Учебно-методическое пособие "Создание адаптивного развивающего образовательного пространства на уроках биологии"
книга по теме

Гончарова Ирина Евгеньевна

Данное пособие направлено на помощь подросткам и старшеклассникам осознать свои силы и индивидуальность, почувствовать вкус успеха, найти дело, которое интересно, заглянуть в будущее… Наиболее эффективно эти задачи реализуются в групповых формах работы, что объясняется не только той особой ролью, которую в указанном возрасте играет общение со сверстниками, но и широко доказанной сегодня продуктивностью этих форм педагогической работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon posobie_biologiya.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ АДАПТИВНОГО РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Введение

Данное пособие направлено на помощь подросткам и старшеклассникам осознать свои силы и индивидуальность, почувствовать вкус успеха, найти дело, которое интересно, заглянуть в будущее… Наиболее эффективно эти задачи реализуются в групповых формах работы, что объясняется не только той особой ролью, которую в указанном возрасте играет общение со сверстниками, но и широко доказанной сегодня продуктивностью этих форм педагогической работы.

Цель — помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить у них чувство собственного достоинства, научить их преодолевать неуверенность, страх. Повышенное волнение в различных ситуациях, наиболее успешно и полно реализовать себя в поведении и деятельности, утверждать свои права и собственную ценность, не только не ущемляя прав и ценностей других людей, но и способствуя их повышению.

Это необходимо для того, чтобы обеспечить подростка средствами, позволяющими ему более эффективно действовать в повседневной жизни, решать встающие перед ним каждодневные задачи.

Задача учителя — специально организовать ведущую для подросткового школьного возраста деятельность, создать внутри этой деятельности атмосферу сотрудничества, взаимного доверия — детей друг с другом, детей и взрослого.

При работе с младшими подростками упор делается на пробуждение интереса и развития доверия к самому себе, на постепенное понимание своих возможностей, способностей, особенностей характера. Этот возраст является благоприятным временем для работы над развитием и укреплением у подростков уверенности в себе, чувства собственного достоинства.

При работе со старшими подростками основной акцент можно сделать на развитии доверия к окружающим людям, на анализе мотивов общения, межличностных отношений. В группах старшеклассников можно большее внимание уделить проблемам осознания ими своего призвания, обретения способностей видеть смысл жизни, временным перспективам и эмоциональным привязанностям, профессиональному выбору и будущей семейной жизни. Основной смысл «зоны ближайшего развития» в подростковом и раннем юношеском возрасте состоит в осознании школьником уникальности своей личности, своей индивидуальности.

Разработки уроков.

Актуальность межпредметных связей в школьном обучении обусловлена современным уровнем науки, на котором ярко выражена интеграция. При предметном же обучении знания разобщены. Поэтому на данном этапе межпредметные уроки, которые ведут два-три учителя-предметника, дают возможность на более высоком уровне осуществить межпредметные связи, т.е. показывают единство процессов, происходящих как в живой, так и в неживой природе, взаимозависимость различных наук. Такие межпредметные уроки являются важнейшим фактором развивающего и воспитывающего обучения школьников, при этом качественно преобразуются все стороны познавательной деятельности учащихся, знания приобретают системный и межпредметный характер.

Летающие ночью.

Интегрированный урок для 7 классов.

(биология, математика)

Цель:   - формирование благоприятной для обучения эмоциональной среды, когда                              серьезнейшие вопросы решаются без напряжения и с интересом;

  1. через сотрудничество с одноклассниками развивать у детей уверенность в себе, ответственность, взаимопомощь и чувство благодарности за помощь;
  2. повышение у детей самооценки, а также чувства солидарности и гордости за принадлежность некоторому сообществу.

      Применение приема «Зигзаг» создает в классе игровую атмосферу – дети чувствуют себя комфортно. Более того, увеличивается доля общения учеников между собой и, соответственно, уменьшается доля общения учитель-ученик. Знания, получаемые таким образом, не исчерпываются усвоением новых фактов, в ситуационном обучении дети приобретают новый практический опыт. Знания не просто передаются от учителя ученику, но скорее создаются в совместном творческом акте.  

