Педагогический совет "От конфликта к культуре педагогического общения"
методическая разработка

Кайшева Любовь Сергеевна

Цель: Совершенствование форм и способов  взаимодействия  субъектов коррекционно - развивающего пространства

Задачи:

  1. Рассмотреть  педагогическое общение как социально-психологическое взаимодействие.
  2. Рассмотреть способы предотвращения конфликтов в педагогическом общении
  3. Освоить приёмы бесконфликтного общения
  4. Освоить психологические методы и приемы снижения эмоционального напряжения в общении

Ресурсное обеспечение: мультимедийный проектор для демонстрации презентации по ходу педсовета   выставка, раздаточный материал участникам.

План проведения педсовета  

  • Вступительная часть: цель, задачи и актуальность выбранной темы педсовета (просмотр «замечательного мультика» о культуре общения )  
  • Основная часть. Теория   
    1. Педагогическое общение как социально-психологическое взаимодействие.

      2.Тестирование «Конфликтная  личность»
      3. Конфликты как барьеры в педагогическом общении.

  • Основная часть. Практикум
    1. Практикум. Работа в группах «Карусель»: приёмы бесконфликтного общения. 
    2. Взаимопроверка  результатов работы в группе. Рефлексивный момент.
  • Притча «Какие люди живут в этом городе»
  • Принятие решения. Итоговая рефлексия. Оценка продуктивности педсовета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический совет "От конфликта к культуре  педагогического общения"

                                                                   

Жизнь- это три дня: вчера, сегодня,  завтра.                                                      

Вчера уже прошло и ты ничего в нем не

изменишь, завтра еще не наступило и может быть не наступит. Поэтому постарайся

сегодня поступить достойно, чтобы не сожалеть.

Омар Хайям

Цель: Совершенствование форм и способов  взаимодействия  субъектов коррекционно - развивающего пространства

Задачи:

  1. Рассмотреть  педагогическое общение как социально-психологическое взаимодействие.
  2. Рассмотреть способы предотвращения конфликтов в педагогическом общении
  3. Освоить приёмы бесконфликтного общения
  4. Освоить психологические методы и приемы снижения эмоционального напряжения в общении

Ресурсное обеспечение: мультимедийный проектор для демонстрации презентации по ходу педсовета   выставка, раздаточный материал участникам. 

План проведения педсовета  

  • Вступительная часть: цель, задачи и актуальность выбранной темы педсовета (просмотр «замечательного мультика» о культуре общения )  
  • Основная часть. Теория   
    1. Педагогическое общение как социально-психологическое взаимодействие.

      2.Тестирование «Конфликтная  личность»
     3. Конфликты как барьеры в педагогическом общении.

  • Основная часть. Практикум
    1. Практикум. Работа в группах «Карусель»: приёмы бесконфликтного общения. 
    2. Взаимопроверка  результатов работы в группе. Рефлексивный момент.
  • Притча «Какие люди живут в этом городе»
  • Принятие решения. Итоговая рефлексия. Оценка продуктивности педсовета.

Ход педсовета

1. Вступительная часть:  просмотр мультфильма, цель, задачи и актуальность выбранной темы педсовета.  (слайды 1, 2, 3).

2. Основная часть. Доклад «Педагогическое общение как социально-психологическое взаимодействии» (слайд4)

2.1. Педагогическое общение как социально-психологическое взаимодействие.

Педагогическое общение представляет собой коллективную систему социально-психологического взаимодействия. В связи с этим можно выделить следующие линии общения: 1) общение педагога с отдельными учащимися; 2) общение педагога через отдельных учащихся с коллективом в целом; 3) общение с коллективом в целом; 4) общение педагога через коллектив с отдельными учащимися. Причем эти линии общения находятся в постоянном взаимодействии, пересекаются, взаимопроникают и т. п. В педагогической деятельности коллективность общения — это не просто коммуникативный фон деятельности, а важнейшая закономерность педагогического общения (слайд 5).

Педагогическое общение – это специфическое межличностное взаимодействие педагога и учащегося, опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе. Основными функциями педагогического общения являются: информационная, контактная, побудительная, амотивная (слайд 6).

Исследования по проблеме общения показывают, что в процессе педагогического общения происходит взаимозаражение общающихся, коммуникативное взаимозаражение педагога и учащихся, существенным образом влияющее на творческое самочувствие педагога и класса. Это взаимозаражение возникает на основе эмоциональной общности переживаний педагога и обучающихся, укрепляет её, выступая одновременно как результат эмоциональной общности. Этот эффект самым существенным образом влияет на содержательную сторону педагогического общения, на уровень познавательной деятельности учащихся. Возникает известное педагогическое сопереживание. Учитель выступает как активатор сопереживания и заражает учащихся проблемой, совместным поиском, причём сопереживание, вызванное им у учащихся, в свою очередь, влияет на самого педагога (слайд 7).

Важно уметь воспринимать и оценивать эмоциональную реакцию класса в целом и каждого ученика в отдельности как показатель уровня и глубины восприятия информации. На этом педагогическом умении в своё время настаивал А. С. Макаренко, говоря, что «можно и нужно развивать зрение, просто физическое зрение. Это необходимо для воспитателя. Нужно уметь читать на человеческом лице, на лице ребенка, – и это чтение может быть даже описано в специальном курсе. Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений» (слайд 8).

В педагогическом общении чрезвычайно важно адекватное понимание педагогом учащихся и учащимися педагога. Это способствует корректировке и интенсификации учебно-воспитательного процесса. В организации правильного взаимопонимания в процессе педагогического общения существенную роль играет эмоциональная идентификация и эмпатия как способность «эмоционально (а не только рационально) воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми мыслями и чувствами». Уметь эмоционально идентифицировать себя с ребёнком, зажить его чувствами и мыслями, а значит, адекватно понять его мысли и переживания — сложная задача. Именно на этом качестве настаивал А. С. Макаренко. Педагогически очень ценно, когда учитель умеет проникать в психологическое состояние учащихся. Ведь «представление о партнёре диктует выбор средства воздействия на него. Верное представление о партнере — условие продуктивности этих воздействий...» (слайд 9).

