"Российское образование, наука и общество:приоритеты и императивы развития"
статья по теме

Муравлев Олег Вячеславович

Статья опубликована в сборнике Международной заочной научно-практической конференции "Наука, образование, общество: тенденции и перспективы", Москва, АР-Консалт, 2013 год. Сайт конференции: co2b.ru. В статье дан взгляд на приоритетные задачи развития российского образования, науки, экономики, философии. истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muravlev_o.v._statya_rossiyskoe_obrazovanie.docx17.34 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                             Муравлев О.В.

                                                                     МБОУ «ЗСОШ № 1» Алтайского края

Российское образование, наука и общество: приоритеты и императивы развития.           

«Я избираю знание». А.И. Герцен «С того берега».                                                                                                                                                  

     Каждый народ стремится к благосостоянию, развитию, процветанию. Цель жизни каждого человека состоит в реализации себя и обретении гармонии между собой и окружающим миром. Образование, как система воспроизводства поколений, во многом определяет благополучие общества в целом и, успешность каждого человека в отдельности. «Союз просвещенных людей доброй воли» и  «uomo universalе – человек многосторонний» Э.Роттердамского должны стать национальными и цивилизационными образовательными идеалами развития страны и «совершенствования человечества». (И.Кант)

Прогресс, как «неотъемлемая часть сознательного развития» (А.И.Герцен), как синтез науки и морали, культуры и политики, образования и власти, должен быть восстановлен как оценочная категория общественного развития.

     Кристаллизация правды и истины, восстановление приоритета знания и потенциала науки, переход на более развитой уровень социально-экономических отношений являются неизбежными для России. Исторический релятивизм, духовный и культурный обскурантизм, искусственно нагнетаемый научный агностицизм, анархический образовательный волюнтаризм «мрачного средневековья» девяностых годов культивировались целенаправленно как «самый легкий способ удержать массы от нежелательных размышлений». («Семья Опперман» Л.Фейхтвангер) Эти тенденции, в более мягких, сублимированных формах сохраняются  до сих пор в виде зависимости культуры от влияния  СМИ, системы образования от философии неопозитивизма и психологии бихевиоризма, науки от имитационных государственных проектов, экономики и социума от безраздельной власти видимых и закулисных «элит». Вся эта, приближающаяся к критической, масса «непросветленной энергии» как высокие температуры и огромное давление для образования алмаза – «алмаза» духа национального самосознания, предназначение которого, укрепляться, оттачиваться новыми трудностями и испытаниями, чтобы превратиться в резец для создания нового цивилизационного пространства и времени.

     Ближайшие задачи уже ясны и понятны. Главным приоритетом российской науки должна стать деятельность, направленная на поиск и создание новых источников энергии, альтернативных углеводородным и обладающим не меньшим объемом энергоотдачи.  Создание такого источника будет означать переход страны и мира на новый «технологический уклад» и вступление в новую эру своего развития.

     В области экономической науки необходимо признать доктрину «саморегу-

лирующегося и саморегулирующего рынка» ошибочной, ибо истина состоит в том, что не рынок регулирует, а рынком регулируют и регулируют в своих интересах.

     Для преодоления исторического релятивизма нужно найти мужество, чтобы восстановить принцип социального, культурного, духовного, нравственного прогресса для объективной оценки исторических событий и явлений, закрепить

за бинарной оппозицией «эволюция – революция» статус абсолютной закономерности исторического развития.

     Философии предстоит четко выделить и описать универсальную онтологическую матрицу российской истории, прослеживающуюся на всех этапах ее развития, независимо от их содержания, и являющуюся материалом для «связи времен» этапов российской государственности.

     Образование продолжит деятельность по совершенствованию и преобразованию образа человеческого «Аз –Я» и такому развитию общества, где личность будет поставлена с последнего места «Я» на первое место «Аз» в системе государственных и общественных ценностей. Образование должно восстановить свое назначение интеллектуальной и воспитательной силы общества и «вести» его ( Latin: ducare – educate ) за собой, ибо «система воспитания – самое главное в мире».(М.Лайтман).

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПО СТРАНИЦАМ ИСТОРИИ РОССИЙСКОЙ ХИМИЧЕСКОЙ НАУКИ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ  ПОДХОДЫ  ПО  ОБНОВЛЕНИЮ  СОДЕРЖАНИЯ  И ТЕХНОЛОГИЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Статья "Развитие предметных компетенций на занятиях театральной студии "Вдохновение" - Cборник с материалами XVI Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы модернизации российского образования». (2013 г.)

Cборник с материалами  XVI Международной научно-практической конференции  «Актуальные вопросы модернизации российского образования»  [[{"type":"media","view_mode":"medi...

Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования Тема: Развитие уровня коммуникативной компетенции на уроках английского языка.

Новые требования общества – развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной де...

Перспективы развития Российского образования после внедрения ФГОС третьего поколения

Стандарт -  один из самых главных документов, регламентирующих образовательную деятельность. В документе четко прописано, что должны знать и уметь дети после 4-го и после 9-го класса. Какие после...

Профессиональное развитие педагога в условиях модернизации Российского Образования - основа системы работы районного методического объединения учителей математики Приволжского района города Казани.

Методические объединения созданы для помощи учителю повышать свой профессионализм, овладевать новыми, более совершенными и эффективными методами и приемами обучения учащихся. Повышение компетентности ...