Возрастные особенности развития творческой активности учащихся 12-15 лет
статья (6, 7, 8 класс) на тему

Михайлова Екатерина Валерьевна

Теоретические аспекты изучения развития возрастных особенностей творческой активности учащихся 12-15 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возрастные особенности развития творческой активности

детей 12-15 лет

       Многие психологи, изучающие проблемы развития творчества личности, придерживаются общего мнения о том, что существуют две группы условий, способствующих данному развитию: психологические условия (интеллектуальные и личностные факторы) и социально-психологические.

       Вопросами изучения возрастных особенностей подростков занимались такие ученые как  Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, Н.С.Лейтес, Д.Б.Эльконин, А.Н. Леонтьев, А.В.Мудрик, Б.Г.Ананьев, В.И.Слободчиков, В.С.Мухина, А.В.Запорожец, А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых, А.Е.Личко,  Б.А.Титов и  другие.

Возраст  12-15 лет принято относить к подростковому. Это время завершения детства и начало длительного перехода к взрослости, которое характеризуется интенсивными процессами психического, личностного, социального, физиологического созревания человека. В подростковом возрасте происходит общий «скачок» развития личности.  

  Н.К.Крупская в своих работах отмечает особенности детей подросткового возраста: «Подросток еще, как ребенок, жадно впитывает в себя все впечатления, растет и физически, и духовно, ощущает рост этот, в нем черпает силу и отвагу. Но не знает еще меры своих сил, должен их попробовать».

В подростковом возрасте значительно расширяется объем деятельности ребенка, качественно изменяется ее характер.  Происходит существенное развитие ребенка в интеллектуальной сфере, связанное с изменениями в структуре психических познавательных процессов. Развитие интеллекта в подростковом  возрасте имеет две стороны - количественную и качественную. Данные количественные изменения проявляются в том, что подросток решает интеллектуальные задачи значительно быстрее и эффективнее, чем ребенок младшего школьного возраста. Качественные же изменения, прежде всего, характеризуют сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает. (Обсуждаем проблемы воспитания: Методические разработки педагогических советов /Под общ. редакцией Е.Н. Степанова. -М.: ТЦ Сфера, 2004 - 160с.)               

           У подростка продолжает развиваться теоретическое мышление, появляется способность достаточно легко абстрагироваться от конкретного наглядного материала и свободно рассуждать в чисто словесном плане. На основе общих посылок он уже может строить гипотезы, проверять или опровергать их, что свидетельствует о приоритетном развитии у него логического мышления. Данные способности возникают не сами по себе, а формируются и развиваются в процессе обучения.

           Таким образом, одна из наиболее существенных особенностей подросткового возраста заключается в том, что в процессе своего развития ребенок осваивает на логическом уровне все мыслительные операции. В связи с этим, характеризуя данную стадию развития мышления у подростков, Ж. Пиаже определяет ее как стадию формальных операций. (Михайлова Н., Юсфин С. Понимать детство // Народное образование 1998.- № 4.- С. 124. )               

          Подростки обладают уже достаточно зрелым мышлением, способны анализировать те или иные явления действительности, способны понимать их сложную противоречивость. Они стремятся понять логику явлений, отказываясь что-либо принимать на веру, требуют систему доказательств. Основной особенностью их интеллектуальной деятельности является нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению. При активизации абстрактного мышления наглядные компоненты мышления не регрессируют,  не исчезают, а сохраняются и развиваются, продолжая играть существенную роль в общей структуре мышления подростков.  

          Важной особенностью этого возраста является формирование самостоятельного, творческого (дивергентного) мышления.

          Одним из направлений развития творчества на этапе наглядно-действенного мышления является выход за рамки привычных мыслительных стереотипов. Данное качество творческого мышления называют оригинальностью, и оно зависит от умения мысленно связывать далекие, не связываемые обычно в жизни, образы предметов.

Рост самостоятельности мыслительной деятельности и рост критичности мышления, которое формируется в исследовательской активности детей,   в 11-12 лет связан с развитием причинного мышления.