Если вы решите заняться оптимизацией своего общения с детьми, рекомендуем своеобразное руководство, на которое можно ориентироваться:

  1. Появление в классе бодрое, уверенное, энергичное и т. д.
  2. Общее самочувствие в начальный период общения бодрое, продуктивное, уверенное.
  3. Наличие коммуникативного настроения: ярко выраженная готовность к общению.
  4. Энергичное проявление коммуникативной инициативы, эмоциональная настроенность на деятельность, стремление передать это состояние классу.
  5. Создание на уроке необходимого эмоционального настроя.
  6. Органичное управление собственным самочувствием в ходе урока и общения с детьми (ровное эмоциональное состояние, способность к управлению самочувствием, несмотря на складывающиеся обстоятельства, сбои в настроении).
  7. Продуктивность общения.
  8. Управление общением: оперативность, гибкость, ощущение собственного стиля общения, умение организовать единство общения и метода воздействий.
  9. Речь (яркая, образная, эмоционально насыщенная, высококультурная).
  10. Мимика (энергичная, яркая, педагогически целесообразная).
  11. Пантомимика (выразительная, адекватная жестикуляции, пластическая образность, эмоциональная насыщенность жестов).
  12. Итоговая, общая характеристика общения.

Но все эти «технологические» приёмы активно заработают только при наличии главного условия — интереса к педагогической профессии, вкуса к учительской работе, любви к детям, иначе говоря — при условии профессионально-педагогической направленности личности педагога (слайд 10).

2.2. Тестирование «Конфликтная  личность» (Приложение 1)

2.3. Конфликты как барьеры в педагогическом общении.

  Подойдем к понятию конфликта со стороны его трактовки в различных областях знаний. Как же определяется понятие «конфликта» в различных науках? (слайд 11)

  • Конфликт по словарю С. И. Ожегова – столкновение, серьезное разногласие, спор.
  • «Советский энциклопедический словарь» (1984) это же понятие определяет почти так же, т. е. как столкновение сторон, мнений, сил.
  • В «Философском энциклопедическом словаре» (М. 1983) понятия «конфликт» не включено в состав лексических единиц. Его эквивалент - «противоречие» - определяется как взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций, предметов и явлений. Термин «конфликт» применяется лишь для обозначения острых враждебных столкновений классовых интересов, противоречий
  • «Социологический словарь» (М., 1991) дает толкование социального конфликта. Авторы определяют социальный конфликт как «предельный случай обострения социальных противоречий».

Причиной конфликтов в школе может стать акселерация (ускорение роста и физического развития детей по сравнению с предыдущими поколениями), так как она не столько ускоряет общее созревание организма, сколько усиливает его дисгармонию с социальным созреванием и усугубляет течение подросткового кризиса. Это затрудняет правильное воспитание детей. Нам, педагогам, становится всё труднее понимать и внутреннее состояние, и потребности учеников, общаться с ними, руководить ими. Поэтому возникают конфликты (слайд 12).

Слишком жёсткое или слишком лояльное отношение к ученикам вызывает реакцию протеста, потому что в подростковом возрасте дети оценивают в учителе, прежде всего, человеческие качества. Он должен понимать своих учеников, вести за собой, относиться к ним с уважением (слайд 13).

Также меняется отношение и к учёбе. Учёба воспринимается как подготовка к взрослой жизни, и поэтому учитель (главный источник информации), по мнению подростков, должен понятно, доступно объяснять материал. На этой почве тоже могут возникнуть противоречия. Подобно родителям, учитель в сознании подростка — обладающий властью, распоряжающийся наказаниями и поощрениями, авторитетный источник знаний в определённой области — должен стать товарищем и другом (слайд 14).

По мнению учеников, идеальный учитель — это человек, в котором:

  1. Есть способность к пониманию, эмоциональному отклику; есть сердечность, т. е. в учителе хотят видеть старшего друга.
  2. Профессиональная компетентность, уровень знаний сочетаются с качеством преподавания.
  3. Присутствует умение справедливо распоряжаться данной ему властью.

Но, естественно, все качества сочетаются в одном лице не так часто. Поэтому возникают конфликты. Такие конфликты, как установлено психологами, в возрасте от 13 до 18 лет неизбежны и нормальны. Без них не обойтись. Главное, чтобы они не перерастали в "войны", "революции" и чтобы правильно оценивались (слайд 15).

Высшее искусство педагога в сотрудничестве с классом состоит в том, чтобы при максимальной требовательности к детям не подавить их активность, не исказить эмоциональный тон, сохранить в них самоуважение и чувство собственного достоинства, стимулировать их творческую активность, коллективистический настрой на общие дела и содружество (слайд 16).

Учение, по справедливому замечанию В.А. Сухомлинского, это прежде всего человеческие отношения. Открывая детям мир знаний, учитель выражает и себя, раскрывает перед ними свою духовность, свою систему ценностей, социальный характер, творческую активность. Их можно увидеть и оценить, как творческие элементы в работе учителя: манеру встречи с классом, варианты приветствия, способы оценки готовности детей к совместному труду, характер распоряжений учителя, информацию о перечне конкретных операций, о возможной помощи, контроле, способы введения детей в общий темп работы и единый ритм совместных действий на каждом этапе урока.

Выявленный нами перечень действий учителей является показателем творческого подхода к организации учебного труда, продуктивного взаимодействия и бесконфликтного общения с классом на уроке. Постоянная актуализация позитивных эмоций у учащихся на уроке способствует наилучшему пониманию и закреплению в памяти учебного материала, положительных образцов поведения и более точной ориентировки детей на требования учителя и коллектива (слайд 17).

