Коммуникативный тренинг "Конфликтам - нет, эффективному общению - да! (+13)
классный час по психологии

Еранова Оксана Владимировна

Целью тренинга является развитие навыков эффективного межличностного взаимодействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОММУНИКАТИВНЫЙ ТРЕНИНГ «КОНФЛИКТАМ –НЕТ, ЭФФЕКТИВНОМУ ОБЩЕНИЮ –ДА!»(+13)

Цель: развить навыки эффективного межличностного взаимодествия.

1 ЗНАКОМСТВО

Упражнение «Активный Александр», «Бодрый Борис», «Веселая Вероника...»

Цель: познакомить участников тренинга, способствовать формированию положительной эмоциональной атмосферы.

Каждому из участников предлагается придумать для себя адекватный эпитет, начинающийся на ту же букву, что и его имя. Далее повторение имен идет по принципу снежного кома: второй участник повторяет имя первого с эпитетом, затем называет свое имя и свой эпитет; третий, прежде чем назвать себя, повторяет то, что сказал второй, и так далее. Последнему (он же пер-вый–тот, кто начинал игру) придется сложнее всего, поэтому в данной роли целесообразнее выступить тренеру. Далее ведущий предлагает ребятам про-доложить знакомство.

Упражнение «Пересядьте те, кто...»

Цель: помочь участникам ближе узнать друг друга. Ведущий (стоящий в центре круга) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает общим признаком. Например: «Пересядь-те все те, кто родился весной» –и все, кто родился весной, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из освободившихся мест, а кто останется в центре без места, продолжает игру.

Вопросы для игры:

- Пересядьте все те, кто любит танцевать.

- Пересядьте все те, кто любит пиццу.

- Пересядьте все те, кто любит собак.

После выполнения упражнения можно спросить у участников:

- Как вы себя чувствуете?

- Как ваше настроение?

- Не правда ли, общего в нас больше, чем различий?

«Беседа о психологическом тренинге и правилах участия в нем».

Ведущий рассказывает о тренинге и правилах участия в нем:

- о доверительном стиле общения;

- общении по принципу «здесь и теперь»;

- персонификации высказываний, искренности в общении;

- конфиденциальности всего происходящего в группе;

- определении сильных сторон личности;

- недопустимости непосредственных оценок человека;

- активном участии; уважениик говорящему и др.

2 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

«Беседа о личностных качествах». 

Цель ведущего - актуализация и расширение знаний участников о личностных качествах, развитие рефлексии. Участники перечисляют положительные и отрицательные качества; описывают ситуации, в которых они могут проявляться.

Упражнение «Качества, которые нам нравятся и не нравятся».

Цель: формирование интереса к личностным качествам человека.

Задание 1. Ведущий предлагает участникам взять ручки и тетради и перечислить те качества, которые им нравятся и не нравятся в других людях. Затем каждый должен зачитать то, что у него получилось.

Задание 2.

Во 2-й части упражнения участникам нужно перечислить те качества, которые им нравятся и не нравятся в самих себе. Также сообщить результаты группе. После этого организуется обсуждение.

Беседа «Наши сходства и различия».

Ведущий беседует с участниками о сходствах и различиях между людьми. Психолог подводит ребят к выводу о том, что все мы в чем-то похожи друг на друга, а в чем-то сильно отличаемся. И это хорошо, потому что каждый человек - это маленькая вселенная со своими особенностями, индивидуальными качествами. Ведущий говорит о том, что все люди в чем-то похожи на других, а в чем-то дополняют друг друга.

Упражнение «Почему люди ссорятся?». 

Ведущий задает вопрос всем участникам: «Почему люди ссорятся?». Ребятам предлагается подумать 3 минуты. Затем все варианты ответов записываются на доске, например:

- не владеют своими эмоциями;

- не принимают чужого мнения;

- не считаются с правами других;

- пытаются во всем доминировать;

- не умеют слушать других;

- хотят умышленно обидеть друг друга.

Ведущий подчеркивает, что очень важно владеть собой при общении с другими людьми.

Беседа «Выход из конфликта».

Прежде чем перейти к обучению участников способам выхода из конфликтных ситуаций, желательно предоставить им возможность поделиться собственным опытом и рассказать, как они выходят из конфликтов. На примерах из личного опыта проводится обсуждение возможных способов решения конфликтных ситуаций. Выводы записываются на доске.

Возле доски вывешивается плакат с правилами поведения во время конфликтной ситуации:

1)Выслушать спокойно все претензии партнера.

