«Интеграция музея в систему непрерывного образования, воздействуя на интеллектуальную, нравственную и эмоциональную сферу личности, стимулируя формирование ценностного отношения к прошлому, настоящему, к национально-культурным традициям и современнос
статья (11 класс) по теме

Иовлев Анатолий Дмитриевич


В  силу своего назначения – это учебный (историко-памятный) музей машиностроительного отделения ГБОУ СПО «Шадринский политехнический колледж» способен играть большую роль в нравственно-эстетическом, историко-патриотическом просвещении и вовлечении студентов в различные формы технического и социально-культурного творчества. Эффективность деятельности нашего музея находится в прямой зависимости от умения реализовать накопленный материал, превратить каждый экспонат в фактор духовного обогащения молодого человека, будущего специалиста среднего звена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a.d._iovlev_statya_integraciya_muzeya_shadrinsk_.doc453.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Шадринский политехнический колледж»

Машиностроительное отделение

г. Шадринск Курганской области

Статья

«Интеграция музея в систему непрерывного образования, воздействуя

 на интеллектуальную, нравственную и эмоциональную сферу личности, стимулируя формирование ценностного отношения  к прошлому, настоящему, к национально-культурным традициям и современности»

Подготовил: Иовлев Анатолий Дмитриевич,

преподаватель дисциплины «Инженерная графика»

Шадринск  

2012

     В силу своего назначения – это учебный (историко-памятный)  музей машиностроительного отделения ГБОУ СПО «Шадринский политехнический колледж» способен играть большую роль в нравственно-эстетическом, историко-патриотическом просвещении и вовлечении студентов  в различные формы технического и социально-культурного творчества. Эффективность  деятельности нашего музея находится в прямой зависимости от умения реализовать накопленный материал, превратить каждый экспонат в фактор духовного обогащения молодого человека, будущего специалиста среднего звена. Как показали прошедшие годы, уровень работы  музея машиностроительного отделения (до реорганизации – Шадринский автомеханический техникум (ШАМТ),  достаточно эффективно использует  заложенные в музее  возможности. Музей выполняет  задачи не только по направлению музееведения, но и задачи современной педагогики.  Музей машиностроительного отделения (МСО) стоит посредником между музеем и студентом (выпускником), старается оживить музейные экспозиции. Как известно из учебно-методической литературы, за музеем закрепилась образовательно-воспитательная функция, которая обладает большими возможностями в учебно-воспитательном процессе. Однако профессиональное образование дополнительно предполагает определенную техническо-познавательную деятельность, выстраивается на принципах дидактики, опирается на субъект-объектные отношения.

     Практически ежедневно, музей готовит сообщения о жизни машотделения. Готовятся сообщения, фоторепортажи, которые тут же размещаются  на сайте отделения. Благодаря Интернету, виртуальная посещаемость МСО  неограниченна. В 2011-12 годах были размещены следующие материалы на сайте машиностроительного отделения (https://shpk.shadrinsk.net/info/otdelenia/masinostroitelnoeotdelenie/novosti_mso)

 - «Общий классный час»; «Эта интересная планета»;  «Весёлые старты» в День студента»; «Работа клуба «Педагогический поиск»; «Защита курсовых проектов»; «Рейд санитарной проверки»; «Живая память Афгана»; «После ШПК – УГПУ-УПИ»; «Урок-семинар»; «Практика на «отлично»; «Урок-игра»; «Учебная игра «Брейн-ринг»; «С Днём защитника Отечества»; «На пути к высшему образованию»; «Надо было очень постараться»; «Студенты МСО ШПК – одни из лучших в регионе!»; «Победитель поедет в Курган»; «Медаль и подарки ветерану ВОВ»; «В Зауралье определены победители конкурса «Лидер XXI века»; «Традиционный субботник»; «Двадцать две оценки за знания»; «Вехи истории» в годовщину Победы»; «Урок проводит практикант ШГПИ»; «Самый классный»; «Станислав – студент года 2010» и др.

