Речь по материалам Международного молодёжного научного форума "Ломоносов" в Московском государственном университете.
проект ( класс) на тему

Емалетдинов Марат Жульевич

По материалам очного молодёжного научного форума "Ломоносов - 2012".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lomonosov.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2011» / Отв. ред. А.И. Андреев, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов, М.В. Чистякова. [Электронный ресурс] — М.: МАКС Пресс, 2011. — 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM); 12 см. - Систем. требования: ПК с процессором 486+; Windows 95; дисковод DVD-ROM; Adobe Acrobat Reader.

ISBN 978-5-317-04041-3

Из опыта создания фрагмента словаря эквивалентов русско-немецких неологизмов молодёжной речи начала XXI века

Емалетдинов Марат Жульевич

Аспирант Стерлитамакской государственной педагогической академии им. Зайнаб Биишевой, Стерлитамак, Россия

Язык находится в постоянном движении, именно в нём отражаются те изменения, которые происходят в обществе. Сейчас наблюдается языковая ситуация, в которой просторечная и жаргонная лексика выходит их сферы ограниченного употребления и становится общедоступной. В связи с этим некоторые исследователи говорят о возникновении так называемого общего жаргона, которым пользуется большинство носителей языка. Следовательно, современные сленгизмы и жаргонизмы зачастую теряют свою засекреченность, что побуждает представителей молодёжи неологизировать свою речь.

Таким образом, современные толковые словари сленга периодически должны пополняться новыми лексическими единицами. Важно отметить, что данная ситуация характерна большинству языков мира.

Сейчас молодёжная речь России и Германии развивается по одинаковым моделям, что позволяет создавать различного рода базы данных неологизмов. Однако при сравнительном анализе в ходе составления двуязычных словарей сленгизмов можно столкнуться с рядом проблем.

Например, новые лексические единицы русской молодёжной речи в немецкоязычной аудитории  и наоборот не воспринимаются как некодифицированные [Потапов: 118]. Связано это с трудностью восприятия семантики сленгизмов, то есть различия в ассоциациях у носителей языков. Например, семантическое поле «Части тела»: носителями русского языка слово «голова» ассоциируется с арбузом, чайником, у носителей немецкого языка возникают ассоциации с грушой «Birne», баллоном «Ballon». Таким образом, многие русские сленгизмы не имеют конкретного и однозначного перевода в немецком языке. Чаще всего данная проблема решается путём передачи русского сленгизма общеупотребительным немецким словом, а зачастую целым рядом слов. Например, смачно – tierisch, teufisch; тормоз – der Bremser, der Arschloch, der Wixer, der Nullchecker и т.д. Следовательно, аналоги русских и немецких сленгизмов целесообразнее называть не «переводами», а «эквивалентами» (подобно пословицам и поговоркам).

Важно отметить, что неологизмы в молодёжной разговорной речи появляются: на основе словообразовательных моделей стандартного языка, внутренних и внешних заимствований.

 К внутренним заимствованиям относятся слова, которым молодёжь придаёт своё собственное значение, закодировав тем самым смысл высказывания [Вальтер: 9]. Например, в русском языке – париться (волноваться), отрываться (проводить время с удовольствием); в немецком – rennen (‘шуршать’, делать что-то вместо кого-то), grinsen (‘ухмыляться’, стебаться) и др.

Внешние заимствования являются заимствования из других языков, в основном, из английского языка. В ходе исследования было установлено, что заимствования в русском сленге из английского языка имеют коннотацию ироничности тогда, когда получают новое значение или меняется их форма (использование продуктивных словообразовательных моделей на основе английских корней). В немецком языке коннотации ироничности у заимствований не зафиксировано.

Нужно отметить, что в сленговом словообразовании доминирует экспрессивная функция над номинативной. Существенно, что новые слова молодёжного сленга создаются по образам, существующим в языковой системе и из морфем, которые имеются в языке. Таким образом, сленговое словообразование – это также и приём языковой игры, выражающийся в экстенсивном словообразовании, то есть превышение количеством вариантов объема смысла слова. Например, С утверждением евро как международной денежной единицы Европы, в речи немецкой молодёжи появляется слово das Esperntogeld (деньги эсперанто). Интересно, что данный сленгизм был зафиксирован и в печатных СМИ России в различных вариациях: «деньги эсперантистов», «деньги эсперанто», «бабка(-и) сперанто» и др.

Учитывая выделенные особенности, неологизмы молодёжной речи в двуязычных словарях необходимо структурировать с учётом семантических критериев, которые соответствуют семантическим полям, которые в свою очередь дифференцированы по тематическим группам. Таким образом, в экспериментальном словаре эквивалентов русско-немецких неологизмов молодёжной речи начала XXI века мною были выделены следующие семантические поля: «Досуг», «Средства общения», «Мода и внешность», «Части тела», «Финасы», «Отношения между людьми», «Работа и учёба».

Литература

1. Вальтер Х., Мокиенко В.М. Жаргон как общелингвистическая и лексикографическая проблема // Большой русско-немецкий словарь жаргона и просторечий / Х.Вальтер, В.М. Мокиенко. М., 2007. С. 7-31.

2. Потапов Р.К., Потапов В.В., Тихонова К.А. К опыту создания баз данных неологизмов молодёжной речи конца XX – начала XXI вв. // Вестник Моск. ун-та. Сер.9. Филология. 2003. No. 1. С. 117-127.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы Международной и Научно-практической конференции 2013г

Специальная педагогика, специальная психология, специальное образование за рубежом....

Всероссийская межвузовская научно-практическая конференция «Проблемы преподавания истории и гуманитарных дисциплин в школе: традиции и новации» 26 ноября 2015 г Московский педагогический государственный университет

Всероссийская межвузовская научно-практическая конференция «Проблемы преподавания истории и гуманитарных дисциплин в школе: традиции и новации» 26 ноября 2015 г Московский педагогический г...

Научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов и студентов «Инновации в экономике - 2016» ФГБОУ ВО «Московский государственный технологический университет «СТАНКИН»

Научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов и студентов «Инновации в экономике - 2016» ФГБОУ ВО «Московский государственный технологический университет «СТАНКИН...

Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 20-летию социальнопсихологического факультета Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова

quot;Причины осложненного поведения детей группы риска как объект внимания социального педагога в образовательной организации"В статье рассматриваются проблемы, связанные с сиротством, беспризор...