Проект "Исследовательская и проектная деятельность учащихся"
методическая разработка по теме

Мастерова Светлана Ильинична

В данном проекте рассказывается о том, как может работать кафедра обществоведческого направления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

С.И. Мастерова, г. Приморско-Ахтарск, учитель истории,  географии и кубановедения  МБОУ СОШ № 13

Роль внеурочной деятельности в формировании основных компетенций учащихся

Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» предполагает, что дальнейшее социально-экономическое развитие России возможно при условии, если у молодого поколения будут сформированы такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Российская школа, образование выполняют социальный заказ общества, государства.    В этой связи меняется парадигма системы образования, которая от знаниевой составляющей переходит к компетентностной. Компетентностный подход в образовании предполагает освоение учащимися умений, позволяющих действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, которые нужно использовать в процессе разрешения ситуации и достигать желаемого результата. Исходя из исследований современных ученых, ключевые компетентности – это определённые обществом, самой личностью способности, умения, которые помогают человеку в любой ситуации достичь положительных результатов,  как в личной, так и в профессиональной сферах жизни.  Основная трудность заключается в том, что компетенция является многофункциональным понятием, для формирования которого нужна определённая учебная среда, позволяющая учителю моделировать ту  или иную реальную ситуацию. А также, эффективное средство контроля за деятельностью обучаемого в этой модельной среде.

Компетентностный подход делает акцент на деятельностном содержании образования. Деятельностное содержание образования делает акцент  на способах деятельности, умениях и навыках, которые необходимо сформировать, на опыте деятельности, который должен быть накоплен и осмыслен учащимися, и на учебных достижениях, которые учащиеся должны продемонстрировать.

Личностный опыт учащегося становится основой субъектной позиции учащегося (и, соответственно, ключевой компетенции) не сам по себе, а лишь в процессе его осмысления, поэтому педагогически важными становятся не столько сами активные формы работы на уроках, сколько их последующее обсуждение.

К наиболее типичным методам формирования и развития ключевых компетенций, пригодных к использованию на уроках по любым предметам и во внеурочной деятельности, относятся:

  1.  обращение к прошлому или только что сформированному опыту учащихся;
  2.  открытое обсуждение новых знаний, в ходе которого непосредственно оказывается задействованной субъектная позиция учащихся и, опосредованно, — их прежний опыт;
  3.  решение проблемных задач и обсуждение проблемных ситуаций, «соразмерных» опыту учащихся данного возраста;
  4.  дискуссия учащихся, столкновение их субъектных позиций;
  5.  игровая деятельность: ролевые и деловые игры, игровой психологический тренинг или практикум;
  6.  проектная деятельность: исследовательские, творческие, ролевые, практико-ориентированные мини-проекты и проекты - практические работы, имеющие жизненный контекст.

Компетентностный подход можно реализовать не только в урочной деятельности, но и во внеурочной, которой уделяю огромное внимание. И прежде всего это связано с применением проектной технологии. Вот некоторые основные компетенции, формируемые  в ходе проектной деятельности учащихся, актуальные для гражданского и обществоведческого образования:

1. умение извлекать пользу из опыта;

2.умение опрашивать окружающих;

3.умение занимать позицию в дискуссиях и высказывать свое собственное мнение;

4. умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;

5.умение сотрудничать в группе;

6.умение разрабатывать и выполнять проекты;

7.умение принимать решение и прогнозировать его последствия;

8. умение нести ответственность.

С 2006 года я являюсь руководителем кафедры обществоведческого направления в научном обществе «Интеллектуал» МБОУ СОШ № 13. В  работе кафедры выделяется три направления:

1.Подготовка учащихся к олимпиадам

2. Подготовка учащихся к различным конкурсам

3.Подготовка учащихся к  научно-исследовательской деятельности.

Работу я начинаю с учащимися 5 класса.

