Методический сборник "Профессионально-ориентированный подход к обучению на основе межпредметной интеграции"
методическая разработка (11 класс) на тему

Содержит методические материалы для преподавателей  по внедрению технологии интегрированного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения Свердловской области

ГБОУ   СПО

« Свердловский областной медицинский колледж»

Краснотурьинский филиал

Методический сборник

«Профессионально-ориентированный подход к преподаванию на основе межпредметной интеграции»

                                             Составитель   Малышева  В.В.

                                              преподаватель математики  и  

                                              и информатики        

2012 год

«РАССМОТРЕНО»

Цикловой    методической    комиссией

общегуманитарных, общепрофессиональных,

социально-экономических, естественнонаучных

и математических  дисциплин.

                                   «_____»    _____________      2012    года

       

Председатель ЦМК  __________   /Тункина И. В./

Методический сборник разработан по материалам индивидуальной методической темы

«Предмет как интегрированная система»

 преподавателем математики  и информатики

Малышевой Верой  Владимировной

В сборник включены рекомендации для преподавателей по освоению технологии интегрированного обучения, представлены практические материалы по разработке структурно-логических схем  межпредметных связей дисциплины,  рекомендации по подготовке, проведению и анализу интегрированных учебных занятий.

Материалы сборника   рекомендованы  преподавателям для практического применения.

Содержание

Введение.

        Учебный предмет как интегрированная   система

       в  условиях профессионального обучения

       …………………………………………………………….3                            

Методические материалы для преподавателя

        

       Таблица №1

       Классификация межпредметных связей

       ……………………………………………………………. 5

      Таблицы №2, №3,№4

      Структурно-логическая схема межпредметных связей

        ………………………………………………………………6

      Рекомендации для преподавателя по подготовке

      к интегрированному учебному занятию

      ………………………………………………………………8

      Таблица №5

      Типы и формы интегрированных занятий

         ……………………………………………………………  9

        Таблица №6

       Приемы активизации познавательной деятельности  

         в  условиях интеграции

        …………………………………………………………….. 9

       Технологическая карта интегрированного учебного

       занятия.                              

         …........................................................................................10

   

     Схема самооценки эффективности реализации МПС        

     ……………………………………………………………13.

    Схема анализа

     интегрированного учебного занятия

     ……………………………………………………………15

  Введение

Учебный предмет как интегрированная система

в условиях профессионального образования.

     

      При формировании содержания профессионального образования  возникает противоречие между предметным характером обучения и целостным интегрированным характером профессиональной деятельности.    Структура содержания профессионального образования включает общенаучную, общепрофессиональную и специальную подготовку.  Назначение циклов математических, естественнонаучных, общегуманитарных и общепрофессиональных дисциплин - дать будущему специалисту фундаментальные знания в области профессиональной деятельности. Общенаучные дисциплины дают основы знаний тех наук, на которые опираются специальные дисциплины. Решение  проблемы целостной профессиональной подготовки студентов может быть достигнуто при условии реализации системного подхода к обучению. Принципы системности и преемственности являются основой любой образовательной программы. Степень их реализации зависит  от преподавателя, а именно от того, насколько он учел в содержании своей дисциплины ее прикладное значение и возможности интеграции с другими дисциплинами. Изначально любую учебную дисциплину можно рассматривать как интегрированную систему межпредметных связей.

«Межпредметные связи – это объективно существующие связи между информацией из разных областей науки и практики, входящей в содержание обучения.  Эти связи отражают системность информации и осознание их обучаемым, делают знания более прочными, структурированными, гибкими и подвижными». (Педагогический словарь)

     Следует учесть, что сам по себе оптимальный вариант последовательного изучения учебного материала не формирует в сознании студентов систему знаний с учетом межпредметных связей. Необходима методически грамотная реализация этих связей непосредственно в процессе преподавания, поэтому очень важно. Чтобы преподаватель знал формы, типы и виды межпредметных связей. (Таблица №1)

      Особую трудность в разработке содержания учебной дисциплины имеет выявление и отражение в рабочей программе системы межпредметных связей. Чаще всего, преподаватели ограничиваются перечнем дисциплин, не отражая при этом содержание межпредметных связей. Решение данной проблемы возможно через создание структурно-логической схемы межпредметных связей учебной дисциплины. Под структурно-логической схемой следует понимать графическое (табличное) изображение состава и структуры учебных тем на основе междисциплинарных связей. Структурно–логическая схема может быть включена в рабочую программу дисциплины и представлена в различных вариантах.

