Культура педагогического общения как средство
статья по теме

Боярская Татьяна Николаевна

доклад

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Культура педагогического общения как средство

 здоровьесбережения в образовательном процессе

Доклад

                                             

                                       

 

                             

                                 

                                                                 

                                                  Учителя:

                                                           Боярской Т.Н.

2012год

Мы живем в эпоху кризисов и перемен. Можно ли помогать человеку уже с детства находить опору в самом себе, наращивать ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и взаимодействия с благотворными сторонами той же реальности. В последнее время все большую тревогу вызывает ухудшение состояния детей и подростков.

 По данным Центра охраны здоровья детей и подростков РАМН, хроническими болезнями страдают 75% выпускников школ. Известно, что 30-40% хронических заболеваний имеют психогенную основу.

Актуальной становится задача обеспечения школьного образования без потерь здоровья учащихся. Все чаще обсуждается негативное влияние школы на здоровье детей. Учебные перегрузки, сниженная двигательная активность, недостаточно организованная среда обучения, ошибки в организации учебного процесса, несоответствие между внешними требованиями и психофизическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа становится для детей и подростков постоянным источником стрессов. К числу непосредственно связанных со школой ситуаций, предрасполагающих к возникновению у учащихся пограничных психических расстройств относятся следующие:

- неспособность справиться с учебой;

- враждебное отношение педагогов;

- смену школьного коллектива;

- неприятие детским коллективом.

Отмечается взаимосвязь между состоянием психологического здоровья педагогического персонала и проблемами развития детей в условиях определенных образовательных сред. Учителя являются наиболее уязвимым контингентом по возможности приобретения психосоматических и невротических расстройств, в основе которых лежат неразрешенные психологические конфликты.   С другой стороны педагогическая профессия выливается в напряженный труд и учитель сам нуждается в психологической помощи и поддержке. Педагогическая деятельность насыщена разного рода напряженными ситуациями: непредвиденные конфликты с учащимися, игнорирование требования учителя, перегруженность поручениями и др.

Термин «здоровье» обозначает не только отсутствие болезней, но и состояние полного душевного, физического и социального благополучия. Ведущим показателем здоровья ребенка является его способность адаптироваться к постоянно меняющимся условиям окружающей среды, включая и социальные условия. Не умаляя значительный опыт и вклад медицинских работников в разработку  данной проблемы, ученые-педагоги отмечают – система образования может и должна явиться не менее важным фактором здравоохранения, чем медицина. А в плане профилактики, предупреждения нарушений психологического здоровья участников образовательного процесса и более важным.

Все это показывает, что в настоящее время проблема обеспечения здоровья учащихся и создания системы безопасности для развития ребенка в образовательной среде стала одной из важнейших. Формирование безопасной среды предполагает расширение свобод и возможностей выбора видов деятельности; введение принципов «педагогики сотрудничества» и «педагогической поддержки», расширение совместной деятельности всех субъектов образования; создание психологического климата взаимного уважения и доверия.

Общение для учителя – важная составляющая его профессиональной деятельности, которая не может быть эффектной, если сохраняются, тем более самим учителем создаются коммуникативные барьеры, а знание возможностей их преодоления отсутствует.

В стремлении изменить ситуацию к лучшему развивается новая педагогика – «педагогика встречных усилий», к которой процесс освоения новых знаний основывается на взаимоподдержке обеих сторон – и учителя, и ученика.

Если ориентация на учебный диалог становится системой взаимодействия педагога и школьников, то у последних формируются продуктивные подходы к овладении информацией, снимается страх перед «неправильным»  высказыванием и закрепляются доверительные отношения с учителем, который постоянно побуждает к нестандартному мышлению.

Педагогика встречных усилий предполагает постоянные «шаги» навстречу от учителя к ученикам и наоборот. Тогда обучение становится увлекательным процессом совместного познания. Основные характеристики урока, построенного на встречных усилиях участников учебной деятельности.

Весь урок (или большая его часть) проходит на эмоциональном и интеллектуальном подъеме, что дает выход творческой энергии его участников.

Царит атмосфера сотрудничества и сотворчества: учитель и ученики «заражают» друг друга творческой энергией; чувствуется готовность той и другой стороны оказать друг другу помощь.

Мыслительная деятельность учащихся стимулируется различными средствами и приемами: используются методы исследовательского, эвристического характера, творческие задания, подразумевающие длительную самостоятельную работу (рефераты, творческие сочинения, эссе, наблюдения, опыты), учебные дискуссии, познавательные игры и пр.

Учитель побуждает, организует и ведет мысль учащихся к самостоятельному поиску и решению учебной проблемы (задачи), учащиеся адекватно реагируют на творческие и проблемные ситуации.

На уроке для учащихся создаются возможности проявить себя – в зависимости от умения и желания учиться – в различных видах и формах учебной деятельности (индивидуальная, групповая, фронтальная; игровая, художественная, коммуникативная и пр.).

Речь учителя несет огромную смысловую нагрузку на уроке: монолог и замечания педагога расставляют акценты, рождают проблемные ситуации, эмоциональные кульминации, обогащая учебную  информацию и творческое поле урока.

Учитель и учащиеся заботятся об этике взаимоотношений, об эстетике оформления помещения, где проходит занятие; возникает воспитывающий эффект (освоение нравственных норм, желание продолжить общение и совместную учебную деятельность).

В результате такого урока у педагога и  учеников возникает чувство удовлетворения от хорошо выполненной работы, желание повторить и упрочить успех совместной деятельности.

Все это будет способствовать не только обученности учащихся, набору знаний и навыков, но и связывается с воспитанием, понятием «качество жизни», раскрывающимися через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность».

Психологическое здоровье – состояние субъективного, внутреннего благополучия личности, обеспечивающее оптимальный выбор действий поступков и поведения в ситуациях ее взаимодействия с окружающими объективными условиями, другими людьми и позволяющее ей свободно актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности.

Вывод: очень важно обеспечить оптимальные психопрофилактических, развивающие, безопасные условия образовательной среды, способствующие минимизации стрессов факторов в образовательном процессе, сохранению и укреплению психологического, психического здоровья всех участников образовательного процесса, успешной социализации, самореализации и достижению высокого качества образования учащихся.