочная экскурсия

2.1 Проектная идея урока: урок - заочная экскурсия

Поиск нетрадиционных форм урока ведется уже не первое десятилетие.

Урок в форме заочной экскурсии был предложен в 1966 году В. Г. Маранцманом (это урок, знакомящий учеников с жизнью и личностью А. П. Чехова). Позднее этим же методистом был предложен этот тип урока на другом материале.

С течением лет изменилась не столько форма урока, сколько степень самостоятельности учащихся.

Такая форма урока как заочная экскурсия изучена в методике преподавания литературы не до конца. Каждый методист, занимающийся этой проблемой, вносит свои элементы в замысел урока.

Далеко не всегда имеется возможность организовать поездку для учащихся в родные места того или иного писателя. Задача учителя на уроке - заочной экскурсии - воссоздать в классе обстановку той эпохи, во времена которой творил изучаемый автор. Это поможет учащимся лучше понять произведение писателя, его позицию.

Урок типа заочной экскурсии может быть проведен с разными целями:

- заочные экскурсии по местам жизни писателя можно использовать для углубления интереса к фактической стороне биографии;

- углубления интереса к личности писателя;

- углубление интереса к творческой лаборатории писателя (как в творчестве преображается природа родного для писателя края, какие реалии способствовали появлению определенных художественных образов).

Как реализуется замысел урока? Совместная деятельность учащихся и учителя осуществляется поэтапно.

Подготовительный этап.

Учитель создает мотивацию учащихся; просит их разбиться на группы для выполнения домашнего задания.

Одна часть класса готовит устное сообщение об истории того периода: какие процессы происходили в политике, в социальной среде, в культурной жизни общества.

Вторую группу можно попросить найти в тексте и выразительно прочитать описание мест, где жил автор и герои его произведений.

Можно дать задание ученикам нарисовать, как они представляют себе героев произведений, их дома и место действия.

Другим группам можно заранее предложить выписать на карточки имена героев, названия улиц, площадей, церквей, рек, дорог, связанных с темой урока - экскурсии; составить карту маршрута по местам произведений изучаемого автора, подготовить литературную страничку в школьной стенгазете и т. д. Ясно, что для активизации творческого воображения нужен материал. С этой целью надо внимательно прочитать произведения, указанные учителем; основательно изучить биографию автора; подготовить выразительное чтение фрагментов произведений изучаемого автора.

Учащиеся знакомятся с программой; определяются с той сферой деятельности, в которой хотели бы себя развивать, реализовать.

Деятельный этап.

Учитель осуществляет при необходимости корректировку деятельности групп, организационное сопровождение.

Учащиеся осуществляют деятельность по определенному, разработанному ими плану.

Оценочно-прогностический этап.

Учитель в совместной с учащимися деятельности осуществляет представление результата деятельности.

Что дает данный урок-экскурсия педагогу?

1. Появляется возможность по-новому увидеть учащегося.

2. Иметь более широкую возможность оценивания учащихся, выйдя за рамки привычного стереотипа оценивания.

3. Возможность эмоционального удовлетворения; стимула к дальнейшей деятельности.

Результатом данного урока-экскурсии является не количественные показатели, а создание творческого продукта.

2.2 Примерный план урока-экскурсии.

При организации урока необходимо использовать следующее оборудование:

1. Портрет изучаемого писателя, желательно выполненный в то время, когда он создавал свои произведения.

2. Книги, написанные автором, его статьи. Оформить их можно в виде стенда с заглавием из произведений данного писателя.

3. Стенд с использованием комплекта открыток, иллюстраций к произведениям автора, рисунков самих учащихся, фотографий и других материалов.

По ходу урока зачитываются доклады с описанием политической обстановки того времени, ярких исторических событий, сообщения о культурной жизни эпохи.

Можно попросить ребят закрыть глаза и представлять экскурсию молча. Учащиеся слушают голос учителя и в их сознании возникают образы тех мест, про которые им рассказывает учитель. Необходимо спросить, что им представляется в первую очередь, что им открывается потом.

Свой рассказ учитель должен начать с общей панорамы. У учащихся должно создаться ощущение, как будто они сами видят то место, о котором идет речь. Далее необходимо остановиться на вещах и предметах, вдохновлявших писателя при создании произведений. Объяснить историю возникновения такой тесной связи. Это может быть Нева, как у Ф. М. Достоевского, или старый дуб в парке, как у И. С. Тургенева.