     «Зигзаг» - прием, опирающийся на сотрудничество и групповую работу. Кроме того, с его помощью можно и обучать подобным видам деятельности, способствуя изменению статуса ученика, делая его своего рода «экспертом», «учителем», творцом, вместо традиционного потребителя информации. Это помогает воспитать думающего человека, способного осмысленно применять полученные знания.

Оборудование: тексты, листы бумаги, цветные карандаши и фломастеры.

Ход урока:

I.  Формируются «рабочие» группы по 5 человек.

II. Группам предлагается лист с утверждениями «Верите ли вы, что…». Если группа согласна с утверждением, ставится знак «+», если нет – «-». Желательно, чтобы группы пришли к общему мнению.

ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…

1.   большинство рукокрылых питаются кровью теплокровных животных?  

2.   за лето (90 дней) одна летучая мышь съедает до 36000 комаров?

3.   у самки летучей мыши чаще рождается 1 – 2 детеныша?

4.   у летучей мыши массой 200г, детеныш весит 20г?

5.   часто рукокрылые выгоняют скворцов и поселяются в их жилище?

6.   в одной пещере может проживать более 20000000 рукокрылых?

7.   напав на лошадь, 10 летучих мышей-вампиров могут выпить более 2л крови?

8.   некоторые рукокрылые являются опылителями и распространителями семян растений?

9.   летучая мышь длиной 5 см, имеет площадь крыльев примерно 25 см2 ? 

10.  многие видовые названия даны рукокрылым по форме носа?

III.  Представитель от каждой команды переносит результаты в таблицу на доске.

Обсуждение результатов.

IV.   Какова тема сегодняшнего занятия? Тема пишется на доске (Рукокрылые).

            Рукокрылые, пожалуй, самые знаменитые существа. С этими робкими, всеми презираемыми и оклеветанными зверьками связаны сотни легенд, примет, поверий… В соответствии с легендами у многих народов летучие мыши либо сами были носителями злого начала, либо прислуживали черным силам, либо злые персонажи имели явные приметы летучих мышей.

             Славянские народы называли летучих мышей нетопыри, что в переводе означает летающие ночью.

             

V.  Каждой группе выдается набор текстов (1 – 5). Ученики с одинаковыми текстами формируют «экспертные» группы. Пересадка.

ПИТАНИЕ РУКОКРЫЛЫХ.       №1.

       Если всех рукокрылых в зависимости от способа добывания пищи разделить на группы, то первое место по количеству видов займут животные, которые ловят насекомых в воздухе. Следующий по важности тип питания рукокрылых – поедание всевозможных плодов растений. Несколько менее распространено собирание неподвижно сидящих насекомых с поверхности различных предметов. За ним, в порядке убывания числа видов, следуют рукокрылые, питающиеся нектаром и пыльцой цветов, рыбоядные, хищные и, наконец, кровососущие.

       Величина колоний летучих мышей зависит не только от величины убежищ, а от того, сколько зверьков может прокормиться на расстоянии, какое они могут преодолеть за время их умеренного по быстроте и недостаточно продолжительного по выносливости полета.

       Это – существенный фактор: ведь летучие мыши очень прожорливы. Достаточно сказать, что за время охоты (а оно обычно у летучих мышей невелико – в общей сложности примерно полтора часа, редко больше) летучая мышь съедает по несколько сотен насекомых. Так, например, было прослежено, что бурая ночница за час совершила около 1200 бросков, а бурый кожан – около 1300. Если даже половина бросков была неудачной (насекомым удавалось спастись, хотя это маловероятно), то и тогда за час каждая съедала 600 – 650 насекомых.

          Можно только удивляться, сколько одна летучая мышь  может съесть... насекомых за одну ночь – 4400 миллиграмм! Из которых 20% - комары (один комар весит 2,2 миллиграмма).  

В лаборатории рыжая вечерница за полчаса съела 115 мучных червей, а бурая ночница за минуту поймала 20 мух дрозофил.