      Весь материал разрабатывается и размещается, в том числе фотоматериал,  музеем машиностроительного отделения. Дерево сайта состоит из разделов: Администрация; Базовое предприятие; Социальные партнеры - ОАО "ШААЗ"; Учебно-материальная база; Библиотека МСО; Воспитательная служба; Общежитие; Патриотическое воспитание; Профилактика; Традиционные мероприятия; Профсоюз; Заочное отделение; История; Музей МСО (ШАМТ); Мастерские МСО; Методическая служба МСО; Методический кабинет МСО ШПК; Новости Машиностроительное отделение; Преподаватели; Специальности; Спортивная деятельность; Спорт - это всегда праздник; Галерея МСО; Доска объявлений МСО; Расписание занятий.    Например, в ссылке «Учебно-материальная база» размещены планы учебных корпусов и учебных мастерских. Можно виртуально совершить экскурсию по большинству кабинетов, лабораторий.

 Увидеть слесарную и станочную мастерские. Ссылка «Галерея МСО» содержит богатый фотоматериал, оформленный в виде слайд-фильмов. Материалы сайта машиностроительного отделения ШПК пользуется достаточной известностью и, можно сказать, популярностью. Ежедневно на сайте в среднем бывает до 350 человек (посещений больше).

   Материал сайта машиностроительного отделения ШПК является основой для музейной электронной базы - «История и трудовые достижения МСО (ШАМТ)».

     Можно сказать, что музей машиностроительного отделения вникает во все области учебно-методической, учебно-воспитательной, спортивно-массовой и внеучебной деятельности отделения. Навсегда останутся в памяти сообщения, фотографии, презентации и фильмы, которые размещены на сайте новостей музея МСО.

    Музей МСО  является элементом социально-культурной деятельности, дополняющим и расширяющим работу учебно-воспитательных процесса, включающим экскурсовода и посетителя в субъект-субъектные отношения, реализующим свои образовательно-воспитательные возможности при помощи средств педагогики сотворчества. Экскурсоводом может быть – куратор музея, педагог-организатор, классный руководитель или преподаватель.  В 2011 году в музее машиностроительного отделения побывали: студенты-первокурсники (ознакомительные беседы); родители первокурсников (родительские собрания); выпускники разных лет, в том числе, недавно отслужившие в Российской Армии.

     Музей посещают группы выпускников, окончивших автомеханический техникум (ШАМТ): 30, 20 и 10 лет назад; ветераны техникума (колледжа); абитуриенты и др.

    В октябре 2011 года в музее осталась памятная запись: «В далёком 1981 году выпускники 160 группы получили дипломы техников-технологов. Тридцать лет пробежали, пролетели как один миг, и наступило время долгожданной встречи.

     Встреча выпускников всегда возвращает их в юность, в прошлое. И тогда вопросы «А помнишь?» раздаются со всех сторон. Бывшие студенты вспоминают свою первую линейку в техникуме, первые впечатления об одногруппниках, первый кросс, поездки «на картошку», работу на кирпичном заводе, учёбу, распределение… И на каждой встрече эти подробности всплывают так ясно, как будто это было только вчера. А сегодня? Сегодня большинство из собравшихся выпускников 1980 года специалистов среднего звена – в профессии. Где только не работают: в ОАО «ШААЗ»; ООО «Град-строй»; в МВД; в торговле; железной дороге, а некоторые уже заработали себе пенсию. И ничего, что кому-то пришлось сменить свою профессию. Большинство всё равно выбрали автоагрегатный завод! Сергей Лопухов – заместитель технического директора; Николай Веденеев – ведущий инженер-конструктор; Юрий Хребтов – наладчик; Андрей Копнин работает термистом, а Людмила Хребтова (Волосникова) работает в ООО ЧОО «ШААЗ-охрана». Память о техникуме, о преподавателях, о том, что было – это навсегда. И за это всё, кто сумел через 30 лет собраться на встречу, благодарны своим преподавателям. С теплотой вспомнили: Антонину Семёновну Ребрину, классного руководителя; М.З. Козловского, И.Н. Боброва, В.Н. Янгельского, Л.И. Сова, С.Г. Велижанцева и многих других. А некоторые написали в анкетах – «всех помню».

