Педагогический совет Конфликт в школе.
материал по психологии

Барашкова Алла Васильевна

Педагогический совет Конфликт  в  школе.  «Заблуждаться - это человеческое. Прощать - Божественное. А конфликтовать - дьявольское»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konflikty_v_shkole_1.pptx820.1 КБ
Файл tekst_k_konflikty_v_shkole.docx28.99 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Заблуждаться - это человеческое Прощать - Божественное А конфликтовать - дьявольское» К о н ф л и к т в ш к о л е .

Слайд 2

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов людей. Конфликт - борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, в которой целями являются нейтрализация, нанесения ущерба или уничтожение соперника.

Слайд 3

Конфликтная ситуация — это противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств по их достижению, несовпадение интересов, желаний и т.д . участники конфликта предмет и повод конфликта

Слайд 4

по числу участников: внутриличностные (один участник); межличностные (два участника ) ; между личностью и группой; социальные ( много участников, соц. группы, государства) по причинам: экономические; политические; этнические; культурные и религиозные; профессиональные Типы конфликтов

Слайд 5

По длительности протекания: Кратковременные – являются следствием взаимного непонимания или ошибок, которые быстро осознаются. Затяжные – связаны с глубокими нравственно-психологическими травмами или с объективными трудностями.

Слайд 6

Причины конфликтов социальное расслоение в обществе усиление миграционных процессов ослабление роли семьи как фундаментального общественного института

Слайд 7

Конфликты могут возникать в связи с противоречиями: А) при введении новшеств, когда сталкиваются новаторство и консерватизм; Б) групповых интересов, когда люди отстаивают интересы только своей группы при игнорировании общих; В) связанными с личными, эгоистичными побуждениями, когда корысть побуждает все другие мотивы.

Слайд 8

В зависимости от способа разрешения выделяют: Деструктивный конфликт – противостояние мнений или позиций, в результате которого происходит усугубление нарушения взаимодействия и разрушение взаимоотношений. Конструктивный конфликт – противоборство сторон, в результате которого происходит изменение, развитие личности или коллектива

Слайд 9

Особенности педагогических конфликтов. Причины их возникновения «Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом - большая беда школы. Умение избежать конфликта - одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Думайте о ребенке справедливо - и конфликтов не будет. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную силу коллектива». В.А. Сухомлинский

Слайд 10

Причины возникновения Различные интересы, ценности, потребности. Нарушенные отношения (противоборство между официальными и неформальными лидерами; детско-родительские отношения, отношения конкретного учителя и конкретного ученика Внутриличностные проблемы (закомплексованность, «помешанность на порядке», страхи). У ЧЕСТЬ – некоторые личностные проблемы нельзя решить путем медиации, только путем терапии (обострение маний в осеннее-весенний период) Разные ценности, например, свобода против порядка . Недоразумения , недостаток информации. Наконец – большая пространственная близость или наоборот , удаленность, экономическая несправедливость.

Слайд 11

Все педагогические конфликты можно распределить на три группы: Мотивационные Связанные с недостатками в организации обучения Конфликт взаимодействий

Слайд 12

Мотивационные конфликты. Они возникают между учителями и учениками из-за учебной мотивации учащихся (из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению)

Слайд 13

Конфликты, связанные с недостатками в организации обучения. I конфликтный период про исходит в начальной школе, когда первоклассник переживает довольно сложный этап в своей жизни: происходит смена игровой деятельности на учебную II конфликтный период - переход в 5 класс. На смену одному учителю приходит несколько учителей – предметников Появляются новые учебные предметы III конфликтный период - в 9 классе, когда нужно решить, что делать после его окончания – идти в среднее учебное заведение или в 10 класс IV конфликтный период - окончание школы, выбор будущей профессии, ЕГЭ, начало личной жизни.