Вслед за осмотром окрестностей следует описание дома писателя с подробным рассказом о предметах мебели и интерьера. Мы проходимся по всем комнатам, заглядываем в рабочий кабинет, именно он может многое рассказать о личности своего хозяина. Учитель говорит о знаменитых людях, посещавших этот дом, собраниях и кружках, имевших место быть в его стенах. Необходимо рассказать о нравах других жильцов, объяснить, как они повлияли на характер и мировоззрение писателя.

Важно отметить все этапы становления писателя как личности: описать его детство, рассказать о том учебном заведении, где он обучался. Нужно сообщить ученикам о порядках, царивших там, о людях, посещавших занятия вместе с изучаемым автором.

Глава 3. Путешествие на родину И.С. Тургенева

В Мценском районе Орловской области, в 65 км от города Орла и в 15 км от города Мценска, находится усадьба великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева - ныне Государственный заповедник Спасское – Лутовиново.

Спасское - Лутовиново принадлежит к числу замечательных культурных памятников России. На протяжении долгих лет оно было тесно связано с жизнью и творчеством И. С. Тургенева.Здесь он полюбил русскую природу, русский народ и возненавидел крепостнический гнет. Те глубокие впечатления, которые писатель получил в Спасском, послужили ему богатейшим материалом для творчества. В произведениях писателя художественно отразились окружавшие его реальные лица, реальная обстановка.

На сельском выгоне перед входом в усадьбу и сейчас еще виден сглаженный временем земляной вал - неправильный четырехугольник, внутри которого угадываются заросшие травой земляные холмики. Это старинное сельское кладбище, которое существовало уже тогда, когда только начинали обживать эту землю на границе с татарами и «литвой» русские люди.

С незапамятных времен стояла в середине кладбища деревянная церковь Спаса Преображения, по которой и само село стали звать Спасским. В конце XVI века царь Иван Грозный «пожаловал» сельцо Ивану Лутовинову. С тех пор на протяжении многих поколений Спасское служило центральной усадьбой многочисленных лутовиновских поместий. В былые времена село находилось примерно в километре к северо-востоку от того места, на котором оно расположено в наши дни.

Устроителем спасской усадьбы, связанной в нашем сознании с памятью об Иване Сергеевиче Тургеневе, стал его двоюродный дед Иван Иванович Лутовинов. Центром стал двухэтажный деревянный, обложенный кирпичом,  украшенным колоннами, пятиаршинными светлыми окнами, залом в «два света» и широко распахнутыми каменными галереями по обеим сторонам. Перед фасадом дома были разбиты пышные цветники с фигурными клумбами, засаженными пионами, лилиями, левкоями и маргаритками. От дома к пруду тянулись многочисленные «службы». Даже в сухом перечне строений, оставшихся после смерти И. И. Лутовинова, можно почувствовать своеобразие быта обширной барской усадьбы XVII века, того быта, который еще застал в детстве писатель.

Одной из самых трудоемких работ было устройство парка. Границу усадьбы обозначил глубокий ров, выкопанный по всей ее окружности. Работы по благоустройству парка были начаты на самом рубеже XVIII и XIX столетий. Временем окончания можно считать дату освящения вновь построенной каменной церкви - 1809-й год.

Организация и успешное завершение этих огромных, необычайно трудоемких работ свидетельствуют не только о незаурядной натуреИ. И. Лутовинове, но и о том, что он принадлежал к высшему кругу просвещенного братства XVIII века, легенды о причудах и самодурстве которого дошли до наших дней.

Наряду с роскошной павловской мебелью карельской березы, залом для представлений крепостного театра и хорами для музыкантов в доме почетное место занимали книги. В библиотеке, собранной И. И. Лутовиновым, в массивных кожаных переплетах с тиснеными инициалами «И. Л.» хранились сочинения Монтескье, Руссо, Дидро, Даламбера, тома знаменитой Французской энциклопедии.

