Презентация "Методы формирования новых знаний и способов действий на уроках русского языка и литературы"
презентация к уроку

Татаринова Юлиана Юрьевна

В презентации рассматриваются основные методы формирования новых знаний и способов действий (объяснительно-иллюстритавный и репродуктивный, проблемный и частично-поисковый, исследовательский методы) с приведением примеров использования данных методов на уроках русского языка и литературы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методы формирования новых знаний и способов действий на уроках русского языка и литературы Татаринова Юлиана Юрьевна, заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №15 Г.о.Коломна

Слайд 2

МЕТОД - в переводе с греческого языка термин methodos обозначает «путь», «способ продвижения к истине». Метод обучения – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Можно определить следующие методы обучения: Методы формирования новых знаний и способов деятельности. Методы организации деятельности учащихся. Методы контроля и самоконтроля. Методы формирования личностных результатов.

Слайд 3

Методы формирования новых знаний и способов действий : Объяснительно – иллюстрированный и репродуктивный методы (тренируют память и дают знания, но относятся в большей степени к пассивным методам обучения, не позволяя в полном объеме развить творческое мышление детей) Формы работы : рассказ, лекция, объяснение, изучение литературы, показ, демонстрация, выполнение задания по алгоритму, опрос и др. Проблемный и частично-поисковый методы (учащиеся приобретают навыки логического, критического мышления, умения формулировать проблему и находить способы ее решения и т.п.) Формы работы : проблемная или эвристическая беседа, создание ситуаций затруднения и др. Исследовательский метод ( учащиеся постепенно познают принципы и этапы научного исследования; изучается не только литература по теме исследования, но и разрабатывается его план, проверяются собственные гипотезы по решению проблемы и оцениваются полученные результаты) Формы работы : решение задач творческого уровня, самостоятельное решение проблемной ситуации, проведение опытов, классификация, моделирование, проектирование, конструирование, постановка эксперимента и др.

Слайд 4

Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы Объяснительно-иллюстративный метод – метод, при котором объяснение учебного материала сопровождается различными визуальными средствами, в процессе учебной работы учитель использует иллюстрации, т. е. наглядное пояснение, или же демонстрирует то или иное учебное пособие. На занятиях можно использовать различного вида наглядность: 1. Натуральные предметы (посуда, вещи). 2. Реальные объекты (музеи, театры, выставки, учреждения). 3. Модели, макеты, фотографии, изображения (предметные, сюжетные). 4. Учебные фильмы, видеофильмы, диафильмы. 5. Практический показ действий педагогом. 6. Технологические, операционные, предметные планы (карты).

Слайд 5

Учитель или подготовленный ученик сообщает готовую информацию разными средствами, а обучающиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации педагог осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, видеофильмы), практического показа способов деятельности (показ способа решения заданий, способов составления плана, аннотации и т.д.). Объяснительно-иллюстративный метод - один из наиболее экономных способов передачи обобщенного и систематизированного опыта человечества.

Слайд 6

Рассказ – это форма изложения учебного материала, которая носит преимущественно описательный характер (сюжетный, иллюстративный, информационный). Беседа – форма овладения учащимися информацией в вопросно-ответном рассуждении, в диалоговом общении. В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа) или учащимся всего класса (фронтальная беседа). Применение беседы целесообразно на начальном этапе ознакомления с новым материалом для выявления имеющихся у детей представлений и знаний по данным: на этапах проверки усвоения материала, а также с целью использования детьми в речи определенных слов, оборотов, фраз. Готовится заранее ряд вспомогательных вопросов, содержащих в себе определенные элементы конструкции ответа, которыми бы воспользовался ребенок. Можно использовать прием введения игровых персонажей – незнающих, не умеющих, опоздавших на занятия (например: в конце занятия организуем беседу с целью проверки усвоения материала используем опоздавший персонаж, который задает вопросы, побуждая тем самым к высказываниям).

