Главные вкладки

    Использование ИКТ в преподавании общеобразовательных дисциплин
    статья по теме

    Еремина Галина Васильевна

    Материал содержит классификацию ЦОР, методы их применения в образовательном процессе и проблемы школьных учителей,связанные с использованием ИКТ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ispolzovanie_ikt_v_prepodavanii.doc40 КБ

    Предварительный просмотр:

    В нашей стране реализуется  проект «Информатизация системы образования», главной задачей которого является создание условий для системного внедрения и активного использования ИКТ в работе учебных заведений для повышения качества обучения.  

    И К Т – это технология, которой должны владеть учителя эры информатизации. При этом значительную роль играет компетентность учителя : обладание мобильным знанием, гибким методом и критическим мышлением, нужным ему для целенаправленного анализа, проектированием , конструированием и результативного использования дидактических  объектов с целью достижения планируемых результатов обучения.

    Информационно-коммуникационные технологии, как и любую технологию отличает экономичность, оптимизирующая труд преподавателя, дающая резерв учебного времени и запланированные результаты обучения в сжатые сроки.

    Технология, как и методика решает три задачи

    1)Чему учить?

    2)Зачем учить?

    3)Как учить?

    с одним существенным дополнением

    Как учить результативно?

    Усиление роли ИКТ в образовании делает необходимым формирование информационно-коммуникационной компетенции учителя .Международное общество информации образования разработало стандарты для оценки уровня компетенции учителя в области ИКТ:

    -общие представления в области информационных технологий

    -планирование учебного процесса с использованием информационных технологий

    -интеграция информационных технологий в программы конкретных дисциплин

    -использование информационных технологий для оценки результатов обучения

    -использование информационных технологий для повышения уровня профессиональной компетенции

    -понимание социальных, этических и общественных ценностей использования информационных технологий

    Развитие ИКТ привело к возможности создания электронных образовательных ресурсов нового поколения, которые успешно внедряются в учебный процесс учителями нашего города.

    Модули практической деятельности  очень разнообразны:

    1. Тесты с простой формой содержания
    2. Интерактивные модели с заданием творческого характера
    3. Задания с решением задач
    4. Работа в виртуальной лаборатории
    5. Модули с видеофрагментами

    При создании ЦОР(цифровые образовательные ресурсы) и работе с ними придерживаются основных принципов:

    Принцип целесообразности

    Принцип модульного использования

    Принцип учебной адекватности

    Принцип организационной эргономичности

    В преподавании общеобразовательных дисциплин возможно использование разнообразных видов электронных продуктов ( электронные учебники, электронные учебные пособия, электронные учебно-методические комплексы, электронные издания для контроля знаний).

    ИКТ используют учителями в преподавании общеобразовательных дисциплин как на традиционных уроках, так и на уроках инновационного характера при объяснении, закреплении материала, а также для контроля знаний учащихся.Я остановлюсь на том, как на уроках физики можно работать с ИКТ по конкретной теме, которая была моей темой по самообразованию. В 2007-2008 учебном году опыт моей работы был обобщен по теме «Изучение экологических проблем на уроках физики с помощью ИКТ»

    Основная идея: формирование «глобального»  экологического мышления, познавательной активности с учетом возрастных особенностей учащихся, актуальности экологических проблем и современных требований жизни по использованию ИКТ. Работу по экологическому воспитанию проводят давно на уроках по предметам естественного цикла, но появление  ИКТ позволяет делать это разнообразно, мобильно, эффективно и систематически. Учитель на уроках физики может достаточно внимания уделить вопросам экологии. Задача учителя не призывать, а привести детей к выводу о необходимости того или иного поведения. Для реализации этой задачи в программу курса «Физика 7-11 класс» включены элементы экологических знаний, мною систематизирован материал для планомерной и эффективной работы. Включение в урок элементов экологических знаний с применением компьютера делают занятия более интересными, впечатляющими. Совместная работа над проектами делает учащегося и учителя соавторами. Интерес, возникший на учебных занятиях, переносится и на внеклассную работу по предмету.