           В процессе исследовательской деятельности к 12-14 годам формируется эвристическое мышление, которое, опираясь на критерии избирательного поиска, позволяет решать сложные, неопределенные проблемные ситуации. (Мудрик А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. -М., 1983. -96 с.,с.176)               

         У подростка отмечается дальнейшее развитие таких познавательных процессов, как восприятие и память.

         В подростковый период помимо развития произвольной и опосредованной памяти у ребенка начинается активное развитие логической памяти, которая постепенно занимает доминирующее место в процессе запоминания учебного материала, но замедляется развитие механической памяти.   (Михайлова Н., Юсфин С. Понимать детство // Народное образование 1998.- № 4.- С. 124.)                 

         Внимание подростка претерпевает изменения по сравнению с вниманием детей младшего возраста и характеризуется не только большим объемом и устойчивостью, но и специфической избирательностью. В этом возрасте развивается преднамеренное внимание. Восприятие становится избирательным, целенаправленным и анализирующим.

          А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых, рассматривая параллельное  развитие мышления, восприятия и памяти у подростка, отметили существенный скачок в развитии воображения. (Прихожан А.М. Проблема подросткового кризиса // Психологическая наука и образование1997.№1.- С.82-87.)              

         По мнения Л.С.Выготского, воображение подростка менее продуктивно, чем воображение взрослого человека, но существенно богаче фантазии ребенка  младшего возраста и является неотъемлемой частью его психической жизни. (Прихожан А.М. Проблема подросткового кризиса // Психологическая наука и образование1997.№1.- С.82-87.)  

        Фантазия  как высшая степень воображения  – одна из основных характеристик, указывающих на наличие творческой деятельности. Существенно новое в развитии фантазии в переходном возрасте заключается в том, что воображение  подростка вступает в тесную  связь с мышлением в понятиях, оно включается в систему интеллектуальной деятельности и новую функцию в структуре личности подростка.

Отличительная черта подросткового возраста – внутреннее тяготение к творческому воплощению, внутренняя тенденция к продуктивности.  Это, прежде всего, проявляется в том, что ребенок все чаще начинает обращаться к творчеству. Некоторые подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься рисованием и другими видами творчества, охотно участвуют в различных видах индивидуальной и коллективно-творческой деятельности.

        В связи с взрослением, накоплением жизненного опыта и, следовательно, продвижением в общем, психологическом развитии на данном возрастном этапе формируются новые, более широкие интересы, возникают увлечения в различных областях деятельности, появляется стремление занять более самостоятельную позицию.

          По мнению В.С.Мухиной подростковый возраст является одним из ключевых этапов в процессе становления эмоционально-волевой регуляции ребенка. Переживания становятся глубже, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к ряду явлений жизни делается длительнее и устойчивее. Подросток лучше, чем младший школьник, может управлять выражением своих чувств, хотя характеризуется чрезмерной эмоциональностью и импульсивностью. (Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология, детство, отрочество. -М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 456с.)

          Этот возраст отличается коренными сдвигами, обусловленными перестройкой ранее сложившихся психологических структур. Здесь закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая  направленность в  формировании нравственных представлений и социальных установок. Свертываются и отмирают  прежние интересы подростка, но интенсивно формируются новые на основе проявления  положительных факторов – возрастает его самостоятельность, значительно более многообразными содержательными становятся его отношения с другими людьми, он активно осваивает чужую социальную позицию, происходит переоценка ценностей. Формирование мотивационно-потребностной сферы требует от подростка расширения всех форм общения. Такое общение уже не может проходить только в рамках учебной деятельности, так как особенности и характер развития детей в этом возрасте определяется сознанием того, что его собственные возможности значительно возросли.

( Брюхова В.М. Школа и семья: от диалога к партнерству // Классный руководитель.- 2007.-№ 6.- С.126-131.)        

          В этот возрастной период ведущим центральным психическим новообразованием подростка становится чувство взрослости и формирующееся самосознание.  Характерной чертой  которого является проявление у подростка способности и   потребности познать самого себя как личность, с ее специфическими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению и саморазвитию.

