Тренинг дял старшеклассников "Пути выхода из конфликта"
классный час по психологии (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Савицкая Юлия Олеговна

Занятие для учащихся 8-11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_puti_vyhoda_iz_konflikta.docx25.44 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для подростков «Пути выхода из конфликта»

     Цель тренингаизучить процесс выработки и принятия группового решения в ходе общения и групповой дискуссии, а также в экстремальной ситуации; определить что такое конфликт, причины конфликта, а также пути выхода из конфликтных ситуаций.

 Задачи тренинга:

  1. расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;
  2. отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми;
  3. расширение диапазона творческих способностей;
  4. аргументация своей точки зрения, отстаивание своих интересов;
  5. обучение участников ориентации в проблеме;
  6. развитие и расширение навыков принятия решений, нахождение компромисса;
  7. активизация процесса самопознания;
  8. формирование отношения к конфликтам;
  9. развитие способности адекватного реагирования на конфликтные    различные ситуации, развитие умения предупреждать конфликты.

Категория участников:

Тренинг рассчитан подростков и юношей 9-10-11 класс.

Структура занятия:

1.    Вводная часть (разминка).

2.    Основная часть (рабочая).

3.    Завершение (обратная связь).

1.    Вводная часть (разминка).

«Ассоциация со встречей»

Участникам предлагается высказать свои ассоциации с встречей. К примеру : «Если бы наша встреча была животным, то это была бы... собака».

2.    Основная часть (рабочая).

Задание 1. "Что такое конфликт"

Участникам предлагается написать на небольших листах определения конфликта ("Конфликт – это..."). После этого в импровизированную "корзину конфликтов" (коробка, мешок, шапка, сумка) складываются листки с ответами и перемешиваются. Ведущий подходит по очереди к каждому участнику, предлагая взять один из листков и прочитать написанное. Таким образом, можно выйти на определение конфликта.

Итог: конфликт – это противоречие, столкновение противоположных взглядов, интересов, точек зрения, форм поведения. Разногласие между людьми, чреватое для них серьезными последствиями, трудностями в установлении нормальных взаимоотношений. 

 Задание 2. Работа в микрогруппах

Для формирования микрогрупп по 5 – 6 человек предлагается  игровой вариант. Заранее заготавливаются цветные жетоны, (количество жетонов определяется количеством игроков, количество цветов жетонов – количеством микрогрупп). Участникам предоставляется возможность выбрать жетон любого цвета. Тем самым в соответствии с выбранным жетоном формируются микрогруппы участников с жетонами одинакового цвета. Например, микрогруппа участников с красными жетонами, микрогруппа участников с желтыми жетонами и т. д.

Задача участников на этом этапе:

- определите в своих микрогруппах причины возникновения конфликтов.

После работы в микрогруппах участники объединяются для обсуждения наработок. Высказанные мысли с некоторой редакцией записываются на лист ватмана.

 Итог: - итак, что приводит к конфликту?

-  неумение общаться, неумение сотрудничать и отсутствие позитивного утверждения личности другого. Это как айсберг, малая, видимая часть которого – конфликт – над водой, а три составляющие – под водой.

Таким образом, просматриваются пути урегулирования конфликта: - это умение общаться, сотрудничать и уважать, позитивно утверждать личность другого. Эта идея также представлена в виде айсберга.

Цель: изучить процесс выработки и принятия группового решения в ходе общения и групповой дискуссии.

Игра  "Воздушный шар"

- Прошу всех внимательно выслушать информацию.

- Представьте себе, что вы экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воздушном шаре после выполнения научных изысканий. Вы осуществляли аэрофотосъемку необитаемых островов. Вся работа выполнена успешно. Вы уже готовитесь к встрече с родными и близкими, летите над океаном и до земли 500 – 550 км. Произошло непредвиденное – в оболочке воздушного шара по неизвестным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ, заполнявший оболочку. Шар начинает стремительно снижаться. Выброшены за борт все мешки с балластом (песком), которые были припасены на этот случай в гондоле воздушного шара. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось. Вот перечень предметов и вещей, которые остались в корзине шара:

№        

Наименование        

Кол-во

1

Канат        

50м

2

        

Аптечка с медикаментами        

5 кг

3

Компас гидравлический

6 кг

4

Консервы мясные и рыбные        

20кг

5

Секстант для определения местонахождения по звездам

5 кг

6

Винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов        

25 кг

7

Конфеты разные        

20 кг

8

Спальные мешки (по одному на каждого члена экипажа)        

9

Ракетница с комплектом сигнальных ракет

8 кг

10

Палатка 10-местная        

20кг

11

Баллон с кислородом

50кг

12

Комплект географических карт        

25 кг

13

Канистра с питьевой водой        

20л

14

Транзисторный радиоприемник        

3 кг

15

Лодка резиновая надувная        

25 кг

Через 5 минут шар стал падать с прежней, очень большой скоростью. Весь экипаж собрался в центре корзины для того, чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принимать решение, что и в какой последовательности выбрасывать за борт.

