Методическое пособие «Информационные технологии при изучении предметов спецдисциплин»
методическая разработка по теме

Голавачёва Марина Алексеевна

Методическое пособие «Использование информационных технологий при изучении предметов спецдисциплин» содержит опыт работы преподавателя спецдисциплин Голавачёвой М.А. Для формирования знаний, умений и навыков учащихся преподаватель использует компьютерное (электронное) тестирование, обучающие мультимедиа-системы, презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie.rar223.43 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки

Администрации Приморского края

Центр начального профессионального образования (ПИП ПКРО)

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«Информационные технологии при изучении предметов спецдисциплин»

                                 Автор: преподаватель спецдисциплин

 М.А. Голавачёва

ГОУ НПО «ПУ-53»

с.Чернышевка, 2007г

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Новые информационные (компьютерные) технологии обучения.

2. Классификационные параметры технологии.

3. Акцент целей технологии.

4. Концептуальные положения технологии.

5. Особенности методики.

6. Мультимедиа-технологии.

7. Роль преподавателя.

8. Мои документы.

9. Понятие о тестировании.

10. Обработка результатов объективного контроля качества усвоения и способы интерпретации полученных данных.

11. Общее требования к тестам.

12. Компьютерное тестирование.

13. Результативность применяемой технологии.

14. Используемая литература.

15. Приложение. Применение информационных технологий на примере бинарного урока по предмету «Охрана труда» по теме №11 тематического плана «Техника безопасности при разборо - сборочных работах и испытании двигателя» проведенного преподавателем спецдисциплин Голавачёвой М.А., преподавателем общеобразовательных дисциплин Двоенко Е.Э. и мастером п/о Сидоровым А.Н. в группе 129


1.НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ (КОМПЬЮТЕРНЫЕ) ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ.

Информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился новый термин «новая информационная технология обучения». Г.К.Селевко в своем пособии «Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса» указывал, что «любая педагогическая технология является информационной технологией, так как, основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение или преобразование».

Все, что преподаватель передает своим ученикам, является информацией, будь то чертеж, рисунок, схема, рассказ, видеофильм и так далее. Для передачи информации преподаватель применяет различные методы. И вот здесь как раз важно добиться, чтобы в распоряжении педагога находилось как можно больше современных технических средств обучения, так как при широком их использовании повышается обучающая роль преподавателя и производительность его труда. Ведь педагог не просто передает знания, а он, прежде всего учит мыслить.

         К техническим средствам обучения можно отнести:

  1. экранные средства обучения (кино-, диафильмы, диапозитивы, видеозаписи, транспаранты и т.д.). На уроках я использую видеофильмы, DVD-фильмы, диафильмы, которые помогают более глубокому постижению материала и способствуют повышению интереса к изучаемой дисциплине.
  2. звуковые средства обучения (звукозаписи).
  3. компьютер (С его помощью можно создавать, редактировать, размножать, сохранять, накапливать и использовать любой из известных видов информации.)

Компьютер является очень эффективным средством обучения. Перечислю его некоторые возможности:

  1. с помощью ЭВМ можно создавать базы данных по различным предметам, что облегчает выполнение профессиональных и учебных задач. Например, построение схем, чертежей, таблиц, создание опорных конспектов, презентаций и тому подобное. Под базами данных понимают технологии ввода, систематизации, хранения и предоставления информации с использованием компьютерной техники. Базы данных могут включать в состав информационного массива различную статистическую, текстовую, графическую и иллюстративную информацию в неограниченном объеме с обязательной формализацией, то есть в определенном формате.
  1.  Применение базы данных в учебном процессе способствует глубокому усвоению теоретического материала, приобретению практических навыков; При недостатке информации ее можно пополнить с помощью всемирной информационной сети Интернет.
  2. Возможность использования специальных программ–приложений, записанных на компакт диск. Тематика таких программ очень разнообразна. Я использую на уроках обучающие мультимедиа-системы: «Охрана труда в строительстве», «Специалист по ремонту и обслуживанию тракторов и навесного оборудования тракторов»; энциклопедии Кирилла и Мефодия, элективный мультимедиа-курс, построенный на видеосюжетах с комментариями юриста и экономиста «1 С: Школа, экономика и право, 9-11 классы» и другие.
  3. Еще одна из функций компьютера, позволяющая облегчить труд преподавателя – это проверка знаний учащихся. Установив программу с тестами разного уровня усвоения по разным предметам, темам уроков, я могу в любое время оценить качество изучения предмета учащимися. Программы с готовыми тестами я приобретаю в розничной торговле, выписываю через периодические издания, получаю из Интернета, используя программы-оболочки, самостоятельно или с привлечением учащихся составляю тесты для разного типа контроля и разных уровней.

Это лишь несколько примеров из огромного количества возможностей компьютерной технологии.

Широкое применение средств обучения дает возможность рационализировать учебный процесс, научно организовывать его, с большей пользой тратить каждую минуту учебного времени, максимально четко и доходчиво излагать учащимся сложный материал, обеспечивая быстрое и прочное его усвоение.

Компьютерная технология может осуществляться в трех вариантах:

1. – как проникающая технология, то есть применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам, для отдельных дидактических задач.

2. – как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.

3. – как монотехнология, когда все обучение, все управление учебным процессом опирается на применение компьютера.

Слово преподавателя, несмотря на его огромное значение в учебном процессе, в данном случае перестает быть единственным источником информации. В деятельности преподавателя преобладающим становится руководство познавательной деятельностью учащихся.

2. КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПАРАМЕТРЫ ТЕХНОЛОГИИ.

        По уровню применения: общепедагогическая.

        По философской основе: приспосабливающаяся + сциентистско-технократическая.

        По основному фактору развития: социогенная + психогенная.

        По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.

        По ориентации на личностные структуры: информационная + операционная (ЗУН + СУД) = (знания, умения, навыки + способы умственных действий)

        По характеру содержания: проникающая, пригодная для любого содержания

        По типу управления познавательной деятельностью: компьютерная.

        По организационным формам: индивидуальная + система малых групп.

        По подходу к ребенку: сотрудничество.

        По преобладающему методу: информационная + операционная

        По направлению модернизации: эффективность организации и управления.

        По категории обучаемых: все категории.

3. АКЦЕНТ ЦЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ.

  1. Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.
  2. Подготовка личности «информационного общества».
  3. Дать ребенку так много учебного материала, как только он может усвоить.
  4. Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

4. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ.

  1. Обучение – это общение ребенка с компьютером.
  2. Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка.
  3. Диалоговый характер обучения.
  4. Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения.
  5. Взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект – объект, субъект – субъект, объект – субъект.
  6. Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.
  7. Поддержание у учащегося состояния психологического комфорта при общении с компьютером.
  8. Неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения как угодно велики.

5. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ.

В настоящее время разработано более 65 методов обучения, которые традиционно делятся на две группы: пассивные и активные. Содержание и формы традиционных методов нацелены на усвоение знаний, умений и навыков. Однако степень усвоения материала, которую они обеспечивают, составляет от 30% (при использования наглядных пособий) до 50% (при использовании аудиовизуальных средств). Кроме того, они не решают проблемы применения усвоения знаний на практике; не обеспечивают обучаемым условий для перехода от усвоения готовых знаний к самостоятельному их приобретению.

В активных методах обучения важно не только усвоение знаний, но и способы их получения, способы мышления и деятельности, развитие творческого потенциала обучаемых. К активным методам обучения относят совокупность форм организации и управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых, обладающих следующими отличиями от традиционных форм:

  1. принудительной активизацией поведения и мышления обучаемых;
  2. высокой степенью вовлеченности обучаемых в учебный процесс (активность обучаемых сопоставима с активностью преподавателя);
  3. обязательностью взаимодействия обучаемых между собой или с преподавателем;
  4. наличием предпосылок для поэтапной оценки успешности и полноты усвоения материала;
  5. повышенной степенью мотивации, эмоциональности и творческого характера занятий;
  6. направленностью на освоение материала в максимально сжатые сроки.

В результате уровень усвоения материала возрастает до 75-85% и выше.

Компьютерные средства обучения относятся к активным методам обучения, чаще всего их называют интерактивными. «Они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность компьютерного обучения» - Г.К.Селевко,

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения:

  1. при объяснении нового материала;
  2. при закреплении;
  3. при повторении;
  4. при контроле знаний, умений и навыков.

        Для учащегося компьютер выполняет различные функции:

  1. учитель,
  2. рабочий инструмент и объект обучения,
  3. сотрудничающий коллектив,
  4. досуговая (игровая) среда.

В функции учителя компьютер представляет:

  1. источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу);
  2. наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);
  3. индивидуальное информационное пространство;
  4. тренажер;
  5. средство диагностики и контроля.

В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:

  1. средство подготовки текстов, их хранения;
  2. текстовый редактор;
  3. графопостроитель, графический редактор;
  4. вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде);
  5. средство моделирования.

Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:

  1. программировании, обучении компьютера заданным процессам;
  2. создании программных продуктов;
  3. применении различных информационных сред.

Сотрудничающий коллектив воссоздается компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в internet.

        Досуговая среда организуется с помощью:

  1. игровых программ;
  2. компьютерных игр по сети;
  3. компьютерного видео.

6. МУЛЬТИМЕДИА-ТЕХНОЛОГИИ.

Мультимедиа-технологии одна из важнейших составляющих современных информационных технологий, открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением средств моделирования явлений и процессов, которые способствуют повышению качества обучения, эффективности самостоятельной работы. Они имеют огромный диапазон возможностей для совершенствования учебного процесса и системы образования в целом.

Мультимедиа представляет собой технологию обучения, в которой сочетаются педагогическая наука с практикой, осуществляется отработка приемов профессиональной деятельности, способствующая целостности и непрерывности педагогического процесса.

7. РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.

Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции:

  1. организация учебного процесса на уровне класса (группы) в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль);
  2. организация внутриклассной активизации и координации, расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и тому подобное);
  3. индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный человеческий контакт с ребенком; с помощью компьютерадостигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы;
  4. подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и так далее), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.

8. МОИ ДОКУМЕНТЫ.

В плане разработки учебно-методического комплекса для учащихся по предметам «Основы агрономии», «Технология производства продукции растениеводства» ,

«Охрана труда» и другим спец. дисциплинам мною разработаны, созданы и внесены в базу компьютера:

  1. схемы, таблицы, рисунки, опорные конспекты;
  2. рабочие программы,
  3. перспективно-тематические планы,
  4. планы уроков и конспекты к ним,
  5. тесты первого и второго уровня,
  6. электронные тесты,
  7. контрольные задания,
  8. методические рекомендации к выполнению итоговых письменных квалификационных экзаменационных работ,
  9. презентации по различным темам и др.

9. ПОНЯТИЕ О ТЕСТИРОВАНИИ.

Одним из методов проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся является тестирование.

