Мастер-класс на тему: «Система оценки в технологии Способа диалектического обучения».
материал

Цель: дать общее представление о системе оценки в технологии СДО; поделиться опытом работы с коллегами (раскрыть место оценивания в современном образовательном процессе как способа определения степени реализации учебных целей и достижения планируемых результатов обучения).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_master-klass_po_sdo.docx31.01 КБ
Файл sdo_master-klass.pptx93.04 КБ
Файл prilozheniya_k_master-klassu_po_sdo.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему: «Система оценки в технологии Способа диалектического обучения».

Цель: дать общее представление о системе оценки в технологии СДО; поделиться опытом работы с коллегами (раскрыть место оценивания в современном образовательном процессе как способа определения степени реализации учебных целей и достижения планируемых результатов обучения).

                       Ход мастер-класса

  1. Оргмомент (самопредставление).

- Здравствуйте, уважаемые коллеги!  Меня зовут Галина Александровна, работаю учителем русского языка и литературы в Златоруновской школе.  Я рада, что вы

пришли на нашу  площадку и надеюсь, что наше общение будет приятным и полезным.

  1. Психологический настрой на работу.

-А сейчас, дорогие мои, я вам предлагаю поделиться  друг с другом  хорошим настроением и рабочим настроем на предстоящий учебный год.  Для этого совершаем следующие действия: говорим друг другу по цепочке добрые слова, при этом делаем вот так…. (Н-р, желаю счастья и т.д.)   Молодцы!

3. Объявление темы и цели площадки.

- Итак, коллеги, тема нашей площадки «Система оценки в технологии Способа диалектического обучения» (или на основе технологии Способа диалектического обучения).

-Цель моего мастер-класса: дать общее представление о системе оценки в технологии СДО ( в соответствии с ФГОС); поделиться опытом работы с коллегами …

4. Презентация о необходимости перехода к новой системе оценивания учебных достижений учащихся.

- Начнём с того, что существуют определённые требования ФГОС к системе оценки: одними из требований являются:

а) включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с целью формирования у них способности к самооценке и  самоанализу (рефлексии);

б) использование критериальной системы оценки;

в) использование разнообразных видов, методов, объектов оценки и т.д.

      На мой взгляд, развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки, сориентировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную для учёбы обстановку, сберечь психологическое здоровье детей, помогает система оценки на основе технологии Способа диалектического обучения.

5. Работа в группах.

-Сейчас, уважаемые коллеги, вы поработаете в группах.

Выполните следующее задание №1: на листе формата А4 нарисуйте снеговика (1-2 мин.)

Теперь обменяйтесь рисунками (по группам).

Выполните следующее задание №2: вам необходимо оценить работу коллег по пятибалльной шкале, сделать устный комментарий, почему поставлена та или иная оценка. (Выступает один представитель)

После группы возвращают рисунки назад.

-Все ли довольны полученной оценкой? Почему?  (выступления групп)

-Давайте попробуем оценить работы по следующим критериям:

В рисунке должно быть:

  1. 3 круга – 1б.
  2. Присутствует головной убор – 1б.
  3. Не менее трёх цветов -1б.
  4. Изображено лицо (глаза, морковь, рот)-1б.
  5. Элементы творчества…….

- Скажите, как легче оценивать по критериям или без них?.. (ответы)

6. Плюсы системы оценки на основе СДО.

- Вы знаете, что у существующей традиционной системы оценки  есть свои плюсы и минусы, спорить об этом не будем.

Сейчас я попытаюсь, раскрыть плюсы системы оценки на основе СДО.

Данная система:

- позволяет учителю применить критериальную  систему оценку;

-определять границы качества знаний учащихся (границы каждой оценки в баллах) на каждом уроке;

-объективно оценить учебные достижения учащихся;

-повысить мотивацию учащихся к процессу познания на уроке;

-активизировать учащихся на уроке

 (Оценивается любое, особенно успешное действие; а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи)

Эта  система  позволяет ученику:

- заявить свои права на получение определённой оценки в начале урока и реально получить оценку в конце урока;

-развить умения использовать критерии, представленные учителем для самооценки учебных достижений;

- определить объём своих знаний посредством критериев, отражённых в интервалах заявки на оценку;

- сформировать объективную самооценку учебных достижений.