После смерти И. И. Лутовинова, в 1813 году, Спасскую усадьбу и поместья в Орловской и соседних губерниях унаследовала его племянница Варвара Петровна Лутовинова, которая стала одной из самых богатых помещиц губернии. Она вышла замуж уже не молодой за гвардейского офицера Сергея Николаевича Тургенева. В автобиографической повести «Первая любовь» Иван Сергеевич рассказывает о своих родителях: «Мой отец, человек еще молодой и очень красивый, женился на ней по расчету; она была старше его десятью годами. Матушка вела печальную жизнь: беспрестанно волновалась, ревновала, серилась - но не в присутствии отца; она его очень боялась, а он держался строго, холодно, отдаленно… Я не видел человека более изысканно спокойного, самоуверенного и самовластного».

Иван Сергеевич родился 28 октября (9 ноября по новому стилю) 1818 года в городе Орле. В 1821 году семья Тургеневых переехала в Спасское-Лутовиново.

Широкая аллея ведет от въезда к месту, где стоял дом Тургеневых. Клумбу с лиственницей огибал большой усадебный дом в форме отлогой подковы.

Рядом с фундаментом бывшего дома стоял под сенью вековых лип небольшой деревянный флигель, построенный в начале XIX века. Позже его прозвали «флигелем изгнанника» в память о годах, прожитых в нем Тургеневым в период ссылки (1852-1853). История ссылки такова: Книга «Записки охотника», изданная в 1852 году, вызвала большое негодование в правительственных кругах. Цензор, пропустивший ее, был отстранен от должности, и правительство искало повода, чтобы наказать автора за его «зажигательную» книгу и запретить писать. В том же году Тургенев написал некролог на смерть Гоголя. Петербургская цензура запретила его печатать. Иван Сергеевич переслал некролог в Москву своим друзьям, которым удалось напечатать его в «Московских ведомостях» под заголовком «Письмо из Петербурга». Якобы за нарушение цензурных правил, было создано целое «дело». Автор «Записок охотника» по распоряжению Николая I был подвергнут месячному заключению на съезжей и затем выслан в Спасское под надзор полицейских агентов.

Там Тургенев продолжал работать над новыми произведениями. В свободное время писатель охотился в окрестностях Спасского, много читал, посещал крестьян и записывал фольклор. Тургенев признавался, что безвылазное пребывание в деревне имело для него свою положительную сторону: «…пребывание под арестом, а потом в деревне принесло мне несомненную пользу: оно сблизило меня с такими сторонами русского быта, которые при обыкновенном ходе вещей, вероятно, ускользнули бы от моего внимания».

За «флигелем изгнанника» расположен хозяйственный двор.

У въезда на двор, со стороны села, И. С. Тургеневым была построена богадельни, в которой доживали свой век престарелые дворовые его матери.

При Варваре Петровне весь двор заполняли различные хозяйственные постройки: кладовые, ледники, винные подвалы, кухни, псарни, кучерский флигелек.

Заднее крыльцо «флигеля изгнанника» выходило в парк, на старую, когда-то сплошь березовую аллею, ведущую к заглохшему пруду. С течением времени погибавшие березы заменялись молодыми липами, только ниже поперечной аллеи сохранившиеся березы да посадки молодого березняка напоминают об этой белоствольной аллее парка.

Природа Спасского и его окрестностей вдохновляла Тургенева на создание произведений, которые вошли в золотой фонд русской классической литературы.

На страницах многих его произведений мы встречаем изумительные по богатству красок и тонкому лиризму изображения картин русской природы.

Описание старых «дворянских гнезд» в романах писателя во многом напоминают тургеневскую усадьбу с ее тенистым парком.

В романе «Новь», по признанию самого автора, описан парк Спасской усадьбы. В 7-ой главе читаем: «То был прадедовский черноземный сад, какого не увидишь по эту сторону Москвы. Расположенный по длинному скату пологого холма, он состоял из четырех ясно обозначенных отделений. Перед домом, шагов на двести, расстилался цветник, с песчаными прямыми дорожками, группами акаций и сиреней и круглыми клумбами; налево, минуя скотный двор, до самого гумна тянулся фруктовый сад, густо насаженный яблонями, грушами, сливами, смородиной и малиной; прямо напротив дома возвышались большим сплошным четырехугольником липовые скрещенные аллеи. Направо вид преграждался дорогой, заслоненной двойным рядом серебристых тополей; из-за купы плакучих берез виднелась крутая крыша оранжереи».

