внеклассное мероприятие в 11 классе смертная казнь: "за" или "против"
презентация к уроку (11 класс) по теме

        Данное занятие может быть использовано как на уроке права, обществознания, истории, литературы, так и на факультативных занятиях, элективных курсах, классных часах, предметных исторических и правовых неделях как  в среднем звене, так и в старших классах. Проблема смертной казни риторическая, рассматривается на разных ступенях образования и ,следовательно, такие занятия могут носить интегративный характер.

       Данная тема вызывает достаточно большой интерес у учащихся, но ее нет ни в одном школьном учебнике! Поэтому учитель, работающий творчески, всегда может предусмотреть время в учебном плане и включить эту тему в свою рабочую программу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smertnaya_kazn_za_i_protiv.rar1.43 МБ

Предварительный просмотр:

Урок – размышление на предметной неделе в 11 классах на тему «Смертная казнь: «за» или «против»?

  1. Методическое обоснование темы занятия.

Данное занятие может быть использовано как на уроке права, обществознания, истории, литературы, так и на факультативных занятиях, элективных курсах, классных часах, предметных исторических и правовых неделях как  в среднем звене, так и в старших классах. Проблема смертной казни риторическая, рассматривается на разных ступенях образования и ,следовательно, такие занятия могут носить интегративный характер. Ниже я привожу лишь примерный перечень таких тем.

Ступень общего образования

Уровень образования

Класс

Учебная дисциплина

Тема урока

Основное общее

базовый

5

Всеобщая история

Серия уроков        (например, «Законы Хаммурапи», «Восстание Спартака» и др.

Основное общее

базовый

6

История России

«Опричнина во времена Ивана Грозного»

Основное общее

базовый

6

Всеобщая история

«Католическая церковь и еретики»

Основное общее

базовый

7

Всеобщая история

«Реформация в Европе», «Религиозные войны», «Якобинская диктатура во Франции»

Основное общее

базовый

8

История России

«Выступление декабристов», «Революционное народничество в России», «Было ли необходимо убийство Александра 2»?

Основное общее, среднее общее

Базовый, профильный

9,

11

История России

«Был ли оправдан массовый террор в СССР в 30-г.г.?»

Основное общее

базовый

9

Обществознание

«Преступление»

Среднее общее

базовый

11

Обществознание

«Международная защита прав человека»

Среднее общее

Базовый,

профильный

11

Право

«Уголовное наказание»

Основное общее, среднее общее

Базовый и профильный

7-11

Предметная неделя

«Смертная казнь: «за» или «против»?

Данная тема вызывает достаточно большой интерес у учащихся, но ее нет ни в одном школьном учебнике! Поэтому учитель, работающий творчески, всегда может предусмотреть время в учебном плане и включить эту тему в свою рабочую программу. Актуальность вопроса отмены или возобновления смертной казни в России и в мире для отечественной юриспруденции не утратил своей актуальности. Но что показательно - он не стал таковым сам по себе, а привлекает внимание лишь постольку, поскольку Россией веден мораторий на нее. Тем самым Конституционный Суд РФ юридически на определенное время заблокировал возможность назначения судами смертной казни, которая по-прежнему согласно ст. 20 Конституции РФ рассматривается как допустимая мера уголовного наказания.

 Казалось бы, в преддверии этого дискуссия о перспективе исключительной меры уголовного наказания по инициативе сторонников или противников смертной казни должна была разгореться вновь.

 В этой связи невольно напрашивается вопрос «чью позицию принять» - противников или сторонников смертной казни? Коль скоро status qvo смертной казни сохранен, не признак ли это того, что в системе уголовных наказаний ее место прочно, или же, наоборот, пролонгация "моратория" - знак того, что возврата к применению смертной казни в России и мире ожидать не следует?

  1. Развернутая целевая установка  мероприятия.

Цель занятия: подвести учащихся к пониманию сложности  проблемы сохранения смертной казни в России и мире.

Задачи занятия:

  1. Воспитательная: воспитание гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, правовой культуры, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; воспитание активной жизненной позиции;
  2. Образовательная: освоение  знаний о смертной казни, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования; раскрыть многообразие взглядов на проблему смертной казни как в мире, так и в России, выделять главное в тексте, отвечать на поставленные вопросы, самостоятельно искать необходимую информацию в тексте; формирование понятий: гуманизм, гуманное отношение к людям, смертная казнь, мораторий, Фемида;
  3. Развивающая: анализировать  информацию, выявляя  общие черты и различия;

прослеживать причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов;

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия;

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, диаграмма, таблица, аудиовизуальный ряд); систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

оценивать действия  людей с точки зрения социальных норм;

формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по проблеме смертной казни;

подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Оборудование мероприятия:

  1. Изречения о смертной казни на стенах, доске («за» и «против»);
  2. Тексты для работы группам;
  3. Конституция РФ;
  4. Презентация к уроку «Смертная казнь: «за» и «против»;
  5. Тесты для учащихся;
  6. Энциклопедия Кирилла и Мефодия;
  7. Коллаж «Жизнь и смерть» (на основе материалов ИНТЕРНЕТ);
  8. Репродукция картины И.Репина «Иван Грозный и сын его Иван (Иван Грозный убивает своего сына). 1885год.

