Междисциплинарная программа Смысловое чтение
рабочая программа на тему

Балобанова Людмила Семеновна

Программа разработана для 5-8 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhdistsiplinarnaya_programma_smyslovoe_chtenie.docx64.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4 г. Сургута

Междисциплинарная программа 

«Смысловое чтение»

    Составитель программы

Балобанова Людмила Семеновна,

                                                                                                      учитель русского языка и литературы

                                                

                                                                   Сургут, 2015

Программа «Смысловое чтение» составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, к структуре основной образовательной программы, к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, а также рекомендаций Примерной основной образовательной программы основного общего образования, на основании которой разрабатывается основная образовательная программа МБОУ СОШ №4.

Цель программы: - создание условий для формирования и развития умений смыслового чтения обучающихся основной школы.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • развивать навыки работы с содержащейся в тексте информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно - познавательных текстов, инструкций посредством консолидации возможностей всех без исключения учебных предметов;
  • способствовать участию обучающихся