С нескрываемой нежностью и восторгом описывал свой парк Тургенев и в письмах к друзьям: «…я ничего не знаю прелестнее наших орловских старых садов, и нигде на свете нет такого запаха… под чуть-чуть лепечущими липами, в этих узких и длинных аллеях, заросших шелковистою травкой и земляникой».

«Сад мой великолепен, зелень ослепительно яркая, - такая молодость, такая свежесть, такая мощь, что трудно себе представить. Перед моими окнами тянется аллея больших берез. Листья их еще слегка свернуты; они еще хранят форму тех почек, в которых они находились несколько дней тому назад; это придает им такой вид, точно они в праздник надели новые платья, на которых заметны еще все складки материи. В моем саду множество соловьев, иволг, кукушек и дроздов - прямо благодать».

Вправо от березовой аллеи пролегает липовая аллея посаженная самим Тургеневым во время ссылки. В память об этом она стала называться «аллеей ссыльного».

Свернув с «аллеи ссыльного» вправо, легко пройти к липовой беседке.Она представляет собой небольшой круг из лип, внутри которого, вероятно, была устроена деревянная беседка. В тени старых лип проводил Иван Сергеевич много времени за шахматами, чтением и литературной работой.

В юго-восточном углу парка, возле церкви, есть еще она беседка, в которой летом 1855 года И. С. Тургенев написал роман «Рудин». Благодаря этому за ней сохранилось издавна название «беседка Рудина».

Беседку с центральным местом парка соединяет короткая аллея. Сюда сходится несколько аллей, которые взаимно пересекаются, образуя римскую цифру XIX, означавшую время основания усадьбы. Длинная липовая аллея (единица в цифре XIX) пересекает центр парка и упирается в берег высохшего пруда. Поэт Я. П. Полонский, подолгу живший здесь, подробно описал в своих воспоминаниях парк: «Одна из аллей, самая длинная и прямая, как стрела, вела к пруду. Крутые берега высохшего пруда заросли орешником, дно поросло ежевикой и высокой травой. В густых зарослях обитает многоголосый пернатый мир, знатоком которого был Тургенев - охотник».

Чтобы пройти к пруду, следует повернуть вправо по береговой аллее. Пруд этот назван Тургеневым Савинским в честь пребывания в 1881 году вСпасском знаменитой русской актрисы М. Г. Савиной.

«Пруд был тоже длинный, - вспоминает Я. П. Полонский, - хотя и не очень широкий: он был глубок и от изобилия ключей очень холоден. Только около берега на мелких местах, в жаркие летние, вода его, несколько подогретая солнцем, давала возможность купаться не без удовольствия».

К самой воде с береговой аллеи спускаются две короткие дорожки. Пруд устроен искусственно, посредством земляной плотины, перегородившей широкую лощину.

От пруда к центру парка ведет извилистая «аллея - змейка». Пройдя по ней вверх, потом повернув вправо, попадаете на еловую аллею.

Старых елей сохранилось немного: большая часть их погибла еще в дореволюционные годы. Справа от аллеи находились две каменные оранжереи. Кроме цветов, в них выращивались абрикосы, ананасы и персики.

По другую сторону еловой аллеи лежит большая поляна, разделенная надвое березовой аллеей.

Узкая дорожка пересекает поляну, на которой росли до самого «молодого» сада кусты смородины, крыжовника, малины разных сортов. Отдельно росли сливы и вишни. Большую площадь занимали парники.

К правому концу березовой аллеи примыкает поперечная тенистая липовая аллея. Она пересечена несколькими аллеями, идущими из центра парка.

Если мы пройдем вверх по центральной аллее до поворота, то увидим могучий дуб в три обхвата. В настоящее время дереву насчитывается свыше сто лет. Тургенев, вероятно, об этом дубе писал в повести «Фауст»: «Мой любимый дубок стал уже молодым дубом. Вчера, среди дня, я более часа сидел в его тени на скамейке. Мне очень хорошо было. Кругом трава так весело цвела; на нем лежал золотой свет, тусклый и мягкий; даже в тень проникал он… а что слышалось птиц!».

После смерти писателя его наследники вывезли из Спасского мебель, библиотеку, вещи. В январе 1906-го года опустевший дом сгорел, усадьба была заброшена. В октябре 1918 года все принадлежавшее писателю стало национальным достоянием. По инициативе поэта В. Я. Брюсова в ноябре в ознаменование столетия со дня рождения И. С. Тургенева в Орле был открыт музей, куда передали все сохранившееся после смерти писателя. Спасское - Лутовиново объявили государственным заповедником, тургеневский парк стал доступен для посещения.

