Методическая работа в условиях инновационного развития школы
статья по теме

Ильина Алла Борисовна

Представленый материал является выступлением на городском семинаре для директоров школ. Тема семинара: "Развитие образовательной среды школы в современных условиях". В тексте раскрываются особенности методической работы учителя в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов,  в рамках деятельностного подхода к обучению учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ильина А.Б.

Выступление на городском семинаре для директоров школ

«Развитие образовательной среды школы в современных условиях»

МОУ СОШ № 2г. Серпухов

30.11.2012г.

Методическая работа  в условиях инновационного развития школы

         Педагог – учитель, воспитатель – всегда играл, играет и будет играть главную роль в процессе обучения и воспитатния детей. Но в современном обществе, меняющем всё и вся, педагогическая работа тоже изменяется,  наполняясь новым смыслом, претворяясь в новых формах, выводя на первый план понятие деятельности, деятельностного подхода к обучению.

          Деятельностная педагогика на сегодняшний день — одна из наиболее перспективных инноваций в  образовании, так как она имеет широкий спектр возможностей развития, как дидактики, так и системы управления школьным образовательным процессом, предоставляя, таким образом, возможности для развития всех его участников.

         Это утверждение основано на принципиально важном положении о том, что каждый участник образовательного процесса становится субъектом, т.е.  инициатором деятельности только во взаимодействии с другими участниками. Поэтому механизмом процесса становления субъектности (проявления инициативы и ответственности за нее) участника УВП является тот способ, который позволяет ему занять исследовательскую позицию по отношению к изучаемому объекту, предмету. Условием, при котором эта позиция порождается, является совместная, коллективно-распределённая деятельность. Именно в совместной деятельности ученик (учитель) сначала учится строить учебные (деловые, профессиональные) отношения с другими (сверстники, воспитатели, учителя, сотрудники школы и иных учреждений), а затем становится способным строить отношения с самим собой в образовании, то есть самообразовываться. В деятельностной образовательной парадигме организация учебного и внеучебного взаимодействия основывается на условиях сотрудничества.

           Именно этот принцип сотрудничества ученика и учителя  положен в основу развиваюшего обучения Эльконина-Давыдова.  Осмысление и принятие новой роли педагога  в образовательном процессе нашей школы произошло давно, и принципы развивающего обучения и воспитания легли в основу деятельности всех педагогов школы. При этом ведущая позиция учителя не утратилась, но вместе с учеником он включился в исследовательскую деятельность.        

          Основные ситуации развития, «преобразования» педагога-предметника, в традиционно принятом на сегодня варианте его вузовской подготовки, в педагога-исследователя, педагога-проектировщика, разрабатывающего совместно с учеником траекторию его образования в ближайшей и дальней перспективе, являются следующие:

  1. обнаружение противоречия между имеющимся способом действия и границами его эффективного применения (возникновение конфликта),
  2. последующий анализ противоречия (конфликта)
  3. и поиск продуктивного решения по выходу из этого конфликта как социального («отношенческого»), так и понятийно-содержательного.

       Слайд № 1. Формы методической работы учителя в рамках реализации Программы развития школы.

Продвижение педагогов в совместном групповом поиске  решений проблемных, развивающих  ситуаций (в данном случае профессионально необходимых приемов работы) и составляет специфику задаваемого нами образовательного пространства методической деятельности учителя. По сути, на проектных семинарах создаются условия для совершения методологической рефлексии по отношению к уже известным и исполнявшимся ранее действиям. Это главное условие для конструирования новых учебных средств, приемов и форм организации новой, развивающей образовательной среды школы. Таким образом, мы выходим на методологическое проектирование как основной метод работы в образовательном пространстве школы, целью построения которого является развитие всех его участников.

    Для организации инновационной методической работы - разработки принципиально новых учебных средств, приемов, дидактического материала — требуется «выход» педагога за пределы учебно-предметной сферы профессиональной деятельности, освоение им специфического вида работы «методологической деятельности», которая, по сути, есть методологическое проектирование, В чем оно заключается…

       Начиная работать в системе развивающего обучения Эльконина — Давыдова, где основной учебно-методический комплект был только еще создан для начальной школы,  наши учителя не только обучались работе по данной технологии, но и  практически являлись соавторами создаваемых учебников нового поколения и дидактических материалов к ним. И это, несмотря на огромные организационные трудности, было для самих учителей этапом их профессионального «прорыва», ситуацией развития, точкой роста. Освоение этой технологии  в рамках начальной школы позволило учителям стать методистами-консультантами, лидерами  школы в поиске организационных форм и путей преемственности  в средней школе, где сегодня задачи развивающего обучения и принципиальные основы их решения еще только доопределяются и дорабатываются. И сейчас наши учителя-предметники тоже вносят свой вклад в интенсивный поиск условий, механизмов и педагогических техник развивающего образования основной и старшей школы, сочетая их с принципами профильного обучения и предпрофильной подготовки. В этой ситуации выход педагогов за рамки урочной системы и узкопредметной направленности является необходимым условием их развития. Механизм, способ такого развития кроется в специально организованном проектировании недостающих методических средств: разработка рабочих программ учебных и элективных курсов, кружковых занятий и занятий внеурочной деятельности, использование информационных технологий для разработки и создания дидактических материалов и презентаций к урокам, разработка КИМов, освоение технологии проектной деятельности и педагогическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности учащихся и т.д.

