Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках математики в рамках разновозрастного обучения в предпрофильных группах 7-9 класс
статья по алгебре (7 класс) на тему

Белова Юлия Николаевна

Данная работа является исследованием  роста  учебно-познавательной компитенции в рамках разновозрастного обучения

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uchebno-poznavatelnoy_kompitentsii._doc.docx72.46 КБ

Предварительный просмотр:

Белова Юлия Николаевна учитель математики  г. Усть-Илимск «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс»

Формирование учебно-познавательной компетенции

на уроках математики в рамках разновозрастного обучения в предпрофильных группах 7-9 класс.

Содержание:

1.Введение

2.Основная часть

2.1.Учебно-познавательная компетенция

2.2.Принципы разновозрастного обучения

2.3.Формирование учебно-познавательной компетенции в разновозрастных группах

2.4.Анализ результатов сравнения учебно-познавательной компетенции за 2012-2013 учебные годы.

3.Заключение                        

Введение

В моей педагогической практике мне представилась возможность сравнить учебно-познавательную компетенцию обучающихся  традиционных общеобразовательных классах и обучающихся разновозрастных групп.  Наше образовательное учреждение образовалось в 2012 году. Разновозрастные группы, в которых я работала учителем математики в 2012-2013 учебном  году, состояли из учащихся, прибывших из различных общеобразовательных школ.

Разновозрастное обучение предусматривает взаимодействие учащихся разных возрастов и разной степени подготовленности по предмету, которое  можно организовать при работе в малых группах постоянного или переменного состава.  Я как учитель столкнулась с такой проблемой, как организация учащихся при работе в таких группах. Ребята не шли на контакт, стеснялись выразить собственное мнение, с трудом устанавливали причинно-следственные связи.

Разность возрастов, боязнь высказать неверное решение той или иной проблемы мешает учащимся в собственном разностороннем развитиии. Для развития учебно-познавательной компетенции необходимо регулярное общение, в основе которого лежит совместное осмысление и обобщение материала, постановка единой цели и выделение задач для её решения, ролевая игра «учитель-ученик» (причём роли учителя и учеников должны регулярно меняться). На мой взгляд, в такой атмосфере создаётся ситуация успеха, ученику предоставляется возможность провести рефлексию своей учебно-познавательной деятельности. Совместное осмысление и обобщение материала, нахождение путей решения той или иной задачи дают возможность научить ребят сотрудничать, благодаря чему создаётся благоприятная атмосфера общения учащихся разных возрастов.

Целью моей работы является исследование формирования учебно-познавательной компетенции в разновозрастной среде.

Исходя из цели, я определила следующие задачи:

- изучить психолого-педагогические, методические, теоретические источники по данному вопросу;

- выделить основные виды и формы работы, способствующие формированию учебно-познавательной компетенции;

- применить различные формы и методы работы на уроках математики, способствующие формированию учебно-познавательной компетенции учащихся.

- сравнить результаты проведённого исследования за первое полугодие 2012 и 2013 года.

-проанализировать результативность проведенного исследования.

Гипотеза: обучение в разновозрастной среде положительно влияет на формирование учебно-познавательной компетенции учащихся.

Основная часть.

1.Учебно-познавательная компетенция.

А. Хуторский:

Компетенции – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности) необходимых для того, чтобы продуктивно действовать в социуме.

Компетентность – владение человека соответствующей компетенцией, включая его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Таким образом, компетенция – это норма, компетентность – это качество уже имеющееся у человека

Учебно-познавательная компетенция включает элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённые с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

В состав учебно-познавательной компетенции входят следующие умения:

  • ставить цель и организовывать её достижение, умение пояснить свою цель;
  • организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
  • задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
  • ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;
  • выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации).

Ключевые слова в характеристике учебно-познавательных компетенций:

  • Искать: опрашивать окружение, консультация учителя, получение информации;
  • Думать: устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относится к тому или иному высказыванию, занимать позицию в дискуссиях и выработать своё собственное мнение;
  • Сотрудничать: уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты;
  • Приниматься за дело: включаться в работу, нести ответственность, организовать свою работу, пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;
  • Адаптироваться: использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.

2. Разновозрастное обучение

Я работаю в разновозрастных группах, состоящих из подростков возраста 7-9 классов, состав которых меняется ежегодно. Для изучения математики в этих группах составлена специальная программа, состоящая из трех модулей (количество модулей программы = количеству возрастов, объединенных одной разновозрастной группой) в основе которой лежит концентрированное обучение. Концентрированное обучение в нашем образовательном учреждении предусматривает изучение всего содержания образования по математике 7-9 класса за один год (модуль). Таким образом, содержание образования всех трех модулей программы не отличается друг от друга, но ежегодно этот материал рассматривается с иной стороны, чем в предыдущем или последующем модуле.