На доске и стенах изречения:

«Смертная казнь - кровавое отмщение, которое миллионы добропорядочных граждан, из эстетических и организационных соображений, поручают государству».

(Равиль Алеев )

«Смертная казнь – это когда в мире становится меньше на одного преступника и больше на одно преступление».
                                                                                                           (
Тойшибеков Бауржан)

«Допустимо ли искоренять злодейство, убивая злодеев? Но ведь это значит умножать их число»!

(Блез Паскаль)

«Когда ему сказали: "Афиняне осудили тебя на смерть", Сократ ответил: «А природа осудила их самих».

(Диоген Лаэртский)

«Вводя смертную казнь – вводим специальность злодея».

(Нейах)

«Если нужно отменить смертную казнь, пусть господа убийцы начнут первыми».

(Карр Альфонс)

«Ожидание неминуемой смертной казни - худшая часть казни жизнью».

(Леонид С. Сухоруков)

«Допустимо ли искоренять злодейство, убивая злодеев? Но ведь это значит умножать их число».

(Без автора)

«Нельзя убить ни добро, ни зло... можно убить человека».

( Александр Боровик )

«Палач равен людоеду: оба убивают, чтобы есть».

(Рамон Гомес де ла Серна)

  1. План изучения новой темы.

  1. Вступительное слово учителя: «Казнить, нельзя помиловать» или «казнить нельзя, помиловать?»
  2. Станция «ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ».
  3. Станция «ИСТОРИЧЕСКАЯ».
  4. Станция «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ».
  5. Станция «СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ».
  6. Станция «ГЛАС БОЖИЙ БЫЛ ЕМУ»
  7. Станция «ЗАДАЧКИНО».
  8. Станция «СУДЕБНАЯ».
  9. Станция «РЕФЛЕКСИЯ».

1.На фоне мелодии звучат слова учителя: « ХЛАДНОКРОВНОЕ УБИЙСТВО», так назвал свою статью, вышедшую в 2006 году известный журналист, историк Анатолий Берштейн. В качестве вступления он взял слова: «РОССИЯ ГОТОВА ОПЯТЬ ВВЕСТИ СМЕРТНУЮ КАЗНЬ».

В последние годы, в связи с вынесением приговора по делу о захвате школы в Беслане, общественная дискуссия об отмене смертной казни приобрела прежнюю остроту. Дело в том, что вот уже более десяти лет в России действует мораторий на её применение. Такова юридическая норма Совета Европы, которую мы стараемся соблюдать. Тем не менее очевидно, что власть не готова окончательно отказаться от права государства на лишение человека жизни по закону и по суду, потому что общественное мнение в России по-прежнему придерживается традиций, которые допускают смертную казнь. Более того, в последнее время количество сторонников отмены моратория возросло: смерть детей в Беслане эмоционально потрясла общество, спровоцировав многих на мысли о возмездии. По социологическим опросам треть населения — за увеличение статей Уголовного кодекса по применению смертной казни, тех же, кто за её полную и немедленную отмену, наберётся не более 15%. Тем не менее время идёт, и надо определяться: отменять или мораторий, или саму казнь. Аргументы противников и сторонников вот уже долгие годы остаются неизменными. У тех, кто за смертную казнь (а среди них на удивление много культурных и образованных людей), на первом месте ветхозаветное «око за око»: родственники жертв имеют право на воздаяние. В противном случае, считают они, имеет место явная несправедливость. Второй их аргумент — в стране разгул преступности: смертная казнь хоть как-то сможет сдержать её рост.

Сторонники отмены казни придерживаются христианской позиции — не убий. Логика их рассуждений примерно такова: государство не имеет право становиться на одну доску с убийцей и убивать из побуждений мести или даже справедливости. Ужесточение же законов не приводит к результату — это самообман. Более того, такая политика развращает общество жестокостью, и люди привыкают к насильственному контролю и дамоклову мечу над их головами и уже не способны самостоятельно регулировать свою жизнь. Противники отмены приводят всегда один убийственный аргумент: а что, если бы вашу дочь изнасиловали и убили?.. В ответ другая сторона просит не смешивать личные эмоции, чувства, человеческую слабость отдельного человека, на которого обрушилась беда, и рациональные действия государства. К тому же, говорят они, кто знает — что хуже для преступника: быстрая смерть или долгое пожизненное страдание. Да и время оставляет возможность для раскаяния. И ещё важнейший аргумент: возможна ошибка, которая может стать неисправимой, цена же такой ошибки — человеческая жизнь. И прецедентов этому в истории множество… Сможет ли мы разрубить этот «гордиев узел»?

