Использование интегрированных уроков для структурирования знаний учащихся в системе Способа диалектического обучения.
консультация на тему

Череповская Светлана Анатольевна

Из опыта работы учителей русского языка и английского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elkina_nm_cherepovskaya_sa_statya_.docx8.72 КБ

Предварительный просмотр:

Елькина Наталья Михайловна

учитель английского языка

Череповская Светлана Анатольевна

учитель русского языка

МБОУ «Ермаковская СОШ №2»

Ермаковского района

Красноярского края

Использование интегрированных уроков для структурирования знаний учащихся в системе Способа диалектического обучения.

"Пусть предметы сразу схватываются

несколькими чувствами,

зарисовываются, чтобы запечатлеваться

через зрение и действие руки...

всеми средствами нужно воспламенять

жажду знаний и пылкое усердие к учению".

Я.А.Каменский

В современном образовательном процессе основной организационной формой передачи знаний, умений, навыков является урок. Он может проводиться в традиционной и нетрадиционной форме. При традиционной форме учащийся, как правило, является пассивным объектом обучения.

Современные педагоги постоянно ищут новые формы "оживления" процесса объяснения материала и обратной связи, которые помогут активизировать всех учащихся, повысить их интерес к занятиям и вместе с тем обеспечат быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала.

В процессе своей педагогической деятельности, учителя английского языка как никто другой сталкиваются с тем, что недостаточно только знаний по данному предмету, постоянно требуются знания из области русского языка, географии, истории, литературы, искусств и т.д. В какой-то момент я задумалась: кто лучше даст детям знания, как не сам учитель предметник. А если дети получают знания в интересной яркой форме, то это запоминается надолго. Я нашла себе единомышленника -учителя русского языка, и у нас получился тандем.

Новые возможности в осуществлении межпредметных связей

открываются при использовании в учебном процессе Способа

диалектического обучения. Технология СДО помогает учителю-предметнику реализовать свое главное предназначение, заключающееся в формировании научного мировоззрения учащихся, сущность которого, в свою очередь,

заключается в умении видеть и понимать единство мира в его многообразии (единство прямой и обратной связи). На уроках учащиеся учатся видеть, понимать и объяснять многообразие связей в реальном мире, выявляют единство различных дисциплин в их многообразии. В процессе усвоения знаний школьниками формируется сложная  система ассоциаций, отражающих связи между предметами и явлениями реальной  действительности и определяющих истинность знания о предмете. Осознают зависимость образного и понятийного мышления, представляющих единство противоположностей теоретического мышления.

Механизм установления межпредметных связей представляет, с одной стороны, систему действий, позволяющую обнаружить эти связи:

построение системы предметных понятий, выделение системы фундаментальных понятий (категорий науки) и законов, выявление противоречий в учебном материале;

а с другой – дидактический инструментарий, посредством которого они обнаруживаются и реализуются в учебном процессе:

сборники предметных и межпредметных понятий, сборники суждений.

Теоретическое положение Способа, согласно которому «единый окружающий мир по уровням развития расчленяется на природу, общество и сознание, единство которых заключается в том, что они характеризуются всеобщими существенными признаками:

структурой, движением, развитием и взаимосвязью, как исходными мировоззренческими ориентирами», является основанием для обнаружения движения понятий как в рамках одной предметной области, так и при переходе к другой [2,С.4].

Поскольку любая учебная дисциплина представляет собой систему понятий, то ее структура должна прежде всего определяться внутри- и межпредметными связями, т.е. соответственно связи между понятиями в рамках одной предметной области и связи, возникающие между системами понятий различных предметных областей и обобщаемые до предметных категорий, которые в свою очередь обобщаются до философских категорий.

Организация предметного содержания, основанная на механизме установления внутри - и межпредметных связей и позволяющая реализовать эти связи как на уровне наук так и на уровне философии, предполагает возникновение новых учебных отношений за счет материализованной самооценки и диалектики форм и функций труда.

Интегрированный урок требует от учителя тщательной подготовки, профессионального мастерства и одухотворенности, личностного общения, когда дети положительно воспринимают учителя (уважают, любят, доверяют), а учитель расположен к детям (внимателен, вежлив, ласков). Педагог больше дает детям, если откроется им как личность многогранная и увлеченная. Как показывает анкетирование учащихся, интегрированные уроки дети считают интересными, материал усваивается лучше, психологическая обстановка комфортная.

Педагогическая и методическая технология интегрированных уроков может быть различной, однако в любом случае необходимо их оделирование. Современный учитель должен уметь творчески осуществлять самостоятельный поиск новых оптимальных схем-моделей интегрированных уроков (в этом проявление творческой активности учителя), для чего ему необходимо владеть теоретическими вопросами и  осознанно применять методические рекомендации с учетом современных программ и требований.

