Доклад о работе в каникулярное время (на базе лагеря дневного пребывания)
материал на тему

Наталья Геннадьевна Айбетова

Цель работы педколлектива школы в каникулярное время –  создание целостной системы каникулярного отдыха, обеспечивающей физическое и психическое здоровье  детей, активизацию их творческого потенциала и  вовлечение их в социально значимую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokdad_o_kanikulah.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  «Проект как универсальная технология, «золотой ключик» современной педагогики каникул».

2. Сведения об авторах:

Творческая группа:  

Лопухинская Светлана Николаевна директор МБОУ Основная школа №9;

Трушникова Алёна Александровна заместитель директора по ВР;

Белошайкина Наталья Петровна руководитель краеведческого школьного музея;

Айбетова Наталья Геннадьевна учитель русского языка и литературы, начальник школьного лагеря дневного пребывания;

3. Опыт работы представлен следующими материалами:

  • Программа лагеря дневного пребывания «Радуга»;
  • Программа школьного музея «Моя малая родина»
  • Коллективный школьный проект «10 лет клубу «Богатырь»;
  • Коллективный школьный проект «60 лет г. Междуреченску»
  • Сборник стихотворений, посвященных городу Междуреченску
  • Коллективный школьный проект «70 лет победы в ВОВ»
  • Коллективный школьный проект «Родничок»
  •  Проект «Поисковый клуб»
  • Проект «Школьный музей как социокультурная среда»
  • Материалы, размещенные в СМИ.

4. Степень новизны опыта:  

Данный опыт работы направлен на усовершенствование содержания  деятельности по организации каникулярного отдыха детей и подростков и применение новых педагогических технологий.

5. Актуальность опыта

В одном из циркуляров Министерства просвещения дореволюционной России, изданном более века назад, есть удивительная строка: «Каникулы – есть время для отдохновения ребенка».

Каникулы – самая яркая по эмоциональной насыщенности пора у школьников. Детям просто необходима смена деятельности и впечатлений.

Понятие «Каникулы» произошло от названия одной из звезд созвездия Большого Пса. В конце XIX века оно было связано с жарким летним временем и означало праздную пору в учебных заведениях.  Следуя определению В.И.Даля, каникулами надо было называть время, «когда нет дела, когда нечего работать».

Учреждения образования и в каникулярное время, как правило,  продолжают свою деятельность. МБОУ Основная школа №9 имеет положительный опыт организации каникулярного времени детей и подростков. В школе накоплен достаточный опыт по организации и проведению оздоровительной, образовательной, культурно - досуговой  деятельности в период каникул. Работа в этом направлении ведется круглогодично, обеспечивая включение каникулярного времени в единый воспитательно-образовательный процесс.

Главная задача организации работы с детьми в каникулярное время – оздоровление детей и создание условий для развития личности ребенка  во время каникул.

Сложные социально-экономические и политические перемены, происходящие в стране, диктуют необходимость поиска новых путей развития систем образования, воспитания, оздоровления, досуговой деятельности.

 Цель работы педколлектива школы в каникулярное время –  создание целостной системы каникулярного отдыха, обеспечивающей физическое и психическое здоровье  детей, активизацию их творческого потенциала и  вовлечение их в социально значимую деятельность.

Задачи:

  • создать необходимые условия для полноценной занятости каникулярного времени, оздоровления детей и подростков;
  • совершенствовать психолого-педагогическое сопровождение и программно-методическое обеспечение  по вопросам организации каникулярного отдыха;

Ожидаемые результаты:

  • расширение возможностей для развития и саморазвития личности ребенка, реализация его интересов; формирование опыта  социального взаимодействия
  • осмысление детьми и родителями досуга как личностной и социальной ценности; определение степени и форм своего участия в нем;
  • реализация новых педагогических технологий и проектов в области организации досуга детей и подростков;
  • профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;
  • интеграция деятельности образовательных и социальных учреждений;
  • развитие и укрепление материальной базы учреждения.

6. Средства реализации актуальных задач

 Анализируя практику деятельности нашего учреждения, мы выделяем в структуре содержания каникулярного периода основные виды деятельности, имеющие свое специфическое и конкретное наполнение. Среди них:

  • оздоровительная;
  • развлекательная;
  • игровая;
  • образовательная;
  • проектная.

В полной мере реализовать указанные виды деятельности в МБОУ Основная школа №9 позволяют следующие условия:

  • Благоприятное экологическое окружение (школа расположена в окружение двух рек);
  • Высокопрофессиональный кадровый состав;
  • Достаточная материальная база (школьный краеведческий музей, кабинеты для деятельности отрядов, актовый зал, кабинеты для работы творческих объединений, компьютерный класс, спортивная площадка, спортивный зал, спортинвентарь).