3. Основная часть. Практикум «Приёмы бесконфликтного общения»

3.1. Работа в группах «Карусель»: приёмы бесконфликтного общения (слайд 18). (Приложения 4 -7)

3.2. Взаимопроверка результатов работы в группах.   (слайды 19,20).

4. Притча «Какие люди живут в этом городе»  (Приложение 2)

5. Принятие решения педсовета. Итоговая рефлексия. Оценка продуктивности педсовета

Принятие решения (слайды 21, 22, 23).

Проект решения педсовета:

  • Каждому педагогу совершенствовать коммуникационную компетентность, находить конструктивный способ общения с учащимися, не используя отметку в целях наказания.
  • Усилить взаимосвязь в работе педагога, психолога, социального педагога по профилактике возможных конфликтных ситуаций на основе диагностики межличностных отношений «учитель – ученик», «ученик – ученик».
  •   Применять игровые методы для профилактики и разрешения конфликтов: интроспекции (человек ставит себя на место другого), тренинги, ролевые игры и т. п.
  • Посещать онлайн-уроки, занятия тренинги практиков психологов по теме «Психология общения»

Вывод: Главный способ бесконфликтного педагогического общения – формирование высокого уровня педагогического профессионализма, владение искусством выхода из конфликтных ситуаций без потери собственного достоинства. Организация эффективного педагогического взаимодействия требует высокого уровня эмоциональной идентификации с объектом воздействия (слайд 22).

Итоговая рефлексия. Оценка продуктивности педсовета   (слайд 23).

При подготовке к педсовету была использована следующая литература:

  1. Чистякова Т.А. Педагогический конфликт и способы его преодоления. – Л., 1987
  2. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М.: Просвещение, 1987.
  3. Выготский Л.С. Антология гуманной педагогики [сборник]. – М., 1996.
  4. Шакуров Р.Х. Психологические основы педагогического сотрудничества. – Казань, 1994.
  5. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М.: Просвещение, 1991.
  6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1999.
  7. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. – М., 1995.
  8. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М., 1979.
  9. Макаренко А.С. Собрание сочинений. – М., 1958. – т. 5.

Приложения


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

От конфликта к культуре педагогического общения ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

Слайд 2

Цель: Совершенствование форм и способов взаимодействия субъектов коррекционно- развивающего пространства ЦЕЛЬ:

Слайд 3

Задачи: 4 Рассмотреть педагогическое общение как социально-психологическое взаимодействие. 1 2 3 Рассмотреть способы предотвращения конфликтов в педагогическом общении Освоить приёмы бесконфликтного общения Освоить психологические методы и приемы снижения эмоционального напряжения в общении

Слайд 4

Основная часть: Педагогическое общение как социально-психологическое взаимодействие

Слайд 5

1 4 3 2 2. Общение педагога через отдельных учащихся с коллективом в целом 3. Общение с коллективом в целом 1. Общение педагога с отдельными учащимися 4. Общение педагога через коллектив с отдельными учащимися Можно выделить 4 линии общения Педагогическое общение – коллективная система социально-психологического взаимодействия

Слайд 6

Информа-ционная Контакт-ная Побудите-льная Амотивная Основные функции педагогического общения Педагогическое общение – специфическое межличностное взаимодействие педагога и учащегося, опосредующее усвоение знаний и становление личности в УВП

Слайд 7

Исследования по проблеме общения Педагоги Учащиеся Коммуникативное «взаимозаражение» Педагогическое сопереживание ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ активаторы заражают проблемой совместным поиском эмоциональная реакция класса

Слайд 8

А.С. Макаренко А.С. Макаренко «… можно и нужно развивать зрение, просто физическое зрение. Это необходимо для воспитателя. Нужно уметь читать на человеческом лице, на лице ребёнка, и это чтение может быть даже описано в специальном курсе. Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений» Педагогическое умение воспринимать и оценивать эмоциональную реакцию класса в целом и каждого ученика в отдельности – показатель уровня и глубины восприятия информации

Слайд 9

Эмпатия Эмоциональная идентификация Уметь эмоционально идентифицировать себя с ребёнком, жить его чувствами и мыслями, а значит адекватно понять его мысли и переживания – сложная задача Педагогическое общение Адекватное понимание педагогами учащихся и учащимися педагога Педагогическое общение

Слайд 10

Руководство для оптимизации общения с детьми 1. Появление в классе бодрое, уверенное, энергичное 2. Общее самочувствие в начальный период общения бодрое, продуктивное, уверенное. 3. Наличие коммуникативного настроения: ярко выраженная готовность к общению. 4. Энергичное проявление коммуникативной инициативы, эмоциональная настроенность на деятельность, стремление передать это состояние классу. 5. Создание на уроке необходимого эмоционального настроя 6. Органичное управление собственным самочувствием в ходе урока и общения с детьми (ровное эмоциональное состояние, способность к управлению самочувствием, несмотря на складывающиеся обстоятельства, сбои в настроении). 7. Продуктивность общения. 8. Управление общением: оперативность, гибкость, ощущение собственного стиля общения, умение организовать единство общения и метода воздействий 9. Речь (яркая, образная, эмоционально насыщенная, высококультурная). 10. Мимика (энергичная, яркая, педагогически целесообразная). 11. Пантомимика (выразительная, адекватная жестикуляции, пластическая образность, эмоциональная насыщенность жестов). 12. Итоговая, общая характеристика общения Профессионально-педагогическая направленность личности педагога

Слайд 11

2.2. Конфликты как барьеры в педагогическом общении С. И. Ожегов столкновение, серьезное разногласие, спор «Советский энциклопедический словарь» (1984) столкновение сторон, мнений, сил «Философском энциклопедическом словаре» (1983) «Конфликт» не включено в состав лексических единиц. Его эквивалент - «противоречие» - определяется как взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций, предметов и явлений «Социологический словарь» (1991) Социальный конфликт как «предельный случай обострения социальных противоречий»