Важнейшим этапом в истории тургеневских мест стало воссоздание главного дома усадьбы. На основе подлинных вещей и мебели, принадлежавших И. С. Тургеневу, в нем была воспроизведена обстановка, которая была в 1881 году, когда писатель в последний раз приехал на родину.

Прямо у входа в усадьбу высятся могучие ясени с замшелой корой у корней и грачиными гнездами в переплетениях ветвей. Сквозь них, в отдалении, просматривается светло-лиловый деревянный дом.

Осмотр его начинается с галереи. Раньше здесь размешалась кухня кладовые, чуланы. Сейчас это - вводный зал музея, с мраморным бюстом И. С. Тургенева работы скульптора В. Н. Домогацкого в центре.

Несколько ступенек из галереи ведут в мемориальную часть дома, где каждая комната имела свое предназначение и наименование. Открываем дверь в столовую, и сразу же нас охватывает атмосфера старинного, по тем временам богатого барского дома. По стенам - потемневшие от времени фамильные портреты. По мнению специалистов, они принадлежат кисти знаменитого художника XVIII века Ф. С. Рокотова. В углу столовой стоят большие английские часы в форме башни.

Многие помнят эти стены. В воспоминаниях Я. П. Полонского есть интересный рассказ о последнем приезде в гости к Тургеневу Л. Н. Толстого в 1881 году.

Беседуя с хозяином, Лев Николаевич утверждал, что если сохранятся неизменными существующие порядки, то в России через 25 лет будет революция. Непосредственно к столовой примыкает небольшая комната, которую вСпасском называли малой гостиной. Это первая комната дома, куда через стеклянную дверь веранды попадали гости. Их встречал широкий и просторный диван в «турецком вкусе», который с давних лет получил прозвище «самосон». Его помнили многие гости, о нем не раз вспоминал и сам Иван Сергеевич.

Над диваном висит выполненный пастелью портрет Николая Сергеевича Тургенева, старшего брата писателя.

Непосредственно к малой гостиной примыкает большая открытая веранда. В летние месяцы она служила как бы продолжением комнат дома. Большая гостиная,так же как и столовая, принадлежала к парадным комнатам дома. Она обставлена мебелью красного дерева: овальный стол с резной тумбой, оканчивающийся звериными лапами; диван, обтянутый зеленым плюшем, с подлокотниками в виде грифонов и фризом на античный сюжет на спинке; мягкие кресла с позолоченными спинками. Обстановку гостиной дополняют старинное трюмо и бюро-секретерс откидной доской и множеством маленьких ящичков внутри.

Из угловой гостиной входим в кабинет Ивана Сергеевича.Эта комната является центром, который как бы объединяет вест дом. Здесь писатель оставался наедине со своими творческими раздумьями, здесь создавались важнейшие творения.

Напротив письменного стола в «красном углу», по обычаю того времени, висит старинная икона в серебряном окладе. Это фамильная реликвия Спасского дома. По семейному преданию, образ Спаса Нерукотворного был пожалован чуть ли не самим Иваном Грозным одному из предков писателя.

Аккуратный во всем, Иван Сергеевич лишь по отношению к творческой работе не мог соблюдать определенного режима. ВСпасском зачастую он работал запоем; писал, не разгибая спины, по восемь часов подряд, зачастую засиживался за работой до третьего часа ночи. Поэтому рабочая комната служила писателю одновременно и спальней.

Угол кабинета отгорожен деревянными ширмами. За ними находится кровать Тургенева, возле нее бельевой шкаф и ночной столик.

Кабинетом оканчивается та часть лутовиновского дома, которая уцелела после пожара 1839-го года. Следующая за ним комната расположена в одной из сделанных позже пристроек. В. П. Тургенева дала ей название «казино», то есть комната для свободных занятий, где можно уединиться от остального общества, поиграть в карты и чувствовать себя более свободным от строгого регламента, соблюдавшегося в остальных комнатах дома.

Сейчас, как и прежде, центральное место в «казино» занимает массивный овальный стол карельской березы, предназначенный для игры в карты.

