Опытно-экспериментальная работа как инструмент инновационного развития школы
статья

Ковалева Мария Игоревна

Опытно-экспериментальная работа (ОЭР) является обязательным элементом управления развитием образовательного учреждения, обеспечивающим исследовательский характер работы педагогического коллектива по повышению качества образовательной деятельности в процессе внедрения образовательного новшества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опытно-экспериментальная работа

как инструмент инновационного развития школы

Ковалева Мария Игоревна

почётный работник общего образования РФ

В условиях становления информационного общества происходит изменение задач гуманитарного образования. Используется пространство дополнительных систем, коммуникация которых формирует предметные области и содержание гуманитарного образования.

Процессы информатизации современного образования нельзя понимать исключительно как формирование технических средств, повышающих эффективность образовательного процесса, они представляют те социо-культурные изменения, которые меняют задачи и образ гуманитарного образования в современном мире.

Опытно-экспериментальная работа (ОЭР) является обязательным элементом управления развитием образовательного учреждения, обеспечивающим исследовательский характер работы педагогического коллектива по повышению качества образовательной деятельности в процессе внедрения образовательного новшества.

Образовательное новшество – измененный элемент образовательной системы (цель, содержание, технология, субъект и т.д.), способный перестроить ее внутреннюю структуру для обеспечения новых требований к качеству образования со стороны государства и общества.

В педагогической науке ОЭР интерпретируется как инновационная деятельность учителя, направленная на создание нового вида педагогической практики, развивающейся на основе научно-обоснованных педагогических идей и технологий (Е.В.Бондаревская, В.В.Зайцев, Е.И.Казакова, А.Н.Кузибецкий, А.М.Саранов, В.В.Сериков, Н.К.Сергеев, А.П.Тряпицына и др.)

Опытно-экспериментальная работа в школе – это стиль жизни современного инновационного образовательного учреждения. Чтобы успешно работать над выбранной темой, надо очень ясно понимать, что мы хотим иметь в результате это непростой работы и зачем нам это нужно. Столкнувшись  с определёнными сложностями, хочется помочь коллегам на начальном этапе ведения экспериментальной работы, потому что почти во всех делах самое трудное — начало.

В процессе своей каждодневной работы, методические объединения гимназии выявили следующие проблемы:

  • Потенциал информационных технологий, используемых педагогами, обширный, но недостаточно его использование в преподавании гуманитарных дисциплин.
  • Требования учителей к информационной культуре учащихся высокие, но у учеников не хватает опыта в её использовании в образовательном процессе.
  • У родителей учащихся имеются и финансовые и интеллектуальные возможности, но они не готовы к активному и целенаправленному использованию ИКТ.

D:\ЧЕЛОВЕЧКИ\29.jpg

Таким образом, спектр деятельности для экспериментальной работы стал очевиден: организация единого информационного пространства для обмена мнениями, опытом между учителями-предметниками и другими заинтересованными лицами; объединение усилий учителей, родителей и учащихся, ведущих поиск в информационном пространстве, выработка подходов и стратегий в области разработки технологий и  проектирования образовательного пространства. Официальная тема заявлена как  «Формирование информационно-коммуникативного пространства гуманитарного образования».

Мы определили предмет нашей работы, т.е. тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. Предмет нашей работы - влияние информационно-коммуникативного пространства на развитие познавательной активности учащихся, педагогов и родителей.

Целью работы мы видим создание информационно и технологически насыщенно образовательной среды на основе ИКТ, в которую будут активно включены все субъекты образовательного процесса.

Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров), и поэтому выглядит правдоподобно. Гипотезу впоследствии мы или докажем, превратив её в установленный факт, или же опровергнем и переведём в разряд ложных утверждений.

Наша гипотеза основана на предположении о том, что создание ИКП в гимназии позволит оптимизировать развитие познавательной активности и детей, и родителей, и учителей гимназии.

Но хочется сразу предупредить, что «никто не верит в гипотезу, за исключением того, кто ее выдвинул, но все верят в эксперимент, за исключением того, кто его проводил».

D:\ЧЕЛОВЕЧКИ\150284126.jpg

В соответствии с указанной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1.        Актуализировать проблему формирования информационно-коммуникационной среды как фактор повышения качества гуманитарного образования.

2.        Проектировать модель информационно-коммуникационной среды как фактор повышения качества гуманитарного образования в условиях современной школы.