Вывод:  система оценки и самооценки учебных достижений на основе технологии СДО характеризуется:

-объективностью

-точностью

-обоснованностью

-аргументированностью

-независимостью от личностных взаимоотношений (используются чёткие критерии «заявки на оценку», которые не позволяют учителю поставить необъективную оценку…)

7. - Итак, на каждом уроке делается «заявка на оценку» - это компонент урока, отражающий суммарно все операции учебного труда и указывающий соответствие каждой оценки определённому количеству отметок-баллов!!!

Н-р,   «5» - 26б. и выше

           «4» - 24 -25б.

            «3» - 15-20б.

Заявка на оценку зависит от содержания урока (учитывается трудоёмкость заданий); типа урока; форм организации учебного труда; количества учащихся в классе. Также  если новая тема оцениваем вольно, а если тема на обобщение оцениваем жёстче.

Расчёт заявки на оценку: (максимальное количество баллов-(S) для расчёта заявки на оценку складывается из баллов за этап индивидуального труда и дополнительных баллов и делится на количество учащихся в классе.

1-3 б в зависимости от количества уч-ся в классе:

До 15 чел. – до 3 б

От 16-24 чел. Добавл 2 б

От 25 и выше -1 б.

  1. Правила действия оценивания:

Рассмотрим правила оценивания

-Что оценивать? – Любое успешное действие

-Кто оценивает? – Ученик + учитель в диалоге

-Когда оценивать? – Одна задача + одна отметка

-Где фиксировать результат? – Тетрадь, контрольный лист, карточка и Т.Д.

-По каким критериям оценивать? Остановимся поподробнее в системе СДО следующие критерии:

Вопрос-понятие -1 б

Вопрос-суждение -2б

Ответ на вопрос-понятие -1-2б

Ответ на вопрос-суждение – 1-2б

Сравнение-1-3б

Умозаключение- 3б

Дополнение-1-2б

Возражение – 1-3б

Версия 1-3б

Выступление от группы – 1-6б

Анализ ответа-1-3б

Работа экспертом, руководителем группы – 1-3б

Поощрительные баллы: активность, прямая осанка, дисциплина и т.д.

  1. Практика

- А сейчас, коллеги, посмотрим, как это работает на практике.

Перед нами следующая заявка на оценку:

    «5» - 9б и выше

    «4» -7-8б.

1)Пожалуйста, зафиксируйте у себя в контрольном листе ту оценку, которую планируете получить в конце нашей работы (планирование коллегами оценки).

2) Найдите в каждом ряду лишнее слово и объясните почему? (Каждое слово 1 б)

-Олимпиада, спортсмен, ученик, старт

-допинг, образование, гимнаст, футбол

-учитель, бассейн, гол, вратарь.

(ответы коллег + самооценка в контрольном листе)

3)  Выпишите три лишних слова, что общего между этими словами? (ответы + 1б.)

Значит, о чём мы с вами сегодня будем говорить?  (Ответы +1-2 Б.)

(Будем говорить о том, как живёт современная школа и что необходимо в ней изменить, чтобы школьники получали доступное и качественное образование.)

4) Работа с текстом.

(Индив. труд)

 -Предлагаю каждому самостоятельно прочитать текст и выполнить следующие задания: а) определить тему данного отрывка и выписать  в тетрадь для ответов (1б)

б) письменно сформулировать проблемы, поставленные автором (1 проблема -1 балл)

в) найти аргументы, приводимые автором (1 аргумент -1 б)   - (на всё 4-7 мин.)

Фронтальная работа: определение темы, формулировка проблем, приводимые док-ва  (по порядку 1, 2, 3, 4 группа)

Вывод: Итак, какие важные вопросы в образовании поднимает автор данного текста?

