интеграция предметов математика и экономика
статья по теме

БУРДЫГИНА ИРИНА НИКОЛАЕВНА

как используются элементы математики при изучении экономики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integraciya_predmetov_matematika_i_ekonomika.doc70.5 КБ
Office presentation icon sibirskaya_yarmarka.ppt318.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ МАТЕМАТИКА И ЭКОНОМИКА

ЭКОНОМИКА В МАТЕМАТИКЕ…МАТЕМАТИКА В ЭКОНОМИКЕ…

Математику уже затем следует учить,

 что она ум в порядок приводит.

Михаил Ломоносов

В каждой науке заключено столько собственно

науки, сколько в ней заключено математики.

 Иммануил Кант

Анализируя свой опыт преподавания математики и экономики в школе, я пришла к выводу, что для учащихся между этими двумя дисциплинами лежит огромная пропасть. На уроках математики ребята настолько привыкли к решению абстрактных математических заданий, что появление прикладных задач по физике, химии и экономике постоянно загоняет их в тупик. Увидев в тренировочных текстах ЕГЭ по математике задачу «про монополиста», они спешат отодвинуть её подальше, убеждая себя, что никогда её не решат, нечего и браться. (Для одного из предприятий-монополистов зависимость объёма спроса на продукцию Q = 40 - 5P. Определите максимальное значение цены Р, при которой выручка предприятия составит не менее 75 000.)

Экономику же принято считать гуманитарной дисциплиной. Это абсолютное  недоразумение. На самом деле она оперирует количественно измеряемыми величинами – экономическими показателями – и функциональными или статистическими связями между ними – расчетными формулами и экономическими законами. Современная экономика – наука точная. Ребята же на уроках экономики неподдельно бывают удивлены, когда успех решения экономической задачи полностью зависит от глубины математических знаний.

Использование экономических задач на уроках математики и математического аппарата на занятиях по экономике превращает обучение этим наукам в творческий процесс, способствуя более глубокому осмыслению и освоению материала. Экономических задач много. Они разнообразны по тематике и уровню сложности.

Поэтому своей задачей считаю убедить ребят в том, что математические объекты не столь абстрактны, как они привыкли считать. Ведь за точкой, прямой, уравнением или функцией может скрываться конкретный экономический объект или процесс, а свойства тех и других тесно связаны между собой. При решении задач по экономике приходим к определённым математическим понятиям, где это возможно, приводим наглядные геометрические иллюстрации, что позволяет ребятам по-иному взглянуть на мир функций и графиков, научиться их «читать» и получать максимум информации.

В предложенной ниже таблице приведено соответствие разделов курса математики некоторым темам курса основ экономических знаний. Ведь знания , полученные на уроках экономики, позволяют решать прикладные задачи по математике, а знание математического аппарата помогает успешно осваивать курс экономики.

Темы курса экономики

Разделы курса математики

Экономические модели.

Модели, методы, величины, элементы комбинаторики, статистики, теории вероятности.

Кривая производственных возможностей.

Составление и решение уравнений и систем уравнений. Анализ функций и графиков.

Спрос, предложение, рыночное равновесие.

Построение и анализ графиков в одной системе координат. Составление и решение уравнений. Определение наибольшего значения функции на отрезке. Анализ функций.

Эластичность спроса и предложения.

Составление и решение уравнений и систем уравнений. Планиметрия с тригонометрией.

Производство, выручка, издержки, прибыль, рентабельность, производительность.

Составление и решение уравнений и систем уравнений. Определение наибольшего значения функции на отрезке.

Банки: проценты по вкладам и проценты за кредит. Дисконтирование.

Составление и решение уравнений.

Прогрессии. Проценты.

Показатели экономической динамики (приросты, темпы роста и прироста).

Составление и решение уравнений. Проценты.

Темп инфляции; расчеты в текущих и приведенных ценах.

Составление и решение уравнений. Проценты.

