Методические материалы по теме "Личность студента"
статья на тему

Мельникова Наталья Георгиевна

Справочные материалы по теме "Личность студента", подготовленные к выступлению на педагогическом семинаре "Учебная деятельность на уроке". Включают в себя следующие вопросы: 

  1. ПОНЯТИЯ «ИНДИВИД», «ЛИЧНОСТЬ»
  2. СПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ХОДЕ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
  3. ВЗАИМНОЕ ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ И КОЛЛЕКТИВА
  4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИЧНОСТЕЙ
  5. МОТИВАЦИЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ
  6. ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Скачать:


Предварительный просмотр:

Л И Ч Н О С Т Ь   С Т У Д Е Н Т А

  1. ПОНЯТИЯ «ИНДИВИД», «ЛИЧНОСТЬ»
  2. СПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ХОДЕ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
  3. ВЗАИМНОЕ ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ И КОЛЛЕКТИВА
  4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИЧНОСТЕЙ
  5. МОТИВАЦИЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ
  6. ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

ПОНЯТИЯ «ИНДИВИД», «ЛИЧНОСТЬ»

ИНДИВИД - человек как отдельное биосоциальное существо в среде других людей, единичный представитель человеческого рода.

ЛИЧНОСТЬ - это индивид как член общества, способный по уровню своего социально-психического развития к осознанной и активной деятельности в основных сферах общественной жизни, проявляющий себя субъектом социальных отношений.

СПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ХОДЕ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

СПОСОБНОСТИ – индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от других, определяющие успешность выполнения деятельности, обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.

Вид способностей

Применение на уроке

  1. по видам психических функциональных систем:

Сенсомоторные (познание через осязание)

Работа с предметами, практическая деятельность

Перцептивные

(зрительное восприятие и воспроизведение формы, величины, взаиморасположения фигур)

Геометрия, инженерная графика, различные виды практики

Аттенционные

(точность внимания при визуальном и слуховом предъявлении материала)

Объяснение нового материала, использование наглядности, аудио – видео- материалов

Мнемические (способности к запоминанию)

Использование схем, алгоритмов решения

 Имажитивные

(яркое, хорошо развитое воображение)

Решение стереометрических задач, выполнение творческих заданий, подготовка проектов

 Мыслительные (при визуальном и звуковом предъявлении материала)

Объяснение нового материала, использование наглядности, аудио – видео- материалов

 Коммуникативные

(проявляются в сфере общения)

Закрепление нового материала, групповые формы работы

  1. по основным видам  деятельности:

математические

Используются преподавателями всех учебных дисциплин в зависимости от вида работы

 музыкальные

 научные

 литературные

 художественные

  1. по распространенности:

общие (имеются у большинства людей данной возрастной категории, задействованы в широком спектре деятельностей):

аналитико-синтетическая

Анализ материала, выделение существенных признаков, установление причинно-следственных связей, подготовка выводов

наблюдательность

При объяснении нового материала; постановка проблемных вопросов

распределение  внимания

Использование нескольких источников информации

критичность и глубина ума

Анализ материала, предлагаемой проблемы, ответов других студентов

зрительная память

Использование наглядности, аудио – видео- материалов

творческое воображение

На занятиях по всем учебным дисциплинам при решении проблемных задач, подготовке проектов и т.п.

организаторские

Групповые формы работы

специальные (формирование требует специального обучения и особого дарования):

музыкальная память

На различных занятиях, в зависимости от поставленных задач и используемых методов

педагогический такт

музыкальный слух и т.п.

  1. по степени развития:

репродуктивные (учебные)

На занятиях по всем учебным дисциплинам

продуктивные (творческие)

На занятиях по всем учебным дисциплинам при решении проблемных задач, подготовке проектов и т.п.

ВЗАИМНОЕ ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ И КОЛЛЕКТИВА

Под воздействием других людей в группе происходят изменения активности членов, возможны ФЕНОМЕНЫ:

■ конформность - изменение поведения и установок человека под воздействием группы. Чем более трудной и неопределенной является решаемая задача, чем менее компетентен человек и чем более взаимосвязаны действия людей в совместной деятельности, тем чаще люди демонстрируют конформность по отношению к группе, сознательную уступчивость влиянию группы.

