Интегрированный урок "Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду»
методическая разработка (9 класс) по теме

Анкудинова-Коннова  Ольга Васильевна

Интегрированный урок по теме « Влияние транспорта на окружающую среду» позволяет раскрыть социально-экологические проблемы на примере улицы Хиросимы, в районе которой располагается МОУ СОШ №6, учит применять научные знания при решении экологических проблем, работать с дополнительной научно-популярной литературой, компьютером, позволяет проверить умение учащихся владеть устной речью, воспитывает навыки экологической ответственности. Данный урок органично интегрирует знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. Итогом урока является создание мини-проектов. Учащиеся на уроке пользуются материалами, которые подготовили по заранее полученным за 2 недели заданиям. На проведение урока отводится 2 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6

Центрального района г.Волгограда

Методическая разработка интегрированного урока

Предметы: физика, химия, география.

9   класс

Урок обобщения знаний в форме работы творческих лабораторий

Тема урока: "Влияние автомобильного  транспорта на окружающую среду»

Краткая аннотация. Интегрированный урок по теме « Влияние транспорта на окружающую среду» позволяет раскрыть социально-экологические проблемы на примере улицы Хиросимы, в районе которой располагается МОУ СОШ №6, учит применять научные знания при решении экологических проблем, работать с дополнительной научно-популярной литературой, компьютером, позволяет проверить умение учащихся владеть устной речью, воспитывает навыки экологической ответственности. Данный урок органично интегрирует знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. Итогом урока является создание мини-проектов. Учащиеся на уроке пользуются материалами, которые подготовили по заранее полученным за 2 недели заданиям. На проведение урока отводится 2 часа.

Авторы методической разработки:

 Калмыкова Людмила Викторовна / учитель химии  МОУ СОШ № 6, высшая       квалификационная категория./

Коннова Ольга Васильевна  /учитель физики  МОУ СОШ № 6, высшая квалификационная категория./

Усик Инна Владимировна /учитель географии МОУ СОШ № 6, высшая квалификационная категория./

Методическая разработка

Цель урока: На основе интеграции географических, физических и химических знаний рассмотреть влияние автотранспорта на экологическое состояние ул. Хиросимы, на которой  расположено МОУ СОШ №6 Центрального района Волгограда.

Образовательные задачи: выявить факторы, влияющие на экологическое состояние ул. Хиросимы и здоровье ее жителей, научить применять научные знания при выработке решений по отношению к природе.

Развивающие задачи: развитие умения подбирать дополнительный научный материал, обрабатывать его, развивать информационную культуру и коммуникативные навыки при работе в группах.

Воспитательные задачи: воспитывать навыки экологической ответственности, воспитывать чувства сотрудничества, создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности, осознание социальной и практической значимости изучаемого материала.

Планируемые результаты:

1. Влияние транспорта на экологию рассматриваемого микроучастка.

2. Осознание учащимися  социальной значимости изучаемого материала.

3. Развитие способности учеников  самостоятельно, в группах, с использованием компьютерных технологий приобретать информацию при подготовке сообщений.

 4. Использование приобретенных знаний для решения практических задач. 

Методическая литература:

Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Ханов Ф.М., Экологическая азбука школьника. Уфа, РИО, 1992г.

Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология в таблицах 10(11)класс, ДРОФА 2001г.

 Интернет-ресурсы: www.autonews.ru/autobusiness, www.newchemistry.ru

Кузьменок Н.М., Стрельцов Е.А., Кумачев А.И. Экология на уроках химии. – Минск: Красико-принт, 1996.

5  .Енохович А.С. Справочник по физике и технике.М.Просвещение,1989.-С 46.

Оборудование:      1. компьютер,  мультимедийный проектор; электронные носители;

                               2. карточки – таблицы (или  файлы с информационным материалом);

                                  3. иллюстрации, демонстрирующие негативное воздействие человека на природу;

Тип урока: обобщение учебного материала в форме творческих лабораторий с элементами интеграции (межпредметные связи предметов: географии, химии, экологии, физики)

Методы обучения: частично-поисковый, анализ учебного материала, исследовательский метод, рещение расчетных задач, создание мини-проектов.

Форма учебной деятельности: проблемное обучение, работа в творческих группах.

План урока

Этапы урока

Задачи

Результат

Организационно-мотивационный этап

Мотивировать учащихся на работу, организовать работу на целепологание

Отрабатывают навыки целепологания

Актуализация полученных ранее знаний для обеспечения продуктивной деятельности учащихся при изучении нового материала.

