Статья "Семейный фестиваль"
статья на тему

Именно школьный музей в отличие от других дает детям уникальную возможность - побыть не только потребителями, но и творцами, авторами своих текстов; не только зрителями, но и экскурсоводами. Дети, проводя экскурсии, получают опыт публичных выступлений, умение грамотно строить свой рассказ. На наш взгляд, это интересный и полезный социальный опыт. Но какими же должны быть темы выставок, чтобы заинтересовать будущих экскурсоводов?

Вот уже второй год наш музей участвует в городском конкурсе выставок «История обычных вещей». Именно в процессе подготовки к такой выставке появилась идея дать возможность самим детям и учителям продемонстрировать свои частные семейные коллекции, создать свои выставки и провести увлекательные экскурсии. Мы уверены, что воспитание начинается с семьи- с ее истории, традиций, легенд, с семейных памятных вещей, которые передаются из поколения в поколение. И сегодня как никогда, актуальна пропаганда семейных ценностей и традиций.

Так появился проект фестиваля семейных коллекций, который получил название «Мир твоих увлечений».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.82 КБ

Предварительный просмотр:

Фестиваль семейных коллекций «Мир твоих увлечений»

Не секрет, что слова «музей», «выставка», «экскурсия» у многих из нас ассоциируются с пожелтевшими страницами документов, выцветшими экспонатами и пыльными витринами. А мы хотим видеть Музей сегодня как развивающийся живой организм, интегрированный в пространство гимназии. Именно школьный музей в отличие от других дает детям уникальную возможность - побыть не только потребителями, но и творцами, авторами своих текстов; не только зрителями, но и экскурсоводами. Дети, проводя экскурсии, получают опыт публичных выступлений, умение грамотно строить свой рассказ. На наш взгляд, это интересный и полезный социальный опыт. Но какими же должны быть темы выставок, чтобы заинтересовать будущих экскурсоводов?

Вот уже второй год наш музей участвует в городском конкурсе выставок «История обычных вещей». Именно в процессе подготовки к такой выставке появилась идея дать возможность самим детям и учителям продемонстрировать свои частные семейные коллекции, создать свои выставки и провести увлекательные экскурсии. Мы уверены, что воспитание начинается с семьи- с ее истории, традиций, легенд, с семейных памятных вещей, которые передаются из поколения в поколение. И сегодня как никогда, актуальна пропаганда семейных ценностей и традиций.

Так появился проект фестиваля семейных коллекций, который получил название «Мир твоих увлечений».

      Фестиваль реализовывает одно из направлений деятельности музея гимназии. Он представляет собой двухнедельный марафон, в ходе которого ученики и учителя получают возможность посетить выставки в учебных кабинетах гимназии, вплотную соприкоснуться с профессией экскурсовода, познакомить всех желающих со своими семейными коллекциями. В ходе подготовки к фестивалю ребята самостоятельно решают, какие экспонаты будут представлены на выставке, пишут тексты экскурсий, придумывают интерактивные задания и оформление. Необходимо решить, как вовлечь слушателей, дать им возможность рассмотреть и по возможности потрогать экспонаты, возбудить интерес в слушателях к музейному и выставочному делу, к проведению экскурсий. А также разбудить интерес детей к своим семейным коллекциям и к коллекционированию как хобби.

С самого начала проект фестиваля задумывался как интегрированный - в нем переплелись такие учебные предметы, как МХК и история, музыка и литература, химия и география. Работа ведется с помощью учителей – предметников, актива музея и руководителя проекта Горбачевой Е.М..

Основные задачи проекта :

1. Внедрить содержательно-технологическую интеграцию основного и дополнительного образования на всех этапах обучения 

2. Через проведение временных выставок обеспечить оптимальное соотношение у учащихся школьных знаний и жизненного опыта.

3. Упрочить связи с семьей, помочь осознать ценность семейных традиций.

4. Познакомить детей со спецификой работы экскурсовода, подготовить экскурсоводов для школьного музея.

Работа над проектом велась поэтапно.