Слайд 12

АКСЕЛЕРАЦИЯ Трудности в воспитании Причины конфликтов в школе усиливает дисгармонию ребёнка с социальным созреванием и усугубляет течение подросткового кризиса КОНФЛИКТЫ

Слайд 13

Слишком жёсткое или слишком лояльное отношение к ученикам Для детей - Учитель – Человек!?? Причины конфликтов в школе вызывает реакцию протеста КОНФЛИКТЫ

Слайд 14

Изменение отношения к учёбе Учитель должен понятно, доступно объяснять материал!!! УЧИТЕЛЬ – ДРУГ и ТОВАРИЩ Причины конфликтов в школе Учёба как подготовка к взрослой жизни КОНФЛИКТЫ

Слайд 15

По мнению учеников идеальный учитель – это человек, в котором: Есть способность к пониманию, эмоциональному отклику; есть сердечность, т.е. в учителе хотят видеть старшего друга Профессиональная компетентность, уровень знаний сочетаются с качеством преподавания Присутствует умение справедливо распоряжаться данной ему властью КОНФЛИКТЫ в возрасте от 13 до 18 лет неизбежны и нормальны

Слайд 16

Высшее искусство педагога При максимальной требовательности к детям не подавить их активность, не исказить эмоциональный тон, стимулировать творческую активность детей, их настрой на общие дела и содружество сохранить в детях самоуважение и чувство собственного достоинства, Высшее искусство педагога

Слайд 17

«Учение – это прежде всего человеческие отношения» – В.А. Сухомлинский Варианты приветствия Характер распоряжений учителя Манера встречи с классом Способы оценки готовности детей к совместному труду, информация о перечне конкретных операций, о возможной помощи, контроле и др. Показатели творческого подхода к организации учебного труда, продуктивного взаимодействия и бесконфликтного общения с классом на уроке

Слайд 18

Практикум Работа в группах «Карусель» Кодекс чести педагога Психологические методы и приемы снижения напряжения Синквейн Мастерская Деда Мороза Приёмы бесконфликтного общения

Слайд 19

Взаимопроверка «Кодекс чести учителя школы» Учись видеть и уважать в другом человеке личность. Учись видеть в себе недостатки и прощать их другим. Будь честен в помыслах , не навреди словом . Щедро делись своим педагогическим мастерством , ибо «не оскудеет рука дающего». Учись радоваться успехам коллег. Не позволяй себе плохого настроения , это не прилично. Будь внимателен к чужим недостаткам . Помни, что твой внешний вид соответствует твоему внутреннему содержанию. Полнее используй свои силы и возможности в работе. Повышай свой интеллект. Добросовестно выполняй функциональные обязанности учителя. Стремись к профессиональному мастерству .

Слайд 20

«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ СНИЖЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ ПАРТНЕРА ПО ОБЩЕНИЮ» Перечень методов и приемов, СНИЖАЮЩИХ напряжение: Предоставление партнеру возможности выговориться. Вербализация эмоционального состояния: а) своего, б) партнера. Подчеркивание общности с партнером (сходство интересов, мнений, единство цели и др.) Проявление интереса к проблемам партнера. Подчеркивание значимости партнера, его мнения в ваших глазах. В случае вашей неправоты – немедленное признание ее. Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации. Обращение к фактам. Спокойный и уверенный темп речи. Поддержание оптимальной дистанции, угла поворота и наклона тела.

Слайд 21

Усилить взаимосвязь в работе педагога, психолога, социального педагога по профилактике возможных конфликтных ситуаций на основе диагностики межличностных отношений «учитель – ученик», «ученик – ученик». Применять игровые методы для профилактики и разрешения конфликтов: интроспекции (человек ставит себя на место другого), тренинги, ролевые игры и т. п. Посещать онлайн-уроки, занятия тренинги практиков психологов по теме «Психология общения» Проект решения педсовета 2 3 4 1 Каждому педагогу совершенствовать коммуникативную компетентность, находить конструктивный способ общения с учащимися, не используя отметку в целях наказания.

Слайд 22

Главный способ бесконфликтного педагогического общени я – формирование высокого уровня педагогического профессионализма, владение искусством выхода из конфликтных ситуаций без потери собственного достоинства

Слайд 23

Оценка продуктивности педсовета Красный – разговор был интересным и полезным Зеленый- обязательно следует продолжить разговор на эту тему Желтый- разговор был непродуктивный и бесполезный



Предварительный просмотр:

  Тест "Конфликтная личность"

Известный тест К. Томаса, позволяющий оценить индивидуальную стратегию и тактику поведения в конфликтной ситуации (соперничество, избегание, компромисс, приспособление или сотрудничество). А также тест на определение уровня конфликтности личности, построенный на положении о ведущей роли одного из полушарий головного мозга, в адаптации Г.Н. Маркова. Этот тест использует диагностические показатели, которые являются наиболее устойчивыми в течение всей жизни человека. Нужно сделать несколько движений и снять нужные показания для теста.

После этого нужно записать результаты. Важно не перепутать указанную последовательность.

Тест "Конфликтная личность"

Для того чтобы снять нужные показатели, необходимо:

Переплести пальцы рук и заметить, какой палец оказывается сверху (правый (П) или левый (Л))

Прицелиться, выбрав мишень, и определить, какой глаз является ведущим (правый (П) или левый (Л))

Переплести руки на груди ("наполеоновская поза) и заметить, какая рука окажется сверху (правая (П) или левая (Л))

Проверить, какая рука при аплодировании оказывается сверху (правая (П) или левая (Л)).

Интерпретация в следующих формулах.

ПППП

Избегают конфликтов, но все же идут на них. В конфликтах последовательны, стремятся довести их до разрешения. Тщательно соотносят цель со средствами.