Слайд 7

Лекция – один из приемов, который отличается от рассказа большей строгостью изложения, лекции читаются по наиболее общим, фундаментальным вопросам. Этот метод используется в основном в старших классах. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия школьниками учебного материала в его логических взаимосвязях по теме в целом. Применяется при блочном изучении нового учебного материала. Применяется при изучении нового материала и при повторении пройденного материала ( обзорные лекции). Например. При объяснении нового материала данный метод можно использовать на уроке русского языка в 6 классе при изучении раздела “Лексика”. Чтение лекции “Словари”, где рассказывается учащимся о толковых, фразеологических, словарях иностранных слов, устаревших слов, словарях синонимов, антонимов, словообразовательных, орфографических словарях и т.д. На этом уроке все учащиеся работают с разными словарями. Или, в курсе литературы 11 класса может быть проведена обзорная лекция «Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных десятилетий».

Слайд 8

Работа с книгой – это прием, позволяющий ученику под опосредованным руководством учителя самостоятельно организовать процесс познания. Существует ряд приемов работы с печатными источниками: • конспектирование – краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного (конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица; конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления); • составление плана текста (план может быть простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть); • тезирование – краткое изложение основных мыслей прочтенного; • цитирование – использование фрагментов чужого текста в собственном тексте с сохранением точности высказывания и с указанием его автора; • дословная выдержка из текста (обязательно указываются выходные данные: автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница); • аннотирование – краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла; • рецензирование – написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном; • составление справки – подбор сведений о чем-нибудь, полученных после поисков (справки бывают биографические, терминологические); • составление тематического тезауруса – создание упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме.

Слайд 9

На уроках литературы объяснительно-иллюстративный метод используется обычно на этапе подготовки к восприятию произведения с целью сообщить детям необходимые сведения о писателе, актуализировать жизненный опыт, необходимый для восприятия текста, создать нужный эмоциональный настрой. Сведения, предваряющие восприятие, могут понадобиться в различных ситуациях: при изучении произведения, относящегося к малознакомым детям жанрам (баллада, былина, сказ); при наличии предыстории создания произведения, существенной для понимания его смысла (например, при изучении комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» или поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины»); при отражении в произведении исторических реалий, далеких от опыта современного ребенка (А.С.Пушкин «Дубровский», Н.В.Гоголь «Тарас Бульба», А.П.Чехов «Ванька»).

Слайд 10

Условия использования наглядных методов обучения: - применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; - должна использоваться в меру, показывать её следует постепенно и в соответствующий момент урока; - учащиеся должны хорошо видеть демонстрируемый материал; - чётко выделять главные моменты; - детально продумывать пояснения в ходе демонстрации; - привлекать учеников к нахождению материала для демонстрации.

Слайд 11

1. Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы Суть репродуктивного метода обучения - многократное повторение способа деятельности по заданию учителя. Деятельность учителя состоит в разработке и сообщении образца, а деятельность ученика – в выполнении действий по образцу. Репродуктивные упражнения особенно эффективно содействуют отработке практических умений и навыков, так как превращение умения в навык требует неоднократных действий по образцу. Особенно эффективно применяются репродуктивный метод в тех случаях, когда содержание учебного материала носит преимущественно информативный характер, является весьма сложным или принципиально новым для того, чтобы ученики могли осуществить самостоятельный поиск знаний. При чрезмерном применении этот метод способствует формализации процесса усвоения знаний. Только репродуктивным методом невозможно успешно развивать и такие качества личности, как творческий подход к делу, самостоятельность. Все это требует применения наряду с ним еще и методов обучения, обеспечивающих активную поисковую деятельность школьников.

Слайд 12

2. Проблемный и частично-поисковый методы При проблемном методе учебный процесс организуется с помощью проблемных задач и проблемных ситуаций, придающих обучению поисковый, исследовательский характер. Суть проблемного метода состоит в умении включить мыслительный аппарат ребенка в процесс познания. Последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации: Проблемная ситуация - проблема - поиск способов ее решения - решение проблемы. Последовательность шагов при организации урока проблемного обучения: возникновение проблемной ситуации, осознание сущности затруднения и постановка проблемы, нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы, доказательство гипотезы, проверка правильности решения проблем.