(прописываем на доске) +1Б за дополнение

После индивидуального труда идёт простая кооперация (работа в группах)

г) Теперь, объединившись в группы, обсудите,  согласны ли вы с мнением автора статьи или нет?  Выразите собственное мнение «какие меры необходимы для спасения современной школы», Приготовьте выступление от группы. (3-5 мин.)

д) Выступление групп (3-4 мин) - представление работ (1-6 баллов), возможно, кто-то пожелает дополнить выступления групп (+1б), принимаются возражения и дополнения.

Вывод: ((( Сегодня мы с вами обсудили важные вопросы образования и выразили своё собственное мнение.)))

----Ваши выступления говорят о том, что  всех нас волнует проблемы  современного  образования  и,  как будет жить в дальнейшем  современная школа – зависит в большем только от нас.  

  1. Считаем баллы.

- А теперь каждый из вас самостоятельно посчитает заработанные баллы и поставит сам себе оценку по  «заявке на оценку»  (смотрите слайд с заявкой), также сравните заработанную оценку с предполагаемой оценкой в начале урока.

11.Рефлексия.

-Уважаемые коллеги, большое спасибо ВАМ за активную работу и за внимание.

Заполните, пожалуйста, анкету:

  1. Что больше всего запомнилось из материала мастер-класса?

   

2.Вдохновило ли Вас занятие на внесение изменений в собственную практику преподавания и обучения?

3.Какие спорные моменты у Вас возникали?

____________________________________________________________________СПАСИБО, Ваш отзыв принят!

Заполните, пожалуйста, анкету:

1.Что больше всего запомнилось из материала мастер-класса?

 

2.Вдохновило ли Вас занятие на внесение изменений в собственную практику преподавания и обучения?

3.Какие спорные моменты у Вас возникали?

СПАСИБО, Ваш отзыв принят!

Заполните, пожалуйста, анкету:

1.Что больше всего запомнилось из материала мастер-класса?

 

2.Вдохновило ли Вас занятие на внесение изменений в собственную практику преподавания и обучения?

3.Какие спорные моменты у Вас возникали?

СПАСИБО, Ваш отзыв принят!

Заполните, пожалуйста, анкету:

1.Что больше всего запомнилось из материала мастер-класса?

 

2.Вдохновило ли Вас занятие на внесение изменений в собственную практику преподавания и обучения?

3.Какие спорные моменты у Вас возникали?

СПАСИБО, Ваш отзыв принят!

Заполните, пожалуйста, анкету:

1.Что больше всего запомнилось из материала мастер-класса?

 

2.Вдохновило ли Вас занятие на внесение изменений в собственную практику преподавания и обучения?

3.Какие спорные моменты у Вас возникали?

СПАСИБО, Ваш отзыв принят!

Контрольный лист

Ф.И.О.

Индивидуальный труд

Групповая работа

Ответы на вопросы

Дополнения и возражения

Анализ выступлений

Поощрительные баллы

Задание№1

Задание№2 (тема)

Задание№3

(проблемы)

Зад.№4

(аргументы)

Задание №4

(выступление от группы)

Итого

Ф.И.

Ответы

Баллы за задания

Баллы за ответы на вопросы, дополнения, возражения, поощрительные…

Что не получается?

Что лучше всего получается?

Задание №1 (Найти лишнее слово – объяснить ответ)

Задание №2 (определение  темы)

Задание №3

(формулирование проблемы)

Задание №4

(аргументы)

Задание №5 – работа в группах.

(Приготовить выступление)

 Подсчитайте количество баллов, поставьте заработанную оценку и  сравните с предполагаемой оценкой в начале работы.

Совпала ли она с предполагаемой оценкой?

  • Если нет, то почему?  

Расчёт заявки на оценку

  • «5» – Б:100*85 и более
  • «4» - Б:100*67                   до Б:100*84
  • «3» - Б:100*50                  до Б:100*66
  • Прибавить в классе:

До 15 чел. +3б.; от 15-24 чел. +2б.;

От 25 чел. И более +1б.

_ Рассчитать заявку на оценку, если

Зад №1 – 6б.; зад. №2 – 4б.; зад. №3 – 8б.

