Роль СМИ в общественной жизни и политическое участие граждан в формировании имиджа государственного языка РФ
статья по теме

Роль СМИ в общественной жизни и политическое участие граждан в формировании имиджа государственного языка РФ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grebenkina._rol_smi_v_obshchestvennoy_zhizni.docx18.97 КБ

Предварительный просмотр:

Роль СМИ в общественной жизни и политическое участие граждан в формировании имиджа государственного языка РФ

Гребёнкина С. А.

Сегодня человечество живет в век высоких информационных технологий, благодаря чему информационная образованность и осведомленность общества становится повседневной, почти обыденной. Человек каждый день получает массу новой информации, порой даже не задумываясь о ее источнике - телевидение, радио, печатная продукция, реклама, интернет - все это источник той или иной информации, которая ежедневно оказывает влияние на выбор человека.

Средства массовой информации  - это организационно-технические комплексы, которые обеспечивают быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации и имеют при этом следующие признаки: массовость, периодичность, принудительность.

Долгое время основным СМИ была печатная продукция. Можно сказать, что история СМИ началась с первого печатного информационного листка. А точнее, с середины 15 века, когда Гуттенберг запустил свой печатный станок. Первая российская газета "Куранты" появилась в 1621 году, а  появившаяся в 1703 году газета "Ведомости"  являлась государственным изданием.  Официальное юридическое начало истории российских СМИ - Закон РФ "О средствах массовой информации", принятый 27 декабря 1991 года.

Однако СМИ не были бы СМИ, а зрители не получали бы требуемой информации, если бы эти принципы соблюдались в полной мере. Есть ведь одно большое НО: СМИ по природе своей склонны к манипуляциям. Одно из известных определений СМИ гласит: "самостоятельная индустрия, нацеленная на формирование общественного мнения". Значит, институт СМИ, в общем и телевидения в частности, можно рассматривать с двух точек зрения: во-первых, как социальное средство общения, а во-вторых, как бизнес, живущий по специфическим законам, но по основным показателям ничем не отличающийся от любого другого.

На настоящий момент времени существует несколько видов СМИ: печатная продукция, электронная, теле - и радио - продукция.

 Таким образом, современный человек не может уклониться от воздействия СМИ. Воздействие СМИ на общественное мнение получило название "манипуляция сознанием", а тезис "тот, кто владеет информацией, владеет миром" в информационном обществе становится всё более актуальным. Средства информации в современном мире представляют собой важную часть духовного производства. Недооценка влияния средств массовой информации на жизнь человека и общества становится причиной крушения устоявшейся системы ценностей человека и общества, искусства и науки, нравственности и духовности, образования и воспитания подрастающего поколения.

Средства массовой информации освещают различные актуальные общественные проблемы и тем самым влияют на мнение и поведение людей, как в обществе, так и индивидуально. Стороны влияния СМИ могут быть как положительные, так и отрицательные. С уверенностью можно выделить непосредственные аспекты, которые связаны с основной функцией СМИ - передачей информации: развлекательная; информативная, воспитательная функция и др. Но существуют также завуалированное, более глубокое влияние, которое может быть незаметно на первый взгляд. Например, благодаря СМИ формируется общественное мнение - состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности. Можно отметить, что существует четко сформулированное общественное мнение в отношении таких глобальных общечеловеческих проблем, как предотвращение экологической катастрофы, термоядерной, биологической войны и т.д. Поскольку насчет этих явлений существует четкое мнение в мировом сознании, то можно сказать, что СМИ передает достаточно объективную информацию, не противоречащую ценностям общества и позволяющую сформировать достаточно долгосрочное и утвердившееся мнение. Одним же из отрицательных воздействий СМИ является - пропаганда. Среди отрицательных воздействий на сознание путем пропаганды является метод дезинформации. Смысл в том, что в определенный момент СМИ дают информацию, зачастую являющуюся откровенной ложью. Как правило, дезинформация подается из разных источников и западает в подсознание человека, используется в момент принятия какого-либо важного решения, и когда будет известна правда - цель дезинформации уже будет достигнута.

Таким образом, с помощью различных методов влияние СМИ крайне важно и велико. Можно сделать вывод, что умело манипулируя общественным сознанием при помощи различных СМИ, возможно, не только направлять развитие культуры, сознания и поведения общества, но и прививать определенную роль каждому социальному классу и даже каждому человеку в отдельности.

В последнее время все чаще слышатся разговоры о возрастании влияния СМИ не только на поведение, но и на сознание, на психику. Для многих людей подрастающего, развивающегося поколения, детей интернета, выросших на мультиках и компьютерных играх происходит подмена реально существующей действительности на виртуальную. Молодые люди отдают много сил учебе, работе поэтому, придя домой, он, несомненно, стремится расслабиться и отдохнуть. Следует упомянуть, в каком психическом состоянии человек усаживается перед телевизором, компьютер или за газету или журнал - расслабленным, готовым к приему информации. Но информация, к сожалению, не всегда позитивна. Все, что в этот момент поглощает сознание человека, записывается на подкорку и становится практически своей мыслью. В дальнейшем, эта информация может во многом повлиять на поведение человека дома, в обществе, на работе. А подобное поведение, стереотип которого получен в крайне уязвимом состоянии психики, не всегда является правильным.

