Формы управления политической жизнью и механизмы участия граждан
план-конспект занятия по обществознанию (10 класс) по теме

 В ходе занятия учащиеся должны уяснить сущность различных форм политического участия граждан в  политической жизни страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _doc_12103.doc71 КБ
Microsoft Office document icon _doc_32615_1.doc22 КБ
Office presentation icon _ppt_18265.ppt22 КБ
Office presentation icon _ppt_60572.ppt84.5 КБ

Предварительный просмотр:

   План – конспект урока

Формы управления политической жизнью и механизмы участия граждан      

Понятия к уроку:

Избирательное право, выборы, референдум, мажоритарная, пропорциональная, смешанная избирательные системы, плебисцит.

Использование ТСО:

Персональный компьютер, интерактивная доска.  

В ходе урока отрабатываются навыки:

        1. заполнения бланков ЕГЭ;

        2. перенос ответов на бланки № 1, №2  ЕГЭ;

        3.выполнение заданий ;

        4. в домашнем задании - навыки написания эссе;

        5. самооценки;

        6. высказывания своего мнения – как необходимый элемент написания эссе.

На партах:

  1. бланки ЕГЭ;
  2. тест;
  3. таблица для контроля знаний;
  4. выдержки из документов

Цели урока:

Образовательные и развивающие:

1) В ходе занятия учащиеся должны усвоить основные понятия урока;

2) уяснить сущность различных форм политического участия граждан в  

    политической жизни страны;

3) продолжить формирование навыков работы с документами правового

    характера;

4) развивать умение выражать и отстаивать собственные взгляды,      

    аргументировать их; владеть основами культуры диалога;

Воспитательные:

1) формировать потребности социально-активного поведения;

  2) гражданскую позицию.

I Объявление плана урока:

    1) Контроль знаний по предыдущим темам в форме теста.

    2) Изучение новой темы.

    3) Подведение итогов и выполнение проблемного задания.

II  Выполнение теста 5 мин. ( Слайд 1) На бланке №1. Взаимоконтроль ответов    (ответы на экране или на доске). (Слайд 2)

 Фамилия __________________________________

Оценка за тест

Работа с документами

(самооценка)

Письменная работа

(ставит учитель)

Устный ответ учителю, участие в дискуссии

(ставит учитель)

Тест

А 1   Правом на легальное применение силы обладает институт политической системы

  1. оппозиция                                        2)  правящая партия
  1. государство                                      4)   члены политического движения

 

 А 2  Легальная власть основывается на

  1. исключительных личных качествах лидера          2)   традициях общества

3)   правовых нормах                                                     4)   мистических представлениях

 А 3   Концепции правового государства соответствует суждение

  1. Разрешено только то, что разрешено законом
  2. Государство не может быть ограничено законом
  3. Государство должно контролироваться обществом
  4. Мнение государства важнее мнения общества  

 

   А 4  К внутренним функциям государства относится

     1)   реализация геополитических интересов        2)  природоохранительная

      3)  охрана границ        4)  оборонная

     

    А 5 Политическая культура - важный элемент

     1)  правоотношений        2)  гражданства

      3)  политической власти                  4)  политической системы

     

    А 6  Совокупность способов осуществления политической власти характеризуется              

      понятием

      1)  политический режим                      2)  правоохранительные органы

       3)  политическая система                    3)  партийная идеология

В1  Запишите слово, пропущенное в схеме:

В 2   Завершите фразу:

« Связь государства с отдельным человеком, выражающаяся в совокупности взаимных прав и обязанностей, осуществляется через правовой институт ___________».

Ответы:              Шкала оценок ( слайд 3)

А1   3                         7-8 – «5»              

А2   3                            6 – «4»

А3   3                         4-5 – «3»            

А4   2

А5   4

А6   1

В1  нормы

В2  гражданства

Учащиеся проверяют и выставляют оценку в таблицу

III Изучение новой темы.

     1) Объявления темы и целей урока.

     -Тема урока:  

     Формы управления политической жизнью и механизмы участия граждан.

     - Запись в тетради.

     2) Объявление целей урока.

     -В ходе занятия мы должны будем усвоить основные понятия урока,      

      уяснить сущность различных форм политического участия граждан,  

      раскрыть принципы избирательного права.

План изучения темы.

1. Что такое политическое участие. Виды политического участия.

2. Выборы, как основная форма политического участия.

3. Принципы избирательного права.

4. Виды избирательных систем.

5. Референдумы и плебисциты.

1. Политическое участие - это действия, предпринимаемые гражданами  

   имеющие целью повлиять на государственную политику или выбор

    политических лидеров на любом уровне политической власти.

    Различают 2 вида политического участия:

а) автономное – сознательная активность граждан, имеет место в стабильных  

    демократических странах;

б) мобилизованное – вынужденные действия, характерно для обществ с

  тоталитарными режимами.

- Какие формы участия граждан в политической жизни страны вы можете

  назвать? (Участие в политических и общественных движениях, обращение в

  парламент и местные  законодательные органы власти с предложениями и  

  проектами, участие в собраниях и митингах, агитация, членство в партии,  

  работа партийным функционером).