Кол-во уч-ся – 18 человек.

Образец расчёта: 6+4+8+2= 20б.

  • «5» – 20:100*85 =17б
  • «4» - 20:100*67 =14б.                  
  • «3» -20 :100*50=10б
  • Оформление заявки на оценку:
  • «5» -17б. и выше
  • «4» – 14б.- 16б.
  • «3» – 10б. – 13б.

Расчёт заявки на оценку

  • «5» – Б:100*85 и более
  • «4» - Б:100*67                   до Б:100*84
  • «3» - Б:100*50                  до Б:100*66
  • Прибавить в классе:

До 15 чел. +3б.; от 15-24 чел. +2б.;

От 25 чел. И более +1б.

_ Рассчитать заявку на оценку, если

Зад №1 – 6б.; зад. №2 – 4б.; зад. №3 – 8б.

Кол-во уч-ся – 18 человек.

Образец расчёта: 6+4+8+2= 20б.

  • «5» – 20:100*85 =17б
  • «4» - 20:100*67 =14б.                  
  • «3» -20 :100*50=10б
  • Оформление заявки на оценку:
  • «5» -17б. и выше
  • «4» – 14б.- 16б.
  • «3» – 10б. – 13б.

Расчёт заявки на оценку

  • «5» – Б:100*85 и более
  • «4» - Б:100*67                   до Б:100*84
  • «3» - Б:100*50                  до Б:100*66
  • Прибавить в классе:

До 15 чел. +3б.; от 15-24 чел. +2б.;

От 25 чел. И более +1б.

_ Рассчитать заявку на оценку, если

Зад №1 – 6б.; зад. №2 – 4б.; зад. №3 – 8б.

Кол-во уч-ся – 18 человек.

Образец расчёта: 6+4+8+2= 20б.

  • «5» – 20:100*85 =17б
  • «4» - 20:100*67 =14б.                  
  • «3» -20 :100*50=10б
  • Оформление заявки на оценку:
  • «5» -17б. и выше
  • «4» – 14б.- 16б.
  • «3» – 10б. – 13б.

Расчёт заявки на оценку

  • «5» – Б:100*85 и более
  • «4» - Б:100*67                   до Б:100*84
  • «3» - Б:100*50                  до Б:100*66
  • Прибавить в классе:

До 15 чел. +3б.; от 15-24 чел. +2б.;

От 25 чел. И более +1б.

_ Рассчитать заявку на оценку, если

Зад №1 – 6б.; зад. №2 – 4б.; зад. №3 – 8б.

Кол-во уч-ся – 18 человек.

Образец расчёта: 6+4+8+2= 20б.

  • «5» – 20:100*85 =17б
  • «4» - 20:100*67 =14б.                  
  • «3» -20 :100*50=10б
  • Оформление заявки на оценку:
  • «5» -17б. и выше
  • «4» – 14б.- 16б.
  • «3» – 10б. – 13б.

Расчёт заявки на оценку

  • «5» – Б:100*85 и более
  • «4» - Б:100*67                   до Б:100*84
  • «3» - Б:100*50                  до Б:100*66
  • Прибавить в классе:

До 15 чел. +3б.; от 15-24 чел. +2б.;

От 25 чел. И более +1б.

_ Рассчитать заявку на оценку, если

Зад №1 – 6б.; зад. №2 – 4б.; зад. №3 – 8б.

Кол-во уч-ся – 18 человек.

Образец расчёта: 6+4+8+2= 20б.

  • «5» – 20:100*85 =17б
  • «4» - 20:100*67 =14б.                  
  • «3» -20 :100*50=10б
  • Оформление заявки на оценку:
  • «5» -17б. и выше
  • «4» – 14б.- 16б.
  • «3» – 10б. – 13б.

Расчёт заявки на оценку

  • «5» – Б:100*85 и более
  • «4» - Б:100*67                   до Б:100*84
  • «3» - Б:100*50                  до Б:100*66
  • Прибавить в классе:

До 15 чел. +3б.; от 15-24 чел. +2б.;

От 25 чел. И более +1б.