Тургенев никогда не относился серьезно к карточным играм. Его любимым занятием были шахматы. Об увлечении писателя и сражениях, происходивших в Спасском, напоминает прекрасной работы столик с доской, набранной различными породами дерева.

У Тургенева было незаурядное шахматное дарование. Если не считать профессиональных мастеров, он был сильнейшим игроком своего времени.

Библиотека Тургенева занимает самую большую комнату дома. Она расположена в специальной пристройке, с окнами, выходящими на обе стороны. Стены библиотеки сплошь заставлены книжными шкафами, в середине комнаты - тяжелый домодельный биллиярд, крытый зеленым сукном.

Библиотека, включающая книги на нескольких языках и принадлежавшая И. С. Тургеневу, представляет собой исключительную научную ценность. В ее составе сохранились многие уникальные издания, книги с автографами В.Г. Белинского, А. И. Герцена, самого И. С. Тургенева, «Немецко-французские ежегодники», изданные в 1844-ом году в Париже Карлом Маркса, а также сотни других томов, каждый из которых мог бы составить гордость любого книжного собрания.

Каждый год тысячи людей приезжают в Спасское-Лутовиново, чтобы прикоснуться к истории, проникнуться атмосферой творчества, царящей там.

Заключение

В своей работе я пришла к выводу, что в современной системе образования проведение уроков в нетрадиционной системе должно иметь место.

Я предоставила возможную классификацию нетрадиционных уроков и вариант урока в подобной форме, возможный для проведения в рамках программы.

Я считаю, что проведенное  исследование актуально и имеет ценность для дальнейшего развития данной темы.

Список использованной литературы

1. Афонин Л., Мищенко А. На родине Тургенева.-Приокское книжное издательство.-Тула.-1983.

2. Богданов Б.В. Государственный литературно-мемориальный музей И.С.Тургенева.-Орловское книжное издательство.-Орел.-1900.

3. Божко Н.М., Кирсанова М.И. Литература. Нестандартные уроки.-Учитель.-Волгоград.-2009.

4. Внеклассная и внешкольная работа по литературе/ под ред. Ротковича Я. А.- М.- 1970.

5. Еремина Т.К. Когда вы будете в Спасском…-Лев Толстой.-Тула.-1993.

6. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е. Современные уроки. Часть 5./ Инновационные уроки.- Учитель.- Ростов.- 2007.

7.Липеровская С. На родине И.С.Тургенева.-М.,-1961.

8. Лукьянова М.И., Разина Н.А. Личностно-ориентированный урок: конструирование и диагностика.- М.- 2006.

9. Кондратьева Л.А. Урок-экскурсия в Спасске-Лутовиново.// Литература в школе.- М. -2006.-№ 3

10. Понятовский А., Калиновская Н. Государственный заповедник усадьба И.С.Тургенева Спасское-Лутовиново.-Орловская правда.-Орел.-1954

11. Современный урок русского языка и литературы/ под ред. Смелковой З.С.- Л.- 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РМО. Доклад "Интегрированный урок как одна из форм нетрадиционного образовательного процесса"

Работа поможет коллегам подробно рассмотреть интегрированный урок как нетрадиционную форму преподавания, имеющую богатый потенциал....

Профориентационная экскурсия как одна из форм работы по профессиональному самоопределению воспитанников.

В статье представлен опыт работы социального педагога по проведению и организации экскурсий для воспитанников Социально- реабилитационного центра для несовершеннолетних....

Общественный смотр знаний – одна из форм нетрадиционного контроля знаний, умений и навыков учащихсяПроверка знаний учащихся

Общественный смотр знаний – одна из форм  нетрадиционного контроля знаний,  умений и навыков учащихсяПроверка знаний учащихся...

Общественный смотр знаний – одна из форм нетрадиционного контроля знаний, умений и навыков учащихся

Общественный смотр знаний – одна из форм  нетрадиционного контроля знаний,  умений и навыков учащихсяПроверка знаний учащихся...

"Экскурсия, как одна из форм внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ"

   Экскурсия является действительной формой организации учебной деятельности, но их проведение обуславливает много трудностей. Экскурсии являются основой школьного процесса: во-первых...

Экскурсия, как одна из форм всестороннего развития школьников

Основные задачи организации внеурочной деятельности детей:- выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;- создание условий для индив...