ТЕСТ – это стандартизированное испытание, которое оценивает результат учебной деятельности учащегося. ТЕСТ тем принципиально отличается от привычного контрольного задания, что к нему (заданию) заранее подготовлен и записан ЭТАЛОН, с которым сравнивают ответ испытуемого.

Часто преподаватели, знакомясь с тестовыми методами контроля, всплескивают руками, весьма удивленно восклицают: «Так разве у нас нет эталона? Он у нас в голове!» Конечно, у каждого учителя в голове имеется эталон, но пользоваться им по памяти очень трудно, а под час и невозможно, например, при повторной проверке контрольных работ из-за возможной его трансформации в памяти.

Эталон необходим для точного определения степени усвоения учащимися содержания обучения, которое характеризуется коэффициентом усвоения, подсчитываемым по простейшей формуле, доступной даже ученику начальной школы:

К = Е/р, где :

Е – число операций теста, выполненных испытуемым правильно,

р – общее число операций в тесте.

Посмотрим, как выглядят тесты разных уровней и как в них находят число операций.

        По определению уровня усвоения, ТЕСТ ПЕРВОГО УРОВНЯ должен проверять умение учащегося выполнять деятельность по узнаванию ранее изученных Учебных элементов (умение выполнять репродуктивную деятельность с опорой). Задания по опознанию, различению и классификации удовлетворяют этому требованию.

        Тест на опознание прямо ставит вопрос на узнавание:

1. «Является ли необходимым условием для получения урожая одновременное действие всех факторов жизни на растение?» ЭТАЛОН – «Да».

2. «Возможно ли получение высокого урожая, если один из факторов жизни растений находится в минимуме?» ЭТАЛОН – «Нет».

Тест на различие несколько вуалирует деятельность по узнаванию, не меняя её существа:

1. «Назовите глубину пахотного горизонта в Приморском крае»

а) 0,18 – 0,22 м; б) 0,25 – 0,3 м; в) 0,05 – 0,1 м.

ЭТАЛОН – а) да; б) нет; в) нет. Число операций – р=3.

Тест на классификацию это дальнейшее развитие многократного опознавания и различения:

1. Укажите к какой биологической группе относят

1.Сою

а) масличные

2.Пшеницу

б) корнеплоды

3.Картофель

в) зерновые яровые и озимые

4.Подсолнечник

г) зернобобовые

ЭТАЛОН: 1- г), 2- в), 3- б), 4- а). Число операций – р=4.

Общее число операций в этих четырех тестах первого уровня равно 9.

ТЕСТАМИ ВТОРОГО УРОВНЯ (умение выполнять репродуктивную деятельность без опоры) проверяются умения учащегося воспроизводить необходимую информацию и решать типовые задачи по памяти (без подсказки, которая всегда содержится в тестах первого уровня).

Известны также, как и для тестов первого уровня, три разновидности тестов второго уровня: тесты-подстановки, тесты-копии, тесты-типовые задачи.

Тесты-подстановки требуют от испытуемого заполнить пропуски в известных высказываниях, представленных в разных формах:

«К факторам жизни растений относят свет, а)________, тепло, б)_______, питание».

ЭАЛОН: а) вода, б) воздух. р=2

Тесты-копии (конструктивные) требуют воспроизведения целостных высказываний:

«Перечислите задачи сельского хозяйства». ЭТАЛОН: Обеспечить население продуктами питания (1), животных – кормами (2), промышленность – сырьем (3), создать резерв страны (4). р=4

К типовым задачам относят такие задания на деятельность, в которых сформулированы все условия выполнения деятельности и задан ее конечный искомый результат.

«Рассчитать норму высева семян, если масса тысячи семян равна 150 гр, на гектар необходимо высеять 7млн. шт. семян, а посевная годность равна 98%.

ЭТАЛОН:   1) воспроизводится по памяти формула НВ=(МЗ*ВЗ*100)/Х

2) подставляются в формулу числовые значения                

НВ=(7000000*150*100)/98

3) проводят вычисление (7000000*150*100)/98=71,5 кг/га

Число операций р=2

Возможно, вы спросите «Почему число операций равно 2?»

Потому, что к знанию проверяемого предмета относятся только две первые операции теста. Третья – арифметика, знания которой этим тестом сейчас не проверяют.

В данном случае мы вышли на одну из особенностей контроля с помощью тестов: их четкую целенаправленность. Чтобы подчеркнуть эту особенность, вводится понятие «Существенная операция теста», к которой относят только такие операции деятельности по выполнению теста, которыми отражается умение выполнять деятельность только в проверяемой предметной области операции теста. Благодаря этому, тестовый контроль удовлетворяет важному требованию содержательной валидности, то есть соответствия содержанию обучения.

ТЕСТ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ проверяется умение учащегося выполнять эвристическую деятельность в изучаемой области.

ТЕСТЫ ЧЕТВЕРТОГО УРОВНЯ проверяют достижения учащихся такого мастерства в изучаемом предмете, при котором он способен создавать новую информацию, развивающую данную отрасль науки.

10. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА УСВОЕНИЯ И СПОСОБЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ.