Слайд 13

Методические приемы создания проблемных ситуаций: учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; сталкивает противоречия практической деятельности; излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций; побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты; ставит конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения; определяет проблемные теоретические и практические задания; ставит проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения. Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить факт, явление или процесс действительности.

Слайд 14

Правила создания проблемных ситуаций: - Посильное познавательное затруднение. - Дается до объяснения усваиваемого материала. - Выполнение практического или теоретического задания требует открытия новых знаний и овладения новыми умениями. - Вызывать интерес учащихся. Например. На уроке русского языка в 8 классе «Способы подчинительной связи» дается предложение: «Это книга племянника мужа учительницы сына моего соседа» Проблемный вопрос: легко ли найти владельца книги в этой запутанной конструкции? На уроке русского языка в 5 классе «Слово и его формы» Проблемный вопрос: Сколько слов в предложении «Рука руку моет»? При изучении на уроке литературы в 5 классе былины «Вольга и Микула Селянинович» ставится проблемный вопрос : Если былина – это песнь героического содержания, то в чем состоит героизм Микулы Селяниновича?

Слайд 15

Пути создания проблемной ситуации. Первый путь - проблемная ситуация с «затруднением». В ее основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без нового материала. Например. Этап постановки учебной проблемы на уроке русского языка в 9 классе по теме: «Типы подчинения в предложениях с несколькими придаточными». Учитель Ученики - Запишите предложение, расставьте знаки препинания, составьте схему: «Я молча указал пальцем на храм, думая, что мне пригрезилось, что я в самом деле заснул и что мне явилось видение из тумана». Ученик у доски составляет схему: [- =, -∙-+, (что =), (что - =), и (что= -). - Теперь сравните свои схемы с моей. Схема учителя: [- =, -∙-+, (что =), (что - =) и (что= -). - Вы справились с заданием? - Нет, так как поставили запятую после второго придаточного предложения. -Каким правилом вы руководствовались при постановке знаков препинания в предложении? - Придаточные предложения в составе сложноподчинённого отделяются друг от друга запятой. - Что нам сегодня предстоит узнать? - Почему в данном предложении запятая перед И не нужна?

Слайд 16

Второй путь постановки учебной проблемы на уроке – подводящий диалог. Например. Этап формулирования темы урока русского языка в 5 классе «Знаки препинания в предложениях с однородными членами». Учитель Ученики На доске начерчены схемы: 1. Ө, Ө =. 2. Ө и Ө =. 3. Ө, но Ө =. 4. Ө и Ө, Ө и Ө =. 5. и Ө, и Ө, и Ө =. - На доске вы видите несколько схем. Что объединяет все эти схемы? - Это схемы предложений с однородными подлежащими. - Как вы думаете, почему представлена не одна схема, а несколько? (Наводящий вопрос: «Как могут быть связаны однородные члены?») - В предложении однородные члены могут быть связаны разными способами: по смыслу и интонационно и при помощи союзов. Соответственно, схемы предложений будут разными. - Над чем вы всегда задумываетесь, когда встречаете предложения с однородными членами? - Как правильно расставить знаки препинания. - Назовите ключевые слова нашего диалога. - Однородные члены, знаки препинания. - Сформулируйте тему урока. - Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Слайд 17

Третий путь - постановка учебной проблемы. Сообщение темы урока в готовом виде, но с мотивирующим вопросом, заданием. Например. Постановка учебной проблемы на уроке русского языка в 5 классе по теме «Морфологические признаки слов». Учитель Ученики - Послушайте стихотворение О. Высотской «Весёлые рифмы» и найдите ключевые слова: Отправляя поздравление, Помни правила склонения, Род, число и падежи Крепко в памяти держи! - Склонение, род, число, падеж. - Какое словосочетание обобщает все эти термины? - Морфологические признаки. - Совершенно верно, тема урока «Морфологические признаки слов».

