Из опыта работы. Игровые технологии на уроках истории.
учебно-методический материал по теме

Булаш Татьяна Леонидовна

 В современном постиндустриальном обществе перед нами  стоят, как и в прошлые времена,  вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появился еще один: “Как учить результативно?”. Современное обучение превратилось  в подобие некоего технологического процесса с заранее определенными целями и предполагаемым  результатом. Естественно, нельзя полностью уподоблять образование производству. Тем не менее, в педагогике появилось понятие педагогических технологий, без которых современный учитель не может обойтись. В своей работе я отдаю предпочтения информационно – коммуникативным,  групповым технологиям,  методу  проектов и методике  самооценки, самоконтроля, самокоррекции знаний учащимися. Но ближе всех мне игровые технологии,  ведь их можно использовать на уроке как самостоятельно, так и интегрировано с другими технологиями.                                                                                                            На мой взгляд, игровые технологии - это уникальные  технологии  организации и управления обучением и воспитанием учащихся. Ведь они  способствуют  повышению качества знаний путем активизации самостоятельной работы учащихся на протяжении всего периода обучения, повышению мотивации обучения, развитию интереса к предмету,  формированию  ценностно-смысловых, учебно-познавательных,  информационных,  коммуникативных  и социально-трудовых  ключевых компетенций.

   На своих уроках я использую   интерактивные игры с опосредован­ным воздействием на ученика (ребусы, кроссворды, сканворды, тексты с ошибками, приемы «Снежный ком», «Я знаю, что…», задания на сопоставление дат, событий и их участников, «историческое лото», потерянные депеши и т.д.) Проводить эти игры  можно на любом этапе урока, для решения различных дидактических задач.

  интерак­тивные игры с непосредственным воздействием на ученика (сюжетно-ролевые игры: «В школе … Древнего Египта, Греции, средневековой Европы или Московской Руси», «Игра – путешествие (по различным периодам истории)», уроки – суды (на скамье подсудимых историческая личность, сказочный герой, человек (или группа людей) совершившие правонарушение, уроки -  конференции (по различным ключевым вопросам истории, международного права, вопросов развития образования, культуры, экономики),   игры моделирующие ситуации взрослой жизни: подача искового заявления, устройство на работу, участие в выборах  и др.)

неинтерактивные игры (индивидуаль­ные игровые задания составить ребус, кроссворд, выступление от имени исторического лица, проведение экскурсии по городу, по залам музея, приемы «Три предложения», «Древо познания» и др.)

  Довольно часто в целях закрепления изученного на уроках материала я обращаюсь  к игровым технологиям во внеклассной работе. Ретроспективные игры такие как «Путешествие по первобытному обществу», «Троянская война»,  «Птенцы гнезда Петрова» ( по книге «Петр 1» Алексея Толстого) , «Национально-освободительная борьба народов Латинской Америки и Французская буржуазная революция» (по книге  А.К. Виноградова «Черный консул»).   Учащиеся с удовольствием принимают участие в таких игровых состязаниях как «Что? Где? Когда?», «Своя игра»,  «Брэйн –ринг», «Исторический КВН», «Веселая гражданиада». При этом подготовку вопросов  игры  и ее проведение для учащихся основной или начальной школы я доверяю старшим ученикам.

   В 2011 г. в соответствии с ФГОС для начальной школы мною разработана и сейчас довольно успешно апробируется программа внеурочной работы по курсу «Право для малышей». Важную роль в организации деятельности учащихся играют игровые технологии.  

   Моя роль в подготовке и проведении игры со временем меняется, от председателя – ведущего, в 5-6 классах, до консультанта – инструктора в 10 -11 классах.  Игровые технологии позволяют формировать идеальное управление учащимися средней школы, которое, по мнению Анатолия Гина, состоит в том, что его нет, «а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому что хочет этого сам".  

  Наиболее высокой оценкой качества, проведенной игры,  для меня является вопросы учащихся, которые звучат сразу после ее окончания: «А когда мы начнем готовиться к новой игре?» или «А какая будет тема нашей следующей игры?»  На что я всегда отвечаю, что все в наших руках.   

И в заключении своего выступления мне хотелось бы пожелать всем присутствующим коллегам: здоровья и  учеников, стремящихся к знаниям.