     Группа была большой - 30 студентов, но на этой встрече были не все. Судьба разбросала – раскидала многих по разным местам, Россия – огромная страна.

     Все разъезжались с надеждой на следующую встречу, унося в сердце тепло и память».

     Музей  МСО позволяет закрепить и углубить имеющиеся знания, преобразовать их в соответствующие убеждения. Этому способствуют два основных фактора:

-  на первом месте музейно-педагогического процесса всегда находится подлинник истории учебного заведения;

- дальше происходит процесс единства информационно-образного воздействия на разум и чувства посетителей. В музее наглядность приобретает  образность, активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством преемственность нескольких поколений выпускников.

    В 2010 году вышли две  книги воспоминаний, которые заняли почётное место в музее МСО (ШАМТ). «Мужчины в моей жизни», так назвала свою очередную книгу Н.И. Малюкова, ветеран машиностроительного отделения ШПК. Нина Ивановна рассказала о людях, сильных духом, энергичных, мудрых, богатых душою, творческих, добрых и нравственно-человечных. В книге с любовью написано об Иване Свинине, отце и главном мужчине в её жизни. Иван Григорьевич был офицером, участником Великой Отечественной войны. Интересно и с большим уважением Нина Ивановна пишет о: родных братьях (Юрии, Владимире и ещё Владимире); их друзьях; дяде и других родственниках. Много места в книге уделено мужчинам-коллегам по работе – Н.И. Варлакове, В.Д. Арапове, И.М. Гаеве,  А.А. Рябинине, В.Т. Беляковцеве, П.П. Кислицине, Л.А. Андреевских, И.А. Пермякове, А.И. Галюкове и многих, многих других. Книга читается легко и с интересом.

     Вторая книга Нины Ивановны - «Они студентами были…». Книга вышла накануне 2011 года и явилась праздничным подарком автора своим друзьям и близким.

    Главной темой книги воспоминаний Нины Ивановны (на фото) являются выпускники школ, институтов и нашего техникума (ШПК). Им автор посвящает самые сокровенные мысли, с них начинается книга и ими заканчивается. Настоящим праздником жизни для Нины Малюковой стали годы - время учебы в Шадринском государственном педагогическом институте, работы в качестве учителя в Куртамышской школе № 1, шадринских школах № 19 и № 2,  гороно и автомеханическом техникуме (МСО ШПК). Воспоминания о своих выпускниках, их дальнейшей семейной жизни, работе - самые светлые, живые, интересные в книге. Страницы воспоминаний пестрят именами и подробностями. Обращает на себя внимание язык изложения - добрый и точный, он нацелен на мысль и оценку, внимателен к подробностям. Так, мы узнаем, о выпускниках ШАМТ разных лет: Л.А. Бряковой (Мальцевой); Л.Н. Шаламовой (Ошнуровой); В.П. Пузырёве; В.Ф. Крохалеве; В.А. Бердникове; Г.И. Гляпе; С.Г. Прокопьеве; Н.Н. Зайковой; В.В. Шербуренко; Н.А. Нидзий; Ю.А. Марамыгине; Н.А. Касюк и многих, многих других.

      Эти воспоминания очень важны. И для того, кто вспоминает, и для многих других – коллег, друзей и знакомых. Н.И. Малюкова как через сито, просеивает песок прожитых дней, чтобы выявить главное, свою суть, знаки судьбы. Читатели прикасаются к другому миру, к иной эпохе, к жизни, прожитой другим человеком.

      Некоторый материал для данных книг был представлен музеем МСО.

      Музей МСО старается тесно сотрудничать с базовым предприятием ОАО «Шадринский автоагрегатный завод», заводской газетой «Автоагрегат» и заводским музеем. Музей МСО еженедельно даёт информацию о жизни учебного заведения в заводскую газеты. Практически, в каждом еженедельном выпуске «Автоагрегата» можно прочитать сообщение о жизни МСО ШПК.    В заводской газете «Автоагрегат» музей отделения поздравляет ветеранов-пенсионеров и работников колледжа с юбилейными датами.  Подшивки газеты «Автоагрегат» за многие годы хранятся в музее машиностроительного отделения.