_ Рассчитать заявку на оценку, если

Зад №1 – 6б.; зад. №2 – 4б.; зад. №3 – 8б.

Кол-во уч-ся – 18 человек.

Образец расчёта: 6+4+8+2= 20б.

  • «5» – 20:100*85 =17б
  • «4» - 20:100*67 =14б.                  
  • «3» -20 :100*50=10б
  • Оформление заявки на оценку:
  • «5» -17б. и выше
  • «4» – 14б.- 16б.
  • «3» – 10б. – 13б.

По каким критериям оценивать?

  • Вопрос-понятие -1 б
  • Вопрос-суждение -2б
  • Ответ на вопрос-понятие -1-2б
  • Ответ на вопрос-суждение – 1-2б
  • Сравнение-1-3б
  • Умозаключение- 3б
  • Дополнение-1-2б
  • Возражение – 1-3б
  • Версия 1-3б
  • Выступление от группы – 1-6б
  • Анализ ответа-1-3б
  • Работа экспертом, руководителем группы – 1-3б
  • Поощрительные баллы: активность, прямая осанка, дисциплина и т.д. – 1б.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Система оценки в рамках технологии Способа диалектического обучения»

Слайд 2

Цель: Знакомство с системой оценки в технологии Способа диалектического обучения

Слайд 3

Требования ФГОС к системе оценки: Включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с целью формирования у них способности к самооценке и самоанализу (рефлексии). Использование критериальной системы оценки. Использование разнообразных видов, методов, объектов оценки и т.д.

Слайд 4

Критерии: В рисунке должно быть: 3 круга – 1б. Присутствует головной убор – 1б. Не менее трёх цветов -1б. Изображено лицо (глаза, морковь, рот)-1б. Элементы творчества……. – 1б.

Слайд 5

Позволяет учителю: Применить критериальную систему оценки. Определять границы качества знаний учащихся (границы каждой оценки в баллах) на каждом уроке. Объективно оценить учебные достижения учащихся. Повысить мотивацию учащихся к процессу познания на уроке. Активизировать учащихся на уроке.

Слайд 6

Позволяет ученику: Заявить свои права на получение определённой оценки в начале урока и реально получить оценку в конце урока. Развить умения использовать критерии, представленные учителем для самооценки учебных достижений. Определить объём своих знаний посредством критериев, отражённых в интервалах заявки на оценку. Сформировать объективную самооценку учебных достижений.

Слайд 7

« Заявка на оценку» - -это компонент урока, отражающий суммарно все операции учебного труда и указывающий соответствие каждой оценки определённому количеству отметок-баллов!!! Например, «5» - 26 б. и выше «4» - 24 -25 б. «3» - 15-20 б.

Слайд 8

Расчёт заявки на оценку «5» – Б:100*85 и более «4» - Б:100*67 до Б:100*84 «3» - Б:100*50 до Б:100*66 Прибавить в классе: До 15 чел. +3б.; от 15-24 чел. +2б.; От 25 чел. И более +1б. _ Рассчитать заявку на оценку , если Зад №1 – 6б.; зад. №2 – 4б.; зад. №3 – 8б. Кол-во уч-ся – 18 человек. Образец расчёта: 6+4+8+2= 20б. «5» – 20:100*85 =17б «4» - 20:100*67 =14б. «3» -20 :100*50=10б Оформление заявки на оценку: «5» -17б. и выше «4» – 14б.- 16б. «3» – 10б. – 13б.

Слайд 9

Правила действия оценивания: Что оценивать? – Любое успешное действие. Кто оценивает? – Ученик + учитель в диалоге. Когда оценивать? – Одна задача + одна отметка. Где фиксировать результат? – Тетрадь, контрольный лист, карточка …

Слайд 10

По каким критериям оценивать? Вопрос-понятие -1 б Вопрос-суждение -2б Ответ на вопрос-понятие -1-2б Ответ на вопрос-суждение – 1-2б Сравнение-1-3б Умозаключение- 3б Дополнение-1-2б Возражение – 1-3б Версия 1-3б Выступление от группы – 1-6б Анализ ответа-1-3б Работа экспертом, руководителем группы – 1-3б Поощрительные баллы: активность, прямая осанка, дисциплина и т.д. – 1б.

