КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
учебно-методический материал на тему

Лысенко Надежда Борисовна

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, это ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Такая подготовка не может быть обеспечена за счёт усвоения определённого количества знаний. В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx87.82 КБ

Предварительный просмотр:

Направление: Вопросы географического образования.

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  УЧАЩИХСЯ

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, это ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Такая подготовка не может быть обеспечена за счёт усвоения определённого количества знаний. В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».

Для учителя - это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся - переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Главная проблема учителя - поиск средств и методов развития образовательных компетенций учащихся как условие, обеспечивающее качественное усвоение программы.

В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы.

Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетентности обучающегося: анализа проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы, постановка целей и задач; деятельности; самоанализ и рефлексия; презентации деятельности и ее результатов.

С 1998 года гимназия № 23 города  Краснодара является инициатором ежегодного проведения Дня Черного моря на уровне городского  мероприятия с организацией финального этапа в гимназии. В рамках этого проекта в гимназии ведется огромная работа по популяризации Международного Дня Черного моря среди учащихся, их родителей, а также, через средства массовой информации (на освещение мероприятия в гимназию  неоднократно приезжали представители газет и телевидения), среди широкой общественности. Основной целью реализации данного проекта является интеллектуальное и личностное развитие школьников, участвующих в экологической и исследовательской деятельности; формирование экологически целесообразного поведения и активной гражданской позиции учащихся, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране Черного моря.

Непосредственно в заочных этапах и финале конкурса участвуют команды, состоящие из учащихся 7 – 8 классов, тех, кому не безразлична судьба Черного моря и экологические проблемы родного края.  Эти учащиеся хотят расширить свои знания о природе, водных ресурсах Краснодарского края, о его истории и экологии. Учащиеся, являющиеся базой для реализации проекта, мотивированы на получение  прочных экологических знаний и навыков, на углубление знаний о влиянии хозяйственной деятельности человека на природу Черного моря (рис. 1). Они  имеют необходимую экологическую подготовку и успешный опыт реализации менее глобальных проектов на уровне своих классов.  Их ключевые компетентности сформированы в области информационно – коммуникационных технологий, что позволяет им свободно выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

Рис. 1. Финал.                                            Рис. 2. Церемония награждения.

                     C:\Users\Nadia\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC01577.jpg

Участники проекта четко осознают значимость привлечения внимания общественности к необходимости бережного отношения к природе родного края. Это ребята, любящие свой край, осознающие и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, активно и заинтересованно познающие мир, умеющие учиться, осознающие важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способные применять полученные знания на практике, социально активные, умеющие вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов.

В 2010 году конкурс выходит на качественно новый уровень - Краснодарское региональное отделение Русского географического общества  совместно с МКУ КНМЦ и МБОУ гимназией №23 города Краснодара становятся организаторами конкурса. В состав жюри конкурса, помимо учителей гимназии №23, входит начальник отдела развития образования МКУ КНМЦ А. А. Оробец, кандидат политических  наук, председатель КРО РГО         И. Г. Чайка, учёный секретарь КРО РГО         Н. Д. Безуглая (рис. 2), кандидат географических наук, доцент кафедры экономической географии КубГУ  Л. А. Морева. Это, безусловно,  повышает статус конкурса и привлекает к нему все большее число участников. Так в 2010 году в проекте приняли участие 33 команды из 29 школ Краснодарского края, а на первый  заочный этап 2011 года поступило 50 работ из 47 общеобразовательных учреждений Краснодарского края. В  конкурсе приняли участие представители 26 населенных пунктов из 15 муниципальных образований — городов Краснодара и Горячего Ключа, Абинского, Брюховецкого, Динского, Ейского, Красноармейского, Крымского, Курганинского, Кущёвского, Новокубанского, Славянского, Тимашевского, Туапсинского, Успенского районов. Помимо увеличения числа участников, результат инновационных изменений данного опыта имеет продуктный, и  субъектный характер. Продуктный результат связан с решением педагогической проблемы. Материальными продуктами данного проекта стали  дидактические материалы по проведению этого мероприятия и его видеоматериалы. В гимназии создана медиатека проектов и презентаций участников конкурса, собранная за последние несколько лет.  Субъектный результат проявляется на уровне изменения мышления у учащихся, развития их воображения, приобретение ими  новых знаний, умений и навыков, формирование положительных, социально-мотивированных личностных качеств, освоение различных способов деятельности. Исследования, ежегодно проводимые в гимназии, показали возросшую степень интереса учащихся не только к географии родного края и, но и к науке в целом.

На первом заочном этапе ребята перечисляли имеющиеся и возможные негативные природные и техногенные изменения природно-хозяйственных комплексов черноморского побережья Краснодарского края. Для участия во втором заочном этапе участникам Конкурса предложено составить проект туристического маршрута по Черноморскому побережью.

