Активное формирование новых знаний при изучении конструкции и принципа работы лазерного принтера.
учебно-методический материал по теме

Сенькин Борис Александрович

Учащиеся самостоятельно не об­ращают внимания на определение объекта и цели изучения  и данной дисциплины, и ее отдельных   разделов. В ответы учащихся включено все, что где то бы ни было было услышано, или найдено в интернете. При планировании занятий, разработке учебных пособий обращаю особое внимание на этот момент 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktivnoe_formirovanie_novyh_znaniy_.doc2.44 МБ
Microsoft Office document icon impulsnyebp.doc2.08 МБ
Microsoft Office document icon uchet_mezhdistsiplinarnyh_svyaz.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Учет междисциплинарных связей при разработке учебного пособия

Перед автором статьи была поставлена задача разработки учебных пособий для учащихся колледжа по специальности техническое обслуживание и ремонт средств вычислительной техники. Существенен  фактор, учащиеся в схожих дисциплинах не обращают внимания на определение объекта изучения данной дисциплины, а при контроле знаний, излагают все что знают. В ответе можно услышать физические и общетехнические аспекты, но отсутствует главное, обеспечивает или нет данное техническое и конструктивное решение заданные эксплуатационные характеристики устройства. Следует отметить и тот факт, что вычислительная техника модернизируется так стремительно, что будущий специалист ежедневно должен будет повышать знания, изучать новую технику, т.е. иметь навыки к самообразованию. Поэтому его необходимо вооружить методологией «добывания новых знаний». Неслучайно начиная с 1996 года в университетах, в том числе и на факультетах социальных наук, читается курс «Концепции современного естествознания».

Анализ отмеченных фактов, влияющих на качество учебного пособия, ставят задачу раскрытия междисциплинарных связей.

       Автор определил следующие требования к разрабатываемому учебному пособию. Во-первых, искоренить бытующее в среде учащихся мнение, что дисциплины не связаны между собой. Нужно добиться, чтобы обучаемый осознал, что без фундаментальных знаний невозможно изучение спец.дисциплин. Далее, при самостоятельном восстановлении пробелов пропущенных занятий, пособие должно оказать существенную методическую помощь учащимся. На занятиях занятий учебное пособие должно служить в качестве раздаточного материала, позволяющим организовать фронтальную форму занятия при изучении нового материала. Учебное пособие должно сократить потери времени на конспектирование и служить примером конспекта. Далее, должен быть определен темп занятий, обеспечивающий усвоение всеми учащимися необходимых знаний по данной дисциплине. Ставится цель - заставить работать учащегося, а не механически запоминать текст нового материала. Т.е. сами знания «добываются» в процессе занятия. Важная роль при этом отводится междисциплинарным связям, «навигация» в которых осуществляется  преподавателем.

.Заслуживает внимание и следующий прием. Ранее изученная информация приводится в табличном виде. В этом виде представлен и вновь изучаемый материал. Так, что учащийся «подводится» к формулированию новых определений и выводов.

Возникает вопрос, что же остается преподавателю, если в пособии последовательно изложен весь материал по новой теме. Роль преподавателя остается ведущей. Он используя междисциплинарные связи, направляет учащегося к той фазе занятия, когда формируются новые определения, т.е. добываются новые знания. Преподаватель осуществляет коррекцию, индивидуализирующий этот процесс обучения. Что касается продвинутых студентов, то экономия времени на исключении конспектирования под диктовку позволяет преподавателю вербально добавить комментарий сверх минимальных требований к уровню знаний. Этот материал и будет востребован более подготовленными студентами.

На примере учебного пособия по дисциплины « Организация энергопитания СВТ» рассмотрим реализацию сформулированных требований.