ПППЛ

Стремятся избегать конфликтов. Предпочитают разрешить их любыми способами. Нередко могут отказаться от прежней позиции.

ППЛП

Не любят конфликтовать, но и не избегают конфликтов. Находчивы и остроумны в их разрешении.

ППЛЛ

Избегают конфликтов. Но, если сталкиваются с ними, то ведут себя твердо. Готовы идти на уступки.

ПЛПЛ

Очень не любят конфликтовать. Стремятся выйти из него любыми способами. В том числе и за счет отказа от собственных требований. Решение принимают, в основном, поддаваясь эмоциональным, а не рациональным состояниям.

ПЛПП

Готовы идти на конфликт. Отчетливо понимают свои интересы, находят наиболее рациональные пути их защиты. Хорошо просчитывают свои возможности.

ПЛЛП

Не любят конфликтов. Эмоционально реагируют на события, но принимают достаточно обдуманные решения. Быстро и хорошо ориентируются в ситуации. Способны находить и неожиданные решения выхода из конфликта.

ПЛЛЛ

Охотно вступают в конфликт. Часто выступают его инициатором. Преувеличивают собственные возможности, не склонны к компромиссам. Конфликт превращают только при условии выполнения своих требований. Излюбленный прием - "психологическая атака".

ЛППП

Конфликтов избегают, чувствуют себя в конфликтных ситуациях неуверенно. Проявляют большую гибкость в их решении. Склонны к компромиссам, готовы отказаться от защиты части своих интересов.

ЛППЛ

Избегают конфликтов. Но в тех случаях, когда считают свои интересы затронутыми, идут на конфликт без особых колебаний. Позицию держат твердо, не всегда склонны к компромиссам. На первом плане - интересы дела.

ЛПЛП

Считают конфликты неизбежными, смело идут на их решение. Б конфликтах твердо добиваются поставленных задач. Не склонны к компромиссам, если они не решают всех поставленных задач.

ЛПЛЛ

Внутренне агрессивны. Постоянно ищут повод для конфликта. Конфликтность прикрывается внешней мягкостью. Последовательны в достижении целей. Проявляют большую гибкость и изобретательность в решении конфликта с собственных позиций.

ЛЛПП

Избегают конфликтов. Предпочитают спорные вопросы решать мирным путем. Готовы отказаться от защиты собственных интересов, но последовательно защищают интересы других. Наиболее сильная их сторона - стремление конфликты предупредить или погасить в зародыше.

ЛЛПЛ

Стремятся избежать конфликта, хотя не всегда могут его предупреждать. Очень склонны к компромиссам. Уступают требованиям конфликтующих сторон, если противник оказывается более сильным.

ЛЛЛП

Конфликтов не избегают, хотя редко являются их инициаторами. Б конфликтах действуют смело, решительно, не допускают опрометчивые решения. Четко продумывают возможные последствия конфликта, стремятся их предупредить. Склонны к компромиссам.

ЛЛЛЛ

Конфликтов избегают. Отличаются большой способностью предупреждать их. Однако, принимая участие в конфликтах, умеют произвести впечатление на противника, используя прием демонстрации несуществующих возможностей. Хорошо просчитывают возможные последствия конфликта и умеют вовремя скорректировать свое поведение.

Разумеется, этот тест не является своего рода истиной в последней инстанции, и его результаты не следует принимать за 100%. Впрочем, это касается и других тестов - научных или популярных - используемых в практике. Для профессионального психолога они являются своего рода ориентиром, помогают определить общие тенденции в поведении той или иной личности, вступающей в конфликт.

Заключение


1 группа «Кодекс чести учителя школы»

(восстановить фразы и оформить в виде книги)

  • Учись видеть и уважать в другом человеке личность.
  • Учись видеть в себе недостатки и прощать их другим.
  • Будь честен в помыслах, не навреди словом.
  • Щедро делись своим педагогическим мастерством, ибо «не оскудеет рука дающего».
  • Учись радоваться успехам коллег.
  • Не позволяй себе плохого настроения, это не прилично.
  • Будь внимателен к чужим недостаткам.
  • Помни, что твой внешний вид соответствует твоему внутреннему содержанию.
  • Полнее используй свои силы и возможности в работе.
  • Повышай свой интеллект.
  • Добросовестно выполняй функциональные обязанности учителя.
  • Стремись к профессиональному мастерству.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

2 группа «Заповеди педагогического общения» (советы бывалых)

( отсортировать заповеди,  исходя из наших проблем, и оформить в виде книги)

Чтоб в воспитании избежать недоразумений – стремись к целенаправленности отношений.

Манерам подражая проповедника, ориентируй речь на собеседника.

Ты за внимание борись, не строй общение «сверху вниз».

Стремись изучать детей настроение, их мимику, жесты и глаз выражение.

Какие они вчера и сегодня, какие с утра и какие в полдень. Как говорят они: смехом, слезами… Учись себя видеть детей глазами!

Не ограничивайся только информацией.

Воздействуй, наблюдая за реакцией.

Организуй контакты вне урока.

Пусть прока нет порой, но ведь и нет порока…

Умейте слушать вдумчиво, внимательно и завоюете ребенка окончательно.

По пустякам «не возникать»!

Конфликты нейтрализовать!

Порой идти на мелкие уступки и осуждать не личность, а поступки!

Вот ребенок. Чтоб найти подход к нему, начинай с вопросов:

«Почему?», «Как?», «Зачем?», «Что думаешь о том?»

Инициативен будь при том.

 Любите детей, будьте вежливы с ними.

 Они в любом возрасте очень ранимы…

 Полнее используйте роль одобрения и избегайте шаблона в общении!

 «Голая» критика будет вредна, если добра не содержит она.

 В игре и спорте, танцах и работе – везде пример вы личный подаёте.