(ярко проявляется в групповых формах работы. Необходимо развитие этого качества на учебных занятиях, тренингах, в процессе воспитательной работы)

■ фацилитации - усиление энергии, улучшение результатов деятельности человека в присутствии других людей. Это прибавочная интеллектуальная энергия, которая возникает при объединении людей в целостную группу и выражается в групповом результате, превышающем сумму индивидуальных результатов, т. е. отвечает требованию 1 + 1 > 2. Это проявляется не только в интеллектуальной сфере, но и в повышении наблюдательности людей в группе, точности их восприятия и оценок, объеме памяти и внимания, эффективности решения сравнительно простых задач, не требующих сложного и согласованного взаимодействия.

(коллективные дела, подготовка презентаций, проектов и т.п. Некоторые учащиеся испытывают трудности при устном ответе – возможен ответ в группе, паре)

■ феномены ингибиции - затормаживание поведения и деятельности под влиянием других людей, ухудшение самочувствия и результатов деятельности человека в ситуации, когда за ним наблюдают другие люди.

(необходимо создание условий для индивидуальной работы учащихся)

Социальная фацилитация проявляется в том, что присутствие других возбуждает, и это социальное возбуждение усиливает доминирующую реакцию человека, в результате чего он лучше выполняет простые и хорошо знакомые действия в присутствии других людей, например, спортсмены показывают лучшее время, когда соревнуются друг с другом, а не с секундомером. В сложных задачах, где правильный ответ не напрашивается сам собой, присутствие людей и возникшее в связи с этим возбуждение приводят к неправильной реакции, к ухудшению деятельности, к ингибиции. Социальная фацилитация проявляется тогда, когда личные усилия каждого человека могут быть оценены индивидуально. Но если люди складывают свои усилия для достижения общей цели и при этом каждый не отвечает за совместный результат, результаты работы не оцениваются индивидуально, то в этом случае люди склонны прилагать меньше усилий, проявляя «социальную леность», в результате коллективная работоспособность группы часто не превышает половины от суммы работоспособности ее членов. Групповая ситуация деятельности уменьшает боязнь оценки, дает возможность «спрятаться за чужие спины», переложить ответственность «на всех», снижает возбуждение и активность членов группы. Возможно выделить своеобразный тип людей - «зайцы» - люди, получающие какую-либо выгоду от группы, но мало дающие взамен. Когда вознаграждение делится поровну, независимо от личного вклада, каждый из участников получает большее вознаграждение на единицу своих усилий, если он паразитирует, проявляет социальную леность. Люди в группе меньше бездельничают, если групповая задача вызывающе трудна, притягательна, увлекательна, если члены группы - друзья, а не чужие друг другу люди, если возможен учет личного вклада и человек воспринимает свой вклад как незаменимый.

(необходима оценка вклада в общее дело и работы каждого участника группы; задача, которую ставит преподаватель группе, должна быть интересной)

 ■ Феномен групповой нормализации - формирование усредненного группового стандарта-нормы.  

(группа в процессе учебной деятельности «выравнивается» - сглаживаются индивидуальные различия, формируются общие стереотипы поведения и реагирования. Необходимо стремиться к повышению уровня группового стандарта, способствовать формированию правильных стереотипов поведения)

■ Феномен групповой поляризации, экстремизации - приближение общегруппового мнения к какому-то полюсу всех групповых мнений, часто «сдвиг к риску», когда групповое решение является более рискованным, чем решение, принимаемое индивидуально.  

(ярко проявляется в ситуации дискуссии – студенты начинают отстаивать «крайние» точки зрения. «Давайте все уйдем с занятия» и т.п. – необходимо создавать условия для принятия осознанного индивидуального решения, объяснять этот механизм)

■ Феномен группомыслия - даже группы с высоким уровнем компетентности и интеллекта, стремясь достичь согласия по обсуждаемому вопросу, могут принимать катастрофические решения, без критического реалистического осмысления альтернативных вариантов решения, подавляя творческие порывы отдельных ее членов, их варианты решения. Сохранение единства группы становится более значимым, чем реалистическая оценка альтернативных вариантов решения. Эффект группомыслия возникает в ситуации, когда критерием истинности служит сплоченное мнение группы, которое противопоставляется мнению отдельного человека. В том случае, когда члены группы сталкиваются с угрозой разногласий, споров и конфликтов, они стараются уменьшить групповой когнитивный диссонанс и устранить возникшие при этом негативные чувства, пытаясь найти решение, устраивающее всех, даже если это решение не будет объективным и разумным с точки зрения каждого отдельного члена группы. Обычно для группы, вовлеченной в подобную стратегию принятия решений, поиск консенсуса становится столь важен, что члены группы добровольно отказываются от каких-либо сомнений и возможностей взглянуть на задачу новым, оригинальным, нетрадиционным взглядом. Отдельные члены группы могут даже превратиться в своеобразных «стражей мысли» - быстро фиксирующих и жестко наказывающих любое инакомыслие.