        Дело в том, что по преданию в городе Гордии Александру Македонскому показали колесницу, на дышле которой фригийский царь Гордий завязал запутанный узел. Предсказание оракула гласило, что развязавший этот узел получит господство над миром. По преданию, Александр Македонский в 334 году до н. э. в ответ на предложение распутать узел разрубил его мечом. С тех пор выражение “разрубить Гордиев узел” означает принять быстрое и смелое решение запутанного и сложного вопроса. Именно такой вопрос сегодня будет стоять перед нами.

Тема нашего занятия звучит так : «Смертная казнь: «за» или «против»? 

(Записывая тему урока в тетрадь, учащиеся отмечают, что проблема отмены или применения смертной казни очень сложная, многогранная; так же можно отметить, что в нашей стране еще пока не решен вопрос об окончательном отказе от смертной казни).

2. Станция «ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ».

Работа учащихся с энциклопедией Кирилла и Мефодия:

А) Что такое смертная казнь?

(СМЕРТНАЯ КАЗНЬ, мера уголовного наказания. Российское право предусматривает смертную казнь за некоторые особо тяжкие преступления. Не допускается применение смертной казни в отношении лиц, не достигших до совершения преступления 18-летнего возраста, и женщин).

Б) Что такое мораторий?

(МОРАТОРИЙ - замедляющий, отсрочивающий),

1) в гражданском праве — отсрочка исполнения обязательств, устанавливаемая правительством на определенный срок или до окончания каких-либо чрезвычайных событий (напр., войны, стихийного бедствия).

2) В международном праве — договоренность государств об отсрочке или воздержании от каких-либо действий на определенный или неопределенный срок.

В) Что такое «гуманизм», «гуманное отношение к людям»?

(ГУМАНИЗМ (от лат. humanus — человеческий, человечный), признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В более узком смысле — светское вольномыслие эпохи Возрождения, противостоявшее схоластике  и духовному господству церкви, связано с изучением вновь открытых произведений классической древности).

Г) Фемида -  в греческой мифологии богиня правосудия. Изображалась с повязкой на глазах (символ беспристрастия), с рогом изобилия и весами в руках. В переносном смысле «весы Фемиды» — правосудие, «жрец Фемиды» — служитель закона.

3. Станция «ИСТОРИЧЕСКАЯ». Выступают докладчики.

Сцена 1-я «В мире есть много методов смертной казни». (Васильев Дмитрий)

Один из часто применяемых в истории человечества методов казни - расстрел. Приговоренного к смерти ставят к стене или привязывают к столбу. Часто ему завязывают и глаза, хотя нередко пренебрегают этим. Как правило, расстрел осуществляют несколько человек, и чтобы они не узнали, кто именно из них привел приговор в исполнение, оружие некоторых из них тайно заряжают холостыми пулями, а на смертника надевают специальную одежду, которая затрудняет стрелкам определить результаты своего выстрела. Расстрел как метод казни применяют в Китае, Сомали, Тайване, Белоруссии, Узбекистане, Вьетнаме и ряде других стран. В США расстрел сохраняется в качестве запасного метода казни в некоторых штатах.

Пове́шение - вид механической асфиксии, который возникает при сдавливании шеи петлёй, затянувшейся под тяжестью тела погибшего. Смерть наступает через 4-5 минут после сдавливания шеи от паралича дыхательного центра, сердечная деятельность продолжается некоторое время после остановки дыхания. В список стран, которые прибегают к казни через повешение, наряду с такими странами, как Египет, Иран. Иордания, Пакистан, Сингапур, Ирак и другие, входит и высокоразвитая Япония.

Один из существующих еще в настоящее время методов казни - обезглавливание. В этом случае биологическая смерть наступает быстро. Этот вид наказания применяется в Саудовской Аравии и Ираке. Во Франции до 1977 года применялось обезглавливание через гильотину, введенное еще в 1792 году. Последняя казнь через отсечение головы гильотиной состоялась в Марселе 10 сентября 1977 года. Это была последняя казнь не только во Франции, но и во всей Западной Европе.

Электрический стул был изобретен в США в XIX веке, а первая современная модель появилась в 1960-е годы. Электричество пускают минимум двумя потоками. Первый - 2000 вольт, затем - меньше, во избежание ожогов. Смерть наступает от остановки мышц сердца и других органов. В последние десятилетия электрический стул активно вытеснялся другими формами казни (например, смертельной инъекцией) и сейчас используется достаточно редко.