Нельзя об этом забывать. Собой учитесь управлять.

 Чтоб уважения детей добиться, слово с делом не должно расходиться!

 Вы должны оптимизмом лучиться, пусть даже с риском потом ошибиться.

 Не обижайте резкими приказами, не обзывайте кличками заразными.

 Не увлекайтесь глупыми проказами – пугать детей ужастиками разными.

 Не бойтесь вежливыми быть: спасибо детям говорить.

 Уважайте чужое мнение, понимайте детей настроение.

 Все коллективно обсуждайте, но персонально поручайте!

И персонально отвечайте, о том, друзья не забывайте!

 Ставьте себя на место детей и сможете их понять поскорей!

 Дети не любят грубые фразы: выполнят просьбу, но не приказы.

 В мелочь каждую не нужно вам вникать.

Что-то можно не «услышать», «не понять…».

Занимайтесь главным делом – здоровьем их души и тела.

25. Не будьте мелочными и злопамятными, старайтесь «выражовываться» грамотно

26. Не отвечайте на вопрос вопросом, не будьте строгим, хмурым «боссом».

27.  Не будьте скучными, банальными, старайтесь быть оригинальными.

 Но в этом тоже меру знайте и носом дверь не открывайте…

28.  Признать ошибку потрудитесь, перед ребенком извинитесь.

 От этого авторитет ваш не сойдет на «нет».

29. К детям своим относитесь любя.

Злиться вы можете лишь на себя!

30. «Любимчиков» не заводите, за прегрешения не мстите.

31. Наедине не выясняйте и перед всеми не ругайте.

Не унижайте их при всех. Ведь убивает даже смех!

32.  Бережнее с психикой ребенка обращайтесь, послушанием его не упивайтесь.

33.  Пусть не всегда вы в этом правы, но повторяйте вновь и вновь:

 «Любой из вас имеет право на уважение и любовь».

34. Наказывать работой непедагогично.

 Но если так – трудитесь с ними лично.

Пускай детишки ваши понимают, что и учителя за них    

страдают…

35.Коли не можете найти ответа, то не стесняйтесь спрашивать об этом.

 Воспитывай, но, ради Бога, не досаждай моралью строгой!

Старайтесь все о детях знать,  контакты личные искать,

но в душу им не залезать, коль не хотят туда пускать.

Душа – на место для прогулок! Другой ищите переулок…




Предварительный просмотр:

СИНКВЕЙН по теме: «От конфликта к культуре педагогического общения»

Алгоритм  составления синквейна:

  1.  Кто? Что? – 1 существительное
  2.  Какой? – 2 прилагательных
  3.  Что делает? – 3 глагола
  4.  Что автор думает о теме? Предложение из 4 слов
  5.   Кто? Что? – 1 существительное – синоним (новое звучание темы)

СИНКВЕЙН по теме: «От конфликта к культуре педагогического общения»

Алгоритм  составления синквейна:

  1.  Кто? Что? – 1 существительное
  2.  Какой? – 2 прилагательных
  3.  Что делает? – 3 глагола
  4.  Что автор думает о теме? Предложение из 4 слов
  5.   Кто? Что? – 1 существительное – синоним (новое звучание темы)



Предварительный просмотр:

Тест "Конфликтная личность"

Для того чтобы снять нужные показатели, необходимо:

Переплести пальцы рук и заметить, какой палец оказывается сверху (правый (П) или левый (Л))

Прицелиться, выбрав мишень, и определить, какой глаз является ведущим (правый (П) или левый (Л))

Переплести руки на груди ("наполеоновская поза) и заметить, какая рука окажется сверху (правая (П) или левая (Л))

Проверить, какая рука при аплодировании оказывается сверху (правая (П) или левая (Л)).

Анализ теста "Конфликтная личность"

Известный тест К. Томаса, позволяющий оценить индивидуальную стратегию и тактику поведения в конфликтной ситуации (соперничество, избегание, компромисс, приспособление или сотрудничество). А также тест на определение уровня конфликтности личности, построенный на положении о ведущей роли одного из полушарий головного мозга, в адаптации Г.Н. Маркова. Этот тест использует диагностические показатели, которые являются наиболее устойчивыми в течение всей жизни человека. Нужно сделать несколько движений и снять нужные показания для теста.

После этого нужно записать результаты. Важно не перепутать указанную последовательность. Интерпретация в следующих формулах.

ПППП

Избегают конфликтов, но все же идут на них. В конфликтах последовательны, стремятся довести их до разрешения. Тщательно соотносят цель со средствами.

ПППЛ

Стремятся избегать конфликтов. Предпочитают разрешить их любыми способами. Нередко могут отказаться от прежней позиции.

ППЛП

Не любят конфликтовать, но и не избегают конфликтов. Находчивы и остроумны в их разрешении.

ППЛЛ

Избегают конфликтов. Но, если сталкиваются с ними, то ведут себя твердо. Готовы идти на уступки.

ПЛПЛ

Очень не любят конфликтовать. Стремятся выйти из него любыми способами. В том числе и за счет отказа от собственных требований. Решение принимают, в основном, поддаваясь эмоциональным, а не рациональным состояниям.

ПЛПП

Готовы идти на конфликт. Отчетливо понимают свои интересы, находят наиболее рациональные пути их защиты. Хорошо просчитывают свои возможности.

ПЛЛП

Не любят конфликтов. Эмоционально реагируют на события, но принимают достаточно обдуманные решения. Быстро и хорошо ориентируются в ситуации. Способны находить и неожиданные решения выхода из конфликта.

ПЛЛЛ

Охотно вступают в конфликт. Часто выступают его инициатором. Преувеличивают собственные возможности, не склонны к компромиссам. Конфликт превращают только при условии выполнения своих требований. Излюбленный прием - "психологическая атака".

