Главные вкладки

    Роль диагностики усвоения знаний обучающихся в образовательном процессе
    статья на тему

    Варлашкина Евгения Алексеевна

    Статья содержит основные принципы и условия для успешной диагностики обучающихся в образовательном процессе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rol_diagnostiki_usvoeniya_znaniy_obuchay16.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    Роль диагностики усвоения знаний обучающихся в образовательном процессе.

    Выполнил: учитель ГБОУ гимназии № 196

    Варлашкина Евгения Алексеевна

    Многогранность образовательного процесса предполагает решение одновременно множества задач (разных по характеру, объёму, степени значимости) и, соответственно, получения системы результатов. Наиболее оптимальный путь повышения качества образования – организация образовательного процесса, направленного на положительную динамику личностных достижений обучающихся. Если мы говорим о необходимости развивать личностные достижения обучающихся, то без знания методики диагностирования образовательного процесса здесь не обойтись.

    Диагностика – в переводе с греческого «способность распознавать», т.е. учение о методах и принципах распознавания особенностей состояния среды на основе всестороннего исследования с целью предсказания возможных отклонений.

    Особое значение педагогической диагностики, проявляется в том, что её результаты позволяют учителю:
    1. выяснить, как у учеников класса идёт формирование учебной деятельности, как изменяется уровень овладения отдельными её компонентами, в том числе проследить за уровнем сформированности самоконтроля и самооценки;
    2. выявить способы работы, которыми овладели ученики;
    3. обратить внимание на результаты выполнения специальных заданий, выявляющих уровень самостоятельности учащихся.

    Педагогу для организации образовательного процесса необходимо изучить особенности характера, интересы и увлечения своих воспитанников, их взаимоотношения с родителями, сверстниками. В этом помогают различные диагностические исследования. Овладение диагностическими методиками значительно расширяет психологическую компетентность педагога и становится условием его профессионального роста и мастерства. Анализ результатов диагностики позволит педагогу подобрать эффективные способы организации детского коллектива, определить перспективу развития образовательного процесса.

    Принципы диагностирования.

    Важнейшими принципами диагностики и контроля успеваемости учащихся являются объективность, систематичность, наглядность.

    Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностических тестов (заданий, вопросов); равном, справедливом, доброжелательном отношении педагога ко всем обучаемым; точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений.

    Принцип
    систематичности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса – от начального восприятия знаний и до их практического применения.

    Принцип
    наглядности заключается, прежде всего, в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого учащегося, устанавливаемый в процессе диагностирования, носит наглядный, сравнимый характер.

    Успешное проведение диагностики возможно при выполнении следующих условий:

    1. Четко определить цель диагностики.

    2. В соответствии с целью определить объекты диагностики.

    3. В соответствии с выделенными объектами подобрать систему конкретных методик.

    4. Определить условия их использования применительно к конкретному случаю. Как правило, диагностика должна проводиться в естественных условиях учебно-воспитательного процесса.

    5. Выделить направления анализа получаемых данных.

    6. Изучать развитие всех обучающихся без исключения (желательно).

    7. Проводить диагностику систематически по каждому из параметров развития обучающихся (в случае невозможности проведения диагностики какого-либо обучающегося, например, из-за болезни или по другим причинам, провести ее в самое ближайшее время в максимально приближенных условиях, ни в коем случае не пропуская).

    8. Исследовать каждого обучающегося на протяжении всех лет его обучения (желательно).

    9. Изучать личность учащегося комплексно, то есть охватывать все основные стороны развития обучающихся.

    10. Определить реальные достижения обучающегося с учетом его возраста, генетической предрасположенности, условий жизни и особенностей воспитания.

    11. Учесть, что результаты диагностики и возможности ребенка могут не совпадать с диагностической нормой. Различные методики - лишь предварительная ориентировка в уровне развития.

    12. Оценивать результаты диагностики того или иного обучающегося путем их сопоставления с результатами предыдущих диагностических проверок того же учащегося, отслеживая характер и величину его продвижения в развитии. Оценивать усилия самого обучающегося в учебной деятельности и самовоспитании.

    13. У детей, выявленных к отставанию, опережению в развитии или соответствию своему возрасту по тем или иным параметрам, определить индивидуальные особенности и наметить оптимальные условия для развития каждого.

    14. В ходе диагностики выявлять не только актуальный уровень развития той или иной индивидуальной особенности, но и учитывать возможную “зону ближайшего развития”.

    15. Корректировать недостатки, опираясь на достоинства обучающегося.


    Анализируя диагностические работы обучающихся, учитель может выявить трудности в усвоении способов работы, в формировании тех, или иных учебных действий, недостатки самоконтроля и т.д. и вовремя начать работу по их устранению.
    Педагогическая диагностика проводится не только для того, чтобы выявить у учеников уровень развития умений и навыков, но и для того , чтобы наметить предварительный план исправления каждой обнаруженной в ходе диагностики трудности.
    Таким образом, можно подвести итог всему вышесказанному: если учитель задумывается об эффективности своей работы и хочет достичь определённых новым стандартом результатов, среди которых особое место занимает формирование УУД, педагогическая диагностика, несомненно, имеет должна выходить на первое место в контрольно-оценочной деятельности педагога.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тестирование как один из методов контроля качества усвоения знаний обучающихся иностранному языку.

    Данная статья посвящена определению и характерным особенностям метода тестирования, как одного из методов контроля качества усвоения знаний обучающихся иностранному языку.В статье даны характеристики ...

    «Повышение роли обучающихся в образовательном процессе с целью мотивации познавательной деятельности».

    Цель: Формирование активности обучающихся, самостоятельности, личной инициативы и творчества, повышение качества учебно-воспитательного процесса.Реализации поставленной цели способствует решение следу...

    Карта диагностики уровня подготовки обучающихся по образовательной программе дополнительного образования детей «Обработка графики и видео»

    Карта диагностики уровня подготовки обучающихся по образовательной программе дополнительного образования детей «Обработка графики и видео» Автор: Правдин Евгений Александрович, педагог допо...

    Показатели диагностики уровня результативности обучающихся по образовательной программе дополнительного образования детей «Обработка графики и видео»

    Показатели диагностики уровня результативности обучающихся по образовательной программе дополнительного образования детей «Обработка графики и видео» Автор: Правдин Евгений Александрович, п...

    Программированные задания для проверки усвоения знаний обучающимися, 9 класс

    Задание направлено на развитие  причинно-следственных связей, долгосрочной памяти, внимания, мышления...

    Применение новых информационных технологий - средство для повышения качества знаний обучающихся в образовательном процессе"

    Статья посвящена применению информационных компьютерных технологий в образовательном процессе....