Метод введения иглой специального яда (смертельная инъекция) получил распространение в 1980-е годы. Инъекции считаются более гуманным способом умерщвления, чем повешение, помещение в газовую камеру, казнь с помощью электрического стула или огнестрельного оружия. Обычно осужденному на смерть вкалывают три препарата: первый представляет собой анестезирующее средство, второй парализует мышцы, а третий приводит к остановке сердца. Существует специальная машина для ввода препаратов, но в большинстве штатов предпочитают вводить растворы вручную, полагая это более надёжным. В США такой вид казни применяется в 37 штатах из 38, где разрешена смертная казнь. Смертельная инъекция применяется в качестве метода смертной казни также на Филиппинах.

Газовая камера, как способ казни, на сегодняшний день применяется только в США. Она представляет собой небольшую комнату, покрытую в верхней части стеклом, чтобы была возможность наблюдать за исполнением наказания. Приговоренного к смерти привязывают в камере к стулу и пускают газ по специальным трубам. С пуском газа человек теряет сознание, и через 9 минут наступает биологическая смерть. На сегодняшний день этот способ допускается в штатах Аризона, Миссури и Калифорния.

На Востоке и в Азии еще применяются средства казни, использующиеся с древних времён, такие как побивание камнями. В наше время к такой форме наказания прибегали в Иране и Афганистане, она также распространена в Судане и части Нигерии. Для вынесения подобного приговора собирается группа людей, которые затем забивают жертву камнями. В Иране, Ираке и Афганистане смертная казнь вполне обыкновенна, и в XX веке немало руководителей этих государств кончило жизнь на виселице, в том числе Наджибулла (повешен талибами в 1996 году) и Саддам Хуссейн (повешен 30 декабря 2006 года).

Сцена 2-я « История смертной казни в России». (Абдулхамитова Дария)

       На Руси изначально смертной казни не было, Владимир I Святой после крещения Руси, ввел «Русскую Правду» без каких либо упоминаний этого наказания.
Впервые смертная казнь была закреплена в Двинской уставной грамоте 1398 года — санкционируется смертная казнь за кражу, совершённую в третий раз. Историк русского права Н.П.Загоскин считал: «Смертная казнь чужда правовому мировоззрению русского народа, как чуждо ему суровое отношение к преступнику вообще». Еще Владимир Мономах говорил: «Не убивайте и не повелевайте убивать, даже если кто и будет повинен в чьей-то смерти». И действительно, лишь после крещения Руси, лишь после долгих рекомендаций греческих епископов Россия заимствовала римскую систему наказаний, в том числе и смертную казнь. В дальнейшем же институт смертной казни продолжал расширяться.
В Псковской судной грамоте XV века значительно увеличено количество преступлений, караемых смертной казнью. Эту тенденцию продолжил и Судебник 1497 года: казнили за разбой, убийство, клевету, измену, святотатство, поджог, повторную кражу и другие государственные и религиозные преступления. По Судебнику 1550 года уже казнили и за первую кражу, и за повторное мошенничество, вообще казнь была возможна почти за любое «лихое дело». При Иване Грозном было казнено свыше 4 тысяч человек.
      Новый шаг был сделан в Уложении 1649 года — смертная казнь подробно регламентировалась. Она стала назначаться за очень многие преступления и являлась основным видом уголовного наказания. В этот период Россия уже знала все  виды смертной казни Средневековья.
    Синодский указ 1701 года упоминает о «казни, копчением творимой». Вообще, эпоха наибольшего господства смертной казни в России — время Петра I: Воинский Устав 1716 года определяет её в 122-х случаях. За один стрелецкий бунт 1698 года казнено около 2000 человек. При Петре и виды смертной казни были часто средневековыми.
Впоследствии казнь то вовсе отменялась, то снова восстанавливалась. C середины XVIII века, с царствования Елизаветы Петровны, прослеживается тенденция к сокращению смертной казни как в законодательстве государства, так и на практике.
Расширяя объём применения смертной казни, законодательство чаще всего предоставляло способ её исполнения практике, изыскивавшей самые мучительные роды казни: потопление, посажение на кол, сожжение и др. Коренной поворот в истории смертной казни в России наступает в половине XVIII века: именно после предписания Елизаветы Петровны 1744 года, приостановившего приведение в исполнение приговоров о смертной казни, смертная казнь указом 1754 года заменена политической смертью и ссылкой в Сибирь.