2)На агрессивность партнера реагировать сдерживанием своих эмоций и постараться переключить разговор на другую тему. Можно сказать что-то доброе, неожиданное, веселое.

3)Попытаться убедить партнера говорить конкретней (только факты) и без отрицательных эмоций.

4)Всегда держать уверенную и равную позицию, но не переходить на критику.

5)Извиниться, если в чем-то действительно не прав.

Все варианты обсуждаются и записываются участниками в тетрадях.

Правила на плакате зачитываются вслух и обсуждаются участниками. Затем группа переходит к выполнению упражнений.

Упражнение «Найди выход!».

Цель: отработка навыков предотвращения конфликтов.

Психолог предлагает каждому самостоятельно подобрать и написать на листах бумаги свои варианты выхода из проблемных ситуаций. Предлагаются следующие ситуации:

1)Тебя публично обвинили в том, чего ты не делал.

2)Мама, придя с работы очень усталой, начинает отчитывать тебя за беспорядок в квартире.

3)Преподаватель поставил тебе несправедливо заниженную отметку.

4)Однокурсник (одноклассник), не разобравшись в ситуации, начинает тебя оскорблять.

5)На улице тебя обрызгал грязью проезжающий автомобиль.

На работу дается 15 минут. Затем каждый участник зачитывает свои варианты выхода из проблемных ситуаций, а потом происходит групповое обсуждение.

Упражнение «Карусель».

Цель: развитие умения вступать в разговор в самых различных ситуациях, устанавливать доброжелательный контакт.

Члены группы встают по принципу «карусели», т.е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный (участники стоят спиной

37к центру круга) и внешний подвижный (участники расположены лицом к центру круга). По сигналу ведущего все участники внешнего круга одновременно перемещаются на шаг вправо, оказываются перед новым партнером и задают ему какой-либо вопрос. Переходы осуществляются до тех пор, пока каждый участник не вернется к своему первому партнеру. Затем участники внутреннего и внешнего круга меняются местами.

После завершения игры проводится общее обсуждение.

Беседа «Как правильно дружить?».

В ходе этой беседы обговариваются некоторые приемы и правила, способствующие тому, чтобы общение подростков протекало без ссор и конфликтов. Эти приемы предлагаются самими участниками и оформляются в «Правила дружбы».

Правила дружбы:

1) Помогай другу. Если умеешь что-то делать, научи и его. Если друг попал в беду - помоги ему, чем можешь.

2) Делись с другом.

3) Останови друга, если он делает что-то плохое. Если друг не прав, скажи ему об этом.

4) Не ссорься, не спорь по пустякам; общайся дружно, не зазнавайся, если у тебя что-то получилось лучше, чему других; не завидуй - радуйся успехам друга вместе с ним. Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, попроси прощения и признай свою ошибку.

5) Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других.

3 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 

Упражнение «Комплименты».

Цель: создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе.

Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.

Упражнение «Добрые пожелания в дорогу».

Цель: закрепление положительного воспоминания о тренинге.

Ребятам предлагается попрощаться друг с другом, т.к. занятие завершено. В дорогу каждый участник должен сказать ребятам и ведущему что-то очень хорошее, приятное, доброе.

Далее ведущий напоминает основные моменты прошедшего занятия. Подводит итоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила эффективного общения.Изменение условий семейного воспитания

В статье рассматривается взаимодействие школы с родителями, пути и средства оздоровления обстановки в семьях-залог изменений отнлоения к детям и методам воспитания....

Заметка для родителей. Эффективное общение.

Человек, поглощенный проблемой или чем-то еще расстроенный, обычно теряет ощущение перспективы. Когда у вас неприятности или вам трудно, чего вы хотите от окружающих? Чтобы вас оставили в покое или вн...

Правила эффективного общения с ребенком

Как общаться с ребёнком? Несколько правил...

Эффективное общение

Эффективное общение предполагает наличие взаимного уважения. Взаимное уважение, в свою очередь, означает, что и дети и взрослые откровенно и без страха критики или осуждения могут выражат...

Заметки для родителей. Правила эффективного общения.Как повысить самооценку ребенка.

Эффективное общение предполагает наличие взаимного уважения. В статье приведены практические советы и идеи, которые помогут родителям наладить свои взаимоотношения с ребенком....

Тема серии компетентностных коммуникативных тренингов: «Секреты эффективного общения» Номинация: «Методическая разработка компетентностного тренинга, ориентированного на детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации».

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа №6, г. Тамбов Тема серии компетентностных коммуникативных тренингов: «Секреты эффективног...