Компетентностная задача для третьеклассников "Речной волк"
олимпиадные задания ( класс) на тему

В ходе решения задачи представленного типа учащиеся осуществляют следующие виды деятельности:

- поиск информации из текста;

- обобщение полученной информации;

- выбор обоснования своего решения с использованием информации из       текста.

Задачи построены на  основе текста. Используются различные виды информации: текст, рисунки, таблицы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

3 класс

Речной волк.

Авторы- составители:

 Парфенова Е.В., учитель математики МАОУ «СОШ №2»,

Арбузова С. Л..  учитель русского языка МАОУ «СОШ №2»,                                                                      Емельянова Г. В.,   учитель биологии МАОУ «СОШ №2»,                                                                                                          

Есть один интересный способ ловли хищной рыбы: щуки, окуня, судака... Это ловля на кружки.

Кружок делается из сухого дерева или из пробки. Сверху он окрашен в красный цвет, а снизу — в белый. Посредине кружка вставлена палочка. Через неё перекидывается намотанная на кружок прочная леска, а на конце привязывают грузило и тройной крючок на тонкой проволоке.

Ловля на кружки очень увлекательна, особенно там, где много крупной рыбы. Поэтому я, отправляясь в свою летнюю поездку в Карелию, захватил с собой в числе прочих рыболовных принадлежностей и десяток кружков…

Я много наслышался о рыбных богатствах карельских озёр, мне не терпелось поскорее самому там порыбачить.   И вот, наконец я на месте…

Утро было тёплое, серенькое. Дул лёгкий ветерок. Слегка направляя вёслами лодку, я медленно плыл вслед за кружками. Было совсем тихо, только изредка покрикивали летавшие над озером чайки…

Вдруг один из кружков прямо на моих глазах перевернулся белой стороной вверх и, как волчок, закружился в воде. Значит, рыба схватила живца и потащила в глубину.

Стараясь не плескать вёслами, я повёл лодку к перевернувшемуся кружку. А он, то наклоняясь набок, то погружаясь в воду, уходил от меня. Рыба тянула снасть прочь от берега…

Я перехватил леску поудобнее и стал слегка подтягивать. Но рыба не поддавалась. Она тянула так сильно, что леска резала руку. «Ого, даже лодку тащит! Значит, хороша попалась!» От волнения я едва переводил дух, напрягая все силы, чтобы не упустить крупную добычу...

      Рывок — и багор вонзился щуке под самые жабры. Я изо всех сил потянул за багор и едва втащил в лодку тяжёлую рыбу. Пойманная щука лежала на дне лодки, изредка открывая свою страшную зубастую пасть. Ну и рыбина! В её пасть свободно входит ступня моего сапога. А зубы-то, зубы какие огромные! И острые, как шило. Наверное, такая «рыбка» весит целых двадцать килограммов. А сколько ей может быть лет — полвека, не меньше.  Вся она была тёмно-бронзовая. Настоящее водяное чудовище — гроза и бич всего живого, что только плавает в воде…

Я поглядел на щуку, на её огромную пасть. Да, такой пастью можно схватить не только утёнка, но и взрослую утку. Сколько живого переловит этот прожорливый водяной хищник! Недаром щука зовётся «речной волк».                         

Георгий Скребицкий. «Речной волк». (В сокращени)

Задание 1 (7 баллов)

В каких словах этого отрывка «спрятались» ноты?

Я перехватил леску поудобнее и стал слегка подтягивать. Но рыба не поддавалась. Она тянула так сильно, что леска резала руку. «Ого, даже лодку тащит! Значит, хороша попалась!» От волнения я едва переводил дух, напрягая все силы, чтобы не упустить крупную добычу...

Задание 2 (от 3 баллов )

 Синонимы – это слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение.

Например: смелый — храбрый, красный — алый… 

Антонимы — это слова, различные по звучанию, имеющие прямо противоположные значения.

 Например: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой»...

Подберите синонимы, антонимы и слова, родственные слову тяжелая.

Задание 3  (7 баллов)

Выпиши из текста однокоренные слова к слову рыба, распределив их в столбики по частям речи.

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Задание 4 (5 баллов)

Найдите в тексте ответы на вопрос:  почему щуку называют «речной волк»?

Задание 5 (5 баллов)

Разгадай кроссворд. ( Смотри в листе ответов.)

Задание 6.

В тексте найди вес пойманной рыбины. Её туловище  весит столько же,  сколько хвост и голова вместе, при этом половина туловища весит столько же сколько хвост. Сколько весит голова щуки, которую поймал автор текста?

Задание 7. (3 балла)

Какая рыба,  кроме золотой,  способна выполнять человеческие желания?  В какой сказке это происходит?

Задание 8 (14 баллов)

Век - единица измерения времени, равная 100 годам.

Рыба Белуга может прожить целый век, карась - десятую часть века, сельдь может прожить четверть века, лосось - двадцатую часть века, акулы пятую часть века, рыбка черноморский бычок живет пятидесятую часть века, сом живет две пятых части века.

1. Расположи названия рыб в порядке убывания их возраста, в скобках возле каждой рыбины укажи количество лет, которые она может прожить.

 2. На сколько лет предельный возраст акулы меньше возраста щуки, которая описывается в тексте?

Задание 9. (5 баллов)

На изготовление одного кружка уходит по 10 граммов краски каждого цвета. В магазине продают различные баночки с красками. Сколько надо будет заплатить за покупку краски, необходимой для покраски 60 кружков?

Цвет краски

Желтый

Белый

Черный

Синий

Красный

Зеленый

Розовый

Цена за баночку весом  

200 гр.