Слайд 14

Конфликт взаимодействий Конфликт учащихся между собой, учителей между собой, учителей и учащихся, учителей и администрации, учителей и родителей. Они происходят , в основном, из-за личностных особенностей конфликтующих: а) среди учащихся наиболее распространены конфликты лидерства ; б) конфликты «учитель-ученик» помимо мотивационных могут носить и нравственно-этический характер; в) конфликты «учитель-учитель » могут возникать по различным причинам: личного характера, между учителями начальных классов и учителями предметниками и т. д.; г) конфликты «учитель- администрация» связаны с проблемами власти и подчинения, инновациями .

Слайд 15

Особенностями педагогических конфликтов являются: Профессиональная ответственность педагога за правильное решение выхода из конфликтной ситуации, т. к. учебное заведение, в котором учится ребенок, - модель общества, где ученики усваивают социальные нормы и отношения между людьми. Присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю. Участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель, ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте. Разница возраста и жизненного опыта участников порождает разную степень ответственности за ошибки при их разрешении.

Слайд 16

Особенности педагогических конфликтов Различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами педагога» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ученика, а ученику - справиться со своими эмоциями. Профессиональная позиция педагога в конфликте обязывает взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности. Всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются и другие участники - ученики, педагоги, администрация, родители.

Слайд 17

Учителя отмечают: поведение в школе – несоблюдение школьных норм и правил 64 % частые опоздания на уроки – отсутствие дисциплины – 51% пропуски занятий без уважительных причин ( нет справки) – 47% Причины конфликтного поведения учащихся

Слайд 18

Причины конфликтного поведения учащихся (глазами учеников) мне не нравятся некоторые предметы – 46% учителя несправедливо ставят оценки - 32% непонятное объяснение учебного материала материал плохо усваивается – 32% скучные уроки – отсутствие заинтересованности в обучении – 29% мой неуступчивый характер – всегда стою на своем мнении – 29%

Слайд 19

Типичные способы реагирования на конфликты в школе Административно- карательный Направление к психологу или социальному педагогу «Стрелки» среди подростков Замалчивание

Слайд 20

РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ Погасить конфликт – ПЕРЕВЕСТИ ОТНОШЕНИЯ ЕГО УЧАСТНИКОВ НА УРОВЕНЬ ВЗАИМОПРИЕМЛЕМЫХ ДЛЯ ОБЕИХ СТОРОН, ПЕРЕКЛЮЧИТЬ ВНИМАНИЕ С АФФЕКТИВНО – НАПРЯЖЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРУ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.

Слайд 21

Стили разрешения конфликтной ситуации. Стиль конкуренции или соперничества Стиль сотрудничеств а Стиль уклонения, избегания Стиль приспособлен ия Стиль компромисса

Слайд 23

Цель Создание безопасной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки Воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, в основе которого лежит признание ценности человеческой жизни, уникальности каждой отдельной личности Улучшение качества жизни всех участников учебно-воспитательного процесса

Слайд 24

Владение медиацией – это владение способами профилактики конфликтов, превентивного снятия их возможных причин. Поэтому создание в школьном сообществе климата сотрудничества и эмпатии очень важно. В таком климате снижается столь характерная для многих из нас установка на агрессию, фактически прекращается развитие синдрома профессионального выгорания, характерного для учителей



Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ЦЕНТРА МЕДИАЦИИ»

Тема выступления. Конфликт  в  школе.

20.03.2020  педагог-психолог  Барашкова А.В.

 Слайд 1   Конфликт  в  школе.

Заблуждаться - это человеческое

Прощать – Божественное

А конфликтовать - дьявольское» 

Слайд 2

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов людей. Конфликт - борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, в которой целями являются нейтрализация, нанесения ущерба или уничтожение соперника.

Слайд 3

Конфликтная ситуация — это противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств по их достижению, несовпадение интересов, желаний и т.д.    Структура конфликта

  • участники конфликта
  • предмет и повод конфликта

Слайд 4   Типы конфликтов

по числу участников:

  • (один участник);
  • межличностные (два участника);
  • между личностью и группой;
  • социальные  (много участников, соц. группы, государства)

по причинам:

  • экономические;
  • политические;
  • этнические;
  • культурные и религиозные;
  • профессиональные

Слайд 5  По длительности протекания: 

Кратковременные  -  являются следствием взаимного непонимания или ошибок, которые быстро осознаются.