Слайд 11

«Заявка на оценку»: «5» - 9 б. и выше «4» - 7- 8 б.

Слайд 12

Найдите в каждом ряду лишнее слово и объясните почему? (Каждое слово - 1 б.) Волейбол , спортсмен, ученик, старт Допинг, образование, гимнаст, футбол Учитель, бассейн, гол, вратарь.

Слайд 13

Как живёт современная школа и что необходимо в ней изменить, чтобы школьники получали доступное и качественное образование?

Слайд 14

Работа с текстом. (Индивид. труд) Прочитать текст и выполнить следующие задания: 1) Определить тему данного отрывка и выписать в тетрадь для ответов (1 б). 2) Письменно сформулировать проблемы, поставленные автором (1 проблема -1 балл). 3) Найти аргументы, приводимые автором (1 аргумент -1 б).

Слайд 15

Простая кооперация Объединившись в группы, обсудите результаты индивидуального труда

Слайд 16

Выступление от группы-(1-6 баллов) Обсудите, согласны ли вы с мнением автора статьи или нет? Выразите собственное мнение. Приготовьте выступление от группы на тему «Какие меры необходимы для спасения школы?» Возражения и дополнения к выступлениям – (1-6 баллов)

Слайд 17

Подведём итоги «Заявка на оценку»: «5» - 9б. и выше «4» - 7- 8б. Сравните заработанную оценку с предполагаемой оценкой в начале урока.

Слайд 18

Вывод Таким образом, практика показывает, что использование системы оценки на основе Способа диалектического обучения является универсальной технологией и может эффективно использоваться на разных уроках.

Слайд 19

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

                             Современная средняя школа. Записки учителя.

       Общее состояние

   Первое впечатление от родной школы: стало меньше детей, (сейчас учится около 700 детей, когда я учился – 90-е годы – было 1200 учеников). Почти половину детей привозят из восьми окружающих посёлок деревень. А школы, которые там были, закрыли, их стало экономически невыгодно содержать, легче дать одной школе 2-3 автобуса и каждый день возить детей в школу и обратно.

Следующее, что замечаю – физическое состояние детей – какие -то хлипкие, болезненные. В школе есть кадетский класс (одни мальчишки, больше часов физкультуры, строевая подготовка и т.п.) Почти половина детей – в подготовительной и специальной группе,  два инвалида, треть класса освобождена от физической культуры. Несколько  учеников уже в 9 классе были алкоголиками в начальной стадии – пили несколько лет по 2-3 раза в неделю.

       Дали класс (25 учеников) – только двое (!) первой группы здоровья, почти треть класса – проблемы со зрением, больше 50% - различные хронические заболевания.

       В школе больше 20 детей с диагнозом лёгкая олигофрения, больше 30 детей с ЗПР (задержка психического развития), ещё столько же без диагноза бегают – с «просто»  психическими проблемами, по нескольку практически в каждом классе. Как потом выяснил, почти все эти дети – «подарок» от пьющих родителей.

       В школе, на первом этаже, постоянный запах табачного дыма – детишки курят в туалете. Таким образом, пассивными курильщиками является  почти вся школа. Даже если их поймают техслужащие, дежурный учитель, директор, ничем серьёзным ученику это не грозит – профилактическая беседа, может и  вызовут родителей. Если придут, пообещают принять меры.  Особо «одарённые» дети курят со 2-3 класса, процент курильщиков растёт с каждым годом, особенно страшно то, что закурили и девушки. Девушки пьют шампанское и вино с 4-6 классов, причём наливают родители – Новый год, День рождения.

     Школу губит безнаказанность и безответственность – ученик может сквернословить, послать учителя на три буквы, а потом сказать, что ему послышалось, а другие подтвердят, что так оно и было. Некоторые даже пытаются запугать своими родителями. Большая часть учителей смирилась с таким положением – нет стимула бороться, зарплата маленькая, требуют много, установка такая: во всём виноват учитель. Поставишь за четверть честную двойку, тебе же хуже будет – портишь отчётность.

