Интегрированный урок по обществознанию и литературе "Конфликт и пути выхода из конфликта"
план-конспект урока (6 класс) по теме

Силен тот, кто валит, сильнее тот, кто поднимается.

Русская пословица

Верю я: придет пора

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

Б. Пастернак

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конфликт и пути выхода из конфликта.

(интегрированный урок по обществознанию и литературе)

Силен тот, кто валит, сильнее тот, кто поднимается.

Русская пословица

Верю я: придет пора

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

Б. Пастернак

Ход урока:

Учитель обществознания: у нас сегодня урок обществознания и литературы. Мы рассмотрим тему: «Конфликт и пути выхода из конфликта» на материале произведения   Владимира Карповича Железникова «Чучело».

Цель нашего урока:

Учитель литературы:

Владимир  Карпович Железников – имя, широко известное в детской литературе. Большую часть жизни он писал  добрые книги о детях. 26 октября 2010 года - 85-летний юбилей писателя.

Большую часть жизни он писал  добрые книги о детях. «Разноцветные истории», Хорошим людям – доброе утро», «Путешественник с багажом», «Чудак  из 6б» - даже в названии мы ощущаем улыбку автора. Его жизненная позиция оптимистична: людям надо верить. Надо уметь мечтать. Надо желать людям только доброго утра и ясного счастливого дня!

А потом в жизни писателя случилась беда. Повесть, о которой мы будем сегодня говорить, автобиографична: у племянницы В.Железникова произошло подобное событие, на которое он тут же откликнулся и написал пьесу «Бойкот» - она и была позднее положена в основу содержания повести «Чучело». Разница состоит лишь в том, что в произведении события длятся несколько дней, а в реальной жизни травля девочки продолжалась полгода.

- Ваши первые впечатления о книге? (удивила, огорчила, заставила задуматься, по-новому посмотреть на отношения в нашем классе)

- Автор назвал свою повесть «Чучело», а как бы вы еще предложили назвать? (жестокость?)

- Познакомимся поближе с героями повести,

Главная героиня Лена Бессольцева приходит в 6 класс, создадим портрет 6-го класса. Из чьих отдельных портретов он сложился бы? (ответы детей по очереди с просмотром слайдов-портретов: Миронова (Железная кнопка), Шмакова, Попов, Валька, Рыжий, Васильев). На доске появляются портреты названных героев. Дети рассказывают по плану, используя домашние заготовки:

  1.  семья;
  2. отношения в коллективе одноклассников;
  3. отношения с Леной;
  4. высказывания подростков относительно других героев повести;
  5. их действия, поступки.

- Каким получился общий портрет 6б класса?

           Портрет 6б класса.
Шестиклассники не вызывают симпатии. Злы, агрессивны, ведомы, не уважительны. Унизительная злобная сцена издевки над учительницей, отменившей поездку в Москву. Наглядна сцена с разбитой копилкой и дележ денег. Золотой телец – деньги правят людьми, они как завороженные смотрят на них, берут, хватают, пересчитывают, думают, что это сделает их счастливыми.
Сцена прощания. Дед вглядывался в лица ребят «и увидел, что во многих из них бьется пытливая мысль, а у некоторых только безразличие, а у иных даже злость и непонимание. Но ведь есть такие, у которых бьется, бьется и пробивается пытливая мысль, и это будет всегда!»
Шестиклассники похожи на животных. На фабрике детской игрушки автор описывает схожесть ребят с масками животных. Шмакова – Лиса, Лохматый – Медведь, Валька – волк.
Слова Рыжего – емкая характеристика класса: «Мы детки из клетки… Нас надо в зверинце
 показывать. За деньги».

- Хотели бы вы учиться в этом классе? Почему?

Учитель обществознания: Каждый из нас живет, учится и работает среди людей. Мы ходим в гости, встречаемся с друзьями, выполняем какие-то общие дела. В любой ситуации мы независимо от нашего желания общаемся с людьми: родителями, сверстниками, учителями, коллегами.  Одних мы любим, к другим относимся нейтрально, третьих ненавидим, с четвертыми вообще неизвестно зачем разговариваем. Но без общения человеку трудно прожить.  Писатель Антуан де Сент-Экзюпери считал, что общение – единственная настоящая роскошь.

Слайд

  1. Назовите качества, которые помогают людям общаться, договариваться друг с другом ?      

Доброта

Честность

Любовь

Уважение

Благородство

Учитель литературы:  На чем строится общение в 6 классе.

Ученики:

Жестокость

Ложь

Трусость

Предательство

Равнодушие подлость

Учитель обществознания:

  1.  Что происходит, когда люди утрачивают эти качества в процессе общения?  (конфликт)

Конфликт – столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьезное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.

КОНФЛИКТ

Внутриличностные конфликты               Межличностные конфликты             Социальные конфликты

- Какие виды конфликтов мы видим в произведении Железникова «Чучело»?   (Внутриличностные конфликты,               межличностные конфликты)  

СЛАЙД

Межличностный конфликт – это всегда столкновение нескольких участников ( от двух и более), каждый из которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов, мнений остальных участников событий.

СЛАЙД

В своем развитии конфликт обычно проходит пять последовательных ступеней.

  1. Возникновение конфликтной ситуации
  2. Осознание конфликта
  3. Проявление конфликтного поведения
  4. Углубление конфликта
  5. Разрешение конфликта

Конфликт – процесс, он протяжен во времени, как он развивается, зависит от поведения участников. Давайте рассмотрим развитие конфликта по повести «Чучело»

Учитель литературы :

  1. Возникновение конфликтной ситуации. Ребята ушли с урока в кино, Димка рассказал об этом учительнице.
  2. Осознание конфликта. Ребят не взяли на экскурсию в Москву.  Они объявили бойкот Бессольцевой.