(Таблицы №2, №3, №4).

       Комплексный подход к профессиональной подготовке студента предполагает не только  разработку учебно-программной документации на межпредметной основе, но и   применение соответствующих технологий и форм обучения. Технология интегрированного обучения  обеспечивает широкие возможности  в  реализации  МПС, предполагает проведение интегрированных и бинарных учебных занятий. При подготовке и проведении таких занятий преподавателю необходимо знать типы  и формы интегрированных занятий, уметь разрабатывать технологическую карту учебного занятия,  осуществлять педагогический анализ своей деятельности.

Методические материалы для преподавателя.

Таблица №1

Классификация межпредметных связей

Формы

межпредметных

связей

Типы

межпредметных связей

Виды

межпредметных

связей








По составу

содержательные

по фактам, понятиям, законам, теориям, методам наук

операционные

по формируемым навыкам, умениям, мыслительным операциям

методические

по использованию педагогических методов и приемов

организационные

по формам и способам организации учебного процесса


По направлению

односторонние, двусторонние, многосторонние

прямые, обратные и восстановительные




По способу взаимодействия

хронологические

преемственные, синхронные, перспективные

хронометрические

локальные, среднедействующие, длительно действующие

Таблица №2

Структурно-логическая схема межпредметных связей

(вариант 1)




Формулировка

темы

(в соответствии

с тематическим планом)


Ведущие положения темы

в междисциплинарном аспекте

Содержательные

связи

Операционные

связи

Методические

связи

Организационные

связи




Таблица №3

Структурно-логическая схема межпредметных связей

(вариант 2)


Учебная

дисциплина



Опорные знания


Межпредметные

умения


Таблица №4

Структурно-логическая схема межпредметных связей

(вариант3)





Название

раздела,

темы



Сопутствующие связи



Перспективные

связи

Учебная дисциплина

Опорные

знания

Межпредметные

умения


Выход на другие предметы



Раздел №1

 Темы

1.1

2.1

3.1


Раздел №2

Темы

2.1

2.2

2.3








Название разделов и тем пишется в соответствии с тематическим планом

Рекомендации для преподавателя

 по подготовке к интегрированному (бинарному) учебному занятию

    При подготовке к интегрированному учебному занятию преподавателю необходимо иметь четкое представление о преимуществах, особенностях и структуре данных занятий.

1.Преимущества интегрированных учебных занятий заключается в том, что  они способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательных интересов,  осуществлению системного подхода к  формированию знаний и умений студентов.

2.Структура интегрированного учебного занятия  отличается компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе, большой информативной емкостью.

 

3.Интегрированное учебное занятие не решает множество отдельных задач, а рассматривает их совокупность. Основанием для интеграции  могут быть  учебные темы, требующие межпредметного обобщения и систематизации, а так же  формирования межпредметных учебных  навыков.

4. Выбор формы интегрированного учебного занятия определяется с соответствии с его типом. Наиболее целесообразными формами интегрированных учебных занятий могут быть лекции,  семинары, конференции практикумы, смотры знаний, комплексные зачеты,  уроки-конкурсы по защите творческих проектов.

Таблица №5

Типы и формы интегрированных занятий.


Типы  учебных  занятий


Формы учебных занятий


Формирование новых знаний

Лекция «вдвоем»  Межпредметная  конференция

Экскурсия.

Формирование умений и навыков

Межпредметный практикум. Ролевая или деловая игра


Систематизация и обобщение знаний

Пресс-конференция

Семинарское занятие

Обзорная конференция

Урок-консультация

Урок-презентация

Контроль и комплексная проверка знаний и умений

Комплексный зачет

Смотр знаний. Проф. конкурсы

Защита творческих проектов

Таблица №6

 Приемы активизации познавательной деятельности в условиях интеграции

Название приема

Суть приема

«Расширение темы»

Составляется серия вопросов, требующих дополнения темы из других дисциплин

«Пересечение тем»

Разработка алгоритмов для решения прикладных задач

«Снежный ком»

Анализ возможностей  применения  темы в других областях

«Точка зрения»

Обсуждение вариантов решения комплексной проблемы

Технологическая карта

бинарного  занятия  

__________________________________________________

название учебных дисциплин

___________________________________________________

Тема  учебного занятия  ______________________________

___________________________________________________

Вид учебного занятия    ______________________________

Форма проведения        _______________________________

Цель учебного занятия:

 

образовательный аспект

__________________________________________________

развивающий аспект

__________________________________________________

воспитательный аспект

__________________________________________________

Средства обучения.