3.        Апробировать модель информационно-коммуникационной среды как фактор повышения качества гуманитарного образования в условиях современной школы на примере изучения ряда учебных дисциплин, включая словесность, иностранный язык, историю, обществоведение, историю города, предметы эстетического цикла (музыка, ИЗО).

4.        Презентовать результаты опытно-экспериментальной работы педагогической общественности района.

Необходимо представить тот ресурсный потенциал, которым располагает ОУ для комфортного ведения экспериментальной работы:

Нормативная база – документы, устанавливающие нормы, стандарты, определяющие правила деятельности ОУ (Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», Закон «Об основных гарантиях прав ребенка», Конвенция о правах ребенка...) и документы информационного характера (Программа развития ОУ, свидетельство о государственной аккредитации…).

Кадровые ресурсы – «это как футбольная команда: ребята должны играть как единая команда, а не скопище ярких личностей» (Лидо Энтони Якокка, известный американский менеджер). В нашем случае педагогический коллектив гимназии представляет собой сплочённый коллектив единомышленников, готовый к экспериментальной работе.

  • Научный консультант – доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики РГПУ им. А. И. Герцена, благодаря которому мы знаем о научных событиях, имеющих отношение  к области нашего эксперимента.
  • Администрация в лице директора и заместителей, которая поддерживает педагогов, участвующих в ОЭР, анализирует эффективность внедрения инновационного опыта.
  • Педагогический коллектив:
  • Высшая категория – 53 педагог;
  • Первая категория – 7 педагогов;
  • Вторая категория – 3 педагогов
  • Кандидаты наук (педагогических, математических, филологических, геологических, исторических) – 7 педагогов.

Необходимо сделать небольшое отступление про учителей. Средний возраст современного школьного учителя приближается к пенсионному возрасту. Причины нежелания молодёжи работать в школе назывались многократно: невысокая зарплата, падение престижности, социальная незащищённость… Для ведения экспериментальной работы стоит учесть и возрастные и психологические особенности. Психологи называют два типа педагогов “А” и “В”.

К типу “А” относятся педагоги, которым присуще остро развитое чувство ответственности, они крайне честолюбивы, постоянно устремлены к личностному успеху, отличаются большой работоспособностью, систематически пренебрегающие отдыхом, отличаются высокой потребностью в своем признании. Такие педагоги — конфликтны, они обидчивы и порой не удовлетворены своим положением, статусом в коллективе. Они максимально отдают себя работе, нет времени на себя, слаб самоконтроль.

К типу “В” относятся спокойные, неторопливые, уравновешенные педагоги, не берущие на себя дополнительных нагрузок, любящие и умеющие хорошо отдыхать. Они не участвуют в профессиональных конкурсах, не дают открытых уроков, не выступают на собраниях, не переживают за успехи своих учеников. Они больше думают о себе, о своей семье, об отдыхе. Они степенны, добродушны, несуетливы, легко переносят трудности, философски смотрят на требования директора: “На то и щука в реке, чтобы карась не дремал”.

Известный английский биолог М. Медавар утверждает, что человека с таким типом можно обнаружить уже за партой начальной школы. Это тот, кто всегда тянет вверх руку, знает ответ на вопрос учителя, мешает ему вести урок и молит: “Спросите меня, пожалуйста!”

Убеждения и ценности, которые разделяют все работники гимназии:

  • Учитель - это человек, чуткий, внимательный и восприимчивый к интересам школьников.
  • Учитель - это профессионал, открытый ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо й свой предмет.
  • Учитель - это специалист, владеющий современными педагогическими и информационно-коммуникационными технологиями.
  • Свою основную задачу педагог гимназии видит в том, чтобы  помочь ученикам успешно реализоваться в «настоящем» и найти себя в «будущем»; стать ответственными, самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Педагоги не смогут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами. Задача администрации усложняется тем, что надо умело и деликатно настроить педагогический коллектив на  новую деятельность.

Материально-технические ресурсы: ОУ располагает учебными кабинетами с соответствующим оснащением, сетевыми и Internet коммуникациями,  оснащенность педагогов ПК на достаточно высоком уровне, компьютерные приставки MIMIO, цифровые лаборатории, мобильный кабинет APPLE, интерактивные доски, мультимедийные комплексы активно используются.

Программно-методические ресурсы, обеспечивающие переход на стандарты второго поколения, расширяющие сферу применения информационно-коммуникативных технологий в обучении детей имеются в наличие в библиотеке и медиатеке школы.

Информационные ресурсы – та совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем, к которым есть широкий доступ.