Организовать общее понимание, регламентировать деятельность обучающихся

Устанавливают межпредметные связи

Операционно-исполнительский этап

 Работа творческих лабораторий по инструктивным картам и информационному материалу

Организовать целенаправленную работу учащихся по формированию умений работать с различными источниками информации в зависимости от поставленной цели. Обеспечить понимание общих задач на данном этапе урока. Организовать взаимодействие

Осваивают нормативный слой знаний, учатся предъявлять информацию, формируют коммуникативные умения, умеют работать в группах, занимать определенную позицию.

Осознают социальную значимость изучаемого материала.

Используют приобретенные знания для решения практических задач.

 Оценочно-рефлексивный этап 

1.Презентация работы групп

2.Создание мини-проектов

3.Рефлексия

Оценить работу групп и отдельных учащихся. Организовать взаимодействие. Выстроить диалог. Организовать рефлексию

Закрепляют полученные знания. Осваивают рефлексивные навыки.

Домашнее задание

Организовать общее понимание заданного

Определяются с объемом выполнения домашнего задания

ХОД УРОКА

Организационный момент. Создание позитивной мотивации.

Учитель:  

Полуотравленная газом,

По нефтяным болотам – вплавь.

Куда ты рвешься? Где твой разум?

Взгляни в себя разумным глазом,

Нельзя же все богатства разом –

Чуть–чуть грядущему оставь!

          Думаю, многие из вас уже догадались, о чем пойдет речь на нашем уроке.  Сегодня мы поговорим о некоторых экологических проблемах и попробуем при этом совместить знания таких предметов, как физика, химия, география и экология.

 На сегодняшнем уроке мы рассмотрим экологические проблемы, связанные с транспортом не вообще, а в частности, в микрорайоне нашей школы, расположенной по ул. Хиросимы и постараемся  найти пути выхода из них.

               Вас ждут сегодня открытия, потому что, по словам Пиаже: «Понять что-либо, значит открыть вновь» и мы надеемся, что данное занятие будет плодотворным и полезным для вас.                          

2.Актуализация полученных ранее знаний и умений.

Учитель: 1. С чем ассоциируется у вас понятие движение?

  2.  Какие виды транспорта вам известны?

 За двадцатое столетие человек сделал огромный прорыв в области техники. Нас окружают сложнейшие механизмы, без которых мы уже не мыслим своего существования. С одним из видов транспорта, а именно автомобильным, и будет связан сегодняшний урок.

Запишем тему: "Влияние автомобильного  транспорта на окружающую среду»

Эпиграф: "Мы дети малые одной большой природы,

                   Мы делим с ней удачи и невзгоды,

                   Одна судьба у нас и у нее"

      -Давайте вместе подумаем, а затем запишем в тетради, какие "плюсы" и "минусы" дает транспорт. (Заполнение таблицы).

Таблица I

"Плюсы"

"Минусы"

Пути решения экологических проблем

Способствует экономическому развитию.

Создает комфортные условия для человека.

Удовлетворяет потребности человека в быстром передвижении.

Загрязняет атмосферу.

Способствует повышению температуры окружающей среды.

Истощает природные ресурсы.

Негативно влияет на состояние здоровья человека.

    Учитель:  - А вот  пути решения экологических проблем вы впишите в конце урока.

                     - Я предлагаю вам, исходя из темы урока, сформулировать и записать ваши цели, ваши ожидания относительно данной темы. (Обсуждение. На экран учитель выводит слайд с планируемыми результатами урока)

3.Операционно-исполнительный этап

Учитель: Сегодня наш класс – 3 творческие лаборатории: физики, химики, географии. Вы будете являться сотрудниками этих лабораторий.  Вам предстоит произвести определенные исследования  по инструктивным картам, а затем представить результаты своей работы.

Так как наша школа  расположена по улице Хиросимы и многие семьи учащихся нашей школы проживают на ней, то объектом изучения был неслучайно выбран транспортный поток именно данной улицы.

Работа учащихся в лабораториях.

Распределение класса на группы.

 Организация работы в группах по инструктивным картам и информационному материалу.

 На столах: “Правила эффективной работы в группе:

в совместной работе нет зрителей и актёров;

каждый член группы заслуживает того, чтобы его выслушали, не перебивая;

следует говорить только по теме, избегая лишней информации;

критикуются идеи, а не личности;

цель совместной деятельности заключается не в победе какой-либо точки зрения, а в возможности найти лучшее решение”

Инструктивная карта для лаборатории «Физика»

Цель: Выявить факторы, потенциально опасные для здоровья человека (безопасность движения, длина тормозного пути при экстренной остановке транспортных средств, шумовое загрязнение).

Ход работы:

1. Оценить степень безопасности        людей при переходе проезжей части ул. Хиросимы (наличие пешеходных  переходов, светофоров, сигнальных кнопок и других факторов).