ЛППП

Конфликтов избегают, чувствуют себя в конфликтных ситуациях неуверенно. Проявляют большую гибкость в их решении. Склонны к компромиссам, готовы отказаться от защиты части своих интересов.

ЛППЛ

Избегают конфликтов. Но в тех случаях, когда считают свои интересы затронутыми, идут на конфликт без особых колебаний. Позицию держат твердо, не всегда склонны к компромиссам. На первом плане - интересы дела.

ЛПЛП

Считают конфликты неизбежными, смело идут на их решение. Б конфликтах твердо добиваются поставленных задач. Не склонны к компромиссам, если они не решают всех поставленных задач.

ЛПЛЛ

Внутренне агрессивны. Постоянно ищут повод для конфликта. Конфликтность прикрывается внешней мягкостью. Последовательны в достижении целей. Проявляют большую гибкость и изобретательность в решении конфликта с собственных позиций.

ЛЛПП

Избегают конфликтов. Предпочитают спорные вопросы решать мирным путем. Готовы отказаться от защиты собственных интересов, но последовательно защищают интересы других. Наиболее сильная их сторона - стремление конфликты предупредить или погасить в зародыше.

ЛЛПЛ

Стремятся избежать конфликта, хотя не всегда могут его предупреждать. Очень склонны к компромиссам. Уступают требованиям конфликтующих сторон, если противник оказывается более сильным.

ЛЛЛП

Конфликтов не избегают, хотя редко являются их инициаторами. Б конфликтах действуют смело, решительно, не допускают опрометчивые решения. Четко продумывают возможные последствия конфликта, стремятся их предупредить. Склонны к компромиссам.

ЛЛЛЛ

Конфликтов избегают. Отличаются большой способностью предупреждать их. Однако, принимая участие в конфликтах, умеют произвести впечатление на противника, используя прием демонстрации несуществующих возможностей. Хорошо просчитывают возможные последствия конфликта и умеют вовремя скорректировать свое поведение.

Разумеется, этот тест не является своего рода истиной в последней инстанции, и его результаты не следует принимать за 100%. Впрочем, это касается и других тестов - научных или популярных - используемых в практике. Для профессионального психолога они являются своего рода ориентиром, помогают определить общие тенденции в поведении той или иной личности, вступающей в конфликт.



Предварительный просмотр:

«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ СНИЖЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ ПАРТНЕРА ПО ОБЩЕНИЮ»

Отсортировать методы и приемы в данные колонки:

Перечень методов и приемов, СНИЖАЮЩИХ напряжение

Перечень методов и приемов, ПОВЫШАЮЩИХ напряжение

  Предоставление партнеру возможности выговориться.

  Перебивание партнера.

  Вербализация эмоционального состояния: а) своего, б) партнера.

  Игнорирование эмоционального состояния:

а) своего, б) партнера

  Подчеркивание общности с партнером (сходство интересов, мнений, единство цели и др.)

  Подчеркивание различий между собой и партнером, преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своего.

  Проявление интереса к проблемам партнера.

  Демонстрация не заинтересованности в проблеме партнера.

  Подчеркивание значимости партнера, его мнения в ваших глазах.

  Принижение партнера, негативная оценка его личности.

  В случае вашей неправоты – немедленное признание ее.

  Оттягивание момента признания своей неправоты или отрицание ее.

  Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации.

  Поиск виноватых и обвинение партнера.

  Обращение к фактам.

  Переход «на личности».

  Спокойный и уверенный темп речи.

  Резкое убыстрение темпа речи.

  Поддержание оптимальной дистанции, угла поворота и наклона тела.

  Избегание пространственной близости, контакта глаз.

Перечень методов и приемов, СНИЖАЮЩИХ напряжение

Перечень методов и приемов, ПОВЫШАЮЩИХ напряжение

1. Предоставление партнеру возможности выговориться.

1. Перебивание партнера.

2. Вербализация эмоционального состояния: а) своего, б) партнера.

2. Игнорирование эмоционального состояния: а) своего, б) партнера

3. Подчеркивание общности с партнером (сходство интересов, мнений, единство цели и др.)

3. Подчеркивание различий между собой и партнером, преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своего.

4. Проявление интереса к проблемам партнера.

4. Демонстрация не заинтересованности в проблеме партнера.

5. Подчеркивание значимости партнера, его мнения в ваших глазах.

5. Принижение партнера, негативная оценка его личности.

6. В случае вашей неправоты – немедленное признание ее.

6. Оттягивание момента признания своей неправоты или отрицание ее.

7. Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации.

7. Поиск виноватых и обвинение партнера.

8. Обращение к фактам.

8. Переход «на личности».

9. Спокойный и уверенный темп речи.

9. Резкое убыстрение темпа речи.

10. Поддержание оптимальной дистанции, угла поворота и наклона тела.

10. Избегание пространственной близости, контакта глаз.



Предварительный просмотр:

 

«Кодекс чести учителя школы»

                                                                                                   (Восстановите фразы)

  • Учись видеть и уважать в другом человеке _______________.
  • Учись видеть в себе ________________ и прощать их другим.
  • Будь честен в                           , не навреди                               .
  • Щедро делись своим,                                                       , ибо «не оскудеет рука дающего».
  • Учись радоваться                                                         .
  • Не позволяй себе                                                      , это не прилично.
  • Будь внимателен к чужим                                          .
  • Помни, что твой                                       соответствует твоему внутреннему содержанию.
  • Полнее используй свои                                                             в работе.
  • Повышай свой                                                        .  
  • Добросовестно выполняй функциональные __________________

_____________________________.                                                                                                                            

  • Стремись к                                                                            .

личность

недостатки

помыслах

 словом

педагогическим мастерством

успехам коллег

недостаткам

плохого настроения

внешний вид

интеллект

силы и возможности

обязанности учителя

профессиональному мастерству

.

