Формирование УУД на уроках ИЗО при разновозрастном обучении
методическая разработка по теме

Листова Вера Васильевна

Особенности обучения детей в малокомплектной школе накладывают отпечаток на работу по формированию универсальных учебных действий согласно новым ФГОС. Как это делаю я в рамках новых требований - отражено в статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy_vystupleniya_vv_listova.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у младших школьников универсальных учебных действий средствами предмета «Изобразительное искусство» в условиях разновозрастного обучения

       

        Работа учителя в малокомплектной школе имеет свои особенности, в том числе - организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке. Это одна из основ разновозрастного обучения, т.к. учитель не может всё время урока работать с  одним классом.

        Поэтому особое внимание уделяется умению планировать ребёнком  учебную деятельность: ставить цели, осознавать задачи, выбирать рациональные и оптимальные пути их достижения, определять последовательность и продолжительность этапов деятельности.  Учителя малокомплектных школ обучают детей работе с различными источниками  информации, осмысливанию учебного материала, выделению главного, классификации, обобщению, построению аргументированного рассказа, формулированию выводов, самоконтролю и самооценке.  Всё перечисленное очень хорошо укладывается в рамки: универсальные учебные действия для ученика и системно-деятельностный подход в обучении для учителя, т.е. в Федеральный государственный образовательный стандарт.

           До недавнего времени  цели обучения  изобразительному искусству определяли  как усвоение общеучебных и специальных знаний, умений и навыков, или как формирование ключевых и специальных компетентностей.  Сегодня  целью обучения становится  общекультурное,  личностное и  познавательное  развитие учащихся.

         Именно деятельностный подход наиболее адекватно и полно раскрывает основные закономерности формирования новых психологических способностей человека средствами изобразительного искусства, позволяет успешно проектировать образовательный процесс. При этом знания, умения,  навыки и компетентности рассматриваются как производные от соответствующих видов универсальных учебных действий, имеющих надпредметный характер.

           Из всего сказанного возникает вопрос: Каким образом согласно стандартам второго поколения будет реализован на практике деятельностный подход к обучению изобразительному искусству?

          Во-первых, деятельностный подход реализуется в самом определении целей образования, а значит в требованиях к результатам обучения изобразительному искусству на ступени начального образования. Цели обучения изобразительному искусству выступают не в виде суммы «знаний, умений, навыков»,  а в виде характеристик сформированности познавательных и личностных способностей.        

          Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в терминах ключевых задач и универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира средствами изобразительного искусства.
         Во-вторых, задачей обучения становится не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, в том числе и изобразительного искусства, но и совокупности универсальных учебных действий.

          В-третьих, деятельностный подход реализуется в требованиях к содержанию учебных рабочих программ разновозрастного обучения на основе комплексных содержательных блоков, работе с комплексным тематическим планированием, созданием дидактического материала для сопровождения самостоятельной работы учащихся на уроке, рабочих тетрадей.    

          Основной формой организации работы в разновозрастных группах на уроках изобразительного искусства является индивидуальная работа и работа в  группах разной численности. Дети  могут обсуждать план выполнения задания, анализировать результаты своей работы и работы товарищей, быть экскурсоводами по  работам в воображаемой картинной галерее и т.д.  

          При объединении видов деятельности по темам  на одном уроке в разновозрастной группе существуют свои  особенности:

      -  учителю необходимо осуществлять подготовку по темам, близким по содержанию, просматривать  литературу  по одной тематике; легче  подбирать наглядности;   физкультминутки могут быть одинаковыми;

      - при введении в тему занятий, знания детей более старшего класса можно использовать в качестве новых знаний для младших. В случае затруднения  младший школьник может обратиться за помощью к старшим;

      - возрастает роль не только содержания образования, но и способов организации взаимодействия детей на уроках  в процессе совместной учебной деятельности, что имеет большое воспитательное значение.

      Создание   надлежащих  условий  для организации     полноценной   учебной деятельности на уроках изобразительного искусства   должно  находиться в русле  решения    задач, поставленных  перед начальным образованием Федеральным государственным образовательным стандартом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разновозрастное обучение

Разновозрастное образование – это когда дети разного возраста учатся в одной образовательной (развивающей) среде. Правильнее будет начать с того, что разновозрастное обучение – это самое естеств...

Рабочая программа по изобразительному искусству 1 - 4 классы с вариантом разновозрастного обучения

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по ИЗО новых ФГОС, используется сквозное тематическое планирование и комплексные содержательные блоки. Можно использовать  учителям любы...

Организация разновозрастного обучения иностранному языку в малокомплектной сельской школе.

Советы по проведению уроков английского языка в разновозрастных группах....

Статья "Некоторые вопросы организации разновозрастного обучения в начальном звене"

Данная статья освещает некоторые основные вопросы организации разновозрастного обучения в начальной школе....

Программа разновозрастного обучения русскому языку в 5-6 классе-комплекте

Предназначена для работы в малокомплектных школах. Хотя содержание и структура могут применяться учителем любой школы. Программа содержит требования к уровню подготовки обучающихся (двухуровневые), ка...

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках математики в рамках разновозрастного обучения в предпрофильных группах 7-9 класс

Данная работа является исследованием  роста  учебно-познавательной компитенции в рамках разновозрастного обучения...