Данная дисциплина рассматривает вопросы практической реализации преобразования энергии переменного тока в энергию постоянного тока, т.е. явно перекликается с рядом общеобразовательных и общетехнических дисциплин. В водном разделе опорного конспекта формулируется и обращается внимание на объект изучения данной дисциплины, отличие от других общетехнических дисциплин и спец.дисциплин, где в какой-то степени рассматриваются подобные вопросы. Организация энергопитания СВТ, как дисциплина рассматривает вопросы технических решений преобразования энергии переменного тока в энергию постоянного тока, направленных на достижения заданных технических характеристик  стабильности энергопитания СВТ, и решение проблем защиты от помех и нестабильности силового энергоснабжения, защиты от внешних возмущающих факторов, обеспечение унификации БП для СВТ. Заметим, что дисциплина довольно консервативна. Применяемые при разработке блоков питания СВТ методы преобразования энергии ..известны довольно давно. Знания о методах преобразования энергии изучаются и приобретаются в процессе изучения ряда общеобразовательных и общетехнических дисциплин, таких как, химия, физика, электротехника и т.д. Учитывая междисциплинарные связи, можно разработать довольно компактный учебник, в адаптированном виде для уровня студентов колледжа. Дисциплина «Организация энергопитания СВТ», действительно требует предварительной подготовки и комплексных знаний по ряду общеобразовательных и общетехнических дисциплин

Поскольку объяснять и доказывать учащемуся это положение довольно долго и безрезультатно, то остается один вариант «заставить» работать в нужном режиме. Этой цели служат контрольные вопросы. В составленном учебном пособии основные знания, приобретенные в курсах ранее изучаемых общетехнических дисциплин, излагается кратно, но в перечне контрольных вопросов фигурируют. Вопросы сформулированы таким образом и в такой последовательности, чтобы ответы строились в соответствии с содержанием дисциплины. Таким образом, от занятия к занятию, у учащихся вырабатывается навык построения ответа в соответствии с объектом изучения дисциплины, но не « все что созвучно с вопросом». Так как объем знаний, определенный программой обучения и перечисленный в контрольных вопросах, является обязательным для получения положительной оценки, то при затруднениях при ответе студенты обращаются к конспектам по общеобразовательным и общетехническим дисциплинам. Полученный навык отбора нужной информации будет востребован и полезен и для других дисциплин. Таким образом, попутно решается задача формирования  навыка  самостоятельного  обновления знаний.. Таким образом, попутно решается задача формирования навыка внимательного отношения к рассмотрению вопроса о «объекте изучения» по любой дисциплине.

Таким образом, в приведенном примере учебно-методическом пособии, разработанным автором по дисциплине «Организация энергопитания СВТ», реализованы методы и приемы активного обучения с учетом междисциплинарных связей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок формирования новых знаний и умений.

Тема: Русская (Восточно-Европейская) равнина; географическое положение и особенности природы....

УРОК ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «ПЛАВАНИЕ ТЕЛ».

На уроке выясняются условия плавания тел, те при каком условии тело тонет, всплывает, плавает( при этом рассматривается соотношение силы тяжести и архимедовой силы, соотношение между плотностями тела ...

6 класс. Урок формирования новых знаний, умений и навыков.Тема:"Фразеология"

На уроке даётся научное определение понятию «фразеологизм»; формируется  умение  объяснять значения слов; развиваются навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной реч...

Управление процессом формирование новых знаний на примере урока математики

В статье рассматриваются различные формы работы с образовательным порталом «Решу ЕГЭ» на уроках математики в старших классах, даны методические рекомендации по организации самостоятельной ...

Актуальность формирование методологических знаний при изучении химии в средней школе в рамках реализации ФГОС

При изучении предмета химии нет общепринятых ответов на следующие вопросы:- Какой комплекс знаний о знаниях необходимо включить в содержание обучения химии?- Каковы пути и способы рационального сочета...

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Традиционные и инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. Не стоит отказываться от старого и полностью переходить на новое. Наша задача обучать и развив...

Презентация "Методы формирования новых знаний и способов действий на уроках русского языка и литературы"

В презентации рассматриваются основные методы формирования новых знаний и способов действий (объяснительно-иллюстритавный и репродуктивный, проблемный и частично-поисковый, исследовательский методы) с...