География в новом свете
статья по географии по теме

Статья о примменении ФГОСа для мотивации и работы с дисциплиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_po_fgos.docx24.74 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «География в новом свете»

Зыряновой Дарии Михайловны

ГБОУ гимназия №498 Невского р-на г. Санкт-Петербурга

Образование имеет более чем тысячелетнюю историю. История развития образования связана с развитием общества, человеческой цивилизации. Между ними существует взаимозависимость. Общественный прогресс, как правило, давал импульс к прогрессу в сфере образования. Менялись не только качество и количество знаний, но и взаимоотношения между учителем и учеником их межличностные отношения.

Современный этап общественного развития характеризуется глобальными изменениями. Демократизация общества и как следствие демократизация образования и школьной среды существенно изменили отношение школьников к преподавателю и учебному процессу.

Я вооружена сильной теоретическими базой, благодаря полученным знаниям в университете Герцена. Мне очень нравится работать с детьми, они открыты новым людям и знаниям. Но начав работу в школе, я встретилась с вопросом дисциплины в отдельных классах. Конечно это не глобальная проблема, но пообщавшись со своими коллегами, работающие в других школах и посетив форумы педагогов, где они могут, открыто обсуждать свои проблемы, я заметила, что вопрос с дисциплиной существует не только у меня. В этом трудно признаться, но согласитесь, ведь у вас тоже возникала такая проблема в первый год работы в школе. Такие затруднения лишь стимулируют нас к саморазвитию и поиску подходов. Поэтому я решила остановиться на этой проблеме. Ведь именно дисциплина в широком  понятии определяет продуктивность урока и дисциплинирует сознание учеников.  

Проблема школьной дисциплины в течение долгого времени являлась предметом особой заботы педагогов. В эпоху Средневековья в монастырских школах царила суровая дисциплина, за дисциплиной следило специально-назначенное лицо. В средневековых университетах дисциплину поддерживали с помощью карцера и доносов. Выдающийся чешский педагог Я.А. Коменский считал, что "…школа без дисциплины, что мельница без воды…", но в то же время он критиковал средневековую школу. Выступая против отупляющей палочной дисциплины, Я.А. Коменский рекомендовал гуманный подход к детям, требовал, чтобы учитель поддерживал дисциплину "хорошими примерами, ласковыми словами, искренне и откровенно". Джон Локк в работе "Мысли о воспитании" писал, что дисциплинированность – важная задача воспитания, поэтому нельзя потворствовать ребенку, но и нельзя не удовлетворять его законные желания. Французский гуманист Жан Жак Руссо выступал против суровой дисциплины и телесных наказаний, утверждая, что это подавляет личность.

В отечественной педагогике изучением проблемы дисциплины занимался Н.И. Пирогов, считая хорошую дисциплину одним из важнейших условий успеха обучения и нравственного воспитания. Он осуждал произвол, казарменный режим, которые царили в школах того времени, и требовал гуманности и сердечности при поддержании дисциплины.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский протестовал против слепой, палочной дисциплины. Ушинский требовал гуманного отношения к детям, но их нельзя чрезмерно нежить и ласкать, педагог должен проявлять разумную требовательность, воспитывая у детей чувство долга и ответственности.

У молодых педагогов нет многолетнего наработанного авторитета, нет большой уверенности в себе и разница в возрасте с детьми не велика, поэтому необходимо искать и опробовать множество подходов к детям, в классах которых стоит вопрос о дисциплине. Не хочется, что бы в классе царил страх, работа по принципу кнута излишне и не продуктивна.

Вопрос о формировании отношений между педагогом и учеником очень важен и тонок. Учитель не должен быть надзирателем, это не его работа, но он и не лектор на радио, которое можно слушать, а можно нет. Для продуктивной работы в учебных рамках должно быть сотрудничество. Ребенок должен понимать для чего он находится в школе, с какой целью выполняет то или иное задание на любом предмете. При правильной организации работы на уроке учителем, как наставником и руководителем, как отмечается во ФГОС, ребенок в любом возрасте сможет искать, анализировать и синтезировать новые умения и знания. При правильном раскладе происходит самоорганизация и самодисциплина учащегося.