    Учащиеся выпускают экологические журналы, газеты, активно участвуют в предметных неделях. Старшеклассники успешно выступают с докладами на экологические темы на  научно-практических конференциях школьников. Выпускники выбирают для итоговой аттестации защиту реферата с презентацией по экологическим вопросам (Экология гидросферы, альтернативная энергетика, экологические проблемы городов:

    физические аспекты и др)

    И самое главное, изменяется мотивация учащихся- отмечается устойчивая положительная динамика роста интереса к изучению предмета

    Мой опыт может быть использован учителями естественно-научного цикла (биологии, химии, географии)

    Для применения опыта учитель должен владеть ПК не уровне пользователя, уметь работать с современными многочисленными и разнообразными источниками информации для постоянного пополнения обновляющейся информации в виде точных цифр, графиков, диаграмм, таблиц, интересных фактов. Надо увлечь этой работой своих учеников и стремиться  на уроках физики формировать грамотное экологическое мышление

    Как и любое нововведение, ИКТ вызывают неоднозначное отношение

    ---противники указывают на недостаточную техническую оснащенность учебных заведений, невысокий уровень владения информационными технологиями педагогов-практиков

    ---сторонники убеждены в том, что учитель – это в первую очередь просветитель, новатор, стремящийся разнообразить учебный процесс.

    В отдельных случаях наблюдается просто фанатизм, приводящий к перенасыщенности уроков техническим сопровождением и, как результат, повышенной утомляемости учащихся. Неоправданно частое обращение к компьютерам ведет к умственному и физическому переутомлению, потере интереса к другим видам деятельности, пассивному поведению на уроках.

    Внедрение ИКТ  встречает сопротивление со стороны учителей.

    «Кому это надо?»

    Некоторые учителя не хотят сделать свои наработки достоянием общественности. В условиях жесткой конкуренции трудно говорить о соблюдении авторских прав, тем более в такой области как методология.

    Другая сопротивляющаяся категория –учителя с большим стажем, добившиеся определенных результатов в своей практике. Наверное, нет смысла ломать выстроенную и годами выверенную систему, особенно если она жизнеспособна.

    Изменяются условия жизни- меняется система ценностей. К учителям предъявляются все более высокие требования. Преподаватели, использующие ИКТ, отмечают снижение затрат времени на введение нового материала, большую отдачу проектной деятельности учащихся, быструю возможность проконтролировать промежуточный и конечный результат.

    Основная цель использования ИКТ – это формирование устойчивой мотивации через активное участие учеников и учителей в учебном процессе. Обеспечить качественное улучшение результатов учебной деятельности можно только при разумном объединении накопленного опыта и современных технологий.

    Информатизация школы является одним из требований социума, следовательно, невыполнение социального заказа приведет к утрате позиций учебного заведения, что неблагоприятным образом скажется на его репутации.

    Очевидно, что в 21 веке  главная ставка делается именно на развитие информационных технологий. В целом к 2015 году в результате реализации соответствующей стратегии Россия должна войти в число первых двадцати стран в сфере информационно-коммуникационных технологий.

    УЧИТЕЛЬ, который сегодня не владеет элементарными навыками работы с компьютером, не может эффективно работать. Или учись, или что называется, до свидания

    Президент РФ Д. А. Медведев

    .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование современных образовательных технологий в преподавании обществоведческих дисциплин

    Данная статья является самоанализом работы над методической темой. В ней рассматриваются основные современные образовательные технологии, методы и приемы, используемые мною в своей профессиональной де...

    Статья"АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ "

    В статье расмотрены основные активные и интерактивные методы обучения общеобразовательным и общепрофессиональным дисциплинам технического профиля, применяемыми мною....

    Использование иновационных технологий в преподавании технических дисциплин

    Неверное размещение светильников в помещении может привести к недостаточному или неправильному освещению рабочих мест и всей рабочей зоны, вызовет преждевременное утомление человека и может быть причи...

    Использование информационных технологий в преподавании филологических дисциплин

    Статья о том, что использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы  помогает учащимся намного глубже вникнуть в изучаемый предмет, и при этом повышается эффективность...

    Инновационные технологии и методы обучения в профессиональном образовании. Применение проблемного метода обучения в преподавании общеобразовательных дисциплин при изложении лекционного материала

       Преподаватель должен не только разрешить противоречие, но и показать логику, методику, продемонстрировать приемы умственной деятельности, исходящие из диалектического метода познан...