Первый этап –погружение в проблему и планирование деятельности. В октябре 2013 года проводилась реклама будущего фестиваля, поиск заинтересованных учеников – как владельцев коллекций, так и просто желающих провести экскурсию. Также был очень важен поиск преподавателей-единомышленников, заинтересованных этой формой работы. Постепенно определились темы выставок, начался отбор коллекций, переговоры с родителями о методах и сроках хранения экспонатов, окончательное формирование группы экскурсоводов и курирующих преподавателей.

Второй этап – подготовка самих выставок.. Срок-начало ноября. Экскурсоводы и их помощники под руководством учителей-кураторов оформляли выставки, искали информацию о предметах, писали тексты экскурсий и продумывали презентации. Проводились занятия с будущими экскурсоводами, на которых их учили, как вести рассказ, задавать вопросы зрителям, как демонстрировать экспонаты и многому другому.

И вот наступил третий этап – проведение выставок. Началась работа временных выставок в учебных кабинетах, организация посещений учащимися, проведение экскурсий.

Давайте и мы совершим увлекательное путешествие в мир семейных коллекций. И начнем мы с выставки «Мир марок», которая  была организована в кабинете истории. Куратор выставки - учитель истории Е.М.Горбачева. В основу экспозиции легли две коллекции - Косогорова Тимофея(7 «В») и Карсакова Дмитрия (5 «Б»). Также были предоставлены альбомы Гусевской М. Л. Вот как о своей коллекции рассказывает Дмитрий Карсаков, 5 «б»: «Эту коллекцию начал собирать мой дедушка Наливайко Николай Павлович в середине 50-ых годов прошлого века.. Времена были тяжелые – послевоенные … Денег на такую роскошь, как покупка марок не было и поэтому, он отклеивал марки с приходящих писем и открыток от родственников и друзей из разных уголков страны, называемой, в те времена СССР. Мама поддерживая увлечение сына, иногда выкраивала ему деньги на альбомы и марки, несмотря на скудный бюджет семьи и наличие троих детей. Первые марки, которые собрал мой дедушка: были о Великой Отечественной Войне. Во времена 60-70-х годов ХХ века интересные марки стали появляться в свободной продаже. Марки стали разделять на: «с печатью» (снятые с конвертов и с оттиском штемпеля почты) и «новые» (купленные в магазинах «Союзпечать» или «Книги»). Новые были – «круче». Со временем интерес рос и превратился в серьёзное увлечение. Свою дочь (мою маму) дед тоже увлек этим делом. Она каждый день, возвращаясь из школы, заходила в киоск «Союзпечать» и мчалась к отцу с возгласом: «Новые привезли! Там, есть такая!...такая!... У нас такой нет! Пойдем, купим!» Но, это в том, случае когда у неё не оставалось денег от школьных завтраков… В 6 лет дед показал мне марки и все 13 альбомов перешли в мои руки.» Мальчики демонстрировали марки, конверты и лупу филателиста и по праву заслужили восторженные отзывы учеников о выставке «Мир марок».

Экспонатами выставки «La tour Eiffel - le symbole de Paris » послужили предметы, картины, сувениры и значки с изображениями одного из самых известных символов Парижа- Эйфелевой башни. Предоставлены были экспонаты учителями французского языка,и выставку подготовила и курировала учитель французского языка Прозорова Н. В. В старших классах экскурсия проводилась на французском языке. Выбор экскурсовода тоже был не случаен. О выставке «La tour Eiffel - le symbole de Paris» рассказывает экскурсовод Воронова Анастасия, 7 «в» класс.

«Об Эйфелевой башне я писала работу еще в 5 классе. И так здорово делиться своими открытиями – я провела больше 30 экскурсий со 2-го по 11-й класс! На выставке были представлены экспонаты с изображениями знаменитого символа Франции-картины, платки, панно, календари, часы, макеты, брелоки, даже терка в виде Эйфелевой башни!»

Выставка «Мир ракушек» работала в кабинете биологии под руководством учителя биологии Замиловой О.О. В основу экспозиции легла коллекция морских раковин учителя истории Горбачевой Е. М. А написала текст, придумала презентацию и украсила увлекательные экскурсии своим неподражаемым юмором ученица 7 «В» класса Т.Буданова. Помогала вести экскурсию Л.Капелева.