Успешной деятельности учреждения в каникулярное время способствуют:

  • постоянный поиск совершенствования форм и содержания деятельности отдыха, оздоровления и занятости детей;
  • модернизация программно-методического обеспечения на интерактивной основе;
  • формирование и развитие информационного пространства и информационных ресурсов детского отдыха и оздоровления, обеспечивающих взаимодействие между участниками оздоровительно-воспитательного процесса и всеми ведомствами;
  • создание целостной системы оценки качества отдыха и оздоровления детей и подростков в каникулярное время.

Деятельность учреждения в каникулярное время строится на основе принципов:

  1. Принцип признания права ребенка на свободное самоопределение и самореализацию, на свободу выбора направлений и форм творческой деятельности.
  2. Принцип единства и целостности воспитательно-образовательного пространства (обучении, воспитание, развитие).
  3. Принцип развития индивидуальности каждого ребенка в практике воспитательно-образовательного процесса.
  4. Принцип творческого сотрудничества.

7. Результативность опыта

В основе организации каникулярного отдыха детей и подростков лежит проектная и клубная деятельность.

Проектная и клубная деятельность – дает детям и подросткам возможность выбора сферы деятельности и общения, объединений, организаций, групп детей, в которых создаются необходимые условия для социализации ребенка.  Данные виды деятельности реализуют возрастной подход и учитывают широкий диапазон интересов и потребностей детей.

Большой популярностью у детей пользуется школьный краеведческий музей «Моя малая родина», на базе которого педагоги школы реализуют деятельность клубных пространств, таких как клуб «Эхо», клуб «Пёрышко», клуб «Богатырь», клуб «Родничок». В данных клубных пространствах ребята занимаются проектной деятельностью. В условиях смены летнего оздоровительного периода ребенок продолжает реализовывать свои интересы в работе проектов, начатых в учебное время.  

Работа общешкольного проекта сегодня отвечает требованиям ФГОС, потому, что прежде всего нацелена на результат, на практический результат, на развитие коммуникативных компетенций, на социализацию  детей поселка, на формирование метапредметных навыков. Каждый год  в рамках многолетнего общешкольного проекта «Учимся писать летопись» задается тема проекта, которая вытекает из поисковой работы научного  общества нашей школы.

 И обработка этого материала идет по определенному алгоритму:

  • поиск и сбор материала по заданной теме;
  •  вычленение тем для докладов и исследований;
  •  подготовка КиВиН различных тематических встреч;
  • составление сценария встреч и мероприятий;
  • подготовка интервью, репортажей, отзывов и пр.;
  • проведение НПК, краеведческих чтений, конкурсов, соревнований и т.д.;
  • проведение праздника «Калейдоскоп успехов»;
  • поведение итогов, результаты мониторингов

Продуктами  этих проектов становится результат – интеллектуальный  и практический материал:

  • планы и сценарии проведения мероприятий;
  • материалы поисковой и исследовательской деятельности;
  • материалы интервью с участниками встреч;
  • фотопрезентации, видеопрезентации встреч и событий;
  • отзывы обучающихся, сочинения, заметки в СМИ, стенгазеты, сайты и прочее;
  • творческие работы (стихи, сочинения, рисунки, коллажи, концертные конкурсы  и прочее);
  • оформление наработанных материалов для музейного хранения
  • волонтерские группы  и их работа;
  • концерты и встречи, спортивные соревнования и конкурсы;

За 10 лет существования школьного музея собран богатейший материал по истории поселка, по лучшим людям поселка, десятки экспонатов, а некоторые имеют очень значимую ценность – сегодня украшают музей.  Материал поисковой и исследовательской работы представлен как учителями, так и детьми  на различных конкурсах.  Десятками  грамот, призов, сертификатов отмечена работа музея и учащихся.  В 2014 году музей  паспортизирован,    и сегодня мы сотрудничаем с настоящими музеями города, области и страны.

Но самое ценное, на мой взгляд, еще и то, что на базе музея образовалось на сегодняшний день уже  четыре клуба  по интересам. И это разновозрастные сообщества.  Клубные пространства  -  прекрасный способ социализации поселковых детей, это места, где дети «учатся учиться»  и «учатся учиться в общении», т. е.  это требования к планируемым результатам ФГОС. Созданная  модель интеграции учебного и воспитательного процесса посредством работы школьного краеведческого музея способствует реализации основных направлений  в рамках приоритетного национального проекта «Образование» позволяющая педагогическому коллективу вплотную подойти к решению вопроса обеспечения оптимальных условий для развития личности учащихся,    развитию творчески активной личности, адекватной новым современным требованиям  общества и государства, позволяющая полноценно реализовывать ФГОС  общего образования. Проектная, поисковая и исследовательская совместная деятельность учителей, учащихся и родителей успешно решает задачи социализации личности ребенка в контексте идеи социального творчества и педагогики сотворчества детей и взрослых. А учитывая тот факт, что школа удалена от города и в поселке – это единственный культурно- воспитательный центр, то миссия школы очевидна.