Класс

обучения

5 класс

Особенности

работы

Учащихся прежде всего необходимо научить не бояться высказывать свое мнение и работать с различными видами информации

Основные формы  работы

  1. Формирование умения находить информацию из  различных источников по различным  вопросам
  2. Составление рассказа « Мой день», «Я узнал что…»
  3. Составление плана небольшого текста, ответы на вопросы по тексту
  4. Формирование умения создавать презентации и отбирать необходимую информацию для составления презентации
  5. Формирование умения работать в группе под контролем учителя
  6. Дается первая информация о проектах и способах их выполнения

Основные результаты работы

Учащиеся не боятся говорить, могут создавать  небольшие презентации и работать в группе под руководством учителя, создают свои первые проекты, например о своей  семье или городе

6 класс

Класс

обучения

6 класс

Особенности

работы

Развитие умений, полученных в 5классе

Основные формы  работы

  1. Формирование умений  находить информацию используя различные источники
  2. Составление рассказов по заданным темам
  3. Работа с более сложным текстом
  4. Составление более сложных  презентаций
  5. Формирование умения работать в группе
  6. Формирование умения планировать свою деятельность под контролем учителя
  7. Формирование умения  проводить опрос учащихся разных классов и учителей

Основные результаты работы

Учащиеся могут работать в группах и создавать проекты на основе социологического опроса

7-8 класс

Класс

обучения

7-8 класс

Особенности

работы

Развитие самостоятельности учащихся

Основные формы  работы

  1. Работа с  различными видами информации, преобразование информации в  табличные и схематичные виды
  2. Формирование умения составлять  план работы  и его реализовывать как индивидуально, так и в группе
  3. Продолжение формирования умения проводить социологическое исследование
  4. Проведение  исследовательской работы под контролем учителя

Основные результаты работы

Учащиеся могут планировать деятельность и  работать в группах и индивидуально,  создавать  исследовательские проекты на основе социологического опроса

9-11 класс

Класс

обучения

9-11 класс

Особенности

работы

Развитие самостоятельности учащихся

Основные формы  работы

1.Работа с  различными видами информации, преобразование информации в  табличные и схематичные виды, написание эссе

2.Формирование умения самостоятельно составлять  план работы  и его реализовывать как индивидуально, так и в группе

3.Проведение  исследовательской работы под контролем учителя

Основные результаты работы

Учащиеся могут самостоятельно  планировать деятельность и  работать в группах и индивидуально,  создавать  исследовательские проекты

Для проведения работы я использую технологии, которые можно  в целом назвать индивидуально-ориентированными.

К этим технологиям относятся:

  1. Игровые технологии
  2. Групповые технологии
  3. Технология развития критического мышления
  4. ИКТ
  5. Проектные исследовательские технологии.

Общие результаты деятельности кафедры:

1. возросла социальная и познавательная активность детей:  уровень субъективного контроля ученика, интеллектуальная инициатива;

2.расширились компетентности школьника :  его самостоятельность, информационная грамотность, уверенность в себе, проявляющиеся в способности принять решение, а также ориентация на задачу и конечный результат, ответственность, социальная независимость;  

3.появилась открытость мышления, способность к коллективной деятельности,  ответственность за принимаемые решения;

4.наблюдается ежегодная тенденция роста качества знаний

5. Учащиеся лучше сдают ЕГЭ и  ГИА

 

Итоги участия учащихся в олимпиадах, различных конкурсах и научно-исследовательской деятельности с 2008 года по 2013 год

Всероссийская олимпиада школьников.

 Предметы обществознание, право, история, география

Годы

Предметы

Результаты

2008-2009 г.г.

Муниципальный этап

Право

10 кл. Бобровская Оксана

Серкина Надежда 

призер

победитель

2009-2010

Муниципальный этап

Обществознание 11 класс

Некрасова Лидия

Право

Некрасова Лидия

Калинина Анна

призер

победитель

призер

2010-2011

Муниципальный этап

Обществознание 8 кл.

Плаксина Дарья

призер

2011 год

Муниципальный этап

История 9 кл.

Машкина Татьяна

Обществознание 9 кл.

Дурсенев Антон

География 10 класс

Науменко Владислав

призер

призер

призер

2012 год Муниципальный

этап

История 8 класс

Морозов Михаил

Обществознание 8 класс

Морозов Михаил

Роменская Ангелина

Сумский Денис

Обществознание 10 класс

Танчик Дарья

География11 класс

Верколаб Валерия

Право 10 класс

Машкина Татьяна

Дурсенев Антон

призер

призер

призер

призер

призер

призер

призер

призер

Региональная олимпиада по кубановедению

годы

Муниципальный этап

Зональный этап

Краевой этап

2008-2009

Улин Максим

1 место

Купцов Сергей

3 место

Улин Максим

1 место

Улин Максим призер

2009-2010

Улин Максим

 1 место

Купцов Сергей 2 место

Улин Максим

4 место

2010-2011 год

Улин Максим

1 место

Купцов Сергей-2 место

Рудой Артем  3 место

2011-2012  год

Улин  Максим

Призер

Купцов Сергей призер

Улин  Максим

Призер

Купцов Сергей призер

Купцов Сергей  2 место

2012 год

Танчик Дарья победитель

Конкурс научных  проектов школьников в рамках научно-практической конференции «Эврика», «Эврика, ЮНИОР», Малой академии наук учащихся Кубани:

годы

Муниципальный этап

Зональный этап

Краевой этап

Всероссийский этап

2008-2009

 Некрасова Лидия 1 место

Головко Анна 2 место

Орлова Ольга

1 место

Некрасова Лидия

призер

Орлова Ольга

призер

Орлова Ольга призер

2009-2010

Орлова Ольга

победитель

Орлова Ольга

призер

Орлова Ольга-3 место

2010-2011 год

Мусиенко Екатерина

2 место

Мусиенко Екатерина

призер

Власенко Ирина 1 место

2011-2012 год

Орлова Ольга

Призер

Яценко Арина

призер

Орлова Ольга победитель

Яценко Арина призер

2012 год

Роменская Ангелина победитель

Машкина Татьяна

Победитель

Карпунина Анастасия победитель

Роменская Ангелина  победитель

Машкина Татьяна призер

Итоги участия в различных конкурсах представителей кафедры

Годы

Предметы

Результаты

2008-2009 г.г.

Муниципальный этап

Конкурс «Кубань, опаленная войной»

НекрасоваЛидия

Конкурс  на лучшую работу по вопросам избирательного права и избирательного процесса

Мастеров Владислав

Конкурс «Я-гражданин России»

Худая Юлия

Конкурс « Екатеринодар-Краснодар-Транзит» команда учащихся 9 классса . Участники зонального этапа

«Золотое Руно»

Власенко Ирина

Некрасова Лидия

Корецкий Евгений

победитель

победитель

победитель

победитель

победитель

победитель

победитель

2008-2009 годы

Краевой этап

Конкурс «Екатеринодар-Краснодар-транзит»

Команда  учащихся района

победитель

2008-2009 годы

Всероссийский этап

«Познание и творчество»

Улин Максим

Тилькиева Валерия

Деркач Ольга

Лауреат

Лауреат

лауреат

2010-2011

Муниципальный этап

Конкурс среди учащихся образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, посвященной 65-летию Победы в великой отечественной войне

Яценко Арина

победитель

2011 год

Краевой этап

Яценко Арина  

Заочный  тур  краевой конференции «Шаги в науку»

Очный  тур  краевой конференции «Шаги в науку»

победитель

призер(3место)

2012 год

Муниципальный этап

Яценко Арина

Конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество» 

победитель

2012 год

Всероссийский этап

«Золотое Руно»

Власенко Ирина победитель

Список использованной литературы

1. Казакова Т.Н. " Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы»

2. Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА».

3.Свиридова А.Н., Колпакова Н.В.Социальная компетентность учащихся и ее диагностика.- Барнаул, АКИПКРО,2007.-200с.

   



Предварительный просмотр:

Мастерова Светлана Ильинична ,

Приморско-Ахтарский район, город Приморско-Ахтарск,

учитель истории, географии и кубановедения муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 13

Система организации исследовательской и проектной  деятельности учащихся.

Нынешнее образование ориентировано на развитие личности. Современному обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть  и творчески решать возникающие проблемы. Особую актуальность эта задача получает в динамично развивающемся информационном потоке новых сведений, извлекать   необходимые факты  и данные, продуктивно использовать их в своей работе. Выходом из сложившейся ситуации  может стать организация  учебного процесса на основе исследовательской работы учащихся. Именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Тем более что современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности школьника и доведения её до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы. Исследовательская деятельность позволяет вооружить ребёнка необходимыми знаниями, умениями, навыками для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нём и систематизации материала. Главную роль в осуществлении  научно-исследовательской работы играют  кафедры. Кафедра-объединение  преподавателей учебных дисциплин относящихся к какой-либо одной отрасли наук. Роль кафедр особенно возрастает  с учетом создания нелинейной структуры школьного расписания( с сентября 2010 года для начальной школы это будет штатное расписание). При осуществлении этого проекта  «учитель должен превратиться в тьютора, который будет сопровождать ученика в его деятельности. Для этой цели в ходе проекта будут привлекаться ни только учителя начальных классов, но и учителя – предметники, в первую очередь руководители кафедр.»