Сравнительное преимущество: обмен, внешняя торговля.

Составление и решение уравнений.

                                           Экономика

            Хозяйство                           Наука (теория)

Моделирование

Зависимость                Переменные

Предельный               Функциональный    Статистические        Гипотетические

 анализ                                анализ                       данные                           данные

Изучение экономики начинается со знакомства ребят с методами исследований и анализа, а так же величинами. Экономические показатели получаются при наблюдении, характеризуют каждую единицу совокупности (уровень потребительских расходов семьи, объем продаж магазина). Для характеристики совокупности в целом (величины потребительских расходов населения страны) получают обобщающие статистические показатели, которые представлены абсолютными, относительными и средними величинами. Например, безработных в России в январе 2006 года 5,6 млн. чел., ВВП в России в 2005 году составил 21,67 трлн. рублей. Первый показатель характеризует численность безработных на определенный момент времени (моментные экономические величины); получают такие абсолютные величины суммированием данных единовременного наблюдения. Второй характеризует размер явления (объем произведенных в стране конечных товаров и услуг за год) за определенный период времени (интервальные экономические величины) и он получен путем суммирования данных наблюдений в течение всего года.

Абсолютные показатели всегда имеют единицу измерения (например, тысяч рублей, человек), но они часто не могут быть использованы для анализа динамики экономических показателей, напрямую сопоставлены для разных совокупностей (например, для разных индивидов, фирм, стран). Относительные величины позволяют проводить сопоставление одноименных показателей, относящихся к различным временным периодам или территориям. Относительные показатели являются, как правило, безразмерными величинами. 

Относительные величины характеризуют состав изучаемой совокупности и показывают удельный вес (долю) в общем объеме. Их получают в результате деления значения части совокупности на общий итог, принятый за базу сравнения. Сумма относительных величин структуры явления всегда равна 100%. Относительные величины структуры дают возможность установить структурные сдвиги, изменения изучаемого явления, которые происходят за определенный период времени, а также их направление и тенденцию. Здесь на помощь спешат проценты и пропорции, доли.

При использовании термина «процент» обязательно указывать, от какой величины исчисляются проценты, какая величина выступает базой сравнения. Иначе фраза станет бессмысленной. Так, к примеру, в выражении «бракованные изделия составили 15% от всего объема производства фабрики в третьем квартале» база сравнения указана явно, в выражении «ВВП России за 2005 год вырос на 6,4%» база обозначена неявно.

Выражение «Объем золотовалютных резервов России равен 15%» не имеет смысла, так как абсолютно непонятно, от какой базы считаются эти проценты: от объема золотовалютных резервов США, от объема мировых золотовалютных резервов, от внешнего долга России или от какой-то другой величины.

Нельзя путать понятия «процентный пункт» и «процент». Первое употребляется только для характеристики абсолютного изменения величины, выраженной в процентах. Например, уровень безработицы в России снизился с 8,9% до 8,6%, т.е. на 0,3 процентных пункта. Тогда как второе всегда показывает относительное изменение какой-либо величины. Например: уровень безработицы снизился в России примерно на 3,4%.

Полученная относительная величина может быть выражена в виде коэффициента, который показывает, во сколько раз сравниваемый абсолютный показатель больше (меньше) базисного. Например, сопоставляя прибыль фирмы в 2008 (120 тысяч рублей) и 2009 (150 тысяч рублей) годах, получим коэффициент 1,25, который показывает, что прибыль фирмы в 2008 году была в 1,25 раза выше, чем в 2009 году. Относительная величина динамики может быть выражена в процентах (полученный коэффициент умножить на 100%) 125%.

Пример. Заработная плата инженера на 20% ниже заработной платы прораба. На сколько процентов оплата труда прораба выше оплаты труда инженера? Большинство ребят, впервые столкнувшись с этим заданием, отвечают «на 20%». Но этот результат неверен. Пусть ЗИ (рублей) — заработная плата инженера, а ЗП (рублей) — заработная плата прораба. Тогда, по условию, ЗИ=0,8∙ЗП, ЗП=ЗИ/0,8, ЗП=10/8∙ЗИ или 1,25∙ЗИ. Ответ: оплата прораба выше оплаты труда инженера на 25% .