Результат контроля качества усвоения с помощью показанных выше тестов успешности усвоения знаний учащимися однозначно характеризуется коэффициентом усвоения Ку  (у – принимает значения 1-4). Коэффициент усвоения по каждому уровню может изменяться от 0 до 1. Исследованиями обнаружено, что при значении Ку  менее 0,7 деятельность на данном уровне все ещё недостаточно усвоена, что проявляется в неустойчивости (переменчивости) результатов повторных тестовых проб. Только после достижения Ку  более 0,7, деятельность становится все более стабильной и в повторных пробах учащиеся совершенствуют свои умения. Вот почему при тестировании при любом уровне усвоения оценивание знаний учащихся начинается только при достижении коэффициентом усвоения Ку  значений более 0,7. Можно при этом пользоваться привычной четырехбалльной шкалой по следующей методике, если тестирование проводится по первому уровню:

при Ку  менее 0,7 оценка 2 балла,

при Ку  от 0,7 до 0,8 –3

при Ку  от 0,8 до 0,9 –4

при Ку  от0,9 до 1 –5 баллов.

Если же тестирование проводится по второму уровню, то:

при Ку менее 0,7 оценка не ставится, а проводится тест первого уровня. Остальное, как выше, но для тестов второго уровня. Точно так же и для тестов третьего и четвертого уровня.

При этом, всякий раз надо оговаривать, по какому уровню проводилось тестирование и выставляется оценка, либо проводится оценивание по двенадцатибалльной шкале:

Коэффициент усвоения

Уровни усвоения

1

2

3

4

Менее 0,7 оценка

Не оценивается

0,7-0,8

1

4

7

10

0,8-0,9

2

5

8

11

0,9-1

3

6

9

12

Достоинства двенадцатибалльной шкалы очевидны. Следует лишь заметить, что эти достоинства проявляются лишь при объективном методе контроля успеваемости учащихся или проверке мастерства специалиста. Пороки субъективного контроля невозможно исправить никакой модернизацией шкалы, поэтому так живуча наша 5-ти, а по существу 4-хбалльная шкала.

Одно из достоинств 12-балльной шкалы интервалов состоит в том, что для неё разрешены все статистические операции, а поэтому и возможны статистические прогнозы.

К примеру, вычисление приведенного среднего балла очень красноречиво характеризует успеваемость учебной группы (или учебного заведения в целом), а также качество преподавания (или педагогическое мастерство преподавателей). Формула для вычисления приведенного среднего балла очень проста:

СБ= СБгр-Q, где

СБ – приведенный средний балл,

СБгр – средний балл в группе,

Q – среднее квадратичное отклонение оценок в группе от среднего балла.

Возможны расчеты и других статистических характеристик, помогающих судить о дидактическом процессе в учебном заведении и качестве исполнения Государственного образовательного стандарта.

11. ОБЩЕЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕСТАМ.

  1. ВАЛИДНОСТЬ

а) содержательная – соответствие содержания задания содержанию и объему сформированной у учащихся ориентировочной основы деятельности;

б) функциональная – соответствие требуемых от испытуемого действий выявляемому уровню усвоения.

  1. ОДНОЗНАЧНОСТЬ

а) содержательная – все учащиеся должны одинаково понимать задание, чтобы при его выполнении действовать в соответствии с эталоном;

б) функциональная (простота) – в задании должна содержаться только одна задача. Соответствующая только одному из уровней усвоения.

  1. НАДЕЖНОСТЬ

тестового испытания – обеспечивается совокупностью тестов данного уровня с определенным количеством существенных операций в них.

12. КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ.

Компьютерное тестирование уровня обученности учащегося и диагностирование параметров его психофизического развития дополняется использованием экспертных систем, подсистем, осуществляющих сетевые оценочные процедуры и выдающих результаты с определенной степенью точности.

Эти программные средства применяются в зависимости от учебных целей и

ситуаций: в одних случаях необходимо глубже понять потребности учащегося; в

других - важен анализ знаний в предметной области; в третьих, - основную роль может играть учет психологических принципов обучения.

Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования, включая в него

интегрированные курсы, знакомство с историей и методологией науки, с творческими лабораториями великих людей, с мировым уровнем науки, техники, культуры и общественного сознания.

Каждый метод и форма проверки имеет свои достоинства и недостатки, и только их сочетание позволяет повысить качество проверки, проконтролировать знания обучаемых достаточно полно и разнообразно. В то же время разнообразие методов делает проверку более интересной для обучающихся, активизирует их познавательную деятельность.

Что касается деятельности преподавателя, то компьютерное тестирование облегчает процесс проверки знаний на уроке, позволяет разнообразить виды контроля знаний и умений учащихся. Повышается значимость педагога при оценивании знаний, т.к. оценки выставляются объективно машиной, а с ней не поспоришь!

Внедрение компьютерного тестирования на уроках показал, что повышается заинтересованность учащегося в познании материала, позволяет применить и расширить дифференцированный подход к учащемуся (учитывать скорость мышления каждого ребенка). Индивидуальная работа за ПК организует, дисциплинирует деятельность учащегося.

13. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРИМЕНЯЕМОЙ ТЕХНОЛОГИИ.

Реформы образования и образовательного процесса поставили на повестку дня вопрос разработки и использования новых технологий приобретения учащимися знаний, умений, навыков, которые соответствовали бы мировому уровню подготовки специалистов. Изменения в технологии образования являются не только необходимостью, но и ответом на определенный социальный запрос, поскольку современным учащимся предпочтительней работать с компьютером в сравнении с традиционными бумажными носителями информации. Преподаватели учебных дисциплин вынуждены постоянно искать ответ на вопросы: как уложить в небольшое число часов растущий объем изучаемого материала, как объять необъятное или отобрать отдельные концепции и теории обучения. Эту проблему можно решить с помощью информационных технологий. Уровень школьной подготовки абитуриентов НПО с каждым годом снижается, что диктует необходимость индивидуализировать процесс обучения, заполняя пробелы в знаниях, дать возможность обучающемуся работать в удобном для него режиме. Многие учащиеся имеют дома свои Персональные компьютеры, Поэтому, я использую эту возможность и даю этим учащимся домашние задания которые можно выполнить с помощью ПК. Это позволяет разнообразить домашние задания и дает возможность активизировать познавательную деятельность учащихся.

