Научные исследования школьников
статья на тему

Формирование компонентов исследовательской культуры школьника на уроке и во внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuptsova_l.v._statya.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

Научные исследования школьников

(Купцова Л.В., НОУ «Санкт-Петербургская школа «ТТИШБ»)

Одна из задач воспитания современного подрастающего поколения – формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой деятельности. В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин — “исследовательское обучение”. Исследовательский подход - это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности. Процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное формирование компонентов исследовательской культуры школьника:

  1. интеллектуальных умений и навыков;
  1. умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
  1. умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;
  1. специальных исследовательских умений и навыков (в старших классах).

Умения и навыки исследовательской деятельности формируются через общедидактические приёмы: анализ и установление причинно – следственных связей; сравнение, обобщение и конкретизация; выдвижение гипотез; перенос знаний в новую ситуацию; поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательства или опровержения гипотезы; планирование исследования; оформление результатов проведённого исследования. Именно в основной школе должно быть приоритетным для ученика овладение общедидактическими приёмами.

Задания, способствующие обучению учащихся общедидактическим приёмам

  • Задания, в которых школьник должен защищать своё мнение, приводить аргументы, доказательства, факты.
  • Задания, в которых предлагается решить задачу различными способами. Они не только содействуют формированию умений переносить ранее усвоенные знания в новую ситуацию, но и приучают видеть новые функции рассматриваемого объекта, комбинировать известные способы деятельности.
  • Задания, предполагающие рассмотрение нескольких случаев решения. Задачи этого типа способствуют развитию критического мышления (при прочтении задачи у ученика возникает ощущение неоднозначности, появляются вопросы).
  • Задания повышенного уровня сложности, которые требуют от школьника комплексного применения знаний.
  • Нестандартные задания, требующие творческого подхода.

Обучение общедидактическим приёмам взаимосвязано с умениями и навыками работы с книгой и умениями и навыками, связанными с культурой устной и письменной речи. Учебник является для учащихся первой научной книгой, поэтому именно с него нужно начинать обучение основным приёмам работы с книгой. Навыки вдумчивого и целенаправленного чтения, самостоятельной работы с книгой вырабатываются в результате многократных упражнений, поэтому нельзя ограничиваться проведением такой работы на 1-2 занятиях. Работа с учебником должна проводиться на всех этапах учебного процесса.

Реализация исследовательского подхода в обучении предполагает особую организацию учебного процесса (по мнению автора). 

  1. Использование личностно - ориентированных технологий обучения.
  2. Использование информационно-коммуникационных технологий.
  3. Ведущими должны стать следующие методы: метод проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический) и исследовательский.
  4. Сочетание различных организационных форм обучения. Наряду с традиционными уроками проведение уроков–консультаций, уроков–практикумов, уроков–лекций, уроков–зачётов, уроков-исследований.

Формирование исследовательской культуры учащихся начинается на уроке и продолжается во внеурочное время, когда у учителя больше возможностей для осуществления индивидуального руководства исследовательской деятельностью учащихся. Именно занятие учебным исследованием или создание проекта способствуют формированию у старшеклассников специальных исследовательских умений и навыков – умений и навыков самостоятельного проведения исследования. Темы исследовательских работ подбираются согласно интересам и способностям учащихся. В процессе подготовки работы учащиеся получают возможность:

  • расширить свой кругозор по предмету;
  •  ознакомиться с методами проведения научных исследований (работа с литературой; поиск информации в сети Интернет; анализ, систематизация и классификация собранной информации);
  • представления результатов исследований (подготовка докладов, презентаций)
  • приобретения опыта публичного выступления.

Залог успеха – создание системы работы учителя и учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы изучения природы. Оборудование для научных исследований

презентация предназначина для 5-х классов...

Урок биологии по теме"Оборудование для научных исследований

Представленный  урок биологии в 5 классе, на тему: «Оборудование для научных исследований», по учебникуА.А.Плешаков, Н.И.Сонин проводится с использованием программыNotebook10. Это позволяет дости...

Формирование представлений о методологии научного исследования у школьников

Формирование представлений о методологиинаучного исследования у школьников            В современной образовательной практике перед учителем...

Актуальные научные исследования: от теории к практике. Материалы Международной научно-практической конференции. 26 ноября 2019 года. г. Кишинев, Молдавия.

Статья.Завьялова С.В., Завьялова А.А. Урок по теме: "Территориально-административное устройство и население Нижегородской губернии на рубеже XIX - начале XX веков". Материалы Международной н...

XX студенческая научно – практическая конференция «Достижения и перспективы научных исследований молодежи» c международным участием Английский язык в мире профессий Исследовательская работа

Каждый век в истории человечества ознаменован новыми возможностями и открытиями в разных сферах жизнедеятельности человека. Ступая на порог 21 века, мы все почувствовали дыхание нового времени с его с...

Обобщение опыта работы по теме "Междисциплинарная кейс -технология для школьников , направленная на развитие способности научно обосновывать явления, применять методы научного исследования , формировать функциональную естественно-научную грамотность."

Материал составлен на основании многолетнего опыта работы учителя, с учетом современных требований к знаниям учащихся. Все задания прошли практическое применение на уроках биологии, на практическоих з...