       Подсчитано, что лишь один вид летучих мышей в Техасе уничтожает примерно 7000 тонн насекомых в год. (Не случайно в этом штате принят закон об охране летучих мышей). Известно, что в некоторых районах, в том числе и в некоторых районах нашей страны, летучие мыши свели до минимума или даже полностью уничтожили малярийных комаров.

       Количество пищи регулирует количество летучих мышей в определенной местности. Однако в одном районе в непосредственной близости могут находиться колонии разных видов летучих мышей (а то и смешанные колонии). Они – не соперники: каждый вид либо специализируется на определенных насекомых (крупные, мелкие), либо ловит их на определенной «своей» высоте. А некоторые летучие мыши приспособились охотиться даже на земле. Это труднее, зато наземные насекомые обычно крупнее.

РАЗМНОЖЕНИЕ РУКОКРЫЛЫХ.       №2.

       Число отпрысков в колонии летучих мышей равно одному или двум, и уж совсем редки случаи рождения тройни.

       Летучие мыши средних широт размножаются один раз в год. Обычно сроки появления у них потомства приурочены к концу весны – началу лета, то есть к тому периоду, когда начинается массовый вылет насекомых (ведь рукокрылые умеренных широт насекомоядны).

       В условиях тропических стран, где нет редко выраженных сезонных колебаний «пищевого довольствия», большинство рукокрылых размножаются два, а некоторые и три раза в год. Но все равно даже для тропических летучих мышей, как правило, пик рождения детенышей совпадают с максимальным обилием корма.

       Летучие мышата появляются на свет достаточно крупными. Средний вес новорожденных рукокрылых обычно составляет около 40% материнского веса.

       Внешность новорожденного зверька весьма непривлекательна: тело совершенно голое, лишь на голове видны реденькие короткие волосики, глаза закрыты, рот – узкая щелочка, уши напоминают кусочки скомканной бумаги. Особенно поражают непомерно огромные лапы и большие пальцы «рук», снабженные внушительными когтями. Когти эти служат для укрепления детеныша на теле матери после рождения. Четыре остальных пальца передней конечности, несущие перепонку, у новорожденных маленькие, недоразвитые.

       Потомство у летучих мышей появляется на свет очень «разговорчивым» - с первых же минут жизни малыши начинают пищать и умолкают, лишь найдя материнский сосок.

       Самки большинства видов рукокрылых начинают оставлять детенышей с первого дня после рождения. Однако есть и более заботливые мамаши. Они не расстаются с отпрысками до тех пор, пока те не приобретут волосяной покров и не научатся самостоятельно регулировать температуру тела. Обычно на это требуется около полутора недель. За это время детеныши летучих мышей значительно взрослеют, увеличиваются в весе, обрастают шерстью, становятся зрячими. Теперь и те, кто не расставался с матерью, уже остаются в убежище, когда родительницы отправляются на охоту. В убежище, как правило, малышей бывает много (рождаются они почти все в одно время). Молодые особи образуют в убежище обособленные группы, практически ясли. Прижавшись друг к другу, они ждут матерей, которые, едва прилетев, начинают их кормить (первые дни – молоком, потом – принесенными насекомыми).

       Интересно, что самки некоторых видов рукокрылых отыскивают своих детенышей даже среди большого количества малышей и кормят только их – остальных прогоняют. Самки других видов кормят любого голодного детеныша, оказавшегося рядом.

       Примерно через месяц (у некоторых чуть позже – недель через шесть) детеныши становятся взрослыми, самостоятельными и сами решают свою судьбу: одни улетают, другие остаются в родной колонии.

МЕСТООБИТАНИЯ РУКОКРЫЛЫХ.  №3.

       Принято считать, что летучие мыши сами убежищ не сооружают. И это действительно верно, по крайней мере, для большинства представителей их крылатого племени. Ведь крылья – не самый лучший орган для рытья нор или конструирования гнезд.

       И все-таки строители среди рукокрылых есть. Иногда замечательные домики создают себе коротконосые крыланы. Облюбовав одну из кистей плодов пальмы, зверек энергично вгрызается в нее. Через несколько минут образуется полость, в которой зверек располагается на отдых.