Понятия дисциплины в современных школах расширились. Постепенно уходим от традиционной школы, где учитель только объясняет, давая информацию в готовом варианте. Сейчас гораздо важнее, чтобы в процессе обсуждений рождалась истина (новые знания). Как отмечал К.Д. Ушинский «Самостоятельные головы учащегося - единственное прочное основание всякого плодотворного учения».

Для правильного и продуктивного внедрения ФГОС необходимо разработать по классам комплекс заданий для организации детей, учитывая их возрастные особенности. Пятые и шестые классы отличаются большим творческим запалом и абсолютной безграничностью ума, без рамок и правил. При правильной поддержке они способны искать информацию и реализовывать творческие проекты, которые в свою очередь мотивируют и формируют интерес детей к предмету. В процессе работы с младшими классами мы реализуем проектную деятельность, которая самодисциплинирует учащихся.

Элементы ФГОСа нужно внедрять и в старших классах, что я и делаю со своими седьмыми, восьмыми и девятыми классами. Но чем старше дети, тем им сложнее размышлять, думать, обобщать, анализировать, они долго работали по традиционной системе, в которой все тщательно объясняется и преподносится, готовая информация. Появляются возрастные особенности, подростковый нигилизм  и в целом переходный возраст, которые мешают восприятию и соответственно встает вопрос о дисциплине. Любую особенность нужно учитывать и использовать в положительном русле. Если с 7х по 9ые классы дети любят поспорить и оспорить всех и каждого нужно строить изучение тем через проблемы, отрицания и идти от обратного. Пусть спорят на заданные темы. Учатся вести спор по правилам, обосновывать свое мнение и что очень важно слушать и слышать оппонента. Как отмечал Сократ, в споре рождается истина.  Собственные открытия приносит удовлетворение и радость. Это их открытия, а ведь география наука открытий. 

Как классный руководитель шестого класса я отметила у них безусловную дисциплину на своем предмете. Этому способствует не только работа по ФГОСу, организация соответствующих заданий и проектная деятельность, но и воспитательная работа, проводимая в подопечном классе. Так я поняла важность элемента воспитания с другими классами, поэтому запланирована внеурочная деятельность, курс краеведения, выезды на природу в важнейшие природные объекты. Это позволит не только увеличить интерес к предмету географии, но и ввести элементы воспитания в большой мере, обогатив межличностные отношения.  

Подводя итог, хочется отметить важность дисциплины. Именно она дисциплинирует сознание, интеллект и формирует ответственных граждан нашей страны. Все первооткрыватели и великие мыслители были дисциплинированы в самом широком понятии. Позволю себе немного изменить изречение М.В. Ломоносова. Хочу что бы мои ученики верили в то «Что может собственных Дежневых и быстрых разумов Седовых Российская земля рождать».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии 6 класс "Дары Старого и Нового света"

Урок биологии "Дары Старого и Нового света" в 6 классе. Разработан и апробирован в 2012 году в общеобразовательном 6 классе....

Разработка урока географии в 5 классе по ФГОС на тему Великие географические открытия. Открытия Нового света.

Данная тема рассматривается в 5 классе по учебнику Н. Петровой и Максимовой по ФГОС. Хотелось перед структуру урока....

Разработка урока географии в 5 классе по ФГОС на тему Великие географические открытия. Открытия Нового света.

Данная тема рассматривается в 5 классе по учебнику Н. Петровой и Максимовой по ФГОС. Хотелось перед структуру урока....

Великие географические открытия. Открытия Нового света.

Данная разработка урока характерна для учащихся 5 класса по учебнику Географии Н. Петровой и Максимовой ....

Великие географические открытия. Открытия Нового света.

Данная разработка урока характерна для учащихся 5 класса по учебнику Географии Н. Петровой и Максимовой ....

Исследовательская работа на тему: Открытие Нового Света или одна из величайших ошибок истории.

В данной работе автор подробно исследует исторические ошибки, которые привели к тому, что целый континент был назван не в честь его первооткрывателя.  В работе содержится немало интересных...

Технологическая карта к уроку географии в 5 классе "Открытие Нового Света"

Данный урок я провожу в 5 классе, используя метод проектов. Учащиеся в парах выполняют мини-проект....