Слайд 18

Например. Этап поиска решения учебной проблемы на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Правописание суффиксов -чик, -щик в именах существительных». Учитель Ученики - Посмотрите внимательно на слова: разведчик, каменщик, разносчик, сварщик, рассказчик, перебежчик, выдумщик, советчик, дрессировщик. - Когда, на ваш взгляд, в существительных пишется суффикс –чик, а когда –щик? - После звонких согласных пишется суффикс -чик. - Ещѐ какие есть варианты? (Учитель записывает гипотезы на доске) - В словах с приставкой пишется –чик. - Может быть есть ещѐ предположения? - После мягких согласных пишется –щик. - Ещѐ одна гипотеза. Если больше нет предложений, будем проверять ваши гипотезы. Все согласны, что – чик пишется после звонких? - В слове советчик –чик пишется после глухой. - Согласны ли со второй гипотезой? - В слове выдумщик тоже есть приставка, но пишется –щик. - Проверяем следующую гипотезу. - Опять же в слове дрессировщик после твердого согласного пишется –щик. Учитель делает подсказку. - Подчеркните согласные, после которых пишется суффикс – чик. - Д, С, З, Ж, Т. - Можете теперь сформулировать правило, после каких гласных пишется суффикс –чик. - После д, с, з, ж, т пишется –чик, а после других согласных –щик. - Прочитайте фразы: «Ты Же Должен Знать Суффикс –чик! Я ТоЖе ЗДеСь». Какая подсказка в них содержится? - В этих фразах выделены согласные, после которых пишется –чик.

Слайд 19

Одним из приемов проблемного метода является создание проблемной ситуации на использовании ошибки . Например, при изучении темы «Склонение порядковых числительных» можно предложить рассмотреть ошибки, допущенные при употреблении различных дат: «В двухтысячно четырнадцатом году в городе Сочи состоялась олимпиада». К этому приему примыкает использование мнимой ошибки. Например, при изучении форм глагола как вариант, на доске учитель пишет 2 словосочетания: «выпишИте слова» и «выпишЕте слова» и задает вопрос обучающимся: «В каком случае я ошиблась и почему?» Предлагая и проверяя различные гипотезы, ученики придут к выводу, что ошибки здесь нет, а есть 2 формы глагола – в изъявительном и повелительном наклонении, правописание которых подчинено разным орфографическим правилам и связано с различием в морфемном составе форм слова.

Слайд 20

Грамматические сказки . Например, при изучении темы «Способы подчинительной связи в словосочетании» урок начинается со сказки: «Решило Слово наняться на работу. Стало присматриваться к хозяевам. Первый хозяин – Согласование – добрый и справедливый, он требует от работника: «Я работаю, и ты делай, как я». Второй хозяин – Управление – очень строгий, он требует: «Делай то, что я прикажу!». Третий хозяин – Примыкание – ничего не требует, он просто просит: «Постой со мной рядом». Исследуя различные гипотезы, ребята должны объяснить смысл этой сказки.

Слайд 21

Реализация системно – деятельностного подхода в обучении и воспитании. Например. Вводный урок русского языка в 7 классе по теме «Зачем изучать русский язык? Проблемы его изучения» строится на диалоге групп (вначале – внутри группы, затем – через обмен мнениями разных групп). Задания: 1 группа: Представьте, что в нашем государстве для удобства решили отказаться от родного языка и перейти на английский, например. Что из этого может выйти? Согласны ли вы с этим? Почему? Запишите небольшое размышление на тему в свои тетради. 2 группа: Представьте, что в нашем государстве решили считать единственно правильным язык эпохи А.С. Пушкина. Что из этого может получиться? Согласны ли вы с этим? Почему? Запишите небольшое размышление на тему в свои тетради. 3 группа: Представьте, что в нашем государстве решили отказаться от нашего языкового наследия и изучать только современную форму языка. Что из этого может получиться? Согласны ли вы с этим? Почему? Запишите небольшое размышление на тему в свои тетради. Ученики самостоятельно придут к выводу, что язык – явление развивающееся, многогранное, что мы, носители языка, должны способствовать сохранению и развитию русского языка.

