Развитие творческой среды - необходимая составляющая комфортной школы. Статья с презентацией.
статья по теме

Фадеева Людмила Георгиевна

Данная статья раскрывает компоненты, способствующие созданию комфортной атмосферы уклада школьной жизни. Модель создана на основе практики в школе № 181 Центрального района, однако принципов данного направления автор придерживается но протяжении всей педагогической практики. В схемах представленных в презентации нагляднг демонстрируется взаимодействие всех компонентов.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Творческая среда школы Концертная деятельность Музыкально- литературные композиции Тематические выставки Работа школьного музея Взаимодей- ствие с ОУ и ОК Занятия в кружках и секциях Внеклассная деятельность Спортивные мероприятия Предметные олимпиады Предметные фестивали, КВНы Радиопередачи и радиолинейки Коллективные поездки Образовательная деятельность Уклад школьной жизни

Слайд 2

Формы реализации творческого потенциала учащихся, педагогов, родителей. Формы реализации Индивидуальное творчество Коллективное творчество Творчество учащегося Творчество учителя Сотворчество инициативной группы Микрогруппы (тв. ансамбли) учащиеся Учащиеся и учителя Учителя и родители Родители и учащиеся Родители учителя Макрогруппы Класс Параллель Возрастные структуры

Слайд 3

Результаты развития учащихся в творческой среде школы Развитие личностных качеств Развитие коммуникативной культуры Развитие творческого потенциала личности Формирование потребности общения с искусством Формирование жизненной позиции и мировоззрения Активизация познавательной деятельности Прогнозируемые результаты



Предварительный просмотр:

Развитие творческой среды-

необходимая составляющая комфортной школы

учитель музыки

зам. директора по ВР

Фадеева Людмила Георгиевна

Санкт - Петербург

    Помочь ребенку адаптироваться в коллективе, развить его коммуникативную культуру и мировоззрение – это одни из граней     создания комфортного уклада школьной жизни.

     Одним из путей достижения данной цели является развитие творческой среды. Что, в свою очередь, может начинаться уже с самих уроков, где в процессе обучения при введении импровизационно-творческих моментов дети начинают раскрепощаться, «пробовать себя», творить. Безусловно, очень важна здесь доброжелательная атмосфера и, на первых порах, поощрение любого импровизационного исполнения. А впоследствии, тактично, лишь попытаться скорректировать творчество ребенка в соответствии с тематикой, с жанровой основой и т.п., показав разные  варианты для творчества. Творческую импровизацию, возможно, применять, на мой взгляд, прежде всего на уроках музыки и  литературы, а также на всех  учебных предметах, если учитель-творец.

      Варианты творческих заданий могут быть абсолютно разными, например: - создание двух-четырехстишья  на данную тему;

- мелодическая импровизация на заданный текст;

  - мелодическое и поэтическое творчество на определенную тему или в определенном жанре;

 - танцевально-ритмическая импровизация и т.д.

                Импровизация помогает раскрепостить творческий потенциал, дает возможность  каждому ребенку для самовыражения и самореализации. Как правило, такие творческие моменты очень нравятся всем, и ребята хотят повторно исполнить еще вариант импровизации, что в свою очередь  повышает  уровень интереса и  к  музыкальному искусству и к предмету «Музыка», и вызывает желание его  посещать, как и саму школу.

         Впоследствии это «творчество» может вырасти в сотворчество при подготовке и проведении:

-тематических фестивалей;

-концертов, посвященных праздничным датам;

-музыкальных  или музыкально-литературных спектаклей …

      Тематические фестивали могут проходить при участии как всех классов, когда каждый класс готовит свой театрализованный номер (песню, стихотворение, танец, акробатический этюд и т.д.), так и по параллелям, и в рамках одного класса. В частности  в нашей школе проходили фестивали, посвященные Дню рождения города, Юбилею школы, Дню Победы, Дню снятия Блокады.

       Концерты, посвященные праздничным датам, могут на первом этапе включать конкурсный просмотр номеров. Но следует учесть, что какое-либо поощрение должен получить каждый участник этого мероприятия, чтобы впоследствии у ребят не пропало желание творить. Например: «За лучшее музыкальное решение», «За лучшее исполнение», «За  оригинальность», «Приз зрительных симпатий» и т.д.