Теоретическая основа: курсовая подготовка учителей, обширные Internet-ресурсы, диагностические материалы педагогов школы, специалистов. Желание учителей совершенствоваться в Internet-технологиях поощряется администрацией, для этого в гимназию регулярно приходят специалисты РЦОКОиИТ.

Следующий вопрос, который возник в ходе обсуждения экспериментальной работы в ОУ на семинаре «Мы начинаем ОЭР»: а какими компетенциями должен обладать участник информационно-коммуникативного пространства (ИКП), чтобы быть способным к эффективной деятельности в современных условиях? Выделим самые основные:

  • социальная компетентность, которая состоит в освоении правил и норм базовых социальных практик; осознание собственной социальной и культурной значимости;

  • интеллектуальная и коммуникативная компетентность, которая состоит в способности формировать  собственную точку зрения, критически её проверять, изменять, соотносить её с другими точками зрения, и умении использовать современные способы, формы и технологии коммуникации;
  • мировоззренческая компетентность, которая предполагает толерантность к ценностям и нормам иных культур, принятие ценности социальной и культурной инициативы, принятие этических норм, лежащих в основе ответственного поступка;
  • профессиональная компетентность, которая приобретается в процессе учения и самообразования.

Обладая перечисленными компетенциями, все субъекты образовательного процесса смогут плодотворно работать и получать удовольствие от процесса обучения в ИКП.

Для реализации поставленных целей и задачи, были выделены основные этапы ОЭР гимназии:

I этап – подготовительный.  . С точки зрения педагогической науки I этап – это изучение и обобщение, т.е. собственно рефлексия. Для нас это актуализация проблемы формирования И-К среды.  Проводятся семинары для педагогов, консультации для родителей и интеллектуальные конкурсы для учащихся.

Основное содержание работы

Планируемый результат

  • Анализ затруднений учителя, анализ учебно-воспитательного процесса,
  • Выявление и формулировка противоречий, которые можно разрешить с помощью нововведения.
  • Выявление проблемы и обоснование ее актуальности.
  • Работа с теоретическими источниками для конкретизации сущности понятия «информационно-коммуникационная среда».
  • Изучение отечественного и зарубежного опыта
  • Четкое понимание членами педагогического коллектива сущности понятия «информационно-коммуникационная среда».
  • Постановка целей и задач, формулирование гипотезы,
  • Прогнозирование ожидаемых  положительных результатов, а также негативных последствий.
  • Разработка программы эксперимента.

Запланированный результат найдёт своё отражение в Глоссарии, составленном в процессе деятельности педагогов на этом этапе.

II этап – Экспериментально-преобразующий, т.е. разработка замысла и программы опытно-экспериментальной работы. Самым важным станет проектирование и апробация И-К среды в преподавании предметов гуманитарного цикла.

Основное содержание работы

Планируемый результат

  • Выявление имеющихся ресурсов педагогического коллектива для формирования интегрированной информационно-коммуникационной среды  гимназии.
  • Разработка концепции и структуры модели информационно-коммуникационной среды для изучения учебных дисциплин гуманитарных предметных областей.
  • Формирование рабочих групп и организация экспериментальной работы по использованию ресурсов информационно-коммуникационной среды в преподавании предметов гуманитарного цикла.
  • Разработка новых ресурсов для пополнения этой среды с учетом потенциала гуманитарных аспектов естественнонаучных дисциплин и целевой программы «Здоровье»
  • Диагностика эффективности информационно-коммуникационной среды для повышения качества гуманитарного образования на основе анкетирования всех участников образовательного процесса.
  • Систематизация имеющихся в педагогическом коллективе ресурсов формирования интегрированной информационно-коммуникационной среды.
  • Концепция и структура модели информационно-коммуникационной среды для изучения учебных дисциплин гуманитарных предметных областей
  • Рабочие группы монопредметного и полипредметного состава.
  • Коллекции новых дидактических материалов и программных продуктов по наполнению интегрированной информационно-коммуникационной среды.

III этап – Аналитико-обобщающий. Учителями будут реализованы программы опытно-экспериментальной работы, произойдёт теоретическое осмысление полученных результатов, их рефлексия, мониторинг влияния И-К среды на развитие познавательной активности субъектов образовательного процесса. Также пройдёт обработка данных, соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями, корректировка гипотезы, оформление и описание хода и результатов эксперимента.