Наблюдение показывает, что, как правило, в последний год обучения, имея необходимый багаж знаний, ученик вполне может стать помощником «учителем»  для ребят, обучающихся первый год. Но при этом бывает и исключения, когда учащийся первого или второго года обучения в разновозрастной группе «вполне созрел» для роли учителя по тем или иным вопросам, которые он усвоил на достаточно высоком уровне.

Разновозрастное обучение основано на взаимодействии учащихся разных возрастов, а значит иной степенью социализации. Деятельным общением с людьми разной компетенции и различными навыками.

Для старших или более «продвинутых» учеников оказание помощи другим обучающимся – это не только повторение пройденного материала,  необходимое в любом обучении, но осмысление его на более высоком, творческом уровне. При этом, зачастую такой учащийся, который по всем психологическим исследованиям  имел статус отчужденного, приобретает авторитет среди учащихся и переходит в предпочитаемые, а иногда и становится лидером.

В одновозрастной среде дети из года в год общаются исключительно со сверстниками, причем чаще всего с одними и теми же (коллектив класса).  В этом случае, сложно говорить  о каком либо взаимодействии с людьми разных компетенций. При обучении в разновозрастной среде ежегодно происходит смена состава группы. После выпуска старших учащихся группы, на смену им приходят младшие ребята. Тем самым, уже само это «действие» -  ежегодная смена состава группы развивает коммуникативные компетенции учащихся, способствует способности и умению  контактировать с малознакомыми людьми, устанавливать дружеские и «производственные» отношения.

Таким образом, любая система разновозрастного обучения обеспечивает:

- естественную социализацию;

- способность к взаимодействию с людьми разной компетенции;

- способность легко и без ущерба для личности признавать чужую компетенцию;

- способность строить самостоятельную систему компетентности без оглядки на внешние образцы (строить уникальное собственное сочетание навыков и способностей);

- способность самостоятельно определять для себя задачи;

- способность любую задачу решать наиболее приемлемым для себя способом;

Принципы организации образовательного процесса в разновозрастных группах:

-Творческое взаимодействие;

-Взаимообучение;

-Интеграция и дифференциация задач, содержания, средств обучения и воспитания учащихся разного возраста;

-Регулирование взаимодействия учащихся разного возраста;

-Оптимальность возрастного диапазона состава учащихся на учебном занятии;

-Педагогизации учебной деятельности детей;

-Разнообразия динамики и вариативности учения;

В ходе разновозрастного обучения меняется ролевая позиция ребенка через передачу ему некоторых педагогических функций.

Обучение в разновозрастных группах позволяет актуализировать ранее изученный материал старшим учащимся, организовать опережающее обучение младших. Взаимодействие детей разного возраста рассматривается как фактор осуществления преемственности, способ освоения, передачи опыта и информации от поколения к поколению, конкретный образец поведения, с одной стороны, и подражание этому поведению, с другой. При этом совершенствуются навыки познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности, формируются современные ключевые компетентности (умения приобретать знания из различных источников, умения планировать, координировать индивидуальную самостоятельную работу и совместную деятельность в группе, применять знания в быту; умения и навыки общения, изложения своих мыслей, аргументированного спора, сотрудничества, установки контактов, нахождения компромиссов и др.), что определяет качество современного образования.

Разновозрастная группа позволяет ученику осуществить важные социальные пробы, освоить роли «младшего» и «старшего», «ученика» и «наставника», «помощника» и «исполнителя», «ведущего» и «ведомого» и т.д., приобрести опыт социального поведения. Школьники учатся адекватно оценивать деловые и нравственные качества других людей, а также и свои собственные возможности.

3.Формирование учебно-познавательной компетенции в разновозрастных группах

Одной их основных  форм организации учебной деятельности при  разновозрастном обучении является работа в группах малого состава.

При организации такой формы работы важно учитывать уровень знаний учащихся.  

Задача учителя - организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формирования у них таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение. Школьников необходимо учить самостоятельно работать, высказывать и проверять предположения, догадки, уметь делать обобщение, творчески применять знания в новых ситуациях.

Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес.

Установки и методы обучения, которые способствуют формированию компонента мотивационной сферы учения – эмоций и интереса:

- Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач.

– Самостоятельная работа учащихся по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач.(работа с маршрутным листом)

- Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий.

- Создание ситуации успеха.

- Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;

- Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий, математических фокусов.

- Применение поощрения и порицания.

- Вера учителя в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним).

- Использование групповых и коллективных форм организации учебной деятельности.

- Ведение оценочной деятельности внутри групп и т.д.

Принцип разновозрастного обучения позволяет применить все вышеперечисленные методы обучения.