      Методологическое проектирование в образовательном пространстве школы позволяет через теоретические семинары и научно-практические конференции, проводимые в школе, в городе, регионе, производить не только взаимный обмен эффективными педагогическими техниками, но и способствовать порождению нового видения способов организации предметного содержания и организационных форм по освоению этого содержания, специфичных для разных возрастов и индивидуальных особенностей учащихся. А постоянная работа в поисковом режиме, где сотрудничество и сотворчество всех участников образования являются фактором эффективной деятельности, формирует у педагога культуру исследования, в которую затем «погружается» ученик. Тогда образовательная ситуация становится социальной ситуацией развития. Таким образом, система развивающего обучения, первоначально реализованная нами в  начальной школе, подготовила прочную базу для  профильного обучения, позволив реализовать на практике принцип непрерывности и преемственности образования. Такая преемственность  имеет все возможности преобразования в технологию, которая удерживает образовательное пространство школы как развивающее и развивающееся.

Слайд № 2 Структура управления методической работой школы в условиях инновационного развития.    Задача администрации в этом направлении развития образовательной среды школы – создать условия всем педагогам для овладения  новыми видами деятельности.

Особенности этой стуктуры – в единстве и взаимосвязанности всех звеньев и уровней, с одной стороны, а с другой стороны, в ее разомкнутости, открытости к сотрудничеству с педагогическим сообществом города и шире.

           Для того чтобы педагог реализовал себя и был настроен на развитие, также, как показывает опыт, необходима оценка его деятельности: внешняя и внутренняя.

    Внутренняя – это  потребность учителя в систематическом самоанализе и адекватной  самооценке им своих профессионально значимых личностных качеств. И самооценка, и самоанализ становятся фактором роста педагогов при условии их профессионального общения, сотрудничества, совместного обсуждения педагогических проблем и конкретных ситуаций с коллегами. Именно через профессиональное взаимодействие педагогов происходит осознание необходимости создавать условия для большей самостоятельности, инициативы учащихся, что в свою очередь  обеспечивает ученикам личностное самоопределение.

Слайд № 3. Система внешней оценки деятельности учителя.

      Внешняя оценка – это система различных объективных критериев успешности деятельности педагога и «инструментов» для их измерения.

  1. Прежде всего это аттестация педагогических работников, призванная стимулировать целенаправленное, непрерывное повышение уровня квалификации, методологической культуры, личностного профессионального роста самого учителя, использование им современных педагогических технологий, повышения эффективности  и качества педагогического труда, с одной стороны, а с другой -  результаты аттестации многое дают для принятия управленческих решений: выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогов, учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава школы, определение необходимости повышения квалификации педагогических работников, обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогов.
  2. Награждения и поощрения.

Слайд № 4. Модель учителя МОУ СОШ № 2.

  1. Это смоделированный условиями конкретной образовательной среды  модель  учителя МОУ СОШ № 2 – идеал, к достижению которого продвигает процесс развития.        

Учитывая, что образовательная среда школы в процессе взаимовлияния и совместной деятельности  формирует и развивает личность не только ученика, но и учителя, мы впервые разработали и включили  в Программу развития в раздел «Прогнозируемые результаты»  Модель личности учителя МОУ СОШ № 2,

которая включает в себя следующие элементы:

  1. Ценности, принципы и цели
  2. Профессиональные качества и позиции
  3. Ключевые компетенции
  4. Педагогические методы, способы и технологии

Ценности, принципы (суждения, идеи, которые осознаны учителем и в его сознании определяют  предельные ценностные границы его деятельности):

  1. свобода учащегося быть самим собой
  2. каждый человек обладает своим «совершенством»
  3. помочь каждому учащемуся его индивидуальные дарования сделать  социально плодотворными;
  4. индивидуальное развитие каждого учащегося соответствует его способностям, интересам и возможностям;
  5. человек учиться только тому, что соответствует его способностям, интересам и что он считает полезным для себя;
  6. чтобы быть успешным в современном обществе выпускник должен владеть соответствующим комплексом ключевых компетенций;
  7. приобщение учащегося к той культурной традиции, которая в максимальной степени может способствовать его развитию.