2. Определить тормозной путь транспортных средств и оценить безопасность пешеходов, переходящих дорогу в случаи экстренной остановки транспорта, сделать вывод о безопасной  длине тормозного пути (см. указания к работе)

3.Сделать вывод по результатам  анкетирования  жителей с целью выявления  факторов шумового загрязнения улицы.

4. Разработать рекомендации по снижению уровня шума в микрорайоне и   по обеспечению безопасного перехода  пешеходов улицы Хиросимы.

Указание к работе:

  Большую роль при оценивании безопасности перехода жителей улицы играет уклон дороги, который наблюдается на этом участке.

 Пусть скорость движения автомобилей на этом участке дороги составляет 60 км/ч. По закону сохранения энергии[1] сумма кинетической и потенциальной энергии будет затрачена на работу силы трения скольжения при торможении:

mv2 + mgh = Fтр Sторм,

    2                                                    

  mv2 + mgh = k mg cosа Sторм,                

    2                                                

S торм= ?

       Учитывая угол наклона дороги, который определяется по увеличению высоты цокольного этажа дома по ул. им. Маршала  Рокоссовского, 58  и коэффициент трения колес k о бетон (Таблица 1), определите тормозной путь. Сравните полученный результат  с табличным допустимым значением тормозного пути  (Таблица 2).

Таблица 1

Коэффициенты трения скольжения  k

Шина по сухому асфальту

            0,50-0,70

Шина по мокрому асфальту

 0,35-0,45

Таблица 2

Тормозной путь автомобилей при скорости 60 км/ч

Марка машины

«Жигули-2110»

«Фольксваген-джетта»

2001г.в.

«Тайота»

2004 г.в.

«Волга-24»

Sторм.путь, м

      38,0

        35,0

    36,0

    43,2

Инструктивная карта для лаборатории «Химия»

Цель: Исследовать  влияние выхлопных газов автотранспорта на экологическое состояние ул. Хиросимы.

Произвести анализ хронометража автотранспорта на заданном участке в течение 15 минут и сделать математический перерасчет на 1 час.

Охарактеризовать транспортный поток по типам  автомобильного транспорта (легковые, грузовые автомобили, автобусы, микроавтобусы, дизельные грузовые автомобили)

Произвести расчет количества вредных выбросов в атмосферу автотранспортом, полученные данные занести в таблицу.

Зная, какое количество вредных веществ выделяет одна машина,  определите влияние выхлопных газов на окружающую среду за один час. Для этого:

А).Рассчитайте общий путь(S),пройденный всеми машинами за 1ч.S=N*100м.

Б).Рассчитайте количество топлива, сжигаемого двигателями автомашин(R).R=S*K,где K - расход топлива на 1км пути в литрах, для бензиновых двигателей он примерно составляет  0,1л, для дизельных - 0,4л

Количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу на                                                                                 выбранном участке дороги.

Легковые автомобили

Грузовые автомобили

Автобусы, микроавтобусы

Дизельные грузовые автомобили

Всего (∑Q)

Среднее количество за 1 час (N, шт.)

Общий путь за 1 час (L, км)

Количество вредных веществ в л

Зная количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу одним     автомобилем в течение суток  ( в г ),

Хим.соединения.

Грузовики

Легковые.

Автобусы.(дизели)

СО

502,2

225,8

227,9

NO2

70,4

43,8

17,7

С

19,3

-

3

SO2

4,5

-

0,7

Pb

0,2

0,27

0,08

 рассчитайте количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу   исследуемым количеством автомобилей в течение суток (в кг).

СО

NO2

C

SO2

Pb

Легковые автомобили

Грузовые автомобили

Автобусы

Всего (∑Q)

По результатам, полученным в ходе обработки данных,  сделайте вывод о количестве вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу работающими автомобильными двигателями.

Разработайте рекомендации по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферу.

Используя дополнительную информацию,  заполните таблицу

Влияние выхлопных газов автомобилей на здоровье человека

Вредные вещества

Последствия воздействия на организм человека

 Угарный газ

Свинец

Оксиды азота

Сернистый газ

 Тяжелые металлы

Инструктивная карта для лаборатории «География»

Цель: оценить степень загрязнения окружающей среды автомобильным транспортом, при использовании альтернативного топлива.

Провести анализ анкетирования  жителей улицы Хиросимы  с целью выявления влияния     автомобильного транспорта на окружающую среду нашего микрорайона.

Составление схемы.

Мероприятия по снижению вредного влияния

автомобильного транспорта.

Совершенствование        Повышение уровня                       Перевод автомоби-        

конструкций авто-                           технического об-                                                      лей на экологически

мобилей для уме-                           служивания и совер-                                                 менее опасные виды

ньшения токсич-                             шенствование конт-        топлива.

ных выбросов.                                 роля технического

                                                          состояния машин.