(необходимо создавать условия, в которых интересы коллектива не доминируют над интересами отдельной личности)

■ Феномен подчинения авторитету - человек приписывает ответственность за все происходящее другим лицам, лидеру, начальству, а не себе.

(«это не я виноват, а родители, староста, преподаватель и т.д.» - необходимо воспитывать индивидуальную ответственность за принятие решений. Показывать на примерах, что авторитетная личность не бывает права во всем, предлагать для анализа различные «авторитетные» точки зрения по одной проблеме)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИЧНОСТЕЙ

КООПЕРАЦИЯ предполагает конструктивное объединение усилий, характеризуется высоким уровнем мотивации, коллегиальностью в принятии решений, готовностью к восприятию и введению инноваций.  (коллективные дела, подготовка презентаций, проектов и т.д.)

КОНКУРЕНЦИЯ - взаимодействие в условиях противоборства, характеризующейся вовлеченностью в борьбу, стремлением к ущемлению интересов конкурента. Однако открытая война здесь еще сдерживается общепринятыми правилами. (устный опрос, дискуссия, викторины, соревнования и т.п. Необходимо дать четкие, заранее известные правила)

КОНФЛИКТ  - активное ущемление интересов сторон

(В целях предупреждения межличностных конфликтов необходимо принимать меры по уравниванию статусов членов группы,  культивировать навыки дружелюбного общения, не допускать ситуаций, при которых поведение одних студентов может быть причиной неудач других.)

Но полученные умения и навыки выделяют студента среди других. К мнению такого человека прислушиваются, к нему обращаются за советом, помощью. Авторитетного человека отличает бескорыстное стремление идти навстречу людям, приносит ему признательность. Кто будет пользоваться авторитетом в группе? К кому будут прислушиваться? Преподаватель должен направлять этот процесс

МОТИВАЦИЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ

МОТИВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – материальный или идеальный «предмет», который побуждает и направляет на себя деятельность, удовлетворяющий определенные потребности субъекта.

МЕТОДЫ МОТИВАЦИИ

  1. Дидактические игры
  2. Наглядность
  3. Творческие работы
  4. Проведение соревнований, конкурсов, викторин, олимпиад
  5. Научно-исследовательская и проектная деятельность
  6. Внеклассные мероприятия по предметам
  7. Индивидуализация обучения (учет не только способностей, но и интересов)
  8. Дифференциация заданий
  9. Использование различных педагогических технологий (личностно ориентированная, развивающая, проблемное обучение, использование ИКТ и т.д.)

ПСИХОЛОГО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ УРОКА 

  1. Формирование и стимулирование субъектной позиции учащихся:        

инициирование и позитивное, уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов студентов;

создание ситуации выбора;

организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;

стимулирование студентов к выбору и самостоятельному ис пользованию различных способов выполнения задания;

приоритетность   индивидуальных   и   самостоятельных   работ студентов.

  1. Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся:

опора на субъектный личностный опыт студентов;

активное принятие оригинальности, своеобразия предложений и мнений студентов, их выводов и оценок;

применение заданий, позволяющих студенту самому выбирать тип, вид действия с учебным материалом;

формирование внимательного, позитивного отношения к мнению других; 

создание ситуаций, позволяющих студентам проявить собствен ные способности, возможности, интересы.

  1. Ориентация на формирование учебной деятельности студентов (а не на передачу учебной информации):

развитие мотивационной сферы студентов;

создание условий для освоения студентами компонентов учебной деятельности: учебной задачи, учебных действий, самоконтроля и самооценки;

повышение степени самостоятельности в учебной деятельности студентов;

поощрение проявлений студентами инициативы и активности в образовательном процессе.

  1. Знание и учет психофизиологических особенностей студентов:

использование приемов внешней и внутренней дифференциации;

выбор методических приемов, типа урока в соответствии с возрастными особенностями студентов;

использование тренировочных и проблемных заданий различной трудности.

  1. Ориентация на развитие внутренних мотивов учения; стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения:

ориентация студентов на освоение процесса обучения, а не на стремление к заданным извне результатам;

обучение целеполаганию (приемам последовательности, клас сификации);

создание ситуации успеха;

помощь в осознании мотивов собственных действий, поведения, деятельности; создание ситуации нравственного выбора.