                             Современная средняя школа. Записки учителя.

       Общее состояние

       Не надо думать, что учителя ничего не делают – регулярно проводятся соревнования, разные конкурсы, рассказывается о вреде курения, алкоголя, мобильных телефонов, но вся эта информация просто капля в море. Детей воспитывает интернет.  Не раз проводил анкетирование учащихся – героями  мальчишек являются Человек –паук, Гарри Поттер, Терминатор и т.п. – ни одного русского персонажа, хотя не может не радовать то, что это положительные персонажи, которые  бьются  со злом.

        С девочками дела обстоят хуже, они попали под власть Западной культуры, их кумиры – Тимберлейки, Бреды Питы. Их привлекает внешний блеск, они не имеют представления о духовной красоте, хотя среди них есть девочки, которые читают(!) книги, стихи, но они тонут в общей массе будущих потребителей.

        Всеобщая увлечённость детей популярной музыкой, разбавленной уголовным романтизмом (шансон) и рэпом, посещение дискотек с 5-6 классов. Сразу вспоминаются слова А. Гитлера: «…надо дать им алкоголя и табака сколько их душе угодно… дайте им все возможности потанцевать, и все селяне будут нам благодарны…». В школе практически отменён общественно-полезный труд, теперь запрещено «эксплуатировать»  детей: в итоге наплевательское отношение к школе, можно рисовать на партах, плевать на пол, рисовать на стенах.

           Не надо думать, что такая школа исключение, наша школа – одна из лучших в районе – серебряные и золотые медалисты, первые места на олимпиадах, сильные учителя, победители разных конкурсов.

                                               

                                          Учителя   

         Школа последние 20 лет держалась за счёт советского запаса прочности – работают учителя-пенсионеры ещё советской закалки. Они дают фундаментальные знания, но их становится с каждым годом всё меньше и меньше. Преподаватели из молодых долго в школе не выдерживают, при мне (4 года) каждый год приходило 2-5 молодых специалистов, обычно больше года никто не работал. Уходили и устраивались, где угодно, лишь бы не в школе – продавцом, в МВД, в охранники, менеджеры.

     Учителя просто задавлены грузом всякого рода бумажной работы – отчёты, анализы, планы, диагностики и т.п. и т.д., плюс всеобщая компьютеризация – теперь нужно писать не только в бумажном варианте, но и в электронном.

     Школы в основном занимаются показухой, у нас же всякие национальные проекты в моде, поэтому бумажная работа кипит, надо срочно показать какие мы инновационные, продвинутые в образовательных технологиях, проводим разные научно-исследовательские изыскания. В общем  «всё хорошо прекрасная маркиза» на бумаге – и новые образовательные технологии внедряем, и два компьютерных класса, и  электронная учительская, и три новых автобуса, а дети всё глупее и больнее.

         Ещё одна беда современного образования – это отсутствие мужчин.  У нас их было много – 6 человек на 60 преподавателей(!), в ряде школ их вообще нет или один – и это не редкость. Система общего обучения девочек и мальчиков негативно сказывается  на мальчиках, они психологически и физически позже взрослеют, чем девочки, - на 2-5 лет. Потом, чтобы показать сверстницам, что они уже взрослые, начинают курить, употреблять мат в разговоре, выпивать для храбрости, грубить, в итоге – оставшиеся годы детства загублены.

      ЕГЭ – это акция против остатков советской школы. Во- первых, сдавать тест по гуманитарным дисциплинам и русскому языку – это, как минимум, глупость. По истории и обществознанию надо уметь устно отвечать и доказывать свою точку зрения, ЕГЭ эту возможность убил. Во-вторых, ЕГЭ приводит к коррупции.  Выпускной класс, ученик (сын «местного олигарха») в каждой четверти получал 2-3 двойки по русскому, а по итогам ЕГЭ – «отлично».  Получается система закрепляет разделение «дорогих россиян» на новых хозяев жизни и всех остальных. Да и всем известно, учителя позволяют списывать («шпоры» в туалетах и т.д.) – ведь провал учеников – провал школы, пятно на её репутации. В- третьих,  ЕГЭ убивает время основной программы, учителя вынуждены « натаскивать» учеников на решение тестов, чтобы не портить себе показатели, а страдает общая программа.