Проблемой интегрированных уроков мы занимаемся несколько  лет. Проводили заседания МО учителей по этой теме, давали открытые уроки для учителей школы, района и края. В результате нашей  деятельности разработана система интегрированных уроков : Звуки и буквы. Имя существительное. Местоимение. Наречие. Предложение. Прядок слов в предложении.

О результативности реализации межпредметных связей посредством Способа диалектического обучения свидетельствуют данные внешней экспертизы: ЕГЭ и ОГЭ. Все учащиеся успешно сдают ГИА - 100% успеваемость.

Проводя мониторинг успеваемости учащихся в течение нескольких лет, хочется отметить, что темы, по которым были проведены интегрированные уроки, усваиваются учащимися лучше, чем рассмотренные на традиционных уроках. Выполнение контрольных заданий по таким темам 100%, а качество колеблется от 60% до 97%. Учащиеся, выполнившие под нашим руководством творческие и исследовательские работы, стали победителями, призерами и лауреатами олимпиад и конкурсов различного  уровня. Это говорит о том, что интегрированные уроки улучшают и облегчают процесс обучения, повышают интерес к учебе и стимулируют лучшее формирование учебных навыков и умений.

Таким образом, Способ диалектического обучения позволяет учителю, а затем и учащимся устанавливать внутри и межпредметные связи, без которых невозможно формирование системного знания.

Применение интегрированных уроков дает возможность учителю не только реализовать ФГОС нового поколения, но и избавить учащихся от перегрузок, изнурительных скучных уроков, а также повысить  уровень языковой компетентности.

Введение интегрированной системы может в большей степени, чем традиционное предметное обучение, способствовать развитию широко эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.

 Библиографический список

  • Гончарук А.И. Концепция школы ХХI века (диалектика учебного процесса). Издание четвертое, переработанное и дополненное. – Красноярск: КК ИПК РО, 1997. – 56 с.
  • Гончарук А.И. Концепция школы ХХI века (диалектика учебного процесса). Издание четвертое, переработанное и дополненное. – Красноярск: КК ИПК РО, 1997. – 56 с.

3.   Еремеевская И.Д., Зорина В.Л., Нургалеев В.С. Диалектика учебного

процесса. Модуль «Философские основы межпредметных связей»:

Учебное пособие к профессиональной образовательной программе

«Педагогика высшей школы» по курсу «Диалектика учебного

процесса». – Красноярск: СибГТУ,2004. – 48 с.

4.   Еремеевская И.Д., Зорина В.Л. Система подготовки учителя к реализации межпредметных связей в контексте Способа диалектического обучения/Непрерывное экологическое образование и экологические проблемы. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Том 3 — Красноярск: СибГТУ, 2004

5.   Еремеевская И.Д., Зорина В.Л. Совершенствование качества подготовки специалиста посредством реализации межпредметных связей на основе Способа диалектического обучения/Повышение качества непрерывного профессионального образования: Материалы Всероссийской научно-методической конференции: В 2 ч. Ч.1 / Под науч. ред. С.А.Подлесного; Отв.за вып. Ю.С. Перфильев. — Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2005

6.    Еремеевская И.Д., Зорина В.Л. Возможности Способа диалектического обучения в решении проблемы внутри- и межпредметных связей/Философия образования. – № 3(17). – 2006. – С 292-295

7.    Зорина В.Л., Нургалеев В.С. Оптимизация образовательного процесса в средней школе посредством способа диалектического обучения: Монография.- Красноярск: СибГТУ, 2001. – 160 с.

8.   Ильенко Л.П. «Опыт интегрированного обучения в начальных классах» // Начальная школа, 2011, №9, с. 8.

9.    Мытницкая С.Н. «Мне помогают элементы интегрирования» // Начальная школа, 2002, №1, стр. 75.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий средствами Способа диалектического обучения»

Развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий средствами  Способа диалектического обучения.Разработаны задания на развитие обще учебных познавательных УУД к теме "Олимпий...

«Развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий средствами Способа диалектического обучения»

Развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий средствами  Способа диалектического обучения.Разработаны задания на развитие обще учебных познавательных УУД к теме "Олимпий...

Формирование читательской грамотности средствами Способа диалектического обучения при использовании составного текста

Блок заданий по литературе, направленных на формирование читательской грамотности средствами СДО на примере составного текста (рассказ М.М. Пришвина «Золотой луг» и научный текст из В...

Из опыта проведения семинарского занятия с использованием способа диалектического обучения на уроках химии в старших классах. 11 класс, тема: «Химический процесс».

В данной статье автор публикует опыт проведения семинаров на уроках химии в старших классах. Активная целенаправленная работа старшеклассников с содержанием и объёмом понятий, составление вопросов-пон...

Мастер-класс на тему: «Система оценки в технологии Способа диалектического обучения».

Цель: дать общее представление о системе оценки в технологии СДО; поделиться опытом работы с коллегами (раскрыть место оценивания в современном образовательном процессе как способа определения степени...