О своей коллекции рассказывает Горбачева Е. М.

«Эту коллекцию я собрала жарким летом 2006 года на берегу Черного моря. Было очень азартно искать новые раковины в приморских магазинчиках, торговаться с продавцами, узнавать латинские названия раковин - мурексы , скорпиосы, лямбисы…. А вечерами- слушать шум моря и любоваться на переливы перламутра.» 

Выставка«Мир минералов» проводилась в кабинете географии под руководством учителя Коновской М. В. В основу этой выставки легли две коллекции. Вот что рассказывают их владелицы о своем увлечении.

«Свою коллекцию я собираю уже 5 лет и мне особенно интересны энергетические свойства камней. Они могут даже лечить! Мир камней - это загадочный и таинственный мир …» Шеремет Софья, 7 «в»

«В моей коллекции есть красивые обычные и полудрагоценные камни- аметист, кварц, азурит, пирит, гранит. Я ее начала собирать в 3 классе.» Чернышева Анастасия, 7 «в» 

И экскурсию они разработали и проводили тоже вдвоем.

Одна из самых сложных и интересных выставок «Взгляд через объектив» основана на семейной коллекции, о которой рассказывает экскурсовод Сорвачева Екатерина, 7 «в» класс.«Самые старые фотоаппараты из коллекции покупали мои бабушки и дедушки для моих мамы и папы. А потом они росли, приобретали новые модели. И возможно, я тоже передам своим детям эту коллекцию и свой любимый цифровой фотоаппарат( он уже станет древностью)!» Курировала выставку учитель химии Гусева Е.А. Отзывы учеников о выставке «Взгляд через объектив» .Экскурсоводы показали не только старые фотоаппараты, но и фотоувеличители, пленки, красные фонари, приспособления для печати.

Выставка «Большой мир маленького значка»проходила в кабинете истории, и ее основой стала семейная коллекция значков с гербами русских городов Страховой Дарьи из 7 «В» класса. Вот как возникла коллекция: «Эту коллекцию значков мой папа собирал более 10 лет назад. Он много путешествовал по городам России и приобретал в качестве сувениров значки с гербами. Его собрание- одно из самых больших в Нижнем Новгороде! Герб города рассказывает о его истории, занятиях жителей, легендах. Это очень интересно!!» Даша с помощью папы придумала текст, презентацию и оформление выставки. Значки городов прикрепили на карты различных областей России, а на отдельной большой карте разместили значки с гербами городов Нижегородчины. Отзывы учеников о выставке «Большой мир маленького значка»

Об одной из выставок проекта, которую мы назвали «Голоса эпохи», хотим рассказать подробнее. Идея экспозиции родилась в разговоре с коллегами. Оказалось, что у многих хранятся грампластинки 20-века. И мы решили, что наша выставка подарит редкую возможность – посмотреть, как выглядели конверты и сами пластинки; послушать самые знаменитые голоса ушедшей эпохи, волновавшие сердца наших бабушек и дедушек, мам и пап; подержать их в руках, ощутив их хрупкость и тяжесть. Мы проследили эволюцию звукозаписи и носителей музыки в 20-веке. Подготовили выставку учитель истории Горбачева Е.М. и учитель музыки и МХК Шишкина С. В. Началась работа с поиска экспонатов. В основном на выставке представлены были пластинки из трех частных коллекций-учителей гимназии Савенковой Т.А., Батарина А.А., увлеченного коллекционера Манина Н. и из фонда музея гимназии. Творческая группа проекта, в которую вошли ученики 8 классов, собрала материал, обработала его и сделала презентацию, придумали музыкальное сопровождение и вопросы. Также были выбраны пластинки, которые можно было в ходе экскурсии раздать детям. Экскурсии по выставке проводила ученица 8 А класса Назарова Дарья. В  экспозиции был сделан акцент   на советский период жизни грампластинки. Началась экскурсия с великолепного пения Ф.И. Шаляпина. Удивительно, что многие узнали голос в следующем звуковом отрывке - это было выступление В.И.Ленина. Ребята узнали, что в 30-е годы прошлого века стали популярны пластинки с записями романсов и мелодий из кинофильмов. Песня «Священная война» всколыхнула в памяти суровые военные времена. Учащихся поразило, что в 50-60-е музыка записывалась «на костях», т.е. подпольно изготовленные копии западных шлягеров писали на рентгеновских снимках.