Презентация полученных результатов возможна в форме открытых уроков, обучающих семинаров по теме ОЭР,  презентациях, подготовке публикаций методических материалов по итогам опытно-экспериментальной работы, по исследованию эффективности использования интегрированной информационно-коммуникационной среды для изучения учебных дисциплин гуманитарных предметных областей.

Последним испытанием любого опыта должны быть его практические результаты:

  • Активное использование ИКТ в преподавании гуманитарных дисциплин.
  • Повышение информационной культуры учащихся.
  • Готовность родителей к сотрудничеству с гимназией в формировании и плодотворном использовании ИКП.

В выступлении Заместителя Министра образования и науки Российской Федерации Владимира Миклушевского на социально-экономическом форуме "Основные направления развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в сфере образования и науки " прозвучало следующее: «Надо признать, что в большинстве своем образовательная и научная среда недостаточно подготовлена к активному, массовому внедрению ИКТ. Необходимо преодолеть этот барьер, который зачастую носит чисто психологический характер. Мы с вами как люди, наиболее продвинутые в плане ИКТ, должны изменить отношение наших коллег, учителей, родителей к использованию информационных технологий в образовательном процессе».

Образованный человек должен быстро и эффективно решать задачи, определяющие уровень его личной компетентности, от этого зависит степень его культурной продуктивности, его социальное качество. Поэтому образование может считаться состоявшимся только тогда, когда оно включает в себя не только освоение знаний, но и формирование ценностей.

Динамичность общества, открытость и неопределенность будущего создают условия для разворачивания инновационных процессов, развития проектной культуры, экспериментальной работы,  которая ориентирована на прогнозирование и выстраивание нового.

Организация информационно-коммуникативного пространства гуманитарного образования в условиях становления информационного общества базируется на его систематическом осмыслении, инструментальный характер подчёркивает взаимодействие теоретического и практического.

Гуманитарное знание имеет междисциплинарный характер и определяет способы взаимодействия различных дисциплин. Комплексный характер определяет эффективность, теоретическую продуктивность и направление работы. Гуманитарное образование в информационном обществе предусматривает формирование стремления  к непрерывному образованию и способности к самообразованию посредством создания структур, форм и технологий, их обеспечивающих.

Развитие гуманитарного образования предусматривает развитие творческого мышления, стимулирование познавательной деятельности, которое осуществляется за счёт повышения уровня образовательной ситуации.

 Сейчас каждый день множество людей открывают для себя существование глобальных компьютерных сетей, объединяющих компьютеры во всем мире в единое информационное пространство. Интернет - практически неограниченный источник информации. При этом Интернет не решил проблему ее хранения и упорядочения, достоверности и цензурности, но решил проблему ее передачи - дал возможность получать любую информацию где угодно, когда угодно и какую угодно.

Современная школа должна использовать положительные качества Интернета и использовать любые возможности для улучшения образования, самореализации школьников, общения.

Таким образом, представленное изменение установок школьной образовательной среды на основе ИКТ, создаст информационно-коммуникативное пространство гуманитарного образования,  в которое будут активно включены все субъекты образовательного процесса.

А чтобы получить ответ на  вопрос: «Зачем нам  ОЭР?»,  стоит следовать  одному  простому правилу: «Стань полезным для людей, отдавай, и тогда ты в ответ получишь в десятки раз больше».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа в условиях инновационного развития школы

Представленый материал является выступлением на городском семинаре для директоров школ. Тема семинара: "Развитие образовательной среды школы в современных условиях". В тексте раскрываются особенности ...

ПРОГРАММА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ «РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ ПЕРЕХОДА НА СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»

В концепции модернизации российского образования определяется задача повышения качества образования, более эффективного использования человеческих ресурсов. Решение данной государственной задачи невоз...

Организация и сопровождение инновационной деятельности на примере темы опытно – экспериментальной работы в организации.

Современный мир находится на информационной стадии развития, цивилизованное общество уже невозможно представить без компьютеров, телефонов, гаждетов, интернета. Тенденции информационного развити...

Статья "Особенности инновационного развития: школа-ВУЗ-бизнес-сообщество"

В данной статье рассматривается вопрос в рамках ФГОС нового поколения:  необходимость сотрудничества  школы-ВУЗа-бизнес-сообщества. Можно с уверенностью говорить,что сегодня в России существ...

Инновационное занятие по внеурочной деятельности «Вулкан в банке» (опытно – экспериментальная деятельность)

Инновационное занятие по внеурочной деятельности«Вулкан в банке»(опытно – экспериментальная деятельность),  в рамках внеурочной деятельности...