Слайд 22

На уроках литературы, изучая какое-либо художественное произведение, лучше всего связать его с современностью, обсуждать на уроках вопросы, волнующие учеников, стремиться поставить учеников перед нравственным выбором, научить формировать собственное мнение, учить защищать его. Например, в 5 классе в конце изучения темы «Волшебные сказки» предлагается вопрос: За что мы любим сказочных героев Царевну- лягушку, Василису Премудрую, Василису Прекрасную, Ивана- царевича, Ивана- дурачка, других сказочных героев? Какие качества этих героев сделали их столь любимыми в народе? Ответ: За то что они добрые, за то, что жалеют и помогают всем, за трудолюбие, за находчивость, за верность. -А какие это качества, сказочные или нет? - Нет, это не сказочные черты. И мы все вместе делаем вывод, что у сказочных героев и сегодня можно многому научиться. Кроме того, предлагается детям написать маленькие рефераты по темам: «Мой любимый сказочный герой», «Чем похожи положительные герои волшебных сказок?», «Чем Иван- царевич отличается от Ивана- дурака и что их объединяет?», «Чему нас учат русские народные сказки»?

Слайд 23

Рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» Вопрос: Какие качества характера помогли Жилину выбраться из плена, а какие помешали сделать то же самое Костылину? Ребята называют такие качества, как терпение, трудолюбие, доброе отношение к людям. Кого из героев вы выбрали бы себе в друзья? Жилина. А почему? Только ли за то, что он сумел выбраться из плена? Жилин- человек верный, он не оставляет Костылина в беде, хоть и попал в плен по вине Костылина. Он хороший сын, не просит мать заплатить за него, потому что знает, что у нее нет денег, и она будет переживать. - Как вы думаете, какие из качеств Жилина есть у вас, и нужны ли они вообще сегодня? А находите ли вы у себя качества Костылина?

Слайд 24

Роман А.С.Пушкина «Дубровский» Вопросы: Почему Маша не уехала с Дубровским, хотя сама просила его о помощи? Почему Владимир, узнав, что опоздал, не увез девушку силой, ведь он был уверен, что она не любит князя Верейского? Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» Диспут на тему: «Вечный спор Молчалиных и Чацких». Наряду с проблемными вопросами вводится понятие диалога, монолога, конфликта, авторской ремарки и жанров драматических произведений. Рассматриваются различные точки зрения критиков, писателя и самих ребят. Главный проблемный вопрос связан со способами достижения жизненной цели – что нравственно, что безнравственно.

Слайд 25

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Вопросы: - Может ли человек взять на себя ответственность за судьбы мира? Это чрезмерные претензии, гордыня или право и обязанность личности? - Может ли быть достигнута высокая цель путем преступления и лжи? - Раскольников терпит крушение вследствие своих личных качеств или несостоятельности самой идеи? - Как решает проблему Раскольников и как его оценивает автор? - Какие общечеловеческие ценности выведены автором в романе на первый план, актуальны ли они сегодня? Кто же Раскольников: преступник, фанатик идеи или гуманист? Повесть Булгакова «Собачье сердце» Вопрос: повесть была написана в 1925 г., а опубликована на родине в 1987 г. Почему?

Слайд 26

2. Проблемный и частично-поисковый методы Частично-поисковый или эвристический метод: познавательная информация не передается учащимся в готовом виде: ее необходимо получить самостоятельно; функционал учителя заключается не в организации усвоения нового знания, а оказании помощи в поиске решения учащимися посредством доступных средств; ученики под руководством педагога строят самостоятельное рассуждение, решают познавательные задачи, проводят анализ возникающих затруднений, сопоставляют, обобщают, формулируют выводы. Учащиеся не всегда справляются с самостоятельным поиском решений поставленной трудоемкой задачи от начала и до конца, и педагогу необходимо направлять их. В некоторых ситуациях часть знаний подается учителем в готовом виде, а часть ученики получают в самостоятельных действиях, находя ответы на поставленные вопросы.