21 рубль

25 рублей

33 рубля

18 рублей

32 рубля

19 рублей

45 рублей

Методические рекомендации.

Предмет: окружающий мир, чтение, русский язык, математика.

Темы: повторение и обобщение изученного материала.

Программа: любая по соответствующему предмету.

Литература:

  1. Школьные учебники любого автора, любого года издания

  2.  Г. СКРЕБИЦКИЙ,  РАССКАЗЫ,   ИЗД.  «Мир Искателя» , 2011 г.

  3.  Интернет - источники:

ru.wikipedia.org

 best fishing 

В ходе решения задачи представленного типа учащиеся осуществляют следующие виды деятельности:

- поиск информации из текста;

- обобщение полученной информации;

- выбор обоснования своего решения с использованием информации из       текста.

Задачи построены на  основе текста. Используются различные виды информации: текст, рисунки, таблицы.

В процессе решения задач такого типа обучающиеся осуществляют следующие виды деятельности:

  • чтение текста;
  • поиск ответов на вопросы;
  • умение фиксировать информацию;
  • умение творчески мыслить и аргументировать ответы.
  • умение пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотро-

вым, ознакомительным.

  • использовать знания, полученные в разных предметах: русский язык, чтение, окружающий мир, математика.
  • построение монологических ответов;
  • работа с избыточностью  информации, способность вычленять необходимое;
  • распределение и планирование рабочего времени.

Личностные и метапредеметные результаты обучения достигаются через осуществление перечисленных видов деятельности

Критерии и ответы

Задание 1.

Ответ:    Перехватил, поудобнее, сильно, резала, переводил, силы, добычу Критерий.  

  За каждую «ноту» - 1 балл         Всего 7 баллов.

Задание 2.

Ответ: Синонимы: грузный, увесистый, тяжкий, нелегкий, трудный.

Антонимы: легкий, невесомый, нетрудный.

Родственные слова: тяжесть, тяжело, тяжелеть, тяжеленький, тяжелющий, тяжеловато, тяжеловатый.

Критерий

За каждый правильный ответ – 1 балл

Всего – больше трех баллов.

Задание 3.

Ответ

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Рыба

рыболовных

порыбачить

Рыбина

рыбных

Рыбка

Критерий

За каждый правильный ответ – 1 балл

Всего –7 баллов.

Задание 4.

Ответ

  • Коварные щуки – отличные охотницы (отлично прячется) 
  • Гроза всех рыбок в округе может даже скушать маленькую птичку (утку), если та будет неосторожна,
  •  Темно бронзовая- окраска (серый цвет кожи),
  • Зубастая. 
  • Прожорливая

Критерий

За каждый правильный ответ – 1 балл

Всего –5 баллов.

Задание 5.

Ответ        1. Зуб    2. Утро   3. Чайка   4. Десять      5. Карелия.

Критерий

За каждый правильный ответ – 1 балл

Всего –5 баллов.

Задание 6.

Ответ     Половина туловища  весит сколько  хвост, значит, оставшаяся половина весит столько же сколько голова. Из текста - щука весит 20 кг.

20 :2=10 весит туловище или голова и хвост вместе.

10:2=5 кг весит голова.

Критерий .     За правильный ответ – 5 баллов.

Задание 7.

Ответ.      Щука.  По щучьему велению …

Критерий            За правильный ответ – 3 балла.

Задание 8.

Ответ.

1.Белуга (100 лет)  Сом(40 лет)  Сельдь(25 лет)  Акула (20 лет)  лосось (5 лет) Карась (10 лет)

Бычок(2 года)

2.Из текста: щуке полвека -50 лет

50-20=30 лет

Критерий.

За верную цепочку в первом задании-5 баллов, за каждый верно указанный год по баллу

За верно выполненное второе задание еще 3 балла.

Задание 9.

Ответ.

 10*60=600 гр краски каждого цвета

600:200=3 баночки каждого цвета необходимо купить

3*25+3*32=75+96=174 рубля

Критерий.      За правильный ответ – 5 баллов.

Лист ответов.

Задание 1._______________________________________________________                           ________________________________________________________

Задание 2. Синонимы:______________________________________________________________

Антонимы:_____________________________________________________

Родственные слова:_____________________________________________

Задание 3.

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Задание 4.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5.

1.Орган во рту щуки для схватывания добычи.

2.Время суток, в которое разворачиваются события, описанные в тексте.

3. Птицы, летавшие над озером.

4. Сколько кружков взял с собой автор?

5. Прекрасный уникальный край на Северо-Западе России, куда автор отправился порыбачить

Задание 6.

Решение    

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7._____________________________________________________________       

Задание 8.

1. ______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание 9.

Решение

 ______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностные задачи

Материал для работы обучающихся в команде.Задачи на развитие компетентностей у обучающихся....

Компетентностные задачи.Английский язык

Задания могут быть использованы при подготовке  и проведении различных видов контроля на усмотрение учителя  по различным темам для проверки навыков устной речи и чтения, а также во время ре...

Элективный курс "Компетентностные задачи".

Календарно-тематическое планирование элективного курса для учащихся 11 классов, целью которого является подготовка к ЕГЭ....

Компетентностная задача для учащихся 2-го класса "Старый добрый мультик"

Маиериал содержит текст компетентносной задачи и критерии для оценивания...

Компетентностная задача для учащихся 3-го класса

Материал содержит текст задачи и критерии оценивания...

компетентностная задача "Опустошение"

компетентностные задания для использования на уроках развития речи в рамках реализации деятельностного подхода в преподавании предметов гуманитарного цикла...

Презентация к логической задаче по математике "Волк, коза и капуста"

Презентация к логической задаче по математике "Волк, коза и капуста"...