Организация и сопровождение инновационной деятельности на примере темы опытно – экспериментальной работы в организации.
статья ( класс) на тему

Домнина Екатерина Игоревна

 

Современный мир находится на информационной стадии развития, цивилизованное общество уже невозможно представить без компьютеров, телефонов, гаждетов, интернета. Тенденции информационного развития затронули и сферу образования. Современная школа на сегодняшний день оснащена в большинстве своём персональными компьютерами, мультимедийной техников и другими технологическими новшествами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statyadomnina.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация и сопровождение инновационной деятельности
на примере темы опытно – экспериментальной
работы в организации.

Современный мир находится на информационной стадии развития, цивилизованное общество уже невозможно представить без компьютеров, телефонов, гаждетов, интернета. Тенденции информационного развития затронули и сферу образования. Современная школа на сегодняшний день оснащена в большинстве своём персональными компьютерами, мультимедийной техников и другими технологическими новшествами.

Наше государство и современное общество ожидают от системы образования формирования интеллектуальной и технологической площадки для переориентирования самой системы образования на всех её уровнях, а также перехода в принципиально новое качественное состояние, которое способно обеспечить воспроизводство носителей ценностей, моделей и технологий инновационного стратегического развития России. Поэтому не удивительно, что одним из стратегических направлений в образовании определилась инновационная деятельность образовательных учреждений.

Образовательные организации ищут различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность.

Само слово «инновация» обозначает нововведение, новшество. Инновационная деятельность в школе направлена на преобразование существующих форм и методов обучения, создание новых целей и средств их реализации.

На сегодняшний день традиционные методы обучения, применяемые каких-то
10-15 лет назад, уступают место инновационным методам и средствам образования, что влечет за собой активизацию поиска новых моделей обучения и воспитания подрастающего поколения, соответствующих информационной эпохе. Вследствие этого сейчас большое значение придается нововведениям в системе образования.

Умение учителя следовать в ногу со временем помогает в реализации основных идей образования, от качества подготовленности педагога зависит качество знаний учащихся.

Педагогу в этой ситуации необходимо быть не только исполнителем, но и творцом инновационных процессов. Создание опытно-экпериментальной площадки на базе учебного учреждения позволяет оттачивать умения и навыки современного учителя.

Готовность к инновационной деятельности, без которых невозможна успешная педагогическая деятельность в наши дни, реализуется в рамках опытно-экпериментальной деятельности на базе учебного учреждения.

Под готовностью к инновационной деятельности понимается совокупность качеств учителя, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива школы, а также его способности выявлять актуальные проблемы образования учеников, находить и реализовать эффективные способы их решения.

Экспериментальные площадки являются одним из видов инновационных площадок в Санкт-Петербурге. Экспериментальные площадки – это организации действующие в системе образования, а также их объединения, обладающие потенциалом для ведения научно-методической деятельности и победившие в конкурсном отборе на выполнение опытно-экспериметальных работ по решению актуальных проблем развития образовательной системы.

Деятельность экспериментальных площадок направлена на совершенствование инновационной деятельности в педагогической сфере, а также в сфере управления современным образованием, содержания образования, экономических механизмов организации образовательной деятельности, теории и методологии современного образования, предметно-пространственной среды образования, а также инструменты и механизмы связи образования, науки и производства.

Основная цель деятельности инновационных площадок - это обеспечить разработку, апробацию и внедрение в образовательную практику новых более качественных и эффективных образовательных продуктов, услуг, отвечающих на запросы общества, обеспечивающих комплексное личностное и профессиональное самоопределение, построение эффективных воспитательных и образовательных траекторий обучающихся.

Апробация решает задачу проверки меры и границы теоретических выводов на практике, а внедрение предусматривает воплощение результатов исследований, научных рекомендаций в педагогическую практику. В опытно-экспериментальной работе присутствует и элемент разработки нового, хотя следует отметить, что новизна эта связана преимущественно с методическим оснащением внедряемых теоретических разработок. В таком понимании опытно-экспериментальная работа существенно отличается от эксперимента, поскольку она не имеет своей целью нахождение нового теоретического знания.

Однако деятельность без мотива невозможна: низкий уровень мотивации педагогов, влечет за собой отсутствие желания приобретения новых знаний, необходимых для успешной профессиональной деятельности в новых условиях. Компетентность педагога в определенной области сказывается на умении педагога разрабатывать, осваивать, использовать и распространять нововведения, а также предъявлять требования к результатам своей работы. Кроме того, недостаточный уровень теоретических знаний и практических навыков, отсутствие опыта в новом виде деятельности отражаются на креативном компоненте инновационной деятельности.

Отсутствие у педагогов опыта решения подобных затруднений указывает на необходимость организации опытно – экспериментальной площадке на базе учебного заведения. Эти первые шаги являются основой повышения эффективности инновационной педагогической деятельности.

Отличной мотивацией в данной ситуации служит организация опытно-экспериментальной работы на базе учебного заведения. Данный вид деятельности объединяет деятельность учителей разных дисциплин, что позволяет обмениваться опытом, генерировать новые идеи, усовершенствовать уже разработанных подходы и методы.