Использование компьютерных технологий в процессе обучения позволяет в короткий срок повысить качество не только обучения, но и уровень подготовки специалистов.

Информационными технологиями я занимаюсь 5–й год. В своей работе я пришла к выводу, что интенсивное использование современных технологий, совместно с современными средствами обучения за последние два года позволило мне получить лучшие результаты в обучении: повысились коэффициенты успеваемости качества знаний.

Графическое отображение

показателей успеваемости и качества знаний по предметам

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА (ТППР), ОСНОВЫ АГРОНОМИИ

ПРОФЕССИЯ

2004-2005гг

2005-2006гг

2006-2007гг

% успев.

% качес.

% успев.

% качес.

% успев.

% качес.

Тракт.-маш.с/х пр. 1 год обуч.

77,0

18,0

88,0

23,7

90,0

29,8

ракт.-маш.с/х пр.  3 года обуч.

80,0

24,0

86,0

29,6

98,0

32,6

ОХРАНА ТРУДА

ПРОФЕССИЯ

2004-2005гг

2005-2006гг

2006-2007гг

% успев.

% качес.

% успев.

% качес.

% успев.

% качес.

Тракт.-маш.с/х пр.1 года обуч.

79, 5

19,7

82,0

25,0

95,0

29,0

Тракт.-маш.с/х пр.3 года обуч.

92,0

28,0

93,0

31,2

93,7

36,2

Автомеханик

80,0

14,0

85,0

21,0

94,0

28,6

14. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Г.К.Селевко «Современные образовательные технологии», Москва,1998 г.
  2. В,А.Скакун «Методическое пособие для преподавателей специальных дисциплин», Москва, 2004 г.
  3. «Современные технологии в образовательных учреждениях среднего профессионального образования», из-во «Новый учебник», 2004 г.

15. ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА ПРИМЕРЕ БИНАРНОГО УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «ОХРАНА ТРУДА» 

ПО ТЕМЕ №11 ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

«ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАЗБОРО-СБОРОЧНЫХ РАБОТАХ И ИСПЫТАНИИ ДВИГАТЕЛЯ» ПРОВЕДЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ СПЕЦДИСЦИПЛИН ГОЛАВАЧЁВОЙ М.А., ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ДВОЕНКО Е.Э. И МАСТЕРОМ П/О СИДОРОВЫМ А.Н. В ГРУППЕ 129

По профессии: 37.14 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»

ОК 016-94 – «Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования», «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», «Водитель автомобиля категории «В, С»»

Срок обучения – 3 года на базе основного общего образования с получением среднего (полного) общего образования ,1 курс

Количество часов: 2

Цели урока:

  1. Образовательная: закрепить знания учащихся по ранее изученным темам по предметам «Охрана труда», «Информатика» и «Материаловедение и слесарное дело», в рамках данной темы у учащихся формировать понимание необходимости строгого соблюдения правил ТБ и норм ПС, продемонстрировать правильную организацию рабочего места слесаря, познакомить учащихся с необходимыми правилами ТБ при ремонтных работах, при испытании двигателя, научить работать самостоятельно и в группах, научить учащихся  организовывать безопасную работу на различных стадиях
  2. Развивающая: расширить кругозор учащихся, развить умения устанавливать причинно-следственные связи изучаемых явлений, способствовать обучению учеников умению сравнения и обобщения изучаемых объектов и явлений,  принимать решения в нестандартных ситуациях.
  3. Воспитательная: воспитать самостоятельность, инициативность, уверенность в своих знаниях и возможностях, чувство ответственности и делового подхода при планировании своих действий, способствовать осознанию положения о том, что коллектив – важное условие жизни человека, и что каждый член этого коллектива несет ответственность за жизнь и здоровье коллег.
  4. Методическая: внедрение информационных технологий в процессе преподавания спецпредметов и объяснении нового материала, создать условия по систематизации изучаемого материала, стимуляции поисковой деятельности учащихся, выявления уровня овладения системой знаний и умений, закрепить и углубить знания учащихся по предмету, развить межпредметные связи.

Тип урока:         комбинированный

Уровень усвоения:         2

Дидактический материал и ТСО: электронные тесты №1, опорные конспекты, карточки с тестами для работы за столом, спецодежда слесаря, слесарные инструменты, мультимедийная обучающая система «Специалист по ремонту и обслуживанию тракторов», 11 шт. персональных компьютеров, экран, проектор и т.д.

Ход урока:

1. Организационный момент.

1.1. Приветствие (Голавачева М.А.)

1.2. Проверка посещаемости (Голавачева М.А.)

1.3. Деление группы на подгруппы и распределение учащихся за

компьютерами и за рабочим столом (Голавачева М.А., Двоенко Е.Э.)

2. Контроль и оценка знаний

по теме «ТБ при работе с ядохимикатами и удобрениями» (карточки с тестами) – 1-я подгруппа работает за столом письменно (Голавачева М.А.), а 2-я за ПК – тест №1 (Двоенко Е.Э.) затем меняются

3. Вступительное слово преподавателя (сообщение темы, целепологание и мотивация, план урока) (Голавачева М.А.)