Учитель обществознания

  1. Конфликт из внутреннего состояния перешел во внешние действия.

Конфликты бывают конструктивными и неконструктивными. Основное различие между ними состоит в том, что при конструктивном конфликте стороны не выходят за рамки деловых аргументов, нравственных отношений.  Их отношения не переходят границ приличия. Конфликтующие не опускаются до оскорблений или грубости. При неконструктивном конфликте  стороны не гнушаются недостойных средств ради достижения цели. Последствия неконструктивного конфликта в межличностных отношениях могут быть самыми драматическими.

- Какой вид  конфликта в произведении «Чучело»?  Свой ответ аргументируйте.  (неконструктивный)

Учитель литературы:

  1. Проявление конфликтного поведения:  мстят Бессольцевой за проступок, который она не совершала, гоняют по всему городу, объявляют бойкот.

Таким образом, мы видим проявление конфликтного поведения.

  1. Углубление конфликта.  Какая сцена в произведении говорит об углублении конфликта?

(сожжение чучела на костре)

Просмотр кадров из фильма.

- Какими увидели героев?

- Какие чувства испытывали вы, смотря этот фрагмент?

5) разрешение конфликта

Учитель обществознания:

   Разрешение конфликта:

Подчинение – одна из сторон полностью или частично принимает правила, навязанные другой стороной

Компромисс – обоюдные уступки смягчают причины конфликта

Прерывание конфликтных действий – возможно по желанию сторон или в результате исчерпания самой причины, из-за разделения конфликтующих (один из конфликтующих уезжает в другой город)

Интеграция – обе стороны сделали для себя выводы для изменения позиции,  

Учитель обществознания :  какой эпизод можно считать началом развязки?

Ученики:  Дедушка Бессольцев приносит в класс портрет.

Учитель:  Как разрешился конфликт в повести Железникова «Чучело»?

Ученики:  прерывание конфликтной ситуации, т.к.

  1. ребята узнали, что Димка Сомов  рассказал Маргарите Ивановне, что  они сбежали в кино, а не Бессольцева,
  2. Бессольцевы покинули городок.

Учитель литературы: Как вы думаете, ребята осознали свое поведение?

Ученики: возможно в какой-то момент произошло осознание их поступков (ребята отказались от бойкота Сомову, кроме Мироновой; Рыжий говорит о том, что они «детки из клетки», последние слова, которые ребята написали на доске )

Слайд: Чучело прости нас!

Учитель литературы.  Чему же учит нас эта книга, какие нравственные уроки дает нам писатель?

(Ответы учащихся.)

Обобщение учителя

Я согласна с вами, дорогие друзья. И рада, что книга заставила вас подумать об очень важных и нужных уроках:

  1. Не быть жестокими к людям, далеким и близким, к животным, к цветам и травам – ко всему живому на земле.
  2. Защищать свое человеческое достоинство, не позволять его топтать никому и никогда, ибо это грозит гибелью личности.
  3. Наконец, книга учит разбираться в людях, в настоящих и мнимых друзьях, ибо разочарование в них больно ранит душу.)

Учитель обществознания: Важное условие нормальных межличностных отношений

  1. Ставить себя на место другого человека.

Конфликты существовали, и будут существовать. Они являются неотъемлемой частью нашей жизни, но, то как разрешится конфликт, зависит от нашего поведения. Желаю всем нам, чтобы в нашей жизни конфликты всегда заканчивались положительно.

Обратимся еще раз к эпиграфу. « Верю я: придет пора  Силу подлости и злобы  одолеет дух добра».  Б. Пастернак

 

Советы, которые помогут избежать конфликта (использовались предложения из текста):
• Будь внимательным к близким и дорогим нам людям.
• Никогда никого не трави.
• Нельзя мучить людей, издеваться, мучить и без того слабые души.
Это ожесточает человека.
• Надо быть милосердным.
• Возвышаться над слабым могут только слабые.
• Поступай так, чтобы твои поступки не навредили другим людям.
• Сила человека в его корнях и в нем самом.
• Все люди разные.
• Нельзя быть «толпой».
• Поддакивать – это плохо.
• Молчание – это тоже предательство.
• Надо быть милосердным.
• Внутреннее сильнее внешнего.
• Даже в падшем можно увидеть моменты величия.
• Человек силен духом.
• Важно быть на Земле ЧЕЛОВЕКОМ, а не животным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по обществознанию и литературе "Конфликт и пути выхода из конфликта"

Силен тот, кто валит, сильнее тот, кто поднимается.Русская пословицаВерю я: придет пораСилу подлости и злобыОдолеет дух добра.Б. Пастернак...

Конфликт. Пути выхода из конфликта.

Статья по теме: Что такое конфликт. Виды конфликтов. Пути выхода из конфликта....

Статья по психологии "Конфликт. Пути выхода из конфликта."

Статья по теме: Что такое конфликт. Виды конфликтов. Пути выхода из конфликта....

Интегрированный урок по физике и математике "Тормозной путь. Остановочный путь. Безопасность дорожного движения"

Опираясь на знание физических законов, выработывается осознанная необходимость соблюдения Правил дорожного движения....

Клубный час «Конфликт. Пути выхода из конфликта»

Данный клубный час разработан и проведен в 9 классе специальной коррекционной школы VIII вида г.Лабинска. Форма проведения: круглый стол. Тема для данной категории детей очень актуальна, так как конфл...

Интегрированный урок по обществознанию и литературе. Тема урока: « Конфликт и пути выхода из конфликта»

В этом уроке закрепляется понятие конфликта, его видов, процесс развития и пути выхода из конфликта на примере героини повести В.К. Железникова "Чучело". В ходе урока у учащихся воспитываются чувства ...