Программы мероприятий школьного литературного клуба «Перышко» и школьного поискового клуба «Эхо» разработаны совместно с городским литературным клубом «Ритм», городским краеведческим музеем, а также  поисковыми отрядами  «Гвардеец» г. Мыски и  «Пересвет» г. Волхов. Результатом этой совместной деятельности стало не только издание    литературных брощюр и участие в различных   конкурсах, конференциях и проектах, но и инициация социального проекта «Бессмертный полк в поселке Широкий лог». Помимо оказанной волонтерской помощи был еще собран ценнейший материал обо всех ветеранах войны, проживавших в поселке, и обработан для музейного хранения. Собственные произведения: стихи, рассказы, сочинения дети представляли на телевизионном конкурсе в течение всего прошлого года, за что школа и участники имеют дипломы.  Для увековечивания памяти воинов – сибиряков часть поискового и творческого материала была предоставлена для сборника «Память о Победе», изданного к 70 – летию Победы в г. Красноярске. Школа за организацию такой работы отмечена благодарностью от издательства.

Спортивный клуб «Богатырь» по вольной борьбе. Более 40% учащихся, в том числе и девочки успешно занимаются в клубе. На сегодняшний день клуб воспитал троих кандидатов в мастера спорта, а в 2015 году воспитанницы клуба завоевали весь пьедестал почета на всероссийских соревнованиях в Санкт – Петербурге. Три воспитанника в данный момент обучаются в школе олимпийского резерва.

Экологический клуб «Родничок» продолжает школьную традицию по очистке родников и водоемов поселка от бытового мусора, проводят экологические акции, агитации жителей поселка по сохранению окружающей среды.

Летние каникулы занимают наиболее важное место в структуре каникулярного времени школы. На базе школы ежегодно организуется  летний лагерь дневного пребывания «Радуга». Спецификой организации жизнедеятельности детей в рамках летнего лагеря является продолжение реализации целей, задач, структуры учебно-воспитательной работы, проводимой в течение учебного года. Таким образом, в период каникул и летнего отдыха социокультурное пространство школы не прекращает свое функционирование, соответственно и влияние на детей, а переходит в новое качественное состояние, выражением которого является пришкольный лагерь. Вместе с тем, обстановка школьного летнего лагеря существенно отличается от тех условий, которые характерны для организации учебно-воспитательного процесса в течение учебного года. В первую очередь это связано с отсутствием строгой регламентации деятельности и представлением ребенку более широкого спектра возможностей самореализации, свободного проявления инициатив.

4 клубных пространства в летний период не перестают работать, а несколько меняют подходы, теперь они больше носят творческий, оздоровительный характер. В программу летнего школьного лагеря «Радуга» включается деятельность и мероприятия клубов. Во время работы летнего лагеря имеется больше возможностей для неформальных творческих встреч, мастер-классов, товарищеских матчей, самодеятельных концертов и т.д. В 2014 г. в школе был реализован  проект «10 лет клубу «БОГАТЫРЬ». В летний период в рамках этого проекта для детей были организованы спортивные состязания, товарищеские матчи (между выпускниками и участниками клуба «Богатырь»), совместные походы (в пределах поселка и за пределы города). Спортсмены делились с другими ребятами своими достижениями, полученным опытом и планами на будущее. Показательные выступления и мастер- классы по вольной борьбе, проводимые на вечерних площадках, собирают практически всю молодежь поселка., что является хорошей пропагандой ЗОЖ,

В 2015  учебном году были осуществлены школьные проекты «60 лет городу» и «70 лет победы в ВОВ». Реализация данных проектов плавно перетекла в летнюю кампанию. Посещая летний лагерь, ребята участвовали в различных творческих конкурсах, для жителей посёлка не раз устраивали открытые площадки совместно с городским литературным  клубом «Ритм»  и клубом бардовской песни «Резонанс души». Гитара «по кругу»  и чтение собственных стихов у вечернего костра хорошо объединяет поселковых детей и отвлекает от дурных занятий.  Конкурсы творческих работ к «70 – летию  победы в ВОВ»  в каникулярное время завершились выпуском сборника творческих работ детей, и подарены жителям поселка, труженикам тыла и ветеранас- старожилам.  