4. Изучение новой темы:

4.1. Организация рабочего места слесаря по ремонту с/х машин и оборудования – объяснение мастера п/о (Сидоров А.Н.)-5 мин.

4.2. Основные требования ТБ при ремонте с/х машин. Требования к рабочему инструменту и оборудованию. ТБ при испытании двигателей внутреннего сгорания – преподаватель спецдисциплин – работа с опорными конспектами (Голавачева М.А.)- 12 мин.

4.3. Просмотр видео-ролика 18 мин.

5. Закрепление новой темы:

 Учебный практикум (выполнение заданий по изученной теме)

5.1. Задание №1. Перечислите основные требования к спецодежде слесаря. Найдите недостатки во внешнем виде слесаря-«неряхи» и исправить их. 1-я подгруппа.

                 

5.2. Задание №2. Учащимся необходимо из предложенного набора ручного инструмента выбрать неисправный инструмент и перечислить какие неисправности встретились. 2-я подгруппа.

5.3. Фронтальный опрос (10 мин):

1. Перечислите основные требования к рабочему месту слесаря?

2. Для чего применяется заземление?

3. Какие требования предъявляют к стенам и полам ремонтных мастерских?

4. Как крепят стационарные осветительные приборы?

5. Где хранят использованный обтирочный материал? Какую операцию производят над ним по окончании смены?

6. Чем опасны для человека отработанные газы двигателей внутреннего сгорания?

7. Какова скорость движения транспорта по территории АТП?

8. Допускается ремонт и обслуживание с/х машин при работающем двигателе?

9. Можно ли проводить ремонтные работы под автомобилем или с/х машиной, если она приподнята только на домкратах? (Да/Нет) Почему?

10. Какое напряжение используют для работы переносной лампы используемой в смотровых ямах?

11. Перечислите требования предъявляемые к ручному инструменту?

12. Перечислите правила ТБ в гальваническом цехе.

13. Какие требования необходимо соблюдать при зарядке аккумуляторной батареи?

14. Перечислите порядок ваших действий при попадании этилированного бензина на кожу? На одежду?

15. Допускают ли проведение работ по сниманию и соединению гусеничной цепи одним человеком?

16. Перечислите правила безопасности при испытании двигателя.

17.Какие требования предъявляют к помещению где производиться испытание двигателя и регулировочные операции?

6. Подведение итогов урока.

 Отзыв и вывод учащихся о форме проведения урока о применении полученных знаний в будущей профессиональной деятельности. Отметить наиболее успешных учащихся и поставить оценки, прокомментировать их.(3 мин.)

7 Домашнее задание (2 мин.)

Заполните таблицу:

№ п/п.

Наименование ручного инструмента

Требования к нему

Средства защиты

1.

2.

3.

и т.д.



8. Используемая литература:

1. Н.М.Куплевацкий и Л.С.Филатов «Охрана труда механизаторов-арендаторов», Москва, 1991

2. А.И.Калошин и М.П.Новиков «техника безопасности при работе на тракторах, комбайнах а автомобилях», Петрозаводск

3. Ю.Т.Чумаченко, Г.В.Чумаченко и А.В.Ефимова «Эксплуатация автомобилей и охрана труда на транспорте», Ростов-на-Дону, 2002 г.


Тест (письменно)

1. На площадках и облицовках цистерны можно перевозить

  1. Людей
  2. Грузы
  3. Инструменты
  4. Соединительные шланги

2. Заправляют водный аммиак --------------

  1. Открытой струёй
  2. Закрытой струёй
  3. Вручную

3. Можно ли находиться рабочим при внесении удобрений на кузове разбрасывателя органических удобрений?

  1. Да, разрешено
  2. Нет, не разрешено
  3. Только в спецодежде
  4. Не более 2 человек

4. Повороты трактора относительно оси машины допускаются на угол

  1. Не более 400
  2. не менее 700
  3. Не более 100

5. Разрешено ли перевозить людей в кузове разбрасывателя удобрений?

  1. Да, разрешено
  2. Нет, не разрешено
  3. Только в спецодежде

6. Выделите ошибки: При внесении жидких органических веществ тракториста обеспечивают

  1. Прорезиненным костюмом
  2. Каской
  3. Рукавицами
  4. Резиновыми перчатками

7. Опрыскивание посевов гербицидами проводят

  1. во время дождя
  2. в безветренную погоду
  3. в жаркий полдень
  4. при сильном ветре

8. Выделите ошибку: При ремонте цистерн запрещено пользоваться

  1. Металлическим инструментом
  2. Деревянным инструментом
  3. Молотком
  4. Зубилом

9. При аварийном проливе водного аммиака немедленно его

  1. смывают щелочным раствором
  2. посыпают активированным углем
  3. смывают большим количеством воды

10. Для предотвращения загазованности кабины привнесении жидкого аммиака необходимо выключить насос-дозатор и проехать с заглубленными рабочими органами

  1. 8-10 м
  2. 1-2 м
  3. 20-30 м

Письменное тестирование

Просмотр видео-ролика

Объяснение на уроке

   

Рассмотрите слайды и найдите нарушения ТБ. Обоснуйте свой ответ

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

РЕМОНТ МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ

        Необходимо правильно оборудовать рабочее место по ремонту машин, обеспечить нормальную освещенность и температуру в помещении мастерской.