          В данном возрастном периоде появляются мотивы, побуждающие подростка обращаться к самоанализу  и к сравнению себя с другими, т.о. формируются ценностные ориентации, складываются относительно устойчивые образцы поведения, которые, в отличие от образцов детей младшего школьного возраста, представлены уже не столько в виде образа конкретного человека, сколько в определенных требованиях, которые подростки предъявляют к людям и к самому себе. Вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой собственный мир. Для определения уровня своих способностей подростки охотно участвуют в предметных олимпиадах, всевозможных конкурсах и различного рода спортивных состязания.

         Именно в этот период, согласно мнению одного из отечественных психологов Б. Г. Ананьева, «сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности» (Ананьев Б.Г.Человек как предмет познания.- Л., Изд-во Ленингр.ун-та, 1968.-339с.)

В этом возрасте человек начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно «у подростка формируется своя «Я-концепция», которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека». Физическое «Я» - это представления о собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образуют большой пласт-реальное «Я». (Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание.-М.,1986.- 422с.)

Чувство взрослости становится центральным новообразованием  подросткового возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет, ребенок делает еще один шаг в своем личностном развитии. После поисков себя, личностной нестабильности у него формируется «Я-КОНЦЕПЦИЯ» — система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».

         Излишняя требовательность, критичность по отношению к подростку может повредить  его раскрытию в творчестве, общении, так как порождает неуверенность в нем, тревожность. Учитывая особую ранимость подростка, взрослым следует осторожно высказывать критические замечания, помнить при этом, что подросток остро реагирует не только на содержание, но и на форму высказывания: для него важны и интонация речи, выражение лица собеседника, его жесты. Любые конфликты пагубно сказываются на развитии творческой личности.

        Огромное значение в данный период приобретает общение со сверстниками, которое становится острой потребностью подростка и связано с его многими переживаниями. Общение с товарищами — источник не только появления новых интересов, но и становления норм поведения. Именно поэтому подростки активизируют интимно-личностное и стихийно-групповое общение, как в школе, так и вне неё. (Леонтьев А.Н.  Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. -256 с.)  

         Особенностью процесса общения в подростковом возрасте является то, что подростки предпочитают общаться со сверстниками больше, чем со взрослыми и родителями. Однако, потребность в неформальном общении со  взрослыми  у подростков выявляется не меньше, чем в общении со сверстниками. (Аверин В. А. Психология детей и подростков: Учеб.пособие.-2-е изд., перераб.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,1998.- 379с.)  

        Наблюдения показывают, что подростки активно включаются в творческую деятельность и в общественно-полезную деятельность по причинам, существенно отличным друг от друга:  из-за возможностей общения со своими сверстниками, со значимыми взрослыми, педагогами в неформальной обстановке внешкольных занятий; из-за возникшего интереса к отдельному виду деятельности; для развития  своих творческих способностей и возможностей реализации творческого потенциала личности.

          Реализуя свой творческий потенциал, проявляя творческую активность, у подростка определяется система ценностей человеческого существования, формируется положительная «Я-концепция», которая характеризуется отношением подростка к самому себе и объективностью его самооценки. Важность проявления творческой активности в формировании личности подростков дают возможность различные события школьной жизни, к которым мы соотносим различные досуговые программы: игровые программы, тематические праздники, фестивали, творческие конкурсы и т.п.    

         Основной идеей системы школьных событий является создание эмоционально-привлекательной среды школы, создание отношений между субъектами воспитательного пространства, где будет проявляться творческая активность, способствующая становлению личности подростка и являющаяся средством самоутверждения и самореализации личности.