Слайд 27

Например, при изучении на уроке русского языка темы «Виды глагола» предлагается определить грамматический признак, по которому различаются глаголы в двух столбиках: наклеивать наклеить прибегать прибежать печь испечь Устанавливается цель урока — выяснить новый грамматический признак глаголов. Поиск начинается с двух незавершенных предложений, продиктованных учителем: Я долго … марки. Я … все марки. Учащимся предлагается вставить соответствующий глагол. Если различие не сформулировано, то можно описать такую ситуацию: Мама звонит с работы домой сыновьям, спрашивая, как дела. Один ответил: «Я учил уроки, решал задачу, готовился к диктанту, убирал комнату, подметал пол». Другой ответил: «Я выучил уроки, решил задачу, подготовился к диктанту, потом убрал комнату и подмел пол». Как вы думаете, в каком случае мама может быть совершенно спокойной и почему? Ответ учащихся: во втором случае, так как второй мальчик закончил работу. Ученики уже легко определяют различие между словами, являющимися глаголами незаконченного и законченного действия. Термин совершенный и несовершенный виды глаголов вводит учитель, а ученики формулируют определения.

Слайд 28

3. Исследовательский метод – совокупность приемов, обеспечивающих привлечение самих учащихся к наблюдениям, к накоплению фактов, на основе чего они устанавливают связи явлений, делают обобщения, выводы, познают закономерности. Признаки исследовательского метода обучения : - педагог совместно с учащимися формулирует проблему, подлежащую решению за заданный промежуток учебного времени; - учащиеся получают знания самостоятельно в ходе поиска решения проблемы; - задача учителя – оперативно управлять ходом решения проблемной задачи; - высокая интенсивность учебного процесса ; - процесс обучения насыщен познавательным интересом; - полученные знания характеризуются глубиной, прочностью; - результатом исследовательской деятельности становится определённый «продукт»: доклад, реферат, исследовательская работа, проект, макет, изделие, выполненное руками учащегося.

Слайд 29

Использование особых форм и приемов: I. Индивидуальная работа: задания на сравнение и сопоставление тех или иных фактов, явлений, событий; задания на выделение из общего частных элементов и, наоборот; наблюдение; анализ текста; навыки конспектирования, составления тезисов; подготовка докладов, сообщений, рефератов; подбор и составление списка литературы, эксперимент (предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение их отдельных сторон в специально созданных условиях с целью их изучения); анкетирование, опрос, составление графиков, использование статистических методов; помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи и др.; задания на развитие умений по раскрытию темы сочинения (устного сообщения), логичному построению письменного и устного сообщения, приобретение навыков публичного выступления, расширение эрудиции, компетентность, использование специальной терминологии (на семинарах, в ходе дискуссий, устных ответов на проблемные вопросы).

Слайд 30

Использование особых форм и приемов: II. Групповая форма: моделирование – погружение в смоделированную ситуацию (проблему), взятую из реальной жизни. Деловые игры (моделирование); работа над совместными исследовательскими проектами; составление презентаций; семинары. III. Массовые формы: встречи с интересными людьми, деятелями науки и культуры, совместная подготовка предметных недель, школьных олимпиад, участие в ученических чтениях, научно-практических конференциях, различных мероприятиях.

Слайд 31

Система научно-исследовательской деятельности: организация интеллектуальных игр по развитию познавательных интересов и творческих способностей учащихся; проведение предметных олимпиад; проведение исследовательских практикумов; организация научно-практических конференций; проектная деятельность учащихся; работа элективных курсов, кружков и факультативов.

Слайд 32

Например, При изучении темы “Имя числительное” учащиеся находят в текстах имена числительные, выписывают их признаки и значения, выясняют, на какие вопросы отвечают имена числительные. Учитель подводит учащихся к определению, к разделению числительных на количественные, порядковые, собирательные. При изучении темы “Имя прилагательное” (степени сравнения имен прилагательных, разряды имен прилагательных). Учащиеся находят в текстах имена прилагательные, выписывают их и называют морфологические признаки прилагательного. Учитель помогает сделать вывод об употреблении прилагательных в различных формах степеней сравнения, к разделению прилагательных на разряды. При изучении рассказа И.С.Тургенева «Муму». Учащиеся перечитывают фрагмент описания каморки Герасима и обозначают проблему исследования: Как интерьер помогает понять хозяина жилища? Самостоятельная работа учащихся: проанализировать текст, обратиться к справочной литературе, чтобы понять значение неизвестных слов (каморка, дюжий сундук, чурбак, сто пудов), вспомнить тропы, которые изучались ранее (эпитеты, сравнения), а затем представить результаты своей работы в форме небольшого эссе.