Организация рабочих мест исходит из следующих основных требований:

— на посты разборки ремонтный фонд должен поступать тщательно вымытый и очищенный;

— рабочие места должны быть специализированы, то есть каждый рабочий должен выполнять определенные виды работ, что позволяет сократить время на подготовку к работе и более полно использовать инструмент и приспособления;

— рабочее место должно предусматривать максимальную экономию движений рабочего, что должно быть заложено в конструкции оборудования (высота конвейера, стенда), взаимное расположение рабочих мест и т. д.;

— рабочее место должно быть оснащено средствами механизации основных и вспомогательных работ, необходимой документацией, местом для инструмента, специализированной тарой.

Участок разборки должен иметь прочные несгораемые стены. Полы на участке должны быть ровные (без порогов), гладкие, не впитывающие нефтепродукты. Их необходимо систематически очищать от смазки и грязи. Потолки и стены следует закрашивать краской светлых тонов.

Оборудование должно быть расставлено с соблюдением необходимых разрывов. Нельзя допускать скопления на участке большого количества агрегатов и деталей. Запрещается загромождать проходы, проезды и подходы к доскам с пожарным инструментом и к огнетушителям.

для обеспечения электробезопасности каждое производственное помещение окольцовывают шиной заземления, расположенной на 0,5 м от пола и снабженной надежными контактами. Сопротивление шины заземления в любом месте не должно превышать 4 Ом. Все корпусы электродвигателей, а также металлические части оборудования, которые могут оказаться под напряжением, должны быть занулены и заземлены.

Все стационарные светильники должны быть прочно укреплены, чтобы они не давали качающихся теней. Использованный обтирочный материал складывают в металлические ящики с крышкой. В конце смены ящики следует очищать во избежание самовозгорания обтирочного материала.

        Верстак: и тиски подбирают по своему росту. При правильной высоте верстака рука, согнутая в локте, должна касаться локтем тисков, а согнутыми пальцами — подбородка.

Инструмент должен быть в исправном состоянии. Молотки и кувалды должны иметь поверхность бойка слегка выпуклую, не сбитую, без заусениц, выбоин, вмятин, трещин, наклепов. Их насаживают на деревянные ручки и расклинивают заершенными стальными клиньями. Ось ручки должна находиться под прямым углом к продольной оси инструмента.

        Ручки ручного инструмента изготавливают из сухого дерева твердых пород с гладкой, ровной зачищенной, без трещин, заусениц и сучков поверхностью. Рукоятки напильников, отверток и другого ручного инструмента должны иметь длину в соответствии с размером инструмента, но не менее 150 мм и быть стянутыми металлическими бандажными кольцами. Ударные инструменты (зубила, крейцмейсели, керны и т. п.) не должны иметь скошенных или сбитых затылков, заусениц, вмятин, трещин и наклепов. При работе зубилом и крейцмейселем

для защиты глаз рабочих от отлетающих осколков применяют защитные очки. Гаечные ключи используют строго по размерам гаек и головок болтов. Они не должны иметь трещин, забоин и заусениц. Запрещается наращивать или удлинять ключи другими ключами или трубками. Раздвижные ключи используют без люфта в подвижных частях. Острогубцы и плоскогубцы не должны иметь выщербленных рукояток. Губки острогубцев должны быть острыми, а плоскогубцев — с исправной насечкой. Верстачные тиски в передвижных агрегатах технического обслуживания должны быть в полной исправности, прочно захватывать зажимные изделия и иметь на губках несработанную насечку. Лезвие отвертки должно быть с ровными плоскими боковыми гранями, а конец — слегка затупленным. Размер его должен соответствовать ширине паза и размерам головки винта. Съемники должны быть без трещин и не деформированы, без сорванной или смятой резьбы. Срыв съемника при сильном натяжении его рабочих частей может послужить причиной травмы. При разборочно-сборочных работах применяют гаечные ключи только соответствующего размера. Разводными ключами пользуются при небольшом усилии отвертывания или завертывания. При установке съемника на разбираемый узел следят, чтобы его лапки достаточно полно заходили в пазы, прорези и углубления или надежно захватывали снимаемую деталь, а силовой винт имел хороший упор по оси узла. Вращают силовой винт плавно и без больших усилий. Во время натяга деталей съемника внимательно следят за положением лапок и съемника в целом, чтобы он не сорвался с разбираемого узла. При сборочных работах для проверки совмещения отверстий двух различных узлов пользуются бородками или специальными установочными приспособлениями. Запрещается проверка руками "на ощупь". Снятие и монтаж цепей, ремней, звездочек и других узлов машины проводят только рекомендованным оборудованием и приспособлениями. При разборке и сборке узлов, находящихся выше человеческого роста, пользуются подставками или специальными подвесными площадками. Колеса с трактора снимают и устанавливают с помощью подъемных механизмов. Шины тракторных колес накачивают в специально защищенном решеткой месте. При ремонте камер с применением брикетов заканчивают работу и освобождают камеру из струбцины только после полного остывания обуглившегося брикета.

        Несчастные случаи на шиномонтажных работах происходят при срыве запорного кольца, разрыве шины во время накачивания воздухом, перекатке колес вручную.

        Перед снятием колеса домкратом поднимают передний и задний мосты и устанавливают их на прочные козелки. При отвертывании заржавевших гаек следят, чтобы машина не перемещалась. Монтаж и демонтаж шин проводят специальными приспособлениями на чистом и ровном полу. При демонтаже шин воздух из камеры полностью выпускают. Нельзя снимать шины с диска колеса ударами кувалды, так как это может привести к травме.