Затяжные - с глубокими нравственно-психологическими травмами или с объективными трудностями.

Слайд 6 Причины конфликтов

  • Социальное расслоение в обществе.
  • Усиление миграционных процессов.
  • Ослабление роли семьи как фундаментального общественного института.

Слайд 7   Конфликты могут возникать в связи с  различными противоречиями:

А) при введении новшеств, когда сталкиваются новаторство и консерватизм;

Б) групповых интересов, когда люди отстаивают интересы только своей группы при игнорировании общих;

В) связанными с личными, эгоистичными побуждениями, когда корысть побуждает все другие мотивы.

Слайд 8

В зависимости от способа разрешения выделяют:

  • Деструктивный конфликт – противостояние мнений или позиций, в результате которого происходит усугубление нарушения взаимодействия и разрушение взаимоотношений.
  • Конструктивный конфликт – противоборство сторон, в результате которого происходит изменение, развитие личности или коллектива

Слайд 9

Особенность педагогических конфликтов.

Причины их возникновения

«Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом - большая беда школы. Умение избежать конфликта - одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Думайте о ребенке справедливо - и конфликтов не будет. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную силу коллектива». В.А. Сухомлинский

Важно помнить, что на всех этапах взросления человеку необходимо чувствовать себя в безопасности, ощущать себя принятым, ценимым, уважаемым и любимым значимыми для него людьми. Только тогда ребенок имеет возможность для нормального психофизического и интеллектуального развития.

Школа – это срез общества и для нее характерны разнонаправленные конфликты: между учениками, между учителями и учениками, между учителями и родителями. И конфликты эти бывают порой очень жесткими и чреваты травматическими последствиями для всех сторон.

Слайд 10  Причины  возникновения

  • Различные интересы, ценности, потребности.
  • Нарушенные отношения (противоборство между официальными и неформальными лидерами; детско-родительские отношения, отношения конкретного учителя и конкретного ученика
  • Внутриличностные проблемы (закомплексованность, «помешанность на порядке», страхи). УЧЕСТЬ – некоторые личностные проблемы нельзя решить путем медиации, только путем терапии (обострение маний в осеннее-весенний период)
  • Разные ценности, например, свобода против порядка.
  • Недоразумения, недостаток информации.
  • Наконец – большая пространственная близость или,  наоборот, удаленность,  экономическая несправедливость.

Слайд 11

Все педагогические конфликты можно распределить на три группы:

 Мотивационные

Связанные с недостатками в организации обучения

 Конфликт взаимодействий

Слайд 12

Мотивационные конфликты. Они возникают между учителями и учениками из-за учебной мотивации учащихся (из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению)

Слайд 13

Конфликты, связанные с недостатками в организации обучения.

 I конфликтный период происходит в начальной школе, когда первоклассник переживает довольно сложный этап в своей жизни: происходит смена игровой деятельности на учебную.

II конфликтный период - переход в 5 класс. На смену одному учителю приходит несколько учителей –предметников . Появляются новые учебные предметы.

 III конфликтный период – это  9 класс, когда нужно решить, что делать после его окончания – идти в среднее учебное заведение или в 10 класс. Адаптация в 10 классе.

IV конфликтный период – окончание школы, выбор будущей профессии, ЕГЭ, начало личной жизни.

Слайд 14

Конфликт взаимодействий

Конфликт учащихся между собой, учителей между собой, учителей и учащихся, учителей и администрации, учителей и родителей. Они происходят, в основном, из-за личностных особенностей конфликтующих: а) среди учащихся наиболее распространены конфликты лидерства;

 б) конфликты «учитель-ученик», помимо мотивационных могут носить и нравственно-этический характер;

в) конфликты «учитель-учитель» могут возникать по различным причинам: личного характера, между учителями начальных классов и учителями предметниками и т. д.;

г) конфликты « учитель- администрация» связаны с проблемами власти и подчинения, инновациями.