       Безусловно, лучшие номера участвуют в концерте. А если возможно профессионально тактично подкорректировать недочеты тех, кто не очень ярко продемонстрировал свое выступление – это будет хорошей  школой сотворчества для ребят и будет, в свою очередь способствовать развитию ответственности и требовательности у ребят.

           Музыкальные  или музыкально-литературные спектакли

или композиции расширяют возможности для творческого самовыражения и самореализации в рамках коллективного сотворчества.

          В течение нескольких лет в  школе № 181 Центрального района, где я работала существовала традиция проведения «Новогодних спектаклей» силами школьников среднего звена для младшей школы. На 1-2 дня кабинет музыки превращался в зрительный зал. Темы спектаклей выбирались разные. Иногда под влиянием грядущего юбилея (так, например, появился спектакль «Сказки А.С.Пушкина»), иногда в соответствии с какой-либо идеей. Так, спектакль «Карнавал сказок» популяризирует классическую музыку, так как герои исполняют произведения классических композиторов на свои тексты. Например, Маленький Мук исполняет свою арию на мелодию «Песни Индийского гостя» Н.А.Римского-Корсакова,  Золушка  - «Плачь Ярославны» А.П.Бородина, Кот в сапогах – «Марш Тореадора» Ж.Бизе, Падчерица – «Арию Барбарины» В.Моцарта…Конечно, это не совсем профессиональное выступление, так как дети без специального музыкального образования, но с каким чувством и самоотдачей они исполняли  свои роли, и с какой благодарностью принимали их зрители!

         В спектаклях принимали участие все желающие, и, подчас ребята становились соавторами, создавая тексты своих ролей, костюмы и декорации.

         В репетиционном процессе ребята разных классов знакомились, сдруживались и сплачивались, тем самым развивалась и коммуникативная культура, и атмосфера сотворчества и сопереживания удачам и неудачам каждого и всех вместе. Так же возникло некое «шефство» средней школы над младшей, так как спектакли готовили «для малышей», что в свою очередь, повышало ответственность у каждого выступающего.

         Только заканчивались «премьерные показы», а ребята уже интересовались: «А какая следующая сказка?»…          

       Творческую среду так же создают и занятия в творческих кружках: это и хор, и вокал, и фольклор, и оркестр, и танцевально-хореографические коллективы.

         В школьные коллективы принимают фактически всех желающих, а музыкальные способности  постепенно развивают, если  есть личное желание ребенка.

          Очень ценным фактором в развитии творческой среды является  творческий коллективов педагогов, что и произошло при создании хоровой студии «МЕЛОДИЯ», руководителем которой  я  являлась. Такое сотворчество помогало уже на новом, более профессиональном уровне, развивать творческий потенциал детей, расширять их мировоззрение и музыкальный багаж.

          Одним из результатов стали выступления и победы на различных концертах, фестивалях, конкурсах, проходивших на районном, городском и даже международном уровне, которые ребята воспринимали как личное достижение и, конечно, стремились к дальнейшему развитию.

          Получивший «вакцину» творчества будет творцом всей  своей жизни!

                 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование школьного уклада жизни через культурную взаимосвязь с социумом как условие развития творческого потенциала учащихся сельской малочисленной школы

Сельская школа, находясь в очень непростых социально-экономических условиях, вынуждена искать способы и формы функционирования, чтобы способствовать и творческому развитию учащихся, и их социа...

Приемы развития творческих способностей учащихся в русскоязычной школе.

Основные направления обучения, виды работ, обучение стихосложению....

Развитие творческой среды - необходимая составляющая комфортной школы. Статья с презентацией.

Данная статья раскрывает компоненты, способствующие созданию комфортной атмосферы уклада школьной жизни. Модель создана на основе практики в школе № 181 Центрального района, однако принципов данного н...

Развитие творческих способностей у воспитанников коррекционной школы

Развитие творческих способностей , способы стимулирования творческого потенциала у воспитанников с нарушениями умственного развития....

Развитие творческой среды педагогического коллектива

Успех деятельности учителя зависит от успеха его общения с обучающимися. Важно выбрать правильную позицию в общении с учениками....

Проект: «Развитие творческих способностей у учащихся коррекционной школы - интерната».

Описание материала: предлагаю вам проект «Развитие творческих способностей у учащихся  коррекционной школы - интерната». Данный проект  разработан с использованием здоровьесберегающих технол...

Развитие творческих способностей личности на уроках технологии (статья для ГМО)

Выступление учителя технологии на ГМО учителей  физкультуры, технологии и ОБЖ...