        Приостановленная указами Елизаветы Петровны, смертная казнь восстанавливается позднейшим законодательством, именно Полевым Уложением 1812 года, законом 20 октября 1832 года о карантинных преступлениях и, наконец, Сводом Законов 1832 года. После подавления революции 1905 года смертная казнь применялась в не виданных ранее размерах. Массовым явлением становится внесудебное применение смертной казни по решению губернаторов и главнокомандующих.
        19 июня 1906 года на заседании Первой Государственной думы обсуждался проект закона об отмене смертной казни. Однако проект не был утвержден Государственным Советом. Этот же проект об отмене смертной казни был одобрен и Второй Государственной думой, но снова не утвержден Государственным Советом.
После Февральской революции Временное правительство в первые дни своего существования приняло ряд законодательных актов и среди них 12 марта 1917 года было опубликовано правительственное постановление о повсеместной отмене смертной казни. Однако 12 июля 1917 года смертная казнь была восстановлена на фронте за убийство, разбой, измену, побег к неприятелю, сдачу в плен, уход с поля боя и за другие воинские преступления. 21 февраля 1918 года СНК РСФСР принимает декрет — Социалистическое отечество в опасности! Декрет провозгласил переход к чрезвычайным мерам и допустил возможность применения расстрела на месте за совершение преступлений неприятельскими агентами, спекулянтами, погромщиками, хулиганами, контрреволюционными агитаторами, германскими шпионами. 5 декабря 1934 года на основании постановления ЦИК и СНК СССР было создано Особое совещание при НКВД СССР, которому предоставлялось право применять во внесудебном порядке к лицам, призванным общественно опасными, такие меры уголовного наказания, как ссылка, высылка и заключение в лагерь. В лагерях же создавались условия, обрекающие осужденных на медленную и мучительную смерть, и лишь немногим удавалось чудом выжить.
После победы в Великой Отечественной войне советское правительство посчитало, что «применение смертной казни больше не вызывается необходимостью в условиях мирного времени». В 1947 году смертная казнь, предусмотренная за преступления действующими в СССР законами, была отменена. Вместо нее вводилось заключение в исправительно-трудовые лагеря на 25 лет.
      Формально он действовал до принятия нового Уголовного кодекса РСФСР 1961 года. В кодекс смертная казнь уже была включена как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления. Однако фактически смертную казнь снова начали применять уже через три года после провозглашенной отмены. С 1950 года смертной казни подлежали изменники Родины, шпионы и диверсанты.
Постепенно перечень преступлений, за которые предусматривалась высшая мера наказания, расширялся. К началу девяностых годов советское уголовное законодательство допускало применение смертной казни по тридцати одному виду преступлений.
        После распада Советского Союза вопрос применения смертной казни был пересмотрен. Данное наказание было оставлено только за пять наиболее тяжких преступлений против жизни человека. Процесс вступления России в Совет Европы создал необходимость для страны полностью отказаться от применения смертной казни. С 1996 года в России начал действовать мораторий на применение смертной казни, но возможность вынесения и исполнения «смертных» приговоров из российского законодательства до сих пор не исключена.

4. Станция «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ».

УЧИТЕЛЬ: свое мнение о смертной казни было у известного российского писателя Александра Исаевича Солженицына. А его мнение было важным для русской интеллигенции по многим вопросам российской жизни, в том числе и по этому. Узнаем о нем побольше, тем более, что он был нашим земляком, ставропольцем и родился в городе Кисловодске.

Выступление Джумакишевой Маржанат с сообщением о Солженицыне А.И.

СОЛЖЕНИЦЫН Александр Исаевич (родился 11 декабря 1918, Кисловодск, умер в 2008), русский писатель, действительный член РАН (с 1997).

Сохранение человеческой души в условиях тоталитаризма и внутреннее противостояние ему — сквозная тема рассказов «Один день Ивана Денисовича» (1962), «Матренин двор» (1963; оба опубликованы А. Т. Твардовским в журнале «Новый мир»), повестей «В круге первом», «Раковый корпус» (1968; опубликованы за рубежом), вбирающих собственный опыт Солженицына: участие в Великой Отечественной войне, арест, лагеря (1945-1953), ссылку (1953-1956). «Архипелаг ГУЛАГ» (1973; в СССР распространялся нелегально), — «опыт художественного исследования» государственной системы уничтожения людей в СССР; получил международный резонанс, повлиял на изменение общественного сознания, в т. ч. на Западе. В десятитомном «Красном колесе» (1971-91), на огромном фактическом материале рассматриваются причины революции (слабость власти, упадок религии, общественный радикализм) и ее ход, анализируются политические и идеологические платформы различных партий и групп, обосновывается возможность альтернативного исторического развития России. В статьях «Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни», «Жить не по лжи», «Письме вождям Советского Союза» (все — 1973) Солженицын предрекал крах социализма, вскрывал его нравственную и экономическую несостоятельность, отстаивал религиозные, национальные и классические либеральные ценности. Эти темы, как и критика современного западного общества, призыв к личной и общественной ответственности развиты в публицистике Солженицына периода изгнания из СССР. Автобиографическая книга «Бодался теленок с дубом» (1975; дополнена 1991) воссоздает общественную и литературную борьбу 1960 — начала 1970-х гг., в связи с публикацией его сочинений в СССР. Нобелевская премия (1970). В 1997 году избран академиком РАН. В 2001-2002 вышло двухтомное издание писателя «Двести лет рядом» (Исследование новейшей российской истории), посвященное русско-еврейским отношениям. Книга вызвала неоднозначную реакцию. 27 мая 1994 года Солженицын возвращается в Россию. Проехав страну от Дальнего Востока до Москвы, он активно включается в общественную жизнь. По-прежнему не допуская возможности сотрудничества с коммунистами, Солженицын решительно осуждает реформы президента Б. Н. Ельцина, постоянно критикует власть.