Следует обратить внимание на различие терминов «рост» и «прирост». Под ростом понимается то, во сколько раз увеличилась рассматриваемая величина за некоторый период. Прирост показывает разницу между некоторой величиной в отчетном периоде и в базисном.

Среди обобщающих статистических показателей, характеризующих экономические явления, большое значение имеют средние величины. Наиболее часто применяются средняя арифметическая и средняя геометрическая. Выбор того или иного вида средней зависит от анализируемого экономического процесса, а также от конкретных данных, по которым ее приходится вычислять, и целей анализа.

При решении большинства задач на проценты и доли приходится приводить дроби к общему знаменателю, а также производить их сокращение. Поэтому необходимо помнить правила работы с дробями. При последовательных изменениях какой-либо величины каждый раз проценты берутся от ее последнего значения (если в условии не оговорено другое), и на соответствующий коэффициент помножается последнее значение величины.

Пример. Прежде чем попасть на прилавок магазинчика в деревне Большие Утюги Свердловской области жевательная резинка проходит через трех поставщиков: оптовую компанию ООО «БаблГум» (Москва), региональную оптовую компанию ООО «Жувастик» (Екатеринбург), ларек «В.К. Тарханов» на оптовом рынке «Бодрость» (Екатеринбург). На каждом этапе цена жевательной резинки увеличивается на определенное количество процентов по отношению к предыдущему этапу: на первом этапе — на 20%, на втором этапе — на 25%, на третьем этапе — на 10%. Наценка владельца магазинчика И.Г. Вайсмана составляет одну треть от цены жевательной резинки в «В.К. Тарханов». На сколько процентов больше в результате придется заплатить жительнице деревни Большие Утюги Маше Орловой по сравнению с отпускной ценой компании-производителя в Москве?

Выразив 20%, 25%, 10% в долях от единицы, получим, соответственно, коэффициенты 0,2, 0,25, 0,1. Последнее повышение уже в условие дано в виде доли 1/3. Откуда имеем: 1,2•1,25•1,1•(1+1/3)=12/10•125/100•11/10•4/3=11/5=2,2. Зная коэффициент 2,2, легко получить искомую величину процентов: (2,2-1) •100%= 120%.

Ответ: Маше Орловой придется заплатить на 120% больше отпускной цены производителя.

Пример. При учреждении фирмы Семен и Борис договорились делить все прибыли и убытки в отношении 3 : 4. Как, учитывая их договоренность, предприниматели должны разделить 210 тысяч рублей, заработанные компанией в текущем году? Из условия задачи мы можем заключить, что прибыль фирмы требуется разделить всего на 7 частей (3+4). Поскольку фирма заработала всего 210 тысяч рублей, то на каждую часть приходится 30 тысяч рублей. Следовательно, на 3 части будет приходиться 90 тысяч рублей, а на 4 части — 120 тысяч рублей. Значит Семен должен получить 90 тысяч рублей, а Борис — 120 тысяч рублей.

Важной чертой экономического анализа являются предельный и функциональный анализы. Ведь экономические явления рассматриваются не только в законченном, но и в постоянно изменяющемся виде. Поэтому в экономике рассматривают не только общие и средние величины, но и их изменения, приросты. Внешние и внутренние факторы экономики рассматриваются во взаимосвязи, поэтому знание свойств функций и умение их анализировать, а так же их графики, свойств дифференцирования и интегрирования помогает решать простые и сложные задачи по экономике.

При изучении КПВ (кривой производственных возможностей)  активно используются знания убывающей выпуклой вверх или линейной, кусочно-линейной функции, умения строить и анализировать их свойства, строить графики, записывать уравнения КПВ. 