В то же время нынешняя политика практически всех ведущих государств и СМИ практически неразделима - они как две руки, которые одна другую моет. Ведь граждане узнают обо всех политических и государственных решениях исключительно из СМИ. И они вынуждены верить, потому что другого источника просто нет. С другой стороны, во времена политической активности, например, выборы, СМИ пытаются направить галочку избирателя в нужный квадрат. В принципе, это объясняется даже не только деятельностью СМИ, но еще и созданными условиями при проведении выборов, ну и, разумеется, финансовыми возможностями избираемых.

С другой стороны, глобальность и популярность СМИ имеет и положительное влияние на мировую общественность – например, всемирная пропаганда против СПИДа. Информационный поток очень большой сегодня может обрушиться на человека, его задача разобраться, отфильтровать ненужную информацию. Но в "нужности" и "ненужности", в правдивости и лжи в настоящем так трудно разобраться, что многие предпочитают просто не делать этого, а полагаться на "общественное мнение", при этом, не понимая, что это самое общественное мнение - это они сами.

Таким образом, действия гражданина с целью повлиять на принятие  и реализацию государственных решений - это политическое участие. Объем возможного участия определяется правами и свободами в данном обществе. В демократическом обществе это участие может быть опосредованным и непосредственным, групповым, массовым или индивидуальным. Нередко граждане, группы или коллективы, возмущенные несправедливостью государственного решения, требуют его пересмотра. Они обращаются с петициями, письмами, заявлениями в соответствующие инстанции. Проблема приобретает общественный резонанс и вынуждает власть изменить или скорректировать свое решение. Таким образом, используя различные формы языкового общения, граждане проявляют свою гражданскую активность. Известно, что языковая принадлежность – один из основных признаков нации. И конечно, недооценить значение  русского языка как фактора объединения России, невозможно. Имея в виду  особую дату – 1150-летие зарождения российской государственности, где единство славян, как особой общности, определялось общим языком – славянским, а  Кирилл и Мефодий создали единую славянскую азбуку. С ХIII века только фактически стали образовываться уже диалекты, которые и привели впоследствии к образованию трёх языков, составляющих восточнославянскую ветвь славянского языка. Именно язык может стать основанием для стабилизации и укрепления  культурно-языковых связей трёх государств.

 Известно, что приблизительно около 200 миллионов человек на нашей планете говорят на русском языке и считают русский язык родным, а общее количество знающих русский язык, изучающих его сейчас, уже более 350 миллионов. Хотя на первом месте – китайский, за ним  английский, испанский, русский. Необходимо многое сделать для того, чтобы распространять русский язык. Сегодня уже стала осознаваться ограниченность дальнейшего развития общества только посредством технического прогресса и экономического роста, пришло понимание того, что без гуманитарного образования, наверное, дальнейшее развитие любой страны и нашей, невозможно. Ведь недаром Дмитрий Сергеевич Лихачёв когда-то говорил, что гуманитаризация – это путь к гуманизации общества. Он, конечно, был прав.

Ведущую роль в укреплении имиджа русского языка должна сыграть школа. Важно, чтобы  ни один учебник литературы не был абстрактным учебником, не учитывающим то время, те конкретные события, которые происходили в этот период, то есть не может быть литературы без истории. Возможно,  «Повесть временных лет», должна, стать пособием каждого нашего россиянина, в первую очередь школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Формы участия граждан в общественной жизни"

На уроке учащимся предлагается поразмышлять над вопросами:- Каким образом обычный гражданин может повлиять на принимаемые властями решения?- Какие из предложенных способов являются законными, а какие ...

Политическое участие граждан

Методическая разработка к уроку обществознанию (базовый уровень). Учебник под редакцией Боголюбова 10 кл....

Конспект урока "Участие граждан в политической жизни"

Конспект урока по обществознанию для 9 класса "Участие граждан в политической жизни общества". УМК Боголюбова...

Открытый урок «Участие граждан в политической жизни. О принципах демократии и выборного процесса в РФ»

Данный урок был проведен в рамках конкурса, проводимого на территории нашего города. ...

Тест 9 класс. Участие граждан в политической жизни

Участие граждан в политической жизни. Тест 9 класс....

Опорный конспект-тренажер "Участие граждан в политической жизни". Обществознание. 10 кл.

Материал к уроку по обществознанию "Участие граждан в политической жизни" ( учебник Боголюбова Л.Н.. базовый уровень. 10 класс) представлен в виде опорного конспекта-тренажера, содержащего различные в...

Формы управления политической жизнью и механизмы участия граждан

В ходе занятия учащиеся должны уяснить сущность различных форм политического участия граждан в  политической жизни страны....