         Помимо прочего, на выставке были представлены   аудиооткрытки или аудиописьма. Многих ребят очень удивило, что записанные в специальных студиях, их можно было в обычном конверте отправить друзьям или родственникам.  

         Интерес также вызвал рассказ о различной аппаратуре для записи  и проигрывания   звуковых носителей. Ребятам  представилась возможность послушать музыку прошлого, подержать в руках грампластинки разных времён. После  рассказа   Назаровой Дарьи ребята задавали много вопросов, делились своими  впечатлениями об услышанном, рассказывали о  любимых грампластинках в их семьях. Ведь для многих виниловые пластинки стали своеобразным символом прошлых лет и ассоциируются с особой музыкальной культурой. Оказывается, многим еще памятны времена, когда настоящие меломаны отстаивали огромные очереди в музыкальные отделы магазинов, чтобы купить заветный альбом. И хотя прослушать пластинки всё сложнее (мало у кого сохранились проигрыватели) - интерес к старому доброму "винилу" у истинных меломанов только растет. Виниловые пластинки давно стали экспонатами уникальных собраний и предметами коллекционирования.

Эта встреча с музыкой прошлого запомнится всем надолго. Именно эта выставка фестиваля была представлена на конкурсе «История обычных вещей» и получила первое место на районном и городском этапе конкурса!

Выставка «Кукла Тильда» особенно интересна тем, что куклы, представленные на ней, были сшиты самим экскурсоводом- Юлей Карпуховой (8 «Б»). И конечно тем, что в конце экскурсии Юля проводила небольшой мастер-класс по изготовлению этих трогательных кукол. В подготовке ей помогала учитель технологии Кочеткова Т. А. 

Выставка «Мишки Тедди» – пожалуй, самая трогательная в проекте. Основой для нее послужила коллекция плюшевых мишек учителя МХК Пантюховой Т. В. Обычно эти милые игрушки «живут» в радиорубке гимназии. Мы решили, что будет интересным познакомить всех желающих с их историей. А помогли нам в этом куратор выставки заведующая библиотекой М.Г.Долкова и наши увлеченные и добрые экскурсоводы - Морозова Н.и Скороходова А. из 7 «Б» класса. На этой выставке доброта и юмор просто необходимы, потому что именно ее чаще всего посещали классы начальной школы. Экспонаты уютно устроились возле книжных стеллажей в читальном зале гимназии.

Вот и прошли все выставки, закончилась интересная и ответственная работа экскурсоводов, отправились по домам семейные коллекции. Наступил последний этап, необходимый в каждом проекте. Пришло время подводить итоги и анализировать удачи и ошибки.

Я думаю, что проект достиг поставленных целей. С 18 ноября по 9 декабря 2013 года в гимназии прошли 9 временных выставок, по которым экскурсоводы провели более 100 экскурсий. Практически каждый класс получил возможность посетить несколько выставок, а к самым маленьким в начальную школу некоторые экскурсоводы приходили сами - раскладывали экспонаты, показывали презентацию, проводили экскурсию. Мы познакомили детей со спецификой работы экскурсовода, подготовили новую смену экскурсоводов для школьного музея. Экскурсовод выставки «Голоса эпохи» Даша Назарова (8 «а») заняла первое место в районном и городском этапах конкурса «Юный экскурсовод». Теперь у нас есть проблема - у нас нет пока столько экскурсий, чтобы занять всех желающих так же плотно, как это было во время фестиваля. Но мы над этим работаем.

Наши экскурсии возбудили интерес в слушателях к музейному и выставочному делу. А также усилился интерес детей к своим семейным коллекциям и к коллекционированию как хобби. У нас уже есть несколько желающих показать свои коллекции в следующем году. И конечно, мы сделаем все возможное, чтобы проведение фестиваля семейных коллекций стало доброй традицией.