Молодое клубное объединение «Родник», все больше объединяет возле себя детей, любящих природу и неравнодушных к экологическим проблема поселка. Летом это объединение более интенсивно ведёт свою деятельность.. Собирают лекарственные травы для семьи, ухаживают за родником, который бьет из земли на окраине поселка. Очень активно в последнее время стало возрождаться походная деятельность. Ребята ходят в однодневные и многодневные походы по окрестностям поселка, отрадно, что родители очень активно участвуют в походах. Традиционными во время похода являются следующие мероприятия: организация бивуака, исполнение бардовских песен возле костра, сбор природного материала для поделок из природного материала, которые  потом в течение  учебного  года  представляются на различных творческих конкурсах, и обязательные подвижные игры на природе.   Изучают окружающие окрестности, делают фотоотчёты, пишут различные заметки, собирают материал для исследовательских работ.  Отрадно то, что в этом году это клубное объединение стало сотрудничать  с заповедником «Кузнецкий Алатау», что в свою очередь поможет сделать работу более интересной и целенаправленной.

Проведя ежегодные  мониторинги  занятости детей в проектной деятельности, нами  выявлено, что почти 100% обучающихся задействованы в проектной деятельности . Благодаря летним проектам, которые направлены больше на игровую, творческую и оздоровительную деятельность детей, мы отмечаем, что именно работа  в каникулярное время  способствует объединению детей в клубы по интересам. Ребята с удовольствием принимают участие в творческой деятельности.

ПЕРСПЕКТИВЫ. Школа будет продолжать работать и далее в этом ключе, так как на сегодняшний день это дает очень хороший результат занятости детей в условиях поселковой школы. Один только реализованный проект «60 лет любимому городу» дал только более «100 единиц продуктов» в виде сборника стихов, рассказов, сочинений, фотографий, поделок, рисунков, исследовательских рефератов, докладов, участия в конкурсах, публикациях в СМИ, участии в телевизионных конкурсах, концертах, поездках и встречах, праздниках.  Проект 2015-2016 учебного года «10 лет школьному краеведческому музею «Моя малая Родина – поселок Широкий лог» будет реализован с отличными успехами и с новыми «планируемыми результатами». За период учебного года музей пополнился интересным материалом о коренном населении нашего края - шорцах.  Нами была организована встреча  с шорской писательницей и художницей – Арбачаковой Любовью Никитовной. Автором был подарен альбом с репродукциями и сборник ее творческих литературных работ.  Учащиеся  в свою очередь записали интервью с  автором, сделали фото и видеопрезентации.  Совместно с клубом «Ритм»  для Любовь Никитовны была написана песня о шорском крае и его людях, и исполнена учащимися на родном языке. Продолжением  реализации этого проекта  в летнее каникулярное время будет организация туристской и фольклорной экспедиции в поселок Ортон совместно с Любовь Никитовной  Арбачаковой. Во время этой экспедиции будут проводиться мастер- классы по рисованию, по изучению шорского быта, собиранию предметов быта, записью носителей языка, творческими и спортивными встречами с местными школьниками и жителями поселка, а также отдыху на чистейших реках, собиранию плодов природы и обязательным атрибутом любого похода – песнями у костра под гитару!

  Таким образом, сложившаяся система работы хорошо вписывается в учебный и воспитательный процесс, поскольку она построена в соответствии с современными подходами к обучению и воспитанию детей, направлена на создание необходимых условий для полноценной занятости каникулярного времени, оздоровления детей и подростков, формирование инфраструктуры каникулярного времени как продолжения образовательного процесса в учреждении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы в лагерях дневного пребывания в каникулярный период

Методические рекомендации по организации отдыха детей в лагерях дневного пребывания на базе образовательных учреждений Зырянского района ...

Программа работы лагеря дневного пребывания "Арго"

Программа работы лагеря невного пребывания "Арго" расчитна на детей школьного возраста, в основу программы легли мифы древней Греции....

Программа работы лагеря дневного пребывания "Царство - Государство"

Программа лагеря дневного пребывания "Царство - Государство" сотавлена по мотивам русских - народных сказок....

Программа лагеря дневного пребывания "Авиатор" в летний период. План работы на смену.

Тема программы: "Здоровый образ жизни". План включает все режимные моменты на каждый день....

Отчет о работе летнего лагеря дневного пребывания детей "Город мастеров - 2015" на базе МАУДО г. Нижневартовска "ДШИ №1"

Летний лагерь с дневным пребыванием детей является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой - пространством для оздоровления, фи...

Краткосрочная образовательная программа кружка по техническому творчеству «РОБО-лето» на базе лагеря дневного пребывания

Актуальность практическая значимость программы. Предлагаемая программа является краткосрочной и предусматривает проведение занятий кружка в рамках лагеря дневного пребывания «Данко» при СП...

Краткосрочная образовательная программа кружка по техническому творчеству «ТИКО-моделирование» на базе лагеря дневного пребывания

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребёнку правильно организованный, полноценный отдых. В связи с этим всё...