1.Информационное обеспечение

(учебная литература, учебные фильмы, мультимедийные программы)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Дидактический материал:

(таблицы, схемы, алгоритмы, карточки)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Учебное оборудование:

(технические средства обучения, модели)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Место проведения:

______________________________________________________________________________________________________

Преподаватели:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

План учебного занятия



Название

этапа


Деятельность

преподавателей


Методы и приемы обучения


Средства

обучения


Время

№1

№2














Схема самооценки

эффективности реализации МПС


Показатели оценки

эффективности реализации МПС

Деятельность  преподавателя

уровень

О

Д

К


1


2



3



4




5



6




7



8


Введение понятий из смежных дисциплин


.Использование дополнительного материала их различных предметных областей


Использование заданий, требующих комплексного решения


Создание проблемных ситуаций, побуждающих к поиску необходимой информации из смежных предметов


Использование наглядных пособий из смежных предметов


Использование демонстрационного и лабораторного эксперимента межпредметного содержания


Организация самостоятельной творческой работы, требующей установления МПС


Использование приемов активизации мыслительной деятельности  по переносу знаний и умений в другую предметную область


Показатели оценки

эффективности реализации МПС


Деятельность  студента

уровень

О

Д

К


1



2



3



4




5



6



7




Знания выходят за рамки учебной дисциплины.


Осознанно оперируют понятиями, общими для нескольких дисциплин


Обосновывают связи между изучаемыми учебными дисциплинами


Используют знания смежных дисциплин при решении комплексных  проблем.



Умеют решать задачи, требующие межпредметного  переноса знаний.


Умеют выполнять практические работы межпредметного содержания.


Умеют коллективно работать над решением проблем, требующих комплексного применения  знаний из смежных дисциплин, разрабатывают алгоритмы совместной деятельности

Критерий оценки:

К (критический уровень) – показатель отсутствует или проявляется слабо.

Д (допустимый уровень) – показатель проявляется на достаточном уровне

О (оптимальный уровень) – показатель проявляется на высоком уровне

Схема анализа

интегрированного учебного занятия.

  1. Объект интеграции  (учебные дисциплины)

  1. Содержание и компоненты интеграции

      (учебные темы, отдельные теории, факты, законы).

  1. Уровень интеграции

       ( типы и виды межпредметных связей)

  1. Тема интегрированного занятия, проблема, цель.

  1. Деятельность преподавателей и студентов по подготовке к учебному занятию.

  1. Форма проведения интегрированного занятия, виды деятельности преподавателей и студентов.

(Разумно ли они сочетаются и ведут к поставленной цели)

  1. Оформление учебного занятия

(использование наглядных и технических средств обучения)

  1. Сотрудничество преподавателей на учебном занятии.

(Насколько оно органично, нет ли противоречий в используемых материалах,  педагогический такт, степень взаимодействия преподавателей)

 

  1. Результаты деятельности студентов.

(Создалось ли у них единое представление о проблеме, культура суждений и культура речи, эмоциональная вовлеченность в работу)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуально - дифференцированный подход к обучению на основе СНИТ как средство повышения эффективности усвоения знаний учащихся по химии.

В статье рассматривается вопрос применения СНИТ в обучении учащихся на уроках химии. Автор подробно описывает свой опыт использования компьютера на разных этапах урока с учётом  индивидуально - д...

Реализация системно - деятельностного подхода в обучении с помощью межпредметной связи биологии и математики

Краткая аннотация работы.Авторы раскрывают значимость применения на уроках межпредметных связей как  важнейшего принципа обучения в школе при решении интегрированных, прикладных задач. Их использ...

Мастер-класс по теме: "Системно-деятельностный подход к обучению как основа стандартов второго поколения"

Обобщение знаний о «технологии деятельностного метода обучения» и представление опыта применения данной технологии на уроках русского языка....

Методический семинар "«Формирование УУД на уроках информатики средствами межпредметной интеграции и приемами технологии РКМЧП в рамках внедрения ФГОС».

Девизом моей педагогической деятельности стали слова Блеза Паскаля: «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим.» ...

Системно-деятельностный подход в обучении - методологическая основа ФГОС

Принципы и приемы проведения современного урока...

Статья "ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ПОДРОСТКОВ ОСНОВАМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА"

Вовлекая учащихся в процесс предпринимательства на уроках, необходимо знакомить их со способами и средствами выработки идей и их первоначаль­ной оценки, изучения рынка, осуществления маркетинговой...