При разновозрастном обучении принципиально изменяется и позиция учителя. Он перестает быть вместе с учебником носителем "объективного знания", которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически он создает условия, "развивающую среду", в которой становится возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций в процессе реализации им своих интересов и желаний, в процессе приложения усилий, взятия на себя ответственности и осуществления действий в направлении поставленных целей.

Математика в ряду других учебных дисциплин занимает одну из лидирующих позиций в формировании учебно-познавательной компетенции учащихся, так как она способствует развитию строгого логического мышления, учит дедуктивному рассуждению, абстрагированию, умению обобщать, анализировать, критиковать.

Все функции данного предмета гораздо быстрее и надёжнее формируются при разновозрастном групповом общении, что обеспечивает разновозрастное обучение.

Анализ результатов сравнения учебно-познавательной компетенции за 2012-2013 учебные годы.

        Применяя основные формы и методы обучения в разновозрастном коллективе в течение  года, было очень интересно наблюдать и констатировать то, как «растут» знания, интерес, коммуникативные способности учащихся. Для того чтобы определить уровень сформированности учебно-познавательной компетенции учащихся, я использовала следующие методики и инструментарий.

Методики и инструментарий для оценки уровня сформированности учебно-познавательной компетенции 

- результаты наблюдения;

-результаты исследования мотивации учащихся;

-анализ качества обученности;

Результаты наблюдений показали, что процент активности учащихся на уроках математики вырос. На первом этапе исследования (сентябрь-декабрь 2012 года) при работе в группах из всего количества участников малой группы (в среднем это 5 человек) активную позицию занимал 1 человек (20%), соответственно это был тот, кто являлся консультантом в группе. Остальные ребята занимали место пассивного слушателя. Уровень активности в 2013 году  значительно вырос. Активность группе проявляют 3-4 (60%-80%) человека. Причём отрадно было наблюдать то, что как мне казалось «безнадежные» ребята, которые ранее не проявляли себя никак, стали активными участниками обсуждений решения задач в своих группах. Сейчас почти  каждый из учащихся старается проявить свои возможности в помощи, объяснении материала другим участникам группы, принять активное участие в дискуссиях, обсуждениях, совместном решении задач. Благодаря этому повышается интерес к математике, а соответственно и качество обученности.

Хочется так же отметить рост уважительного отношения участников групп друг к другу, умение слышать и слушать мнение окружающих. В разновозрастном коллективе формируются благоприятная доброжелательная, плодотворная, рабочая атмосфера.

Таким образом, средний процент вовлечения учащихся  в активную деятельность вырос на 40%-60%.

Измерение мотивации к изучению предмета показало, что отмечается положительная динамика уровня познавательной мотивации обучающихся: 2012год высокая – у 34%, средняя - 42% низкая - 24% учащихся;  2013 год высокая – у 47%, средняя - 48%, низкая - 5% учащихся.

Анализ качества результатов обучения за 2012 2013 год показал рост качества знаний на 20%. На мой взгляд, этому в большей мере способствовало разновозрастное обучение.

Заключение

Анализ результатов за 2012-2013 учебные годы показал, что уровень сформированнности учебно-познавательной компетенции имеет положительную динамику. Мною получены следующие промежуточные результаты:

  • 1. Отмечается положительная динамика уровня познавательной мотивации обучающихся.
  • 2. Наблюдается сформированность у школьников умение видеть причину возникшего затруднения при решении задачи и самостоятельно находить нужную информацию в различных источниках.
  • 3. Увеличилось количество учащихся, имеющих достаточный уровень интеллектуального развития (умения анализировать, сравнивать, обобщать, проводить аналогию и классификацию, логически мыслить, действовать по алгоритмам)

Считаю, что разновозрастная среда в большей степени способствует формированию учебно-познавательной компетенции, способствуют росту личностного развития учащихся. Таким образом, выдвинутая мною гипотеза оправдана.

Работу по изучению влияния разновозрастной среды на формирование компетенций   я намерена продолжить и дальше.


Список литературы:

1. Воровщиков С. Г. Учебно-познавательная компетентность старшеклассников: состав, структура, деятельностный компонент. – М.: АПКиППРО, 2006.

3. Коробкова В. В. Формирование готовности  подростков к развитию своего творческого потенциала в процессе учебно-познавательной деятельности. Пермь, Учебное пособие/Перм.  Гос. Пед. Ун-т., 2001.

4. Лукьянова М.И. Учебная мотивация как показатель качества образования.// Народное образование №8, - 2001, с.77-88.

5.http://konf.uiuniver.ru/konf2/matematika-informatika-fizika-voprosy/formirovanie-uchebno-poznavatelnoy

6. http://vrogdchasty.ucoz.ru/publ/5-1-0-12