      Большая часть подростков участвуют в культурно-досуговой деятельности с полной отдачей. Участие всего школьного сообщества в процессе подготовки события  пробуждают творчество, инициативу и изобретательность. Многие проявляют себя как организаторы: ученики, как правило, сами подбирают исполнителей, участвуют в подборе нужных материалов, в художественном оформлении мероприятия. Проведение такого рода событий оказывается для подростков не просто развлечением, а важным и ответственным делом. Они охотно демонстрируют свои творческие способности, проявляя нестандартные решения в процессе творчества. Например, для передачи характера музыкального произведения или какого-либо художественного образа они стараются использовать весь имеющийся креативный потенциал. В творческой деятельности выявляется удивительная живость воображения детей подросткового возраста. Участие в подобных мероприятиях пробуждает у учащихся этого возраста позитивную деятельную энергию. Подростки нередко проявляют собственную инициативу там, где прежде они лишь следовали указаниям старших.

Развитие интересов к творческой деятельности в подростковом возрасте определяется, прежде всего, общей атмосферой школы, увлеченностью педагогов собственным предметом и наличием у них более широких интересов, желанием передать это ученикам, тем, что в школе ценятся и поддерживаются не только предметные, но и досуговые увлечения школьников. Стремясь к развитию интересов школьника, взрослые должны способствовать созданию атмосферы творчества в любой деятельности. (Андреева А.Д. и соавторы Учебник для вузов: Практическая психология образования: М.Творческий центр «Сфера», 1997.-528 с., с.322)

           Б.А.Титов подчеркивает, что важнейшим средством художественного познания подростка становится его художественная деятельность, которая выступает и как усвоение, и как создание художественных ценностей. Это активный процесс, требующий  творческих сил личности, определенных знаний и умений, которые в этой деятельности и приобретаются, и проявляются.

Подросток стремится к активному действию в области искусства, его уже не удовлетворяют занятия лишь созерцательного характера. Развитие творческих способностей в одном виде деятельности влияет на общее развитие личности. Привыкая приводить в движение все умения и умственные силы в процессе занятия искусством, подросток впоследствии распространяет эту способность   и на другие виды деятельности. (Титов Б. А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга.-СПб.: СПбАК, 1997. - 276 с.)

На основании проведенного анализа психолого-педагогической литературы можно сделать вывод об особенностях развития творческой активности в подростковом возрасте.

Дети в возрасте 12-15 лет требует к себе особого внимания. Это ответственный период становления личности, интенсивного роста творческих сил и возможностей подрастающего человека, несмотря на противоречивость, которая составляет основную суть подросткового периода развития личности.

         В подростковом возрасте наблюдается сильный скачок в развитии психических процессов: памяти, мышления, воображения, восприятия, внимания. Происходит существенное развитие интеллектуальной сферы, формируются ценностно-мотивационные установки.

С точки зрения сензититивных периодов развития личности можно говорить о том, что подростковый возраст сензитивен для развития творческих способностей, воспитания инициативы личности и проявления творческой активности в различных областях деятельности.

       Создание благоприятных условий среды для творчества, для возможности творческого поиска и самовыражения  играет немаловажную роль в развитии творческих способностей подростков.  Благоприятная сформированная среда может способствовать активизации творческих способностей и проявлению творческой активности подростков в различных областях деятельности. При благоприятных условиях у подростков имеются большие потенциальные возможности для развития и проявления своего творческого потенциала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии посредством метода проекта

Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии посредством метода проекта...

Развитие творческой активности учащихся на уроках английского языка

Наше время-время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Для того, чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо превнос...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (С ПОМОЩЬЮ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА)

Выступление на III Московской областной научно-методической конференции "Педагог - исследователь", ноябрь 2011 г....

Развитие творческой активности учащихся в процессе внеурочной деятельности как способ лучшего усвоения учебного материала

В своей педагогической деятельности я использую разнообразные способы передачи знаний, нестандартные пути воздействия на личность. На своих уроках я охотно использую игры, тестирование, экскурси...

опыт работы "Развитие творческой активности учащихся"

материал содержит описание обобщения опыта работы по теме "Развитие творческих способностей учащихся" на уроках физики....

"Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии посредством метода проектов

Данная работа содержит сведения о методах обучения, методе проектов, с помощью которых реализуются образовательная, воспитательная и развивающая задачи....

Статья "Особенности развития творческой активности у школьников"

Статья "Особенности развития творческой активности у школьников"...