Используя дополнительную информацию,  заполните таблицу «Альтернативные виды топлива»

Вид топлива

Природа топлива

Использование в транспортных средствах

Влияние на окружающую среду

Природный газ 

Электричество

Водород

Пропан

Биодизельное топливо

Выявить, в  чем проявляется преимущество использования альтернативного топлива?

Топливо/особенности

Бензин/дизель

Природный газ

Сжиженный газ

Водород

Электричество

Выброс

* *

* * * *

* * * *

* * * * *

* * * * *

Цены на заправку

* * *

* *

* * *

*

* * * * *

Время заправки

* * * * *

* *

* * *

* *

*

Цена топливного бака

* * * * *

* *

* * *

* *

*

Необходимый объем для установки топливного бака

* * * * *

* *

* * *

* *

*

Вес бака

* * * * *

* * *

* * *

* *

*

Сеть распределения и заправок

* * * * *

*

* *

*

* * *

Зависимость от добычи природных материалов

*

*

* *

* * * * *

* * * * *

Техническое состояние развития

* * * * *

* * * *

* * * *

* *

* * *

Потенциал развития

* *

* * *

* * *

* * * * *

* * * * *

* - посредственно;  ** - удовлетворительно;  *** - хорошо;  **** - очень хорошо;  ***** - превосходно

 

Презентация работы групп (отчет лабораторий по исследуемым вопросам)

4.Оценочно-рефлексивный этап

Учитель подводит итоги данного этапа урока, оценивает работу групп и отдельных учащихся.

Учитель: А вот заключительным аккордом нашего урока станет создание мини-проектов, при работе над которыми вы покажете свою компетентность по исследуемому вопросу, раскроете свой творческий потенциал и желание изменить социально-экологическую обстановку  в районе школы в лучшую сторону.

Темы мини-проектов:  

«Срочные меры»

Цель проекта: Формулировка неотложных мер по снижению экологической опасности транспортных средств на улице Хиросимы.

«Транспорт и здоровье»

Цель проекта: Разработка рекомендаций по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферу, негативно влияющих на здоровье жителей улицы Хиросимы.

«Транспорт ХХI века»

Цель проекта: Формулировка основных требований для транспорта будущего. (Возможна презентация транспортных средств будущего.)

 Защита проектов. Оценка  деятельности учащихся на уроке.

Подведение итога урока.

Учитель проверяет диагностичность цели урока:

- Каково влияние  транспорта на экологическую ситуацию улицы Хиросимы?

-  Предложите пути решения экологических проблем. (Совместное заполнение последней колонки Таблицы I)

Учитель:       Завершить урок хочется строками:

        Коль суждено дышать нам воздухом одним,

        Давайте же мы все на век объединимся.

        Давайте наши души сохраним.

        Тогда мы на Земле и сами сохранимся      (Н. Старшинов)

Пусть эти слова станут девизом вашей жизни.

Рефлексия – самооценка учащимися своей деятельности на уроке. Использование техники «Светофор».

Учитель: Выберите тот цвет, который соответствует вашим ощущениям, и постарайтесь объяснить, как вам работалось в группе, и как вы усвоили новый материал.

5. Домашнее задание.

Творческая работа учащихся: сообщения по теме урока.


[1] Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика 9 класс. Учебник для ОУ.М. Дрофа,2008.С.88.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Загрязнение и охрана окружающей среды"

Аннотация к интегрированному уроку  географии и английского языка по теме:  "Загрязнение и охрана окружающей среды" 8-й класс Калимуллина Райхан Зиннуровна, учитель географии...

Интегрированный урок "ВЛИЯНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА"

познакомить учащихся с современным состоянием окружающей среды и влиянием его на здоровье человека....

Интегрированный урок "Потребитель и окружающая среда"

Цели:  познакомить учащихся с основными экономическими и экологическими понятиями.  ЗадачиОбучающая: познакомить учащихся с понятием « потребитель»,  кодами пищевых доб...

Интегрированное занятие по теме "Загрязнение окружающей среды нефтью"

Занятие проводится в рамках реализации авторской программы элективного курса "Человек и природа: друзья или враги", с использованием метода проекта. Данную разработку можно применить на уроках экологи...

Интегрированный урок (физика – экология) в 8 классе по теме: «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды»

Интегрированный урок (физика – экология) в 8 классе по теме: «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды»Цели урока: - объяснить принцип действия тепловых двигателей, определить КПД тепловых дв...

Конспект интегрированного урока по физической культуре и окружающей среде во 2 классе «Русские народные игры как средство повышения двигательной активности»

Цель урока: способствовать повышению двигательной активности учащихся через применение русских народных игр.Задачи урока:развитие основных двигательных способностей (скоростных, скоростно-силовых, коо...

Интегрированный урок по охране окружающей среды

интегрированный урок по охране окружающей среды...