                               Необходимые меры спасения

  1. Образование любого уровня должно быть бесплатным.
  2. Перевести систему образования с кодирующей педагогики на методологическую, т.е не грузить детей массами разнородной информации, а научить их самостоятельно добывать по мере необходимости.
  3. В средней школе необходимо вернуться к раздельному обучению мальчиков и девочек, т.к.  из мальчиков надо готовить мужчин, а из девочек – женщин. Но чтобы не разобщать  и не противопоставлять их,  лучше не создавать отдельные школы, а делать мужские и женские классы в рамках одной школы, с введением  в программу занятий, где мальчики и девочки разных возрастных групп могли бы общаться друг с другом (музыка, танцы, пение, ИЗО и т.д.), чтобы их объединяло общее мировоззрение и  миропонимание.
  4. Отмена ЕГЭ, возвращение к советской системе устных и письменных экзаменов (с 4 класса).
  5. Создать и внедрить цельную программу здорового образа жизни во всех образовательных учреждениях. Восстановить спортивные сооружения, построить новые – в каждом вузе, средней школе, детском саду должен быть бассейн и хотя бы открытый каток для зимнего сезона.
  6. Возродить бесплатную систему Домов творчества юных, кружков и спортивных секций в школах, подростковые и юношеские организации типа пионерии и комсомола.
  7. Восстановить и усовершенствовать систему профессионально-технического обучения,

сделать её гибкой, приспособленной к быстрому и качественному переходу на новые профессии и освоению новой техники и технологий.

  1. Повысить престиж профессии школьного учителя, преподавателя учреждений профобразования -  достойная оплата, личный автомобиль, бесплатное жильё (после 15-20 лет работы), съёмная квартира (дом) если нет жилья для молодых специалистов.
  2. Вернуть в школы мужчин-учителей, создав все необходимые условия и льготы (их должно быть не менее 50%).
  3. Возврат к программе и образовательным стандартам сталинского периода (тогда по интеллектуальному развитию образованности молодёжи СССР занимал 1-2 места в мире), с включением лучших наработок последнего времени.
  4. Всесторонняя поддержка талантливой молодёжи и лучших учащихся – бесплатные путёвки в лагеря отдыха, денежные премии, ценные призы, повышенные стипендии, направления на престижную работу и т.д., дети должны видеть, что ценится ум и талант, а не наглость, толщина кошелька родителей и их связи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий средствами Способа диалектического обучения»

Развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий средствами  Способа диалектического обучения.Разработаны задания на развитие обще учебных познавательных УУД к теме "Олимпий...

«Развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий средствами Способа диалектического обучения»

Развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий средствами  Способа диалектического обучения.Разработаны задания на развитие обще учебных познавательных УУД к теме "Олимпий...

Статья в сборнике НПК "Роль способа диалектического обучения в интеграции образования"

Развитие новых тенденций в образовании требует нового подхода к обучению и воспитанию школьников. Многие учителя нашей школы перешли на интегративное обучение. В переводе с латинского языка слово «инт...

Новые технологии. Способ диалектического обучения в школе

Способ диалектического обучения был разработан красноярскими учеными Анатолием Иосифовичем Гончаруком и Валентиной Лазаревной Зориной, в основе которого  лежит индивидуальный труд, простая коопер...

Из опыта проведения семинарского занятия с использованием способа диалектического обучения на уроках химии в старших классах. 11 класс, тема: «Химический процесс».

В данной статье автор публикует опыт проведения семинаров на уроках химии в старших классах. Активная целенаправленная работа старшеклассников с содержанием и объёмом понятий, составление вопросов-пон...