Образовательное пространство современного урока биологии: обучая всех, обучаю каждого.
статья по биологии на тему

Гусева Лидия Александровна

При переходе к обучению по новым образовательным  Стандартам, где на первый план выдвигается формирование у детей универсальных учебных действий, каждый учитель задает себе вопрос, каким образом построить урок так, чтобы обучить всех учеников в классе наиболее эффективно, чтобы каждый овладел учебными умениями и навыками в одинаковой степени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchaya_vseh_obuchayu_kazhdogo.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

Гусева Л.А., учитель биологии.

Образовательное пространство современного урока биологии: обучая всех, обучаю каждого.                                      

При переходе к обучению по новым образовательным  Стандартам, где на первый план выдвигается формирование у детей универсальных учебных действий, каждый учитель задает себе вопрос, каким образом построить урок так, чтобы обучить всех учеников в классе наиболее эффективно, чтобы каждый овладел учебными умениями и навыками в одинаковой степени.

За годы работы в школе, мне довелось  учить много разных детей:  одаренных, способных, а так же таких, которые по разным причинам  не  могли достичь больших успехов в учении, и я поняла простую учительскую истину:  «Обучать надо не всех, а каждого».

Принципы работы с каждой категорией детей различны, поэтому одна из
особенностей образовательного пространства современного урока – вариативность. В планируемых результатах в соответствии с ФГОС выделяются два уровня: базовый  - и продвинутый, что также предполагает индивидуализацию обучения. Общими для всех учеников будут цели  они определены стандартом. Вариации начинаются на уровне задач.  Формы, методы, приемы, средства обучения, контроль могут быть различны для каждой категории обучающихся.

Из опыта работы знаю, что дети целенаправленно выполняющие личностно-значимые задачи, делают это с большим успехом. Поэтому, начиняя работу с  детьми, я стремлюсь привить устойчивый интерес к предмету.  Этому способствуют: активные формы и методы в процессе преподавания биологии, проведение уроков в нетрадиционной форме  организация разнообразных внеклассных мероприятий, проектно-исследовательская деятельность, привлечение детей к участию в конкурсах, выставках.

Что бы  сделать учебный процесс увлекательным и интересным для каждого ученика   использую разные педагогические технологии.

Один из приемов дифференцированного обучения задания разного уровня сложности. Он позволяет создать оптимальные условия для выявления задатков, развития интересов и способностей обучаемых. Программный материал усваивается на различных планируемых уровнях.  

Но, индивидуальный подход нельзя сводить лишь к работе по  карточкам с различным набором заданий, нужно создать для каждого ученика условия, обеспечивающие его развитие, предложив, подходящие именно ему средства и формы обучения. За годы работы  накоплен большой практический материал, повышающий активность детей на уроке. Это задания на нахождение закономерностей и аналогий, на нахождения соответствий и ассоциаций.  Для детей с плохой памятью полезен прием мнемонического запоминания. Задания на классификацию, нахождение сходств и различий, на прогнозирование ситуации и результатов, они всегда носят проблемный характер, на установление причинно следственных связей, конструирование, моделирование, задания, или форма  урока  направленные на развитие речи и воображения.  Ну и наконец, творческие задания, одни их них доступны каждому  это рисунки, листовки, буклеты, и более высокого уровня сложности -  проекты.

В школьном курсе биологии много времени отведено на выполнение  лабораторных и практических работ.  Задача учителя организовать обычную лабораторную работу как  исследовательскую, в ходе которой дети сталкиваются с проблемной ситуацией, ее решение мотивирует каждого обучающегося на поиск ответа.

Для создания проблемной ситуации на уроке  использую различные приемы: демонстрация видеофрагмента, чтение стихов, загадки, пословицы, противоречивые факты.

Современный урок не мыслим без использования ИКТ. Например, электронные модули.  В ходе работы с ними мотивированные дети имеют возможность  получить дополнительную информацию в виде знакомства с биографией ученых, просмотра активных иллюстраций.  Получая  самостоятельно информацию, дети работают в индивидуальном темпе,    комфортном режиме всё это позволяют создать ситуацию успеха для каждого ученика.  

Индивидуальный подход предполагает вариативность  в системе оценивания достижений. Один из современных способов динамическое оценивание, предполагающее постановку отметки не за единичные задания, а за прогресс в изучении темы, раздела, предмета  в целом. При этом ученика судят не относительно класса, а относительно его самого. Такая система оценки позволяет мотивировать «слабых» учащихся, укрепляет их уверенность в себе.

Использование подобных приемов  и методов позволяет создавать уроки, направленные на развитие универсальных учебных действий, направлять самостоятельную работу учеников, помогать им в освоении новых знаний, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Создание адаптивного развивающего образовательного пространства на уроках биологии"

Данное пособие направлено на помощь подросткам и старшеклассникам осознать свои силы и индивидуальность, почувствовать вкус успеха, найти дело, которое интересно, заглянуть в будущее… Наиболее эффекти...

Информационно-образовательное пространство современного учителя истории и обществознания

В наш информационный век всем необходимо владеть информационно-коммуникативными технологиями. Повсеместно осуществляется автоматизация определённых стандартных действий. Современному учителю истории н...

"Музей в образовательном пространстве современной школы"

Это творческий очерк о работе школьного музея в МБОУ "СОШ №15" за 3 года, где рассказывается о основных направлениях развития музея, видах исследовательской деятельности, результатах его деятельности....

Образовательное пространство современного урока татарского языка и литературы.

Мы пытаемся формировать и развивать творчески мыслящую личность ребенка, способную принимать нестандартные решения. Основной результат нашей деятельности - получение детьми прочных знаний, умений, нав...

Сертификат и программа Республиканской НПК "Образовательное пространство современной школы в условиях модернизации" с. Тэгда, 28 марта 2014 года

Республиканская НПК  "Образовательное пространство современной школы в условиях модернизации" прошла 28 марта 2014 года в селе Тэгда Республики Бурятия...

«ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ»

Проблема национальной идентичности являеися современной мировой проблемой. В работе проанализированы особенности национального состава  МАОУ "Байкаловская СОШ" и сформированность компон...

Современные образовательные технологии на уроках биологии. Роль современных образовательных технологий

В современной России образование становится личностно-ориентированным, предусматривает обращение к сфере личных интересов и потребностей ученика. Сегодня ученик должен получить возможность выбора инди...