Слайд 15

Особенностями педагогических конфликтов являются:

1.Профессиональная ответственность         

Педагог отвечает за правильное решение выхода из конфликтной ситуации, он создает условия, для усвоения  социальных норм и отношений между людьми.

2.Конфликт  приобретает воспитательный смысл; об этом всегда приходится помнить учителю.

3. Участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель, ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте.

4.Разница возраста и жизненного опыта участников порождает разную степень ответственности за ошибки при их разрешении.

Слайд 16    Особенности педагогических конфликтов (продолжение)

5. Различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами педагога» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ученика, а ученику - справиться со своими эмоциями.

6.Профессиональная позиция педагога в конфликте обязывает взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности.

7.Всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются и другие участники - ученики, педагоги, администрация, родители.

Слайд 17   Статистика.  Причины, которые отмечают учителя

  • поведение в школе – несоблюдение школьных норм и правил 64%
  • частые опоздания на уроки – отсутствие дисциплины – 51%
  • пропуски занятий без уважительных причин (нет справки) – 47%

Слайд 18   Причины конфликтного поведения учащихся (глазами учеников)

  • мне не нравятся некоторые предметы – 46%
  • учителя несправедливо ставят оценки - 32%
  • непонятное объяснение учебного материала материал плохо усваивается – 32%
  • скучные уроки – отсутствие заинтересованности в обучении – 29%
  • мой неуступчивый характер – всегда стою на своем мнении – 29%

Слайд 19

Типичные способы реагирования на конфликты в школе

  • Административно-карательный
  • Направление к психологу или социальному педагогу
  • «Стрелки» среди подростков
  • Замалчивание

Слайд 20    Разрешение конфликтов 

Погасить конфликт –

  • перевести  отношения его участников на уровень взаимоприемлемый уровень для обеих сторон,
  • переключить внимание  с  аффективно –
  • напряженных отношений в сферу деловых отношений  учебной работы,
  • содержательность и глубина анализа ситуации,
  • интерес к вопросам возрастной и педагогической психологии,
  • интерес к ребенку, желание увидеть ситуацию глазами ученика и помочь ему выйти из нее,
  • умение построить собственное рациональное рассуждение по поводу возникшей ситуации  - таковы основные слагаемые педагогически грамотного анализа.

Слайд 21

Стили разрешения конфликтной ситуации.

  • Стиль конкуренции или соперничества
  • Стиль сотрудничества
  • Стиль уклонения, избегания
  • Стиль приспособления
  • Стиль компромисса

Слайд 22 Медиация – один из эффективных вариантов стратегтии примирения, выработанный человеческой практикой

Слайд 23

Создание безопасной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской  позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки;

Воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, в основе которого лежит признание ценности человеческой жизни, уникальности каждой отдельной личности

Улучшение качества жизни всех участников учебно-воспитательного процесса.

Слайд 24

Владение медиацией – это владение способами профилактики конфликтов, превентивного снятия их возможных причин.

Поэтому  создание в школьном сообществе климата  сотрудничества и эмпатии очень важно.

 В таком климате снижается столь характерная для многих из нас установка на агрессию, фактически прекращается развитие синдрома профессионального выгорания, характерного для учителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Мотивация учения как педагогическое условие саморазвития ученика»

Педагогический совет «Мотивация учения как педагогическое условие саморазвития ученика»Цель: анализ влияния мотивации учения на уровень развития обучающихся; выявление необходимых психолого-педаг...

Педагогический совет на тему "Правила педагогической гигиены"

Педагогический совет на тему "Правила педагогической гигиены"...

Педагогический совет "РОЛЬ СОЦИАЛЬНО -ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ"

Выступление по теме: "Роль социально -педагогического сопровождения в создании условий социализации подростков с девиантным поведением"...

Объединенный педагогический совет «Организационно-педагогические условия построения преемственности в обучении и воспитании учащихся 1-х классов на этапе адаптации учащихся в условиях школы»

Сегодня, говоря о различных аспектах проблемы преемственности, мы постоянно произносим одно и то же слово – «взаимодействие». Это основополагающее понятие в решении проблем преемственности. Взаимодейс...

Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»

Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи:        - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...