     Каждый музей старается в своих рамках возможностей и  с разной степенью эффективности осуществить просветительную и образовательную функции. Если не считать действующие на  базе нашего музея - поисково-творческие объединения, кружки, лектории и другие традиционные формы вовлечения студентов, и в первую очередь первокурсников, в учебно-культурную деятельность, этот процесс в основном носит неустойчивый характер и оставляет у посетителей музея МСО  самое общее представление об учебном заведении. Преодолеть это  помогает музейная педагогика, включающая молодого человека в педагогически рационально организованный процесс комплексного восприятия технически грамотного и культурного специалиста.

     В 2011-12 годах музей МСО представлял свои документы: студентам дневного и заочного отделений; студентам-практикантам Шадринского государственного педагогического института; преподавателям для подготовки к конкурсам, выпуска стенной газеты МСО «Технические кадры» и др. Например, преподаватели и студенты готовили тезисы выступлений и свои презентация для участия в мероприятиях:  Всероссийская студенческая научно-практическая конференция «Вехи истории»; Всероссийский конкурс «Классный руководитель»; «Студент года» и др.

      Наиболее эффективными формами работы Совета музея являются:

- педагогическая гостиная (встречи с бывшими выпускниками колледжа, преподавателями-ветеранами педагогического труда);

-   тематические экскурсии в музее, классные часы;

-  связь с газетой колледжа "Технические кадры" (статьи по истории колледжа, образования, о мероприятиях, проводимых в музее);

-  выпуск тематических статей для газеты «Автоагрегат»;

-  работа в Интернете.

    Совет музея колледжа координирует и направляет краеведческую работу колледжа, с этой целью составляется план работы на учебный год.

    Студенты получают знания, умения и навыки музейной работы, которые можно успешно использовать на производственной практике и дальнейшей работы в образовательном учреждении.

    Таким образом, получая теоретическую и практическую подготовку в области политехнических знаний через музей, происходит становление студентов в их профессиональной деятельности, компетентность в организации и проведении музейной работы в после коллежский период.

Литература

  1. Лебедева, П.Г. Специфика работы с музейным предметом в Детском историческом музее // Музей ХХI века: мечта и реальность.- С-П.: 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках географии как средство развития эмоциональной сферы личности школьника

В статье раскрывается влияние ИКТ на развитие эмоциональной сферы личности школьника на уроках географии....

Эмоциональная сфера личности

Психологи, обращаясь к проблеме личности не находят единодушного ответа. От части это происходит из-за отсутствия единого подхода к самому понятию «личность», от части от того, что такие слова как «ли...

Семинар-презентация для педагогов дополнительного образования тема "Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России"

- Национальный воспитательный идеал;- Духовно-нравственное развитие и воспитание;- Цель и задачи духовно - нравственного развития и воспитания;- Базовые Национальные ценности...

Доклад «Влияние занятий физической культурой и спортом на развитие эмоциональной сферы личности подростков»

В данном докладе рассматривается влияние занятий физической культурой и спортом на развитие эмоциональной сферы личности подростков, роанализированы возможности преодаления тревожности, агрессии, разв...

Доклад на областном семинаре на тему "Музыка как средство развития эмоциональной сферы личности обучаемого"

Музыка как средство развития эмоциональной сферы личности обучаемого иностранному языку. Из всех насущных проблем начала  XXI века, стоящих перед человечеством в целом и перед Россией в част...

Воздействие на эмоциональную сферу обучающегося на уроках литературы как способ формирования нравственной личности. Вебинар.

Воздействие на эмоциональную сферу обучающегося на уроках литературы как способ формирования нравственной личности. Вебинар....

Духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся через формирование ценностного отношения к семье.

Работа на конкурс "За нравственный подвиг учителя"Духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся через формирование ценностного отношения к семье....


 

Комментарии

Иовлев Анатолий Дмитриевич

Работа для знакомства с музейной технологией.