       Выдающимися архитектурными способностями обладают некоторые листоносы. Тайна зодчества этих зверьков заключается в том, что они, своеобразно надкусывая крупные листья растений, сооружают для себя укрытия в виде палатки-зонтика. Тем же способом пользуются некоторые виды фруктоядных листоносов. Материалом для убежища чаще всего служат листья бананов и пальм.

       Но пещеры, вероятно, самый распространенный тип убежища рукокрылых. Если провести сравнение количеств рукокрылых, заселяющих те или иные типы убежищ, то, пожалуй, первое место по численности займут именно пещерные жители.

       В Бракенской пещере, расположенной в одном из южных штатов США находят себе приют множество рукокрылых. Общий вес этой громады 500 тонн, притом, что один зверек весит 25 г. И это не предел. Пещера Новая в Техасе служит убежищем еще большему количеству мышей.

       Пещеры, конечно, не единственное убежище летучих мышей, хотя такое скопление может быть только в пещерах. Более мелкие колонии обосновываются в покинутых шахтах или заброшенных домах, на чердаках домов и в дуплах деревьев – в общем, всюду, где имеются полумрак, относительная прохлада и где можно спокойно провести светлую часть суток.

       Часто скворцы останавливают свой выбор на дуплах деревьев. При этом они не считают летучих мышей достаточно серьезными соперниками и гонят их прочь. Да и как может летучая мышь противиться птицам, ведь скворцы крупнее, сильнее, и вооружены гораздо лучше крылатых зверьков. Поэтому летучим мышам приходиться убираться подобру-поздорову. Иначе могут быть весьма неприятные для них последствия.

       Однако агрессивное поведение со стороны птиц отмечается не всегда. Описано несколько случаев, когда летучие мыши устраиваются в птичьих дуплянках рядом с пернатыми, насиживающими свою кладку.

ЗНАЧЕНИЕ РУКОКРЫЛЫХ.       №4.

       Главное значение летучих мышей в том, что они – активные потребители вредных насекомых. По мнению некоторых специалистов, в этом отношении они значительно превосходят птиц. Вопрос спорный. Но то, что летучие мыши не только уничтожают огромное количество насекомых, но и делают это в то время, когда почти все насекомоядные птицы спят, а многие вредные насекомые бодрствуют, несомненно, увеличивает значение рукокрылых.

       Многие виды рукокрылых приносят огромную пользу в деле борьбы с переносчиками малярии. Также некоторые рукокрылые – опылители и распространители семян растений. И те, и другие являются неотъемлемым звеном в биологических сообществах тропических стран.

       Ученые считают, что в биологическом методе борьбы с насекомыми, вредящими сельскому хозяйству, методе, который со временем, возможно, почти полностью заменит химический, летучие мыши займут видное место.

       Если, конечно, нам удастся сохранить их в достаточном количестве. С каждым годом численность рукокрылых сокращается. Одна из основных причин сокращения численности летучих мышей – уменьшение количества доступных для зверьков убежищ. Широкое использование ядохимикатов приводит к отравлению рукокрылых через пищу.

       И еще одна причина – семейство десмодовых (вампиров) компрометируют все благородное племя летучих мышей во всем мире. Мало того – люди уничтожают миллионы и миллионы рукокрылых, так как им сопутствует слава кровососов, хотя никакого отношения к кровососам все остальные рукокрылые не имеют.

       Видовое разнообразие кровососов невелико, их всего три вида: обыкновенный, белокрылый и мохноногие вампиры.

       Ранки вампиры делают неглубокие, да и крови высасывают немного – 24 – 30 миллилитров  им достаточно, чтобы насытиться. Но опасность заключается в другом: во-первых, на одно животное могут напасть в течение ночи несколько вампиров, во-вторых, ранки долго не заживают и часто воспаляются, в-третьих, эти кровососы способны переносить бешенство.

       После всего сказанного у вас, вероятно, сам по себе напрашивается вывод о том, что вампирам не место на нашей планете. Не спешите с выводами. Живые цепи, выкованные природой, уязвимы и чувствительны к грубому вмешательству человека. Вампиры – тоже звено и поэтому имеют полное право на существование. Однако ограничение численности кровососов до определенного уровня, несомненно, целесообразно.