Слайд 33

Инсерт - это особый приём маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, неизвестно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно. Маркировка может быть различна. Например, «˅» – эту информацию знаю; «+» – это новая для меня информация; «?» – эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы; «!» - интересная, неожиданная информация; « NB » – эта информация наиболее значима и др.

Слайд 34

Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия, позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы в классе и дома.

Слайд 35

Например, анализ образ Герасима из рассказа И.С.Тургенева «Муму»

Слайд 36

Групповая работа. Например, роман Д. Дефо «Робинзон Крузо». Обучающимся 5 класса можно предложить следующую работу в группах: Группа 1 – историки - исследователи (работают с творческой историей произведения, авторским замыслом, прототипом героя). Группа 2 – географы – исследователи (рассказывают о месте, где мог бы расположиться остров, описанный Д.Дефо). Группа 3 – творцы (готовят сжатый пересказ главы текста из учебника). Группа 4 – литературоведы (составляют викторину по произведению). Группа 5 – корректоры (исправляют ошибки, связанные с неверно использованной информацией, задают вопросы по ходу выступления обучающихся).

Слайд 37

Познавательные задачи. Например, в 6 классе при изучении темы «Лексика» ставится познавательная задача, требующая обращения к этимологическому словарю и словарю В.Даля: - «Название НОС получили мыс и передняя часть судна. Есть НОСИК у чайника. НОСОК – так мы называем теперь короткий чулок. Но еще сохранилось выражение – ПОДНЯТЬСЯ НА НОСКИ. НОСОК означает и передний конец обуви или чулка. Как объяснить эти факты?» Решение (ответ): «Во всех приведенных примерах слово НОС обозначает переднюю или выступающую часть различных предметов. Подняться на носки – это значит встать на переднюю часть ноги, на пальцы. Нос судна – это передняя часть. Нос человека- выступающая часть на лице». - «Можно ли слово синица проверить словом синий?» Решение (ответ): Слово "синий« к синице не имеет никакого отношения. Слово синица произошло от слова "зинь", потому что птичка издает похожие звуки. Именно поэтому в некоторых говорах её называют зинькой. А «синица» - это вторичное преобразование слова. Так «зинька» сначала превратилась в «синьку», а затем (с прибавлением суффикса -иц) - в «синицу». Написание слова "синица" нужно запомнить, в современном русском языке нет проверочных слов, в школьной программе оно относится к словарным словам.

Слайд 38

Разнообразные формы урочной деятельности: урок – исследование, творческий отчет, защита идей, ролевая игра, семинар, защита проекта, конференция, круглый стол, мастер-класс, концерт, сказка и т. д.

Слайд 39

Схема урока-исследования по литературе: Актуализация: например, рассказ учителя об истории создания произведения. Художественное чтение текста (это стихотворение или небольшой рассказ) или отрывка из текста произведения (читает учитель или подготовленный ученик). Постановка проблемы, формулировка темы исследования (зависит от содержания произведения, может быть связана с мнением литературоведов о конкретном произведении). Решения проблемы = литературоведческий (лингвистический) анализ текста (сюжет, композиция, образы, лексика, пространственно-временная организация и т.д.). Вывод по теме исследования. Рефлексия: домашнее сочинение-миниатюра или домашнее контрольное сочинение, связанное с темой исследования.