- К механизмам участия граждан и их объединений надо относить такие

  политические институты и учреждения, которые обеспечивают

  представление и защиту их интересов в высших законодательных,

  исполнительных и судебных органах страны.

  Примеры : организация политических партий, институт представительства –

  народные депутаты, институты гражданства, действительность СМИ,

  голосование и избирательное право.

2. -В современном демократическом обществе  основной формой

    политического участия является участие граждан в выборах. 

- Запишите это слово в тетрадях. Рядом 2-3 слова по ассоциациям.

- Теперь попытайтесь дать свое определение  понятию выборы и запишите  в тетрадь.

- Как трактуется это понятие в Федеральном законе «Об основных гарантиях

  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Р.Ф.

Работа учащихся с источником

- На сколько совпало ваше определение с источником?

  Оцените свою работу (оценка заносится  в таблицу).

-  Выборы бывают прямые, когда вопрос об избрании решают граждане,  

  избрание парламента; косвенные – вопрос об избрании решают не все

  граждане, а избранные ими люди – выборщики (президент США).

- Выборы дают возможность индивидам и соц. группам сформулировать

  требования, обеспечить поддержку тем действиям политических лидеров,

  которые соответствуют интересам большинства населения, т. е. выборы- это

  средство легитимации политического режима.

3. Принимая участие в выборах граждане пользуются своим избирательным правом. Это понятие имеет два значения:

1) Избирательное право- правовой институт, регулирующий отношения,

    возникающие по поводу выборов.

2) Избирательное право- это возможность избирать (активное избирательное право) и  быть избранным (пассивное избирательное право).

   Избирательное право- это принципы и условия участия граждан в

   формировании выборных органов.

- Каковы принципы избирательного права?

  Работа с документом (статьи из Конституции РФ)

- Подумайте, всегда ли выборы бывают демократическими?

  Назовите несколько ситуаций.(безальтернативные, не тайные, не всеобщие,                                

  давление на избирателей, фальсификация результатов).

- Исходя из сказанного какой можно сделать вывод?

  (сам факт проведения выборов не гарантирует демократического общества.

  Важна система проведения выборов, принципы избирательного права,

  обязанности и роли участников выборов).

- Выступление ученика с анализом избирательной активности граждан в Думы предыдущих созывов.

- Как ты думаешь, почему важно принимать участие в голосовании?

- Скажите когда вам исполнится 18 лет вы пойдете на избирательные участки?

4. По способу подсчета голосов и принципу распределения мест по итогам  голосования избирательные системы делят на мажоритарные,

   пропорциональные и смешанные.

а) Мажоритарная система- это способ определения результатов голосования,

   при котором для получения мандата требуется собрать установленное    

   законодательством большинство голосов.

   Разновидности:

- система абсолютного большинства- для избрания кандидату требуется получение абсолютного большинства в округе.(более половины-50%+1).

- система относительного большинства- победителем является кандидат  набравший наибольшее число голосов в избирательном округе, чем каждый из его противников.

б) Пропорциональная избирательная система- это способ определения

результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест пропорционально полученным каждой партией голосов.

При такой системе создаются большие округа. Выборы проведения только на партийной основе, избиратель голосует не за отдельную личность, а за партийный список. Здесь независимые кандидаты не выдвигаются, для того чтобы быть избранным, нужно попасть в список.

- Чтобы не допустить получения мандатов карликовыми партиями, в некоторых странах устанавливается процентный барьер.

- Какой процентный барьер установлен на выборы в Государственную Думу?

в) Смешанная система.

5.  Еще одной формой политического участия являются референдумы и плебисцит.

Сообщение ученика( презентация) « Референдум, как основная форма прямой демократии». (Слайд 4)

Референдум

  • от латинского «то, что должно быть сообщено»

  • - всенародное голосование по законопроектам, действующим законам либо иным вопросам государственного значения.

  • Родиной референдума считается Швейцария, где первое всенародное голосование было проведено еще в1439 году.

Референдумы различают:

  • По правовой силе результатов: консультативные(решения этого референдума не обязательны к исполнению, цель его – выяснить мнение населения) и решающие (решения референдума обязательны и не требуют утверждения каким-либо органом);
  • По содержанию проектов, выносимых на голосование: на конституционные (принятие конституции либо внесение поправок в нее), законодательные (утверждение или отклонение законопроектов).
  • По способу организации: на обязательные (выносимый на голосование вопрос может быть решен только референдумом) и факультативные (референдум по данному вопросу не является обязательным).  

Разновидностью референдума является

Плебисцит -

   определение государственной принадлежности территории всей или части спорной территории на основе волеизъявлений населения.

Инициатива референдума может исходить от:

  • Главы государства;
  • Всего парламента;
  • Группы депутатов от определенного числа граждан;
  • Группы депутатов от органов местного самоуправления.