Ваша задача – решить вопрос о том, что и в какой последовательности следует выбросить. Но сначала примите это решение самостоятельно. Для этого нужно взять лист бумаги, переписать список предметов и вещей, а затем с правой стороны рядом с каждым наименованием поставить порядковый номер, соответствующий значимости предмета, рассудив примерно так: "На первое место я поставлю комплект карт, поскольку он совсем не нужен, на второе – баллон с кислородом, на третье – конфеты и т.д.".

При определении значимости предметов и вещей, т.е. очередности, с какой вы будете от них избавляться, нужно иметь в виду, что выбрасывается все, а не часть, т.е. все конфеты, а не половина.

Когда вы примите индивидуальное решение, нужно собраться в центр (в круг) и приступить к выработке группового решения, руководствуясь следующими правилами:

1) высказать свое мнение может любой член экипажа;

2) количество высказываний одного человека не ограничивается;

3) решение принимается, когда за него проголосуют все члены экипажа без исключения;

4) если хотя бы один возражает против принятия данного решения, оно не принимается, и группа должна искать иной выход;

5) решения должны быть приняты в отношении всего перечня предметов и вещей.

Время, которое есть в распоряжении экипажа, неизвестно. Сколько еще будет продолжаться падение? Во многом это зависит от того, как быстро вы будете принимать решения. Если экипаж единогласно проголосует за то, чтобы выкинуть какой-то предмет, он считается выброшенным, и это может замедлить падение шара.

Я желаю вам успешной работы. Главное – остаться в живых. Если не сможете договориться, вы разобьетесь. Помните об этом!"

Время на игру: 20 – 25 минут.

Итог:

Если группа сумела принять все 15 решений при 100 %-ном голосовании:

- Я поздравляю вас, вы успешно справились.

-  Как вы думаете в чем причина успешного выполнения задания?

Если они не смогли принять за отведенное время все 15 решений:

 - экипаж разбился

-давайте  подумаем над причинами, которые привели к этой катастрофе.

Проводиться анализ результатов и хода игры, разбираемся в причинах удачи или неудачи, анализируем ошибки и попытаемся прийти к общему мнению.

Рефлексия.

С помощью смайликов ребята выражают свои эмоции по окончанию тренинга, а также высказывают свое мнение и свои впечатления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по обществознанию и литературе "Конфликт и пути выхода из конфликта"

Силен тот, кто валит, сильнее тот, кто поднимается.Русская пословицаВерю я: придет пораСилу подлости и злобыОдолеет дух добра.Б. Пастернак...

Интегрированный урок по обществознанию и литературе "Конфликт и пути выхода из конфликта"

Силен тот, кто валит, сильнее тот, кто поднимается.Русская пословицаВерю я: придет пораСилу подлости и злобыОдолеет дух добра.Б. Пастернак...

Конфликт и способы выхода из конфликта (презентация)

Презентация к родительскому собранию. Поможет провести тематическое родительское собрание и побеседовать с родителями на волнующие их темы.В материалах к презентации подробный послайдовый комментарий,...

Урок по теме "Конфликт. Выход из конфликта"

Урок по теме "Конфликт. Выход из конфликта.". Обществознание, 10 кл., профильный уровень. Тип урока: учебно-практическийФорма урока: лабораторное занятие по учебнику...

Конфликт. Пути выхода из конфликта.

Статья по теме: Что такое конфликт. Виды конфликтов. Пути выхода из конфликта....

Статья по психологии "Конфликт. Пути выхода из конфликта."

Статья по теме: Что такое конфликт. Виды конфликтов. Пути выхода из конфликта....

Внеклассное мероприятие «Конфликт. Пути выхода из конфликта»

Данное мероприятие разработано и проведено в 9 классе специальной коррекционной школы VIII вида г.Лабинска. Форма проведения: круглый стол. Тема для данной категории детей очень актуальна, так как кон...