  1. Организация развивающего пространства; ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей:

постановка и организация разрешения проблемных ситуаций;

поощрение творческой активности учащихся;

ориентация на развитие интеллектуальных умений, а не только на запоминание учебной информации;

разнообразие используемых методов и приемов деятельности;

повышение доли учебных заданий продуктивного (творческого) характера.

  1. Формирование эмоционально-ценностного отношения, к миру, познанию, окружающим, себе:

создание положительного эмоционального настроя на работу в ходе занятия;

стремление к обогащению образовательного процесса позитив ными эмоциями (ситуации успеха, доброжелательность, благоприятный психологический климат);

формирование стремления к достижению успеха, а не к избе ганию неудач;

создание ситуаций включенности студентов в общественно по лезную деятельность, их причастность к процессам и явлениям, значимым для них, коллектива, общества.

  1. Организация равноправного партнерского общения в ходе учебного взаимодействия:

приоритет диалогических форм учебной деятельности;  

организация сотрудничества преподавателя и студентов;  

организация сотрудничества студентов между собой (в том числе - обеспечение взаимопомощи, организация групповых самостоя тельных работ);

оптимальное соотношение фронтальных и индивидуальных форм организации учебной деятельности;

доброжелательность в общении.

  1. Создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга:

поощрение инициативы и активности студентов;

использование вариантов организации учебной работы, обеспечивающих зависимость результатов групповой или индивидуальной работы от деятельности партнеров;

подробные инструкции к выполнению домашних и самостоятельных работ с целью обеспечения их успешности;

поощрение познавательной активности студентов.

  1. Обеспечение обратной связи в педагогическом процессе:  

«считывание» преподавателем эмоциональной информации у студентов и реагирование на нее;

обучение студентов рефлексии, самооценке действий, усилий,  результатов;

взаимность обратной связи;

заинтересованная реакция преподавателя на предложения, пожелания и замечания студентов.

  1. Личностно ориентированная позиция педагога:

установка на студента как на субъект образовательного процесса, на личность, индивидуальность;

признание самобытности и уникальности каждого студентов студента;

безоценочная позиция - принятие студентов и ситуации как данности;

приоритетность конструктивной функции преподавателя (обеспечива ющей собственную активность студента) в противовес контро лирующей;

доверительная   позиция;   склонность   выражать   собственное мнение;

умение быть эмоциональным и откликаться на эмоции студентов.

ВЕЛИЧАЙШАЯ ГУМАНИСТКА ХХ ВЕКА МАТЬ ТЕРЕЗА ГОВОРИЛА: «МЫ НЕ МОЖЕМ ДЕЛАТЬ ВЕЛИКИЕ ДЕЛА. МЫ МОЖЕМ ДЕЛАТЬ ТОЛЬКО МАЛЕНЬКИЕ ДЕЛА, НО С ВЕЛИКОЙ ЛЮБОВЬЮ»

НЕ ЭТА ЛИ МЫСЛЬ ДОЛЖНА СТАТЬ ПУТЕВОДНОЙ ЗВЕЗДОЙ КАЖДОГО УЧИТЕЛЯ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методические материалы для организации самостоятельной работы студентов 2 курса.

Рекомендации для выполнения самостоятельной работы студентовВ связи  с введением  в образовательный процесс  нового  Государственного  образовательного  стандарта  в...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СПО по дисциплине: «Физика»

Задания для самостоятельной работы студентов среднего профессионального образования по дисциплине "Физика"...

Методические рекомендации по организации и методическому сопровождению самостоятельной работы студентов дисциплины ОУД.04 Математика

Данные методические рекомендации помогут преподавателям СПО организовать самостоятельную деятельность студентов на основе деятельностного и компетентностного подходов к обучению в связи с внедрением Ф...

Методические рекомендации по подготовке материалов для участия в конкурсе методических материалов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Методические рекомендации представляют собой специально структурированную информацию, определенный порядок и логику подготовки материала для участия в конкурсе методических материалов по профилактике ...

Контрольно-измерительные материалы итоговой аттестации студентов по учебной дисциплине ОУД.05 История по специальности 34.02.01 Сестринское дело 1 курс 2 семестр

Контрольно-измерительные материалы предназначены для проверки результатов освоения учебной дисциплины «история» основной профессиональной образовательной программы по специальности 34.02.0...

Дополнительные теоретические материалы в помощь студентам для освоения темы: «Лексика с точки зрения её происхождения»

Теоретический материал для изучения дисциплины "Русский язык" (раздел "Лексика и фразеология")....