Станция «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ»

Учащиеся получают индивидуальный пакет с заданием по тексту. 7-10 минут они работают, затем идет совместное обсуждение ответов.

Задание классу

Прочитайте внимательно текст и ответьте устно на поставленные вопросы к нему.

Александр Солженицын

«Справимся ли мы с террором? И тут я скажу немодную вещь. Когда происходит террористический акт, нас заверяют: мол, открыто уголовное дело, где разбираются разные версии. Потонуло дело, потонули версии, и мы ничего не узнаем. Наконец, иногда этих террористов берут. Они смеются над нашим судом. Потому, что они знают: смертной казни не будет — мы никак не можем перед Страсбургом быть виноватыми. Сперва будет пожизненное заключение, потом какая-нибудь скидка, какая-нибудь амнистия или побег...

<…> Я расскажу неизвестный совершенно эпизод. Отец писателя Набокова, Владимир Дмитриевич Набоков, крупный российский государственник, общественный деятель, поставил своей целью отменить в России смертную казнь (отчасти под влиянием Толстого). Он посвятил двадцать лет свой жизни этой главной цели — с конца ХIХ в. и до сентября 1917 г.

Почему всё это кончилось в сентябре 17-го? К сентябрю 17-го разлилась вся разляпистая мерзость февраля, начались убийства без всяких причин, без охранной ненаказуемости. Он пришёл в петроградскую городскую думу и третьего сентября произнёс речь: «Я двадцать лет боролся за полную отмену смертной казни. Я ошибался. Мы не можем бороться с этим иначе, как смертной казнью. Бывают такие случаи, когда для спасения всего общества, для спасения государства смертная казнь нужна...»

И мы имеем исторический опыт, как Столыпин за полгода моментально прекратил такую же слякоть, такую же мерзость 1905 г. смертной казнью. За это его полосовали, презирали, а в России наступил расцвет.

Перед нами стоит вопрос: поборем ли мы когда-нибудь террор — вот о чём у нас беспокойство. Ведь никто и нигде не защищён ни на каких дорогах, ни в каких городах, ни у себя дома, ни на пути — никто не обезопасен. Террор продолжается. Вопрос в том: способны ли мы бороться с террором? Правоохранительные органы наши, конечно, во многом не способны, многое упускают. Но иногда-то есть возможность у них человека присудить к смертной казни?! За непомерные преступления. Опять нельзя! Мы должны быть на уровне передовых современных условий. Эти передовые условия диктуют люди, не знавшие серьёзных испытаний. Таких испытаний, какие Россия прошла, — Европа не проходила. Она их просто не знает. <...> («Независимая газета». 5 марта 2001.)

На атрибуцию источника:

1. Кто автор этих слов? Что вы о нем знаете?

2. Сторонником какой точки зрения на проблему смертной казни является А.И.Солженицын?

На логический анализ его информации:

  1. Какие примеры из истории, касающиеся смертной казни, он приводит?
  2. Как изменилось отношение к смертной казни у В.Д.Набокова?
  3. Каково отношение самого А.И.Солженицына к террору?

На локализацию содержащихся в нем сведений во времени и пространстве:

  1. Когда и в какой газете была опубликована эта статья?
  2. Какие важные исторические вехи России упоминает в своей статье А.И.Солженицын?

Критический анализ источника:

  1. Предположите, каких взглядов на мораторий на смертную казнь придерживался автор статьи?
  2. Как вы это определили? Свое мнение аргументируйте.

Аксиологический анализ текста:

  1. Подумайте, за что А.И.Солженицын уважал   В.Д.Набокова?
  2. К кому он еще испытывал такие чувства? Почему?
  3. В тексте статьи найдите и зачитайте слова, передающие отношение автора к этим людям.
  4. Как вы думаете, с какой целью автор статьи включил воспоминания о дореволюционной России?
  5.  Какие идеи он хотел донести до потомков?

Праксеологический анализ источника:

  1. Что вы узнали об А.И.Солженицыне,  о его отношении к Родине, власти на основе данного отрывка?
  2. Почему его можно назвать патриотом?

5.Станция «СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ».

Группа учащихся получила 2 познавательных задания:

  1. провести социологическое  исследование уровня преступности в России за последние 10 лет,
  2. провести соцопрос среди учащихся школы 5-11 классов на тему «Нужна ли смертная казнь в России?» Вот какие результаты мы получили:

6.Станция «ГЛАС БОЖИЙ БЫЛ ЕМУ».