2.Ведущий замысел проекта.

Заключается в переходе  от традиционных форм проведения научно-исследовательской работы к работе в рамках личностно-ориентированного обучения при котором структура методической службы с традиционными методическими объединениями и творческими  группами учителей будет заменена на структуру службы с кафедрами.

3. Цель проекта.

Создание условий  для развития интеллектуально-творческих способностей учащихся через организацию исследовательской деятельности  учащихся и педагогов.

4.Задачи проекта:

  1. Создание условий  для развития  личностного своеобразия учащихся, индивидуальных познавательных стратегий, самообучения и личностного опыта ребенка.
  2. Разработка специальных форм организации обратной связи по ходу проектирования и реализации исследования.
  3. Овладение педагогами способами изучения  и развития индивидуальной исследовательской стратегии школьников как частного случая познавательной стратегии.

5. Недостатки традиционных форм проведения научно-исследовательской работы.

  1. Исследовательская деятельность учащихся побуждается взрослыми. Учащимся читаются лекции о пользе исследовательской деятельности и учащиеся эпизодически участвуют  во внешних  мероприятиях исследовательской деятельности.
  2. Обучение исследовательской деятельности происходит  по ходу исследования.
  3. Выполнение исследования  происходит по внешнему заданному образцу этапов организации научного исследования.
  4. Познавательные предпочтения ученика игнорируются в ходе исследования. Тема исследования выбирается учеником из готового списка вариантов
  5. Гипотеза, задачи  и методы исследования в большей степени определяются научным руководителем.
  6. Обратная связь организуется в промежутках между этапами исследования и касается в основном содержания деятельности  и результатов.
  7. Результатом деятельности считаются в основном внешние параметры: выступления  на конференциях, грамоты, победы на конкурсах.

6. Этапы осуществления проекта.

Подготовительный- январь-май 2010 года. Диагностика учителей и  учащихся, отражающая их отношение к исследовательской деятельности, технологиям развивающего обучения. Создание базы данных одаренных детей и детей, занимающихся исследовательской деятельностью. Создание базы данных учителей, занимающихся исследовательской работой. Ознакомление педагогов с теоретическими основами исследовательского подхода в обучении. Разработка Положений о работе кафедр. Школьный методические объединения работают в полном объеме.

Организационно-реализационный- сентябрь 2013-декабрь 2013.Определение «пилотной» кафедры, которая начнет работу по новому направлению. Школьный методические объединения работают в полном объеме.

Практический –январь- май 2014.Работа всех кафедр по новому положению. Отслеживание и коррекция возможных сбоев в новой модели работы кафедры.

Штатный- сентябрь 2014.Система работы кафедр становится ведущей.

7. Риски проекта.

- Неготовность большинства педагогов работать в новых условиях.

- Необходимость затрат большого количества времени для педагога, для того чтобы участвовать в работе кафедры.

- Необходимость обучения педагогов.

- Недостаточные технические и финансовые возможности школы.

8. Результаты.

  1. Кафедра становится основным научно-методическим подразделением школы.
  2. Развитие личностного своеобразия учащихся.
  3. Совместный поиск педагога и ученика по развитию индивидуальной исследовательской стратегии.
  4. Вариативность этапов исследовательской деятельности в зависимости от личностных и индивидуальных способностей ученика.
  5. Возможность у учащегося продолжить исследовательскую деятельность,  для того, чтобы обеспечить новый уровень  личностного развития .
  6. Помощь  в профессиональной ориентации учащегося.

Осуществление проекта.

В результате осуществления проекта должна сложиться следующая система исследовательской работы в школе.

1. Массовая деятельность -познавательные игры, конкурсы, предметные недели, конференции

2.Групповая деятельность

-проекты

3.Индивидуальная деятельность

-исследовательская работа, -творческие работы, проекты.

Положение о работе кафедры может выглядеть следующим образом.

Функции кафедры:

  1. Проводит все виды учебной деятельности.
        