Слайд 40

Например, романаФ.М.Достоевского «Преступление и наказание». Темы для исследования: 1. Как изображен Петербург в романе Ф.М.Достоевского? 2. Как созревала у Раскольникова идея преступления? 3. Каково внутреннее состояние Раскольникова после преступления? Интригой к возникновению исследования по теме «Как созревала в Раскольникове идея преступления?» станет чтение учителем или подготовленным учеником следующего эпизода из романа Достоевского (текст обязательно должен быть перед глазами у каждого учащегося): «Месяца полтора назад он вспомнил про адрес; у него были две вещи, годные к закладу: старые отцовские серебряные часы и маленькое золотое колечко с тремя какими-то красными камешками, подаренное ему при прощании сестрой, на память. Он решил отнести колечко; разыскав старуху, с первого же взгляда, ещё ничего не зная о ней особенного, почувствовал к ней непреодолимое отвращение, взял у неё два «билетика» и по дороге зашёл в один плохонький трактиришко. Он спросил чаю, сел и крепко задумался. Странная мысль наклёвывалась в его голове, как из яйца цыплёнок, и очень, очень занимала его». Беседа поможет сформулировать проблемный вопрос, выдвинуть гипотезы. Далее идет работа с текстом и составляется таблица:

Слайд 41

Эпизод Художественные детали Внутреннее состояние Раскольникова 1. Первое посещение старухи-процентщицы 2. Подслушанный разговор 3. Второе посещение квартиры 4. Разговор в трактире. Посещение Мармеладовых 5. Письмо матери 6. Путь к Разумихину 7. Сон

Слайд 42

Эпизод Художественные детали Внутреннее состояние Раскольникова 1. Первое посещение старухи-процентщицы «Странная мысль наклёвывалась в его голове, как из яйца цыплёнок…» «непреодолимоеотвращение», мысль «очень, очень занимала его» 2. Подслушанный разговор «…в собственной голове его зародились … такие же точно мысли?», «он вынес зародыш своей мысли от старухи» «был в чрезвычайном волнении», «Странным всегда ему казалось это совпадение», «какое-то предопределение, указание…» 3. Второе посещение квартиры «…в собственной голове его зародились … такие же точно мысли?», «он вынес зародыш своей мысли от старухи» «И вся эта обстановка нравилась», «Как это всё отвратительно!», «Грязно, гадко, гадко!», «чувство бесконечного отвращения», «тоска», «как пьяный» 4. Разговор в трактире. Посещение Мармеладовых «одумался и хотел было воротиться» «какая-то жажда людей» 5. Письмо матери «Одна и та же вчерашняя мысль опять пронеслась …», «Явилась вдруг не мечтой, а в каком-то новом, грозном и совсем незнакомом виде…» «письмо матери его измучило», «убил бы его», «стукнуло в голову и потемнело в глазах», «как громом в него ударило» 6. Путь к Разумихину «И каким образом мысль идти к Разумихину залетела мне именно теперь в голову», «К нему…на другой день, после того пойду, когда уже то будет кончено, всё по-новому пойдёт» «дивился себе», «Неужели в самом деле будет?» 7. Сон (гл.5) «Точно нарыв на сердце его, нарывавший весь месяц, вдруг прорвало» «Господи!... Я отрекаюсь от этой проклятой мечты моей!» «Свобода, свобода!»

Слайд 43

ИТОГИ. Формирование новых знаний и способов действий осуществляется: объяснительно – иллюстрированным и репродуктивным методами, цель которого - формирование необходимого объема знаний, тренировка памяти; проблемным и частично-поисковым методами, цель использования - формирование навыков логического, критического мышления, умения формулировать проблему и находит способы ее решения; исследовательским методом для формирования представлений о принципах и этапах научного исследования, формирования умений разрабатывать план исследования, проверять собственные гипотезы по решению проблемы и оценивать полученные результаты.

Слайд 44

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО

В соответствии с ФГОС ООО учитель на уроке должен способствовать формированию УУД (личностных, регулятивных,коммуникативных,познавательных). Опыт работы по данному направлению частично изложен в стать...

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования большое внимание отводится формированию универсальных учебных действий. В статье приведен опыт работы учителя русск...

Формирование предметных компетенций, метапредметных и личностных результатов универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в пр...

«Формирование коммуникативных учебных действий на уроках русского языка и литературы»

Модернизация российского образования ставит перед учителем средней общеобразовательной школы задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, исполь...

Выступление «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО»

«Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО»...

"Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы"

Статья содержит материал по формированию УУД на уроках русского языка и литературы....

Методы формирования новых знаний и способов действий: метод проектов на уроках физики

В данной работе автор рассматривает проектную деятельность как один из наиболее популярных методов школьного обучения...