УЧИТЕЛЬ: Мы познакомились с данными ваших соц. исследований, а также с точкой зрения на смертную казнь разных людей: историков, политиков, писателей, учеников. Осталось выяснить лишь точку зрения Русской Православной Церкви  и других религиозных организаций. Великий пример неосуждения и  ЛЮБВИ К БЛИЖНЕМУ дал нам святой Серафим Саровский. Бытует история о том, как однажды подошли к старцу три неизвестных человека, одетые по-крестьянски, и приступили с требованием денег. Они думали, что у него их много: «К тебе ходят мирские люди и носят деньги». Серафим ответил им, что он «ни от кого и ничего не берёт». Они не поверили и напали на него, стали жестоко бить. Преподобный Серафим решил претерпеть всё, чтобы потом не было на нём никакой вины, хотя от природы был сильным. Разбойники, избив его до бесчувствия, стали обыскивать келью старца, в своём упорстве даже разломали печь, разобрали пол, но ничего не нашли, кроме икон да нескольких картофелин. Тогда они поняли, на кого подняли руку, опомнились от злой, убийственной корысти, овладевшей ими, и в страхе побежали прочь. Серафим же, придя в себя от страшных побоев, помолился Богу, чтобы Он простил разбойников, и поблагодарил Его за то, что сам не осудил их. Злодеи же впоследствии просили у него прощения и каялись. Серафим Саровский при жизни основал Дивеевский монастырь, в котором и по сей день не прекращается поток паломников. Преподобный Серафим Саровский был приставлен к лику святых в 1903 г.

7 Станция «ЗАДАЧКИНО»

   А1.Смертная казнь на Руси существовала с :

А)11века,   Б)12 века, В)13 века.

              А2. Каким видом наказания можно было заменить смертную казнь согласно древним законам:

А)пожизненным заключением, Б)штрафом, В)принудительными работами.

А3. За какое преступление можно было убивать ночного преступника прямо на месте:

А)Воровство

Б)Обман

В)Богохульство

А4.При каком правителе смертная казнь применялась в 12 случаях:

А)Пётр I

Б) Иван Грозный

В)Николай II

          А5.Как влияла публичная казнь на преступность:

А)Преступлений становилось меньше

Б)Преступления совершались как и прежде

В)Преступлений становилось больше

         А6. Кто из российских монархов не подписал ни одного смертного приговора:

А)Екатерина II

Б)Елизавета Петровна

В)Николай I

         А7.Какой государственный преступник был публично казнен во времена Екатерины II:

А)Разин

Б)Пугачев

В)Распутин

         А8.Кто из императоров подписал смертный приговор декабристам:

А)Николай II

Б)Николай I

В)Александр I

            А9. Мораторий на смертную казнь в России введен в:

А)1991,

Б)1922,

В)1996.

           А10. Мораторий на смертную казнь в России был введен при:

А)Путине В.В.,

Б)Ельцине Б.Н.,

В)Брежневе Л.И.

            Б1. Гуманнизм - …..

            Б2.Мораторий - ….

            Б3. Сопоставьте:

1)Булгаков С.Н.,                        а)правовед, ученый –физик,

2)Солженицын А.И.,                 б)философ,

3)Сахаров А.Д.                           в)писатель.

           Б4. Найдите лишнее слово и объясните принцип, по которому объединены все остальные: расстрел, повешение, помилование, четвертование, колесование.

         Б5. Вставьте пропущенное слово.

Фемида -  в греческой мифологии богиня…. . Изображалась с повязкой на глазах (символ беспристрастия), с рогом изобилия и весами в руках.

   

8 станция «СУДЕБНАЯ»

УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы стали свидетелями того, как часто в России  сначала вводили, затем  отменяли  смертную казнь. Посмотрите на картины художников, эта тема привлекала и их.

На слайдах идет презентация картин  В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» .  . И.И. Бродский «Расстрел 26 бакинских комиссаров», картина В.Маторина «Казнь Е.И.Пугачева» и др.

УЧИТЕЛЬ: Судебные ошибки неизбежны, они всегда существовали и будут существовать. К примеру, американец Йаррис в ожидании смертной казни провёл в тюрьме 20 лет. Но обвинение и приговор были отменены, когда в сентябре 2003 года на основании теста ДНК была подтверждена его невиновность. Он стал 112 смертником, признанным невиновным с 1973 года. К сожалению, немало подобных приговоров приводят в исполнение, и жизнь человека обрывается вследствие неблагоприятного стечения обстоятельств, случайной, но непоправимой судейской ошибки. Здесь достаточно напомнить нашумевшее в своё время дело Чикатило.

УЧИТЕЛЬ: ребята, перед вами весы богини правосудия Фемиды. Греки и римляне изображали богиню правосудия с весами и завязанными глазами (учитель показывает изображение на слайде). Одни называли богиню Фемида, другие – Юстиция. И те и другие предполагали, что правосудие будет свершаться “…SINE IRA ET STUDIO” - без гнева и пристрастия, справедливо, без предвзятого мнения. Попробуем и мы взвесить “за” и “против”. Легко ли это?