В 2010 году  задания были не менее интересными: исходя из того, что не далеко от Черного моря находится природный объект Западный Кавказ, включенный в список ЮНЕСКО, участникам конкурса было  предложено выбрать природный объект, который находится непосредственно на Российском участке побережья Черного моря, и который мог бы претендовать на включение в Список природного наследия ЮНЕСКО. На конкурс было представлено 24 интереснейших проекта, в которых ребята, с делав акцент на специфике и уникальности выбранного объекта описали его ценность, выходящую за пределы границ Краснодарского края.  В итоге в методической копилке организаторов конкурса оказались замечательные проекты – презентации об Утришском заказнике, Сочинском дендрарии, дольменах, озере Абрау, грязевых вулканах Тамани, скале Парус, Джанхоте, Пшадских водопадах и многих других жемчужинах Черноморского побережья Краснодарского края. Участники представили их так, что все они оказались достойны, быть включенными в список ЮНЕСКО.

У ребят при выполнении такого проекта возникают свои специфические сложности. Их преодоление, и является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать, моделировать. Учащимся самим трудно  намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи; искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы; осуществлять и аргументировать выбор; предусмотреть последствия выбора;  действовать самостоятельно (без подсказки); сравнивать полученное с требуемым; объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования. И здесь начинается самое сложное для учителя в ходе проектирования: это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возможно использование методики проведения семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников.

Участников финала, по итогам заочных этапов ждет незабываемый праздник, где они в полной мере могут проявить свои творческие умения, навыки работы в команде,  умение работать с информацией, критическое и системное мышление презентативные навыки и, даже, свои вокальные данные и  чувство юмора. В целом, все виды деятельности, предлагаемые для реализации в финале конкурса, направлены на безусловное повышение и качества географического образования и углубление его содержания. На формирование личностных и метапредметных результатов образования.

Фабула проведения финала постоянно меняется (это может быть путешествие по городам черноморского побережья, экскурсия в прошлое, международная конфероенция, театрализованное представление и т. д.).

Финал – 2011 пройдет в форме брейн-ринга. Команды  – участницы привезут с собой выполненное домашнее задание, в котором они представят свой проект решения тех проблем, которые были описаны ими в первом заочном этапе. А затем им предстоит ответить на четыре блока вопросов, которые будут предлагать представители Новороссийска, Анапы, Сочи и Тамани. В заключение праздника ребятам всегда предлагается выполнить практическое задание.

В финале, помимо метода проектов,  используется  методика создания ситуации предположения и  элементы методики дебатов. Все виды деятельности выполняются в команде, что позволяет формировать коммуникативную  компетентность учащихся, а также  их умение презентовать свою работу. Все используемые в финале методики тесно интегрируются с технологиями проблемного обучения.  

Участвуя в финале, дети оказываются вовлечены в различные образовательные ситуации: игровое проектирование, исследовательская задача, моделирование ситуаций, дискуссия, презентация. Опыт работы показывает, что знания, добытые учениками в процессе активной деятельности, не только легче и сознательнее усваиваются, но и значительно прочнее. Соединение практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному развитию учащихся, является средством укрепления здоровья и рационального использования свободного времени, воспитывает культуру интеллектуального труда. С помощью данных технологий возможно выстраивание личностно-ориентированной, деятельности и индивидуальной образовательной траектории географического образования.

Литература:

  1. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательных технологий. М.: Народное образование, 2001.
  2. Добрецова Н.В. Педагогическое проектирование в дополнительном экологическом образовании // Экологическое образование в школе.- 1999, -№ 9, -с.57
  3. Из опыта методической работы: Дайджест журнала «Методист»/ Сост. Е.М. Пахомова; ред. Э.М. Никитин. – М.: АПКиПРО, 2004
  4. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61
  5. Полат Е.С. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям // Методология учебного проекта: Материалы методического семинара. М., 2001. - с.123.
  6. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетентностей и самоопределение подростка

Мы попробовали определить, как формируются ключевые компетенции на занятиях в педагогике дополнительного образования и насколько они могут повлиять на самоопределение учащихся. При изучении раз...

Формирование ключевых компетенций

Итоговая квалификационная работа слушательницы курсов повышения квалификации  учителей истории и обществознания...

Информационная компетентность – одна из ключевых способностей педагога (выступление на педагогическом совете)

Современные условия жизни общества требуют принципиально новых подходов к системе образования. Информатизация образования является одним из приоритетных направлений развития социальной сферы и органич...

Консультации по ключевым темам истории России

Данный материал поможет учителям истории расширить знания учащихся по отдельным темам....

Взаимосвязь компетенции и квалификации.Ключевые компетенции.Условия возникновения ключевых компетенций.

Компетентность, компетенция, квалификация - основные направления современных исследований....

Модуль программы воспитания «Ключевые общешкольные дела»: особенности проектирования. Воспитательный потенциал ключевых дел

Ключевые общешкольные дела проводятся во всех школах, а я хочу поделиться механизмом проектирования вариативного модуля программы воспитания «Ключевые общешкольные дела» в нашей школе. Пон...