Раздел спроса, предложения, рыночного равновесия пестрит функциями, графиками, системами координат, уравнениями и их системами.

Причём тут же на графике можно узнать, какую долю акциза оплачиваем мы – покупатели, а какую – продавцы. Достаточно узнать, на какие отрезки разбивается сторона треугольника его высотой. В данном примере это 1 и 0,5 соответственно.                                                

                                           При изучении теории поведения потребителя составляют уравнение линии бюджетного ограничения,  которая

представляет собой часть убывающей линейной функции,

а чтобы найти точку равновесия, необходимо касание её

одной из кривой безразличия. Поэтому составив уравнение

прямой, кривых, мы решаем системы уравнений, и та,

которая будет иметь единственное решение и будет

характеризовать точку равновесия потребителя.

А вот площади данных закрашенных прямоугольников помогут рассчитать прибыль или убытки фирмы.

Спрос, предельный и общий доход монополиста представлены на этих двух графиках. Очень часто максимальная выручка достигается не при максимальном выпуске, поэтому знание точек вершины параболы и позволяет рассчитать при каком выпуске мы получим наибольшую выручку, а значит и прибыль.

При изучении рынка земли и капитала пользуются понятием дисконтирования.

При нахождении уравнивающей ставки составляется дробно-рациональное уравнение, которое ребята решают приведением к общему знаменателю. Дополнительные множители, формулы сокращённого умножения, решение квадратных уравнений, формулы его корней и дискриминанта – всё это необходимо знать, чтобы успешно решить задачи на инвестирование. А чтобы рассчитать и вывести формулу цены земли, мы вспоминаем  формулу бесконечной убывающей геометрической прогрессии.

Для вывода формулы коэффициента Джини нам на помощь приходит знание формул по геометрии. Чтобы найти площадь фигуры F необходимо от площади квадрата со стороной 100 вычесть сумму площадей трапеций, расположенных под кривой Лоренца.

И так можно сколько угодно приводить примеров взаимного проникновения математики в экономику и экономики в математику!

Учитель экономики и математики

МБОУ СОШ № 156

Бурдыгина Ирина Николаевна

НОВОСИБИРСК   2010

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №156

с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла»

МБОУ СОШ №156  тел./факс 224-75-29

Выступление на августовской

районной конференции

(секция учителей математики) Центрального района

г. Новосибирска

Новосибирск 2010


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация личностно-ориентированного обучения через интеграцию предметов на примере физики, математики, химии и литературы.

Сегодняшний день требует от выпускника не столько умений выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Значимыми становятся те составляющие, которые развивают индивидуальность ребе...

Реализация личностно-ориентированного обучения через интеграцию предметов на примере физики, математики, химии и литературы.

В данной работе затрагиваются проблемы личностно-ориентированного обучения через интеграцию предметов.Представлено выступление по данной проблеме. К выступлению прилагаются планы конспекты уроков пров...

Интегрированный урок (интеграция предметов: физика-математика) "Определение расстояний до тел Солнечной системы и их размеров"

Данный урок предназначен для учащихся 12 класса коррекционной школы II вида. План-конспект урока может быть использован на уроках физики в 9 классе общеобразовательной школы....

РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ ПРЕДМЕТОВ (НА ПРИМЕРЕ ФИЗИКИ, МАТЕМАТИКИ, ХИМИИ И ЛИТЕРАТУРЫ)

Сегодняшний день требует от выпускника не столько умений выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Значимыми становятся те составляющие, которые развивают индивидуальность ребе...

Мастер- класс «Формирование УУД в процессе интеграции предметов естественно – математического цикла» (на примере интегрированного урока профильного курса математики, физики, биологии «Красота самоподобия» (11 класс).

Мастер- класс «Формирование УУД в процессе интеграции предметов естественно – математического цикла»(на примере интегрированного урока профильного курса математики, физики, биологии «Красота самоподоб...