     С этой целью:

-    разрабатывает на основе утвержденных учебных планов и программ тематические планы, учитывающие федеральный, региональный и школьный компоненты, условия и особенности обучения различных групп учащихся;

-обеспечивает непрерывное совершенствование качества преподавания: активизацию практических, семинарских, лабораторных индивидуальных и самостоятельных занятий как эффективных форм закрепления знаний, привития учащимся необходимых умений и навыков, развития творческих способностей обучаемых;

-  организует и руководит научно-исследовательской работой учащихся;

-    проводит итоговую и промежуточную аттестацию учащихся по предметам кафедры, анализирует их итоги;

-    осуществляет комплексное методическое обеспечение учебных предметов кафедры, учебных пособий, разработку учебно-методических материалов по проведению всех видов занятий, а также других пособий, предусматривающих использование новых форм и методов преподавания, рациональное сочетание методических приемов, эффективное использование современных технических средств обучения и лабораторного оборудования;

-    осуществляет подготовку и повышение квалификации педагогических кадров, устанавливает творческие связи с кафедрами других ОУ, изучает, обобщает и распространяет опыт работы лучших учителей, оказывает помощь молодым специалистам в овладении педагогическим мастерством.

2. Участвует в научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работе ОУ:

-    принимает участие в экспериментальных и научных исследованиях по важнейшим теоретическим проблемам по профилю кафедры, проблемам педагогики в тесной связи с задачами повышения качества преподавания учебных предметов;

-   обсуждает результаты научно-исследовательских и экспериментальных работ и дает рекомендации к опубликованию отчетов oб их проведении, принимает участие во внедрении результатов исследований и экспериментов в практику.

3. Участвует в организации профессиональной ориентации учащихся   

4. Организует учебно-воспитательную, методическую, экспериментальную и научную работу кафедры ее руководитель, назначаемый приказом директора ОУ.

Заведующий кафедрой обязан:

-     руководить учебной и методической работой на кафедре, разработкой программ, календарно- тематических планов, учебно-методических пособий, дидактических и наглядных материалов по
предметам кафедры;

-     организовывать   оперативную   корректировку   учебно-методических материалов;

-     контролировать подготовку учителей к занятиям и качество их проведения;

-     всесторонне обеспечивать самостоятельную работу учащихся, обучающихся по индивидуальным планам;

-     руководить  в   экспериментальной   и   научно-исследовательской работе кафедры, контролировать выполнение планов научных и экспериментальных работ;

-     организовывать повышение квалификации преподавательского состава кафедры, давать рекомендации учителям, желающим повысить свою квалификационную категорию;

-     руководить научно-исследовательской работой учащихся;

-     организовывать проведение педагогических (методических) экспериментов, внедрение в учебный процесс методических достижений и новых технологий обучения.

-     руководить работой по развитию и совершенствованию учебно-материальной базы кафедры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность учащихся как средство развития исследовательских умений учащихся при изучении курса географии в школе

В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников школ, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать п...

Методическая разработка "Проектная деятельность учащихся. Конкурс проектных работ"

Данная методическая разработка содержит положение о конкурсе проектных работ с описанием цели, структуры и критерии оценки проектов; практические приложения .Приложение1  содержит примерные темы ...

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся.  Актуализация проведения проектной деятельности...

Из опыта работы по организации проектной деятельность учащихся: " Компетентностный подход в реализации проектной деятельности детско-взрослых экологических сообществ"

  Метод проектов – это система учебно – познавательных приемов, позволяющих  решить ту или иную проблему в ходе самостоятельных и коллективных действий учащихся  и об...

Методическое обеспечение эффективной деятельности учителей по внедрению проектной технологии и организации проектной деятельности учащихся в гимназии

Современный этап развития системы образования в России характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и п...

Урок и проектная деятельность учащихся с позиций культурно-исторического подхода Л. С. Выготского (методика применения технологии развития проектной культуры на уроке и в проектной деятельности учащихся)

В пособии с учётом культурно-исторического обоснования излагается содержание и методология развития проектной деятельности (технология развития проектной культуры); представлена методика применения те...

Организация и содержание проектной деятельности учащихся. Критериальная диагностика проектной работы учащихся.

Анализ освоения ребенком закономерностей проектного цикла (от осознания проблемы до создания  продукта),  отчет о  проектной работе по критериям, позволяющим скорректировать работу над ...