        Запрещается монтировать шины на диски колес несоответствующего размера, нестандартные фланцы и стопорные кольца. Стопорное кольцо при монтаже шины на диск должно надежно входить в выемку обода всей своей внутренней поверхностью. Во время накачивания шины исправлять ее положение на диске, осаживать стопорное кольцо молотком или кувалдой можно только после прекращения подачи воздуха. Накачивают шину в специальном приспособлении, предохраняющем стопорное кольцо от вылета. При снятии зерновых элеваторов, шнеков и других крупногабаритных - узлов комбайна пользуются специальными подставками. Узлы, расположенные внутри молотилки, снимают вдвоем. Выполняя кузнечные работы, работают в брезентовом фартуке с нагрудником, в рукавицах и защитных очках. Не допускают перегрева инструмента, своевременно охлаждают его в воде, остерегаются в это время ожогов водяными парами. При работе кувалдой вразмах подсобный рабочий располагается слева от механизатора  Используя сверлильный станок, нельзя работать в перчатках или рукавицах. Запрещается охлаждать вращающееся сверло мокрой тряпкой: она может быть захвачена сверлом, что приведет к травме руки. Обрабатываемую деталь прочно закрепляют на столе станка болтами, в машинных тисках. Нельзя обрабатывать деталь, пытаясь удержать ее непосредственно руками. Необходимо соблюдать меры безопасности, работая с аккумуляторными батареями. Если уровень электролита в батарее больше нормального, то отливают электролит только с помощью груши с эбонитовым наконечником, в котором на расстоянии 15 мм от конца имеется отверстие диаметром 2—2,5 мм. Эбонитовый наконечник груши вводят в заливное отверстие аккумулятора до упора в пластины.

        Ни в коем случае нельзя отливать электролит через край заливного отверстия, наклоняя батарею.

При приготовлении электролита запрещается вливать дистиллированную воду в кислоту, так как в месте прикосновения струи воды с серной кислотой вода быстро нагревается, вскипает и разбрызгивается, увлекая за собой капли кислоты, что может - привести - к ожогам.

        Нельзя также применять стеклянную посуду, так как она может лопнуть от сильного нагрева при смешивании кислоты с водой.

        Из бутылей в посуду кислоту переливают с помощью специальных приспособлений. При выполнении медницко-жестяницких работ соприкосновение незащищенных частей тела с кислотами может вызвать ожоги, а с высоконагретыми предметами — термические ожоги.

        Работая без средств защиты рук, можно получить порезы рук. В случае нарушения требований безопасности при работе с паяльной лампой может произойти ее взрыв и травмирование работающих.

        Запрещается применять этилированный бензин, а также заправлять бензином паяльную лампу, работающую на керосине.

        При розжиге паяльной лампы пламя направляют только на несгораемый предмет или асбестовый щит.

        Опасно переполнять бензином чашечку при розжиге лампы и наливать горючее в неостывшую лампу.

        Запрещено горящую лампу оставлять вблизи горючих и легковоспламеняющихся материалов.

        Перед началом работы убеждаются в исправности паяльной лампы и ее герметичности, изоляции рукояти и электропроводов электропаяльника, а также исправности плавильного электротигля.

При пользовании паяльником с - неисправной электропроводкой может произойти поражение электрическим током.

        Перед пайкой топливных баков, поплавков карбюраторов, топливопроводящих трубок тщательно промывают их горячим щелочным раствором и сушат.

        Места пайки зачищают специальной металлической щеткой. Нельзя сдувать ртом металлическую пыль после зачистки.

        Травление кислотой места спая проводят специальным помазком. Следят, чтобы слой был тонким и не давал брызг при соприкосновении с горячим паяльником.

        При нагревании паяльника следят, чтобы не расплавилось его острие. Горячий паяльник кладут на специальную подставку.

        Нельзя охлаждать перегретый паяльник в жидкости во избежание ожога лица, глаз брызгами, а также проверять степень нагрева паяльника руками «на ощупь».

 Домашнее задание

Заполните таблицу:

№ п/п.

Наименование ручного инструмента

Требования к нему

Средства защиты

1.

2

и т.д.



3 мин.

15мин.

2мин.

35мин.

10мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Система уроков по изучению романа И.С.Шмелева "Лето Господне".

Методическое пособие для учителей русского языка и литературы средней школы, представляющее собой сборник сценариев уроков по изучению романа И. С. Шмелева «Лето Господне», разработанных и апроб...

Методическое пособие "Система уроков по изучению романа И.С.Шмелева "Лето Господне". Часть 2.

Методическое пособие для учителей русского языка и литературы средней школы, представляющее собой сборник сценариев уроков по изучению романа И. С. Шмелева «Лето Господне», разработанных и апроб...

Приложение к методическому пособию "Система уроков по изучению романа И.С.Шмелева "Лето Господне".

Методическое пособие для учителей русского языка и литературы средней школы, представляющее собой сборник сценариев уроков по изучению романа И. С. Шмелева «Лето Господне», разработанных и апроб...

Современные образовательные и информационные технологии в преподавании предмета "Технология" по ФГОC.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...

Интерактивное методическое пособие "Информационное сопровождение курса органической химии""

Методическое пособие представляет собой материал для проведения уроков химии в 10 классе. Состоит из двух разделов: материала для уроков и контрольно оценочно блока по материалам ЕГЭ. На сайте предста...

Информационные технологии в преподавании предмета "Технология".

Применение информационных технологий на уроках технологии для девочек. Игровые технологии в разделе "Художественное моделирование изделий"....

Учебно-методическое пособие "Культурологический подход к изучению английского языка"

В пособии представлен алгоритм работы по раскрытию культурологической составляющей на уроках иностранного языка ( формирование метапредметных действий, организация культуротворческого, учебно-познават...