Цели:

в процессе обучения помочь учащимся овладеть ключевыми компетенциями, владение которыми позволяет быть успешным в современном обществе, в своей профессиональной, личной и общественной жизни, такими как:

  1. умение учиться
  2. коммуникативные
  3. личностные (знание своих сильных и слабых сторон, принятие своего «Я»)
  4. компьютерные технологии

Профессиональные качества:

  1. доброжелательно и заинтересовано относиться к учащимся;
  2. быть готовым принимать конструктивную критику от коллег и учащихся, осуществляя коррективы в своей деятельности;
  3. иметь собственный взгляд на социальную ситуацию и окружающий мир и быть способным поделиться им с учащимися;
  4. иметь развитую способность к критике и рефлексии;
  5. воздерживаться от роли кладезя мудрости и знания;
  6. понимать других людей имеющих иные ценности, интересы и способности;
  7. быть открытым для любых мнений учащихся по обсуждаемому вопросу;
  8. спокойно реагировать на едкие замечания в свой адрес;
  9. иметь собственную позицию и свою манеру обучения, не быть безликим;
  10. уметь делиться с учащимися своими мыслями и чувствами;
  11. демонстрировать компетентное поведение – собственную  ответственность за результат, любознательность, способность к кооперации и диалогу и  т.п.;
  12. демонстрировать увлеченность своим предметом;
  13. использовать четкий, понятный, гибкий язык с образными выражениями.

Позиции:

Руководитель, наставник, советчик, сотрудник, исследователь, проектировщик,

Профессиональные компетенции учителя:

Базовая компетентность учителя заключается в умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенка, сформулированных как ключевые компетенции. Уметь организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения, чтобы оно мотивировало  учащихся к более высоким достижениям и интеллектуальному росту.

Слайд № 5. Рейтинг методической активности учителей МОУ СОШ № 2.  + Положение о рейтинге методической работы учителя.

  1. Это разработанный школой документ  - Отчет учителя о проделанной работе. Принцип его построения во многом перекликается с разделами экспертного заключения и приложений к нему. Отчет  позволяет не только анализировать качество учебно-воспитательной и методической деятельности педагогических работников школы, но и определять место и роль каждого в образовательном пространстве школы.
  2. Рецензии, отзывы на продукты методической деятельности учителя (программа, методическая разработка урока, дидактического материала и т.д.)
  3. Конкурсы профессионального мастерства различных уровней – На текущий момент мы провели 2 школьных конкурса методических проектов:

2010-2011 уч. год – Презентация работы Школьного методического объединения; (Положение)

2011-2012 уч. год – Предметная образовательная среда в образовательном пространстве школы; (Положение)

2012-2013 уч. год – ознакомили учителей с Положением о конкурсе методических проектов «Лучший сайт (Web-страница) учителя» (Положение).

     

А сейчас я передаю слов одному из победителей прошлогоднего конкурса презентаций  -  Квасова Елена Владимировна – руководитель творческой группы по методической поддержке учителей-участников конкурсов профессионального мастерства представит конкурсную работу ШМО учителей английского языка «Образовательная среда предмета «Английский язык» в образовательном пространстве МОУ СОШ № 2».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа социального педагога с детьми «группа риска» в условиях инновационного развития системы образования.

Наряду с формированием Универсальных учебных действий особое внимание начинают играть личностные результаты. Они включают готовность и способность учащихся  к саморазвитию, мотивации к обучению и...

Учет личностных особенностей участников педагогического процесса в условиях инновационного развития как основное условие качества образования.

В материале рассатривается личный опыт учителя о применении ИКТ технологий на уроках иностранного языка как одного из факторов учета личностных особенностей участников педагогического процесса  в...

Деятельность учащихся на уроке музыки в условиях инновационного развития общего образования.

доклад "Деятельность учащихся на уроке музыки в условиях инновационного развития общего образования"...

САМООБРАЗОВАНИЕ как одно из условий повышения профессионализма учителя Диагностика и мониторинг в условиях инновационной деятельности школы

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным нап...

Опытно-экспериментальная работа как инструмент инновационного развития школы

Опытно-экспериментальная работа (ОЭР) является обязательным элементом управления развитием образовательного учреждения, обеспечивающим исследовательский характер работы педагогического коллектива по п...

Статья Инновационная методическая работа как условие профессионального роста педагогов

В данной статье показано  значение методической работы как условия  профессионального роста педагогов. Раскрываются  инновационные подходы в организации  методической работы в гимн...

Статья Инновационная методическая работа как условие профессионального роста педагогов

В данной статье показано  значение методической работы как условия  профессионального роста педагогов. Раскрываются  инновационные подходы в организации  методической работы в гимн...