Организация работы учащихся над творческим домашним заданием
статья на тему

Пшено Елена Викторовна

В статье рассмотрены основные проблемы, усложняющие работу учащихся над творческим домашним заданием, методические рекомендации по организации работы учащихся, классификация творческих домашних заданий, единые требования, алгоритм работы учащихся, оценка творческих домашних заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskoe_d.z.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы учащихся над творческим домашним заданием

                     по математике.

Как часто в своем желании сделать учебный процесс более интересным, насыщенным, соответствующим требованиям современного урока, мы забываем о том, что физические возможности детей небезграничны. Бывает так, что творческие домашние задания даются учащимся одного класса сразу несколькими учителями, причем  в одно и то же время, что приводит к перегрузке учащихся.

Основные проблемы, усложняющие работу учащихся над  творческими домашними заданиями:

  1. расхождения в требованиях различных педагогов к оформлению и содержанию работы;
  2. неэффективность выполнения творческих домашних заданий «по желанию», т.к. идет перегрузка мотивированных учащихся, в то время, когда более слабые бездействуют и не получают должного развития навыка самостоятельной работы;
  3. несоответствие форм  творческих домашних заданий возрасту учащихся, в итоге - работу выполняют родители;
  4. фактическое незнание учащимися правил, этапов работы над творческим домашним заданием, что лишает задание обучающей и развивающей функции.

Рассмотрим методические рекомендации по организации работы учащихся над творческим домашним заданием в начальный период формирования навыка самостоятельной творческой работы (5-6 классы).

Классификация творческих домашних заданий

По содержанию

По виду деятельности

По уровню оформления

  1. Вопросник
  2. Кроссворд
  3. Макет, модель
  4. Ребус
  5. Сообщение
  6. Доклад
  7. Сочинение
  8. Реферат
  9. Эссе
  10.  Исследование

11. Сказка

  1. Индивидуальная
  2. Парная
  3. Мелкогрупповая (3-7 человек)
  4. Групповая (10-15 человек)
  5. Коллективная.
  1. Рабочая (в тетради ,  « с листа»
  2. Экспозиционная (на отдельном формате, содержащая иллюстрации, схемы, таблицы…):

    - файл-лист;

   -буклет;

  - брошюра;

  - газета;

    -«раскладушка»

       - альбом;

          -и т.д.;    

           Основные цели творческих домашних заданий

:

  1. Научить учащихся пользоваться дополнительной литературой.
  2. Научить выделять главное из общей информации.
  3. Сформировать умение лаконично и интересно излагать полученную информацию.
  4. Сформировать ораторские навыки.
  5. Воспитание эстетической культуры.
  6. Получение учащимися более широких и глубоких знаний по предмету.

Норма творческих домашних заданий:

Одно задание в месяц на учащегося согласно единому школьному графику ТДЗ.

Временные рамки выполнения творческих домашних заданий:

не менее недели.

Требования к проведению учителем инструктажа:

В начале года проведение общего ознакомления учащихся  с едиными требованиями, алгоритмом работы, системой оценивания творческих домашних заданий, с формой подведения итогов и практического применения результатов творческой работы учащихся.

Алгоритм работы над творческими домашними заданиями

  1.  должен быть вывешен в кабинете в доступном для свободного ознакомления месте.
  2. Конкретизация темы, определение времени сдачи творческих домашних заданий.
  3. Проведение индивидуальных предварительных консультаций по творческим домашним заданиям.
  4. Обязательные рекомендации по выполненной работе, отдельно по оформлению и содержанию.

Единые требования к творческим домашним заданиям:

к оформлению:

1. Оформление титульного листа по образцу:

  1. тема ТДЗ;
  2. вид работы ( сообщение, доклад…);
  3. учебный предмет;
  4. фамилия, имя автора, класс;
  5. населенный пункт, год;
  6. наличие иллюстрации по желанию автора или учителя;

2. Функциональность ( прочность материала ).

3. Аккуратность выполнения.

к содержанию:

1. Терминология, сложность информации должна соответствовать возрасту учащегося.

2. Лаконичность и интересность информации.

3. Наличие списка использованной литературы.

Алгоритм работы над  творческими домашними заданиями

учащихся:

  1. Поиск литературы (в школьной, сельской библиотеках, у соседей, знакомых, учителей, в компьютере… )
  2. Работа с книгой - поиск статей по оглавлению.
  3. Работа со статьей: прочитать, выбрать главную и интересную информацию, составить конспект или, сделав ксерокопию, подчеркнуть основные моменты карандашом.
  4. Свести всю найденную информацию в последовательный общий текст.
  5. Оформить работу в соответствии с требованиями.
  6. Подготовить устное выступление (краткий пересказ ).

Оценка творческих домашних заданий:

  1. Содержание, оформление и устное выступление оцениваются отдельно.
  2. Отметка выставляется только за устное выступление.

Формы подведения итогов, практическое применение творческих домашних заданий

1.Письменная рецензия учителя.

2.Устное выступление учащегося на уроке, семинаре, конференции

3. Выставка лучших по оформлению работ.

4. Создание библиотечки из лучших по содержанию работ.

5. Публикация в школьной печати.

6. Участие в конкурсах различного уровня.

7. Использование творческих домашних заданий

 в качестве учебного пособия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Роль творческих домашних заданий в активизации навыков самообразования учащихся 7 классов"

В статье предлагаются формы работы и контроля, виды творческих домашних заданий для учащихся различного уровня подготовки....

Эффективность творческих домашних заданий в процессе обучения по курсу "Физическая география России"

Эффективность творческих домашних заданий в процессе обучения по курсу «Физическая география России». На уроках в 8 классе целесообразно применять разнообразные виды домашних зада...

Организация работы учащихся над творческими проектами

Методический материал для педагога по организации проектной деятельности ребенка в учреждении ДОД...

Творческое домашнее задание к уроку "Соединения галогенов"

Одной из форм моей работы являются модульные уроки. При планировании таких уроков наиболее активная роль отводится ученику, что формирует внимание и сосредоточенность, способствует развитию таки...

Электронные образовательные ресурсы как стимул к повышению ответственности учащихся при выполнении домашних заданий по физике. Из опыта работы федеральной инновационной площадки ГБОУ "Морская школа" Московского района Санкт-Петербурга

В статье рассказывается об опыте применения интерактивной среды, обеспеченной инструментарием сайта LearningApps.org при формировании домашнего задания по физике в кадетских классах Морской школы...

Организация самостоятельной работы на уроке как этап подготовки учащихся к выполнению домашнего задания

ull;Домашнее задание, домашняя самостоятельная работа учащихся является необходимой частью учебно-воспитательного процесса. Наиболее существенные из них - воспитательные: некоторые общеучебные умени...

Использование приложений Google в организации самостоятельной работы обучающихся при выполнении домашних заданий

В настоящей разработке речь пойдет об использовании приложений Google при организации самоподготовки обучающихся к рубежной и итоговой аттестации по естественнонаучным предметам в рамках курса «...