Следует учесть некоторые ошибки и недоработки. Во-первых, фестивалю на наш взгляд не хватило организации и рекламы. И ученики и учителя отмечали, что многим классам просто не хватило времени посетить все выставки Необходимо вывесить список выставок и удобное время их посещения на сайте гимназии, сделать буклет, а возможно - если выставок будет много - и отвести под их посещения отдельный учебный день. Во-вторых, хоть и осталось большое количество фотографий, к сожалению, так и не были сняты видеоэкскурсии по выставкам. Нам есть куда стремиться!

По традиции, в конце каждой экскурсии слушатели аплодируют, благодаря за интересный рассказ. И мне тоже хочется закончить путешествие в мир семейных коллекций благодарностями.

Спасибо заместителю директора по воспитательной работе Хлыновой О.А., которая сразу поверила в идею фестиваля, во всем ее поддерживала и только иногда намекала, что «девять выставок, наверно, многовато?» Она, конечно, оказалась права, и как показала практика, девять действительно было «многовато», но идеи уже были придуманы, будущие экскурсоводы писали тексты и несли экспонаты, и отступать было уже не «комильфо». Спасибо тем коллегам, которые сразу и с удовольствием подхватили идею выставок. Они выделили в своем и без того плотном графике время на занятия с экскурсоводами, курировали проведение выставок во время и после уроков, взяли на себя большую ответственность за хранение уникальных экспонатов. Спасибо родителям, детям и учителям, которые доверили нам свои коллекции. Перед началом работы выставки Тимофей Косогоров долго допытывался у меня, будут ли его марки храниться в запирающихся витринах и не растащат ли их на сувениры во время показа. Я прекрасно понимаю его чувства - чувства коллекционера. Мы вернули все экспонаты владельцам в целости и сохранности. Спасибо нашим прекрасным слушателям - ученикам и учителям гимназии. Ведь для коллекционера показать свои сокровища и рассказать о них – это огромное удовольствие. И до  новых встреч в музее гимназии!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие для 6-х классов. Презентация "Фестиваль от Чупа-чупса"

данное мероприятие проводится в конце года для шестиклассников. Презентация "Фестиваль от Чупа-чупса" полностью отражает сам фестиваль, который очень понравился ребятам. Фестиваль состоит из 8 номин...

Фестиваль уроков и внеклассных мероприятий "Ура! Урок!"

Анализ урока, классного часа, внеклассного мероприятия....

Фестиваль «Песни, победившие войну»

Цель: Формирование патриотических чувств, гордости за Российское государство и его свершения через восприятие и собственное исполнение лучших образцов песенного жанра, поэзии Вов.Участники нашего фест...

Статья "Фестиваль семейных коллекций "Мир твоих увлечений" и методическая разработка фестиваля

     Фестиваль реализовал одно из направлений деятельности музея гимназии. Это двухнедельный  марафон, в ходе которого ученики и учителя получают возможность посетить выстав...

Фестиваль стимпанка в Петергофе "Александринский пленэр-2015". Мода, объекты и безумия стимпанка на фестивале.

Фестиваль стимпанка (постмодернисткий фэнтези в викторианском стиле Великобритании 1837-1901 годов). Мода стимпанка, объекты его механики, шоу велосипедистов (BMX-команда) на фестивале, состоявшемся в...

Сценарий первого Межрегионального фестиваля детского ёхора в рамках реализации проекта «Фестиваль детского ёхора в Угнасае как форма сохранения бурятской культуры».

Сценарий первого  Межрегионального фестиваля детского ёхора в рамках реализации проекта «Фестиваль детского ёхора в Угнасае как форма сохранения бурятской культуры»....

Протокол Открытого городского фестиваля детского анимационного кино «ТаЁЖкины сказки» ОЧНОЕ участие в фестивале от 24.11.2017 года

МБОУ ДО "Детская художественная школа" /Открытого городского фестиваля детского анимационного кино «ТаЁЖкины сказки»  Конкурсанты, принявшие ОЧНОЕ участие в фестивале...