Пусть наши ученики каждый день открывают новое, планируют будущее и преумножают могущество нашей Родины, а мы учителя им в этом поможем

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 2.92 МБ
Office presentation icon slaydy_3-4.ppt2.66 МБ
Office presentation icon slayd_5.ppt955 КБ
Office presentation icon slayd_6.ppt2.58 МБ
Office presentation icon slayd_8.ppt2.73 МБ
Office presentation icon slayd_9.ppt1.31 МБ
Office presentation icon slayd_10.ppt2.8 МБ
Office presentation icon slayd_11.ppt2.56 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современный педагог – носитель уникальных технологий организации и управления обучением детей. Из опыта работы учителя истории и обществознания Булаш Татьяны Леонидовны

Слайд 2

Групповые (Коллективный способ обучения) Метод проектов. Применяемые мною педагогические технологии: Информационно-коммуникативные Игро-вые


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Р Е П Е Т И Т О Р К Т О Т У Ж Е В К Г Р П С Е Б А И Р Е А Л И С Т Д М Ч К У Р С Е У Н И В Е Р С И Т А С Т А Л А И С Е З И Е С У Т С Т Т К Т Л Ь Н Ы Т К А В этом нагромождении букв «спрятано» 13 слов (терминов), связанных с темой «Образование». Найдите их и дайте каждому объяснение. 1 1 2 3 4 5 6 7 8 Кроссворд. «Художники – передвижники» По вертикали: Идейный вождь и организатор художников – передвижников. По горизонтали: 1. Автор картины «Бояры-ня Морозова». 2. Автор картины «Бурлаки на Волге». 3. Автор картины «Витязь на распутье ». 5. Автор картины «Грачи прилетели ». 6 Автор картины « Ремонтные работы на железной дороге». 7. Автор картины «Последний кабак у заставы». 8. Автор картины «Осужденный».

Слайд 2

«В школе Древнего Египта» Моя мудрая Мама! Ты встаешь с первым лучом бога солнца Ра. Ты так же прекрасна как и богиня Исида. И ты так же правдива как богиня Маат. Бубликова Наталья, 5 «А» кл.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Путешествие по Древнему Египту»

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конференция «Все профессии нужны?»

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Путешествие по первобытному обществу»

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Национально –освободительная борьба народов Латинской Америки и Французская буржуазная революция» Из выступления «депутата Гаити» Николаевой Анны (7 «Д»): «Чем мы, люди темного цвета кожи отличаемся от Вас, светлокожих граждан? Думаю, что ничем. Черный ребенок так же умен, как и белый. Мы так же имеем свою культуру, но вы не даете нам ее развивать… Я предлагаю Вам мир, ибо Господь повелевал жить в мире… Мы научимся языку свободы – французскому, а Вам предло-жим стать в наш круг и танцевать вместе с нами. И наши дети будут жить в мире и согласии».

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В соответствии с ФГОС в 2011 г. разработана программа внеурочных занятий «Право для малышей».

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основные этапы исторической игры: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ВВОДНЫЙ ИГРОВОЙ ОЦЕНОЧНЫЙ ВЫБОР ИГРЫ ВЫБОР ИГРЫ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Использование игровых технологий на уроках английского языка

Использование игровых технологий на уроках английского языка...

Из опыта работы.Игровые технологии на уроках русского языка в 5-х классах

Воспитание интереса к русскому языку, обучение и творчество, разновидности игр, цели и задачи игр на уроках, примеры уроков ...

Игровые технологии на уроках истории (из опыта работы)

Материал предназначен для учителей истории, работающих в 5-7 классах...

Игровые технологии на уроках истории."Страна древних пирамид" обобщающий урок-игра.

Урок проводится  в форме телеигры "Своя игра" после изучения темы "Древний Египет" в 5 классе.  Можно провести на обобщающем уроке или во внеклассной работе....

Обобщение опыта работы. Игровые технологии как средство формирования общеучебных умений и навыков на уроках надомного обучения в коррекционной школе.

Любая игра — одно из средств воспитания умственной активности учащихся. Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступна для учащихся, соот...

Обобщение опыта применения игровых технологий на уроках музыки в начальной школе

Сегодня обществу нужна творческая личность, понимающая высокую ценность образования и обучения, с развитым творческим мышлением. Важно обновить обучение, чтобы достичь желаемого результата в развитии ...

из опыта работы "Игровые технологии на уроках географии"

данный материал поможет "оживить" уроки, может быть использован для развития познавательного интереса обучающихся...