У меня в руках глиняный сосуд. Древние греки так решали важные государственные вопросы, в том числе и судебный: «за» - бросали камешек черного цвета, «против» - бросали камешек белого цвета. Я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать честно на них. Начнем:

  1. вопрос о смертной казни – это простой вопрос? (предполагаемый ответ – нет)
  2. можно ли быть равнодушным, когда решается вопрос жизни и смерти? (нет)
  3. преступность будет существовать вечно? (да)
  4. легко ли победить преступность? (нет)
  5. вы согласны, что волна преступности захлестнула страну? (да)
  6. вы согласны, что проблема терроризма общемировая, глобальная? (да)
  7. если человек бессилен защитить себя от нападений, на помощь должно приходить общество, государство? (да)
  8. нравится ли вам формула кровной мести “око за око, зуб за зуб”? (нет предполагаемого ответа)
  9. вы способны испытывать чувство сострадания к убийце? (нет предполагаемого ответа)
  10. вы знаете о смертной казни достаточно много, чтобы объективно судить? (нет)
  11. можно ли застраховаться от судебных ошибок? (нет);
  12. можно ли исправить ошибку, если смертная казнь приведена в исполнение? (нет);
  13. вы согласны, что страшнее казнить одного невиновного, чем оправдать десять виновных? (нет предполагаемого ответа);
  14. считаете ли вы, что смертная казнь - гуманное наказание? (нет предполагаемого ответа).

Учащиеся кладут в кувшин, который проносит мимо каждого из них учитель либо символ СМЕРТИ, либо символ ЖИЗНИ (а об итогах голосования чуть позже…)

9.Станция «РЕФЛЕКСИВНАЯ»

УЧИТЕЛЬ: вникнув в суть дела, мы понимаем, почему вопрос о применении смертной казни называют Гордиевым узлом. У этой проблемы много аспектов.

  1. Почему же споры вокруг этой проблемы не утихают на протяжении всей человеческой истории?
  2. Можно ли сказать, что эта тема всегда нова и неисчерпаема?
  3. В связи с какими последними событиями дискуссия приобрела остроту?
  4. Почему общество не может быть равнодушным к этой проблеме?
  5. Почему сторонники и противники сметной казни не могут прийти к компромиссу?
  6.  Какие аргументы выдвигают они в своем споре?
  7. Какую жизненную позицию по этому вопросу занимаете вы? Почему?
  8. Считаете ли вы, что сегодняшний урок был полезен для вас? Почему?

Кульминацией занятия является подсчет учителем голосов в кувшине!

Литература:

  1. Э.Ф.Бутенко “Смертная казнь в законодательстве России XIXвека”, “История государства и права”, №8,2006 год
  2. А.Ф.Кистяковский “Исследование о смертной казни”. Тула, 2000
  3. Р.С.Нагорный “Смертная казнь: вопросы законодательства” // Российский следователь, серия публикаций 2006 года
  4. “Смертная казнь: превентивная роль. Ужесточение наказания против неотвратимости наказания” // Российский следователь, серия публикаций 2006 года
  5. “Смертная казнь: принципы гуманизма и справедливости” // Российский следователь, серия публикаций 2006 года
  6. “Смертная казнь или пожизненное лишение свободы: за и против” // Российский следователь, серия публикаций 2006 года
  7. С.Ф.Ширинский “Казнить нельзя – наказывать строго” // адвокат, 2002,№6
  8. А.С.Никифоров “О смертной казни” // Государство и право. 2001, №4
  9. И.Л.Петрухин “Еще раз о смертной казни”// Юридический мир. 2002. №4
  10. В.Е.Квашис “Отмена моратория не защитит общество”, // Юридический мир. 2002. №7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия , 5 класс.

Внеклассное мероприятие "Искусница 2012" проводится на школьном уровне среди учащихся одной параллели.В нём может принять участие любой желающий.Цели: - создание условий для вовлечения учащихся в доп...

Внеклассное мероприятие 6 класс

Умники и умницы  6 класс по информатике и ИКТ...

Интегрированное внеклассное мероприятие 7 класс

Внеклассное мероприятие география - математика в 7 классе после изучение темы "Умножение многочлена на многочлен")...

внеклассное мероприятие 2 класс углубленное изучение немецкого языка

Цель данного мероприятия- повторение пройденного  материала. Мероприятие проходит в форме игры и называется "Остров сокровищ"....

"Рыцарский турнир" внеклассное мероприятие 7 класс

Конспект внеклассного мероприятия в 7 классе к Дню защитника Отечества....

"Мы и здоровье" внеклассное мероприятие 5 класс

Знакомство с факторами, укрепляющими здоровье, ослабляющими здоровье; развитие бережного отношения к здоровью; воспитание стремления к здоровому образа жизни...