Важным в деле подготовки учителя к инновационной деятельности является участие в семинарах – практикумах, профессиональных конкурсах, посещение открытых уроков. Инновационная деятельность стимулирует к глубокому аналитическому подходу в методической работе.

На данном этапе развития инновационных технологий нет необходимости фактического присутствия педагога на опытно-экспериментальной площадке, возможна организация интернет - конференций в режиме реального времени, что решает проблему расстояния и времени на преодоление этого расстояния.

В процессе работы педагогов, они предлагают использовать индивидуально-ориентированное сопровождение посредством составления и реализации индивидуальных методов и подходов обучения. Сопровождение инновационной деятельности, где средством сопровождения является инновационный подход педагогов образовательного учреждения и умение лавировать в море современных технологий, используется в ходе работы командой педагогов на базе опытно-экспериментальной площадки.

Любое образовательное учреждение, заинтересованное в реализации ФГОС на высоком уровне, может использовать различные направления и формы работы с педагогами, позволяющими успешно внедрить инновации в образовательный процесс. Однако без процесса самообразования педагога их роль невелика. Самообразование – самостоятельное образование, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала, а также бесценным опытом, обмениваться которым возможно и на базе опытно-экспериментальной площадки.

В условиях сегодняшнего общества современного педагогу для успешной деятельности необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал. Успех в организации инновационной деятельности во многом зависит от того, насколько педагог осознает пробелы в своих знаниях и недостаточный уровень владения новыми технологиями.

Взаимодействие педагогов на базе опытно – экспериментальной площадки даёт огромный опыт внедрения инновационных технологий и методики работы в условиях современного подхода к образованию.


Используемая литература:

1. Адольф В. А. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления. – Красноярск: Поликом, 2007.

2. Александрова М. В. Становление карьеры педагога в территориальной образовательной системе. Великий Новгород, 2007.

3. Белотелова Л. Н., Новицкая В. А. Методическое сопровождение преподавателя колледжа как одно из условий обеспечения качества среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование. – 2009. – № 7. – С. 41–46.

4. Индивидуальный образовательный маршрут [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.menobr.ru/materials/16/36779/.

5. Лаздина Т. И. Технология мотивационного управления инновационной деятельностью учителей // Начальная школа плюс До и После. – 2006. – № 2. – С. 1–5.

6. Лямина Г. В. Инновационная деятельность преподавателя как фактор повышения познавательной активности студентов: На примере преподавания математики в среднем специальном учебном заведении. – М., 2003.

7. Методическое сопровождение внедрения ФГОС НПО/СПО третьего поколения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://spbkit.edu.ru.

8. Управление инновационной деятельностью педагогов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://region.edu.ru/attach.asp?a_no=4893.

9. Краевский В.В. Методология педагогической науки. - М., 2001

10. Паукова Л.Н., Курганский С.М. Организация опытно-экспериментальной работы в образовательных учреждениях. - Ханты-Мансийск, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация опытно-экспериментальной работы по внедрению системы мониторинга качества обучения в практику работы учителя-предметника

Мониторинг в образовании не заменяет и не ломает традиционную систему внутришкольного управления и контроля, а способствует обеспечению ее стабильности, долгосрочности и надежности. Он проводится там,...

Организация исследовательской и опытнической деятельности на пришкольном учебно – опытном участке. Организация исследовательской и опытнической деяте

Пришкольный опытный участок является неотъемлемой частью работы нашей школы.Цель создания учебно-опытного участка – научить учащихся выращивать сельскохозяйственные растения, узнать об особеннос...

Опытно-экспериментальная работа по теме:«Применение информационно-коммуникативных технологий в проектно - исследовательской деятельности на уроках биологии».

Опытно-экспериментальная работа по теме: " Применение информационно-коммуникативных технологий в проектно-исследовательской деятельности "...

МАСТЕР-КЛАСС на тему: «Исследовательская деятельность на занятиях по программе «Углубленная биология» для учащихся 10-11 классов» (В рамках опытно- экспериментальной работы с одаренными детьми)

Разработка мастер-класса на тему "Исследовательская деятельность на занятиях по программе "Углубленная биология " для учащихся  10-11 классов...

Статья по теме: «Из опыта работы по организации проектной и исследовательской деятельности учащихся»

Проектно-исследовательская деятельность - это деятельность по проектированию собственного исследования, которая предполагает: выделение задач; выделение принципов отбора методик; планирование хода исс...

«Внедрение компонента профессионального самоопределения в образовательную и досуговую деятельность школьников на примере реализованной целевой программы «Шаг в будущее» в рамках опытно-экспериментальной работы»

Направление «3-ПРО современной школы: профиль, профориентация, пробы». В ГБОУ Школа № 102 Выборгского района СПб была разработана и экспериментально апробирована целевая программа &la...

Инновационное занятие по внеурочной деятельности «Вулкан в банке» (опытно – экспериментальная деятельность)

Инновационное занятие по внеурочной деятельности«Вулкан в банке»(опытно – экспериментальная деятельность),  в рамках внеурочной деятельности...