На референдум обычно выносятся вопросы, предполагающие однозначно положительный («да») или однозначно отрицательный («нет») ответы.

Ряд вопросов выносить на референдум не разрешается:

  • вопросы об изменении статуса субъекта РФ;
  • о досрочном прекращении или продлении полномочий высших органов государственной власти;
  • о государственном бюджете;
  • налогах;
  • амнистии и помиловании.

Как и на выборах, для проведения референдума образуются специальные комиссии, ведется агитационная работа. Правовые последствия связаны, прежде всего, с решающим референдумом, итоги которого в случае положительного ответа на вопрос становятся законом государства.

-Т. о. в демократическом обществе политическая активность граждан - это залог его развития.

III. Сейчас предлагаю вам решить проблемную задачу. 

( Слайд 6) С 1  Проблемная задача.

На выборах депутатов в представительный орган власти из избирательных округов велась борьба между тремя кандидатами. Один из них набрал 42 % голосов избирателей и стал победителем. По какой избирательной системе осуществлялись выборы?

Приведите два аргумента.

 - Учащиеся сдают оценочные листы.

IV. Домашнее задание: §20 стр. 151-152. Учебник Обществознание. А.И. Кравченко. 10 класс ( «Русское слово»). Написать эссе: «Избирательный бюллетень - сильнее пули». А.Линкольн.

                   



Предварительный просмотр:

Выдержки из документов.

ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

  1. «Демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируется свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме».
  2. «Выборы - форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица».

                             

                                 Статья 3. Конституции РФ.

     1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ответы: Шкала оценок: А1 3 7-8 – «5» А2 3 6 – «4» А3 3 4-5 – «3» А4 2 А5 4 А6 1 В1 нормы В2 гражданства

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Референдум, как основная форма прямой демократии

Слайд 2

Референдум от латинского «то, что должно быть сообщено» - всенародное голосование по законопроектам, действующим законам либо иным вопросам государственного значения . Родиной референдума считается Швейцария, где первое всенародное голосование было проведено еще в1439 году.

Слайд 3

Референдумы различают: По правовой силе результатов: консультативные (решения этого референдума не обязательны к исполнению, цель его – выяснить мнение населения) и решающие (решения референдума обязательны и не требуют утверждения каким-либо органом);

Слайд 4

По содержанию проектов, выносимых на голосование: на конституционные (принятие конституции либо внесение поправок в нее), законодательные (утверждение или отклонение законопроектов).

Слайд 5

По способу организации: на обязательные (выносимый на голосование вопрос может быть решен только референдумом) и факультативные (референдум по данному вопросу не является обязательным).

Слайд 6

Разновидностью референдума является Плебисцит - определение государственной принадлежности территории всей или части спорной территории на основе волеизъявлений населения.

Слайд 7

Инициатива референдума может исходить от: Главы государства; Всего парламента; Группы депутатов от определенного числа граждан; Группы депутатов от органов местного самоуправления.

Слайд 8

На референдум обычно выносятся вопросы, предполагающие однозначно положительный («да») или однозначно отрицательный («нет») ответы.

Слайд 9

вопросы об изменении статуса субъекта РФ; о досрочном прекращении или продлении полномочий высших органов государственной власти; о государственном бюджете; налогах; амнистии и помиловании. Ряд вопросов выносить на референдум не разрешается:

Слайд 10

Как и на выборах, для проведения референдума образуются специальные комиссии, ведется агитационная работа. Правовые последствия связаны, прежде всего, с решающим референдумом, итоги которого в случае положительного ответа на вопрос становятся законом государства.

Слайд 11

Спасибо за внимание! Выполнила: Исмагилова Алиса МАОУ «СОШ № 16» г. Альметьевск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль СМИ в общественной жизни и политическое участие граждан в формировании имиджа государственного языка РФ

Роль СМИ в общественной жизни и политическое участие граждан в формировании имиджа государственного языка РФ...

Конспект урока "Участие граждан в политической жизни"

Конспект урока по обществознанию для 9 класса "Участие граждан в политической жизни общества". УМК Боголюбова...

Открытый урок «Участие граждан в политической жизни. О принципах демократии и выборного процесса в РФ»

Данный урок был проведен в рамках конкурса, проводимого на территории нашего города. ...

Тест 9 класс. Участие граждан в политической жизни

Участие граждан в политической жизни. Тест 9 класс....

Опорный конспект-тренажер "Участие граждан в политической жизни". Обществознание. 10 кл.

Материал к уроку по обществознанию "Участие граждан в политической жизни" ( учебник Боголюбова Л.Н.. базовый уровень. 10 класс) представлен в виде опорного конспекта-тренажера, содержащего различные в...

Участие граждан в политической жизни

Представлен рабочий лист для учащихся 9 классов к учебнику Боголюбова Л.Н....

Урок обществознания 9 класс Участие граждан в политической жизни

Цель:   формирование компетенций гражданственности: гражданского сознания и самосознания учащихся по вопросу участия граждан в политической жизни государства, их правовой и политической куль...