МНОГООБРАЗИЕ РУКОКРЫЛЫХ.       №5.

      Известно около 1000 видов рукокрылых. Отряд рукокрылых ученые разделяют на два подотряда: крыланов с одним семейством – крылановых и летучих мышей с 16 семействами.

      Самый крупный из всех крылановых, а значит, из всего отряда рукокрылых – калонг. Величиной он с крупную кошку(40 см в длину), но когда расправляет крылья, кажется настоящим великаном: размах его крыльев – более 1,5 м. А карликовый крылан – самый мелкий в подотряде: длина его 6 – 7см, размах крыльев – менее четверти метра. Крыланы, если не считать размеров, в общем-то, все похожи друг на друга. Кроме молотоглава. У него две особенности: огромная непропорциональная голова и любовь к пению. Природа снабдила его сложным и довольно развитым голосовым аппаратом, и зверек им часто пользуется. Правда. Пение его напоминает хор квакающих лягушек, но молотоглаву. Видимо, собственный голос нравится – поет он часто и охотно.

        Жить, летать, находить пищу крыланам помогает тонкое обоняние и острое зрение. К звуковой ориентации они не способны.

           У представителей семейства летучих мышей механизм эхолокации  достиг очень высокого совершенства. Мы даже представить себе не можем диапазона звуков, воспринимаемых этими зверьками. Человек воспринимает колебания, частоты которых лежат в интервале примерно от 20 до 16 – 20 тыс. Гц. Рукокрылые, воспринимая звуки такого же интервала, воспринимают и ультразвуки, частота которых достигает 120 – 150 тыс. Гц. Они воспринимают не только ультразвуковой сигнал, исходящий от другого источника, но и отражение (эхо) собственного сигнала. Это первое и главное условие явления эхолокации. Отражение «своего» сигнала они отличают от смеси множества других звуковых и ультразвуковых волн.

      По скорости возвращения сигнала (эхо) зверьки определяют расстояние до предмета (не только до стены пещеры или ствола дерева, но и до таких мелких существ, как летящая муха). По отражению ультразвукового импульса зверек точно определяет форму и размеры предмета. В этом смысле он своим воспринимающим (слуховым) аппаратом «видит» предметы с не меньшей точностью, чем мы их воспринимаем своими органами зрения.

        В семейство летучих мышей входит множество видов. Каждый вид имеет свои собственные типичные черты. Один из систематических признаков летучих мышей – строение передней части морды – носа. Поэтому и вошли в русскую номенклатуру всевозможные «подковоносы», «листоносы», «гладконосы» и т.п. Здесь же добавим еще немного об «одежке» летучих мышей. Мы привыкли считать летучих мышей серыми или буровато-коричневыми, скромно окрашенными. А между тем среди них есть немало щеголей, «одетых» в оранжево-красные и красно-бурые, кремовые и белые, полосатые и комбинированные «костюмы».

       

VI.    Новые группы называются «экспертные», их цель – тщательно изучить свой текст и быть готовыми передать его содержимое одноклассникам. Они должны обсудить, в какой форме передать полученные знания «рабочей» группе.

VII.   Возвращение в «рабочие» группы. Эксперты передают новые знания членам своей группы.

VIII.  Каждая группа выполняет работу, обсуждая форму презентации.

IX. Презентация. Все работы вывешиваются на доске.

X.  Возвращаемся к обсуждению таблицы. Если группа изменила мнение по какому-либо вопросу, можно внести исправления.

XI.    Обсуждение результатов.  

XII.   Рефлексия.

Пресмыкающиеся.

Интегрированный урок для 7 классов.

(биология, математика)

Цель:  - обобщение знаний по классу пресмыкающиеся;

  1. показать их роль в природе и жизни человека;
  2.  общность строения, отличительные особенности, приспособленность пресмыкающихся к среде обитания;
  3. создать условия для развития коммуникабельности, ответственности учащихся.

Оборудование:  - таблицы «Пресмыкающиеся»;

  1. цветные карандаши, фломастеры, листы бумаги;
  2. информационные тексты, вопросы.

Ход урока: учащиеся начинают работать в группах по 5 человек. Это «рабочие группы».