         

        

        

        

        

        

1 группа «Кодекс чести учителя школы»

(восстановить фразы)

  • Учись видеть и уважать в другом человеке личность.
  • Учись видеть в себе недостатки и прощать их другим.
  • Будь честен в помыслах, не навреди словом.
  • Щедро делись своим педагогическим мастерством, ибо «не оскудеет рука дающего».
  • Учись радоваться успехам коллег.
  • Не позволяй себе плохого настроения, это не прилично.
  • Будь внимателен к чужим недостаткам.
  • Помни, что твой внешний вид соответствует твоему внутреннему содержанию.
  • Полнее используй свои силы и возможности в работе.
  • Повышай свой интеллект.
  • Добросовестно выполняй функциональные обязанности учителя.
  • Стремись к профессиональному мастерству.

                         



Предварительный просмотр:

 «Заповеди педагогического общения» (советы бывалых)

(отсортировать заповеди,  исходя из наших проблем, и оформить пожелания коллегам)

  • Чтоб в воспитании избежать недоразумений – стремись к целенаправленности отношений.
  •  Манерам подражая проповедника, ориентируй речь на собеседника.
  • Ты за внимание борись, не строй общение «сверху вниз».
  • Стремись изучать детей настроение, их мимику, жесты и глаз выражение.
  • Какие они вчера и сегодня, какие с утра и какие в полдень. Как говорят они: смехом, слезами… Учись себя видеть детей глазами!
  • Не ограничивайся только информацией. Воздействуй, наблюдая за реакцией.
  • Организуй контакты вне урока. Пусть прока нет порой, но ведь и нет порока…
  • Умейте слушать вдумчиво, внимательно и завоюете ребенка окончательно.
  • По пустякам «не возникать»! Конфликты нейтрализовать!
  • Порой идти на мелкие уступки и осуждать не личность, а поступки!
  • Вот ребенок. Чтоб найти подход к нему, начинай с вопросов: «Почему?», «Как?», «Зачем?», «Что думаешь о том?» Инициативен будь при том.
  • Любите детей, будьте вежливы с ними. Они в любом возрасте очень ранимы…
  • Полнее используйте роль одобрения и избегайте шаблона в общении!
  • «Голая» критика будет вредна, если добра не содержит она.
  • В игре и спорте, танцах и работе – везде пример вы личный подаёте.
  • Нельзя об этом забывать. Собой учитесь управлять.
  • Чтоб уважения детей добиться, слово с делом не должно расходиться!
  • Вы должны оптимизмом лучиться, пусть даже с риском потом ошибиться.
  • Не обижайте резкими приказами, не обзывайте кличками заразными.
  • Не увлекайтесь глупыми проказами – пугать детей ужастиками разными.
  • Не бойтесь вежливыми быть: спасибо детям говорить.
  • Уважайте чужое мнение, понимайте детей настроение.
  • Все коллективно обсуждайте, но персонально поручайте!

И персонально отвечайте, о том, друзья не забывайте!

  • Ставьте себя на место детей и сможете их понять поскорей!
  • Дети не любят грубые фразы: выполнят просьбу, но не приказы.
  • В мелочь каждую не нужно вам вникать. Что-то можно не «услышать», «не понять…».
  • Занимайтесь главным делом – здоровьем их души и тела.
  • Не будьте мелочными и злопамятными, старайтесь «выражовываться» грамотно
  • Не отвечайте на вопрос вопросом, не будьте строгим, хмурым «боссом».  Не будьте скучными, банальными, старайтесь быть оригинальными.  Но в этом тоже меру знайте и носом дверь не открывайте…
  • Признать ошибку потрудитесь, перед ребенком извинитесь. От этого авторитет ваш не сойдет на «нет».
  • К детям своим относитесь любя. Злиться вы можете лишь на себя!
  • «Любимчиков» не заводите, за прегрешения не мстите.

Наедине не выясняйте и перед всеми не ругайте. Не унижайте их при всех. Ведь убивает даже смех!

  • Бережнее с психикой ребенка обращайтесь, послушанием его не упивайтесь.
  • Пусть не всегда вы в этом правы, но повторяйте вновь и вновь:«Любой из вас имеет право на уважение и любовь».
  • Наказывать работой непедагогично. Но если так – трудитесь с ними лично. Пускай детишки ваши понимают, что и учителя за них    страдают…
  • Коли не можете найти ответа, то не стесняйтесь спрашивать об этом.
  • Воспитывай, но, ради Бога, не досаждай моралью строгой!
  • Старайтесь все о детях знать,  контакты личные искать, но в душу им не залезать, коль не хотят туда пускать.
  • Душа – не место для прогулок! Другой ищите переулок…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете. Конфликты среди подростков. Причины и способы разрешения.

Цель: формировать представление о ситуации «Конфликты между подростками», предложить конструктивные пути их разрешения...

Педагогический проект "Конфликт поколений в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Педагогический проект "Конфликт поколений в романе "Отцы и дети" (фрагмент урока)...

Конфликты в деловом общении. Стратегия поведения в конфликтных ситуациях

Психологический практикум по разрешению конфликтов. Знакомство со стратегиями решения конфликтных ситуаций конструктивным способом....

Педагогический совет «Конфликты и здоровье».

Педагогический совет «Конфликты и здоровье»....

Конфликты в деловом общении

Современный мир невозможно представить без обмена информацией. Коммуникация является основой любых отношений. Особенно если эти отношения касаются деловой сферы. Однако при столкновении различных точе...

Коммуникативный тренинг "Конфликтам - нет, эффективному общению - да! (+13)

Целью тренинга является развитие навыков эффективного межличностного взаимодействия....

Технология педагогического разрешения конфликта в условиях детского дома

Управление конфликтами более эффективно, если осу­ществляется на ранних этапах возникновения социальных противоречий. Чем раньше обнаружена проблемная ситу­ация социального взаимодействия, тем...