  1. Рабочим группам предлагается ответить на ряд вопросов «Верите ли вы, что…»

ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…

  1. в год от рук браконьеров погибает 2500 крокодилов.
  2. в одном змееприемнике ежегодно получают 800 г яда в сухой массе.
  3. крокодил может  почти 2 года прожить без еды.
  4. масса взрослой гигантской черепахи в 3000 раз превышает массу новорожденной.
  5. чтобы оторвать хвост у ящерицы весом 10Н, нужно приложить силу 50Н.
  6. отряд чешуйчатых объединяет 8000 видов.
  7. все черепахи растительноядные животные.
  8. предки крокодилов жили на суше.
  9. из кожи змей изготовляют обувь.
  10. крокодилов истребляют из-за их мяса, т.к. оно обладает лечебными свойствами.

  1. Результаты обсуждения заносятся в таблицу.
  2. Группам предлагается набор текстов. Каждый ученик берет свой текст и изучает его.
  3. Формируем «экспертные группы». За отдельные столы собираются ученики с одинаковыми текстами:

                                ОТРЯД ЧЕШУЙЧАТЫХ.      №1.

      Объединяет в основном ящериц (около 3500видов) и змей (около 2500 видов). Один из общих признаков отряда – наличие на теле животных роговой чешуи. Представители отряда – прыткая и живородящая ящерицы, вараны, гекконы, агамы, безногие ящерицы желтопузик и веретеница и др.

       Гекконы распространены в жарких пустынях, тропиках и субтропиках. Агамы и вараны тоже жители южных широт. В пустынях Средней Азии обитает степная агама, встречается серый варан. Агама чаще всего поселяется на участках с редкой кустарниковой растительностью и ведет древесно-наземный образ жизни. Серый варан – один из самых крупных видов ящериц (массой до 3,5 кг). Он быстро бегает, может плавать и залезать на кустарники. Серый варан подлежит охране как редкий и интересный вид нашей фауны.

       В отличие от ящериц, змеи не имеют ног и подвижных век. Их глаза затянуты прозрачной роговой пленкой. В нашей стране из змей широко распространены обыкновенный и водяной ужи, обыкновенная и степная гадюки. Ужи проглатывают добычу живьем, а гадюки предварительно убивают ее ядом, который вырабатывается у них в ядовитых железах и по каналам зубов поступает в жертву.

       Почему же у ящерицы отламывается хвост? Может быть, он просто непрочен? Нет, хвост у ящерицы вовсе не хрупкая конструкция, как думают многие. Чтобы его оторвать у мертвой ящерицы, нужно приложить силу в 25 раз большую, чем вес ее самой.

ОТРЯД ЧЕРЕПАХ.       №2.

       Отряд черепах характеризуется наличием костного панциря, покрытого роговыми пластинами. В панцирь заключено тело, свободными остаются только голова, конечности и хвост. В нашей стране из черепах наиболее распространены среднеазиатская и болотная черепахи. Среднеазиатская черепаха – растительноядное животное. Болотная черепаха питается в основном различными беспозвоночными, мелкой рыбой, головастиками и лягушками. У болотной черепахи на ногах развиты плавательные перепонки. В морях встречаются морские черепахи, длиной до 2 м. Их конечности превратились в ласты. В настоящее время известно около 200 видов черепах.

         Морская черепаха дермохелис – одна из самых крупных по габаритам среди современных черепах: длина ее панциря достигает 2 м, а масса 500 кг. Галопогосская  гигантская черепаха весит 3 центнера, а новорожденная…100г.

ОТРЯД КРОКОДИЛОВ.       №3.

       Отряд крокодилов включает пресмыкающихся, похожих на огромных ящериц, длиной до 8 м. Их тело покрыто прочными роговыми щитками, под которыми находятся костные пластины. Живут крокодилы в воде. На сушу выходят редко. Задние ноги крокодилов имеют плавательные перепонки. Глаза и ноздри находятся на возвышении. Крокодилы – хищники. Известны случаи нападения на людей.

       Предки крокодилов жили на суше. На это указывают такие особенности, как дыхание атмосферным воздухом, размножение на суше. Крокодилы, как и черепахи, - древняя группа пресмыкающихся. В настоящее время известно около 20 видов крокодилов.

      Крокодил может прожить без пищи 700 дней, черепаха – 500, лягушки – 400, карась – 150.

ЗНАЧЕНИЕ ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ.       №4.

       Большинство пресмыкающихся, особенно в степях и пустынях, оказывает на численность моллюсков, насекомых, различных мышевидных грызунов и других животных, которыми они питаются. В свою очередь, многие пресмыкающиеся служат пищей промысловым зверям, например лисицам и хорькам.

        Люди разных стран издавна используют кожу крокодилов, крупных змей и ящериц для изготовления портфелей, чемоданов, обуви, ремней и др. Особенно ценится кожа крокодилов, численность которых в некоторых местах их распространения настолько сократилась, что пришлось взять под охрану и наладить разведение на специальных фермах.

       С давних времен используются роговые пластины панцирей некоторых видов черепах. Путем специальной обработки из них делают красивые оправы для очков, гребни и другие предметы. В некоторых странах употребляют в пищу мясо и яйца черепах.

       Широко применяют в медицине змеиный яд. Он идет на изготовление различных лекарств. Для получения яда созданы питомники змей – серпентарии. Только в одном питомнике ежемесячно получают около 125 г.

ОХРАНА ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ.       №5.

       В связи с истреблением промысловых и ядовитых пресмыкающихся численность некоторых из них настолько сократилась, что появилась угроза их исчезновения. Спасти виды редких и исчезающих пресмыкающихся может только их охрана. В России запрещено истребление серых варанов, дальневосточных черепах, среднеазиатских кобр и многих других пресмыкающихся.

  Кожа змей приносит большие доходы. Не меньше, а может быть, больше доходов приносит кожа крокодилов. По подсчетам американской службы охраны животных и природы, лишь в одном районе Майами доход от продажи крокодиловой кожи приближается к миллиону долларов. Не удивительно, что только с 1881 по 1981 год убито 2500000 крокодилов. Естественно, что число их стремительно уменьшается.

  1. «Экспертные группы» обсуждают предложенный текст и решают, как представить материал своим «рабочим группам».
  2. Переход экспертов в «рабочие группы». Тексты забираются.
  3. Каждый член группы доносит информацию, полученную в «экспертных группах» своей команде. Обсуждается форма проекта.
  4. Группам предлагается внести изменения в таблицу.
  5. Презентация проектов группами.
  1. Рефлексия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Создание адаптивного развивающего образовательного пространства на уроках математики"

Данное пособие направлено на помощь подросткам и старшеклассникам осознать свои силы и индивидуальность, почувствовать вкус успеха, найти дело, которое интересно, заглянуть в будущее… Наиболее эффекти...

Учебно-методическая разработка с использованием электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе. Урок-игра «Торги на бирже: ПОКУПАЕМ ЭЛЕКТРОН»

На бирже «продают» электрон. Выигрывают, т.е. «покупают» электрон те,  у кого больше знаний.Каждая команда по очереди делает вступительный «взнос». «Взносом» является законченная мысль, идея, дем...

Образовательное пространство современного урока татарского языка и литературы.

Мы пытаемся формировать и развивать творчески мыслящую личность ребенка, способную принимать нестандартные решения. Основной результат нашей деятельности - получение детьми прочных знаний, умений, нав...

Учебно-методическое пособие. Научно-методическое обеспечение образовательной программы "Познай себя"для обучающихся 12-17 лет.

Научно-методическое обеспечение образовательной программы "Познай себя"для обучающихся 12-17 лет....

"Формирование развивающего образовательного пространства города Козьмодемьянска в условиях модернизации образования"

Участник городского  единого методического дня, на тему "Портфолио как одна из форм оценивания индивидуальных достижений учащихся"...

Образовательное пространство современного урока биологии: обучая всех, обучаю каждого.

При переходе к обучению по новым образовательным  Стандартам, где на первый план выдвигается формирование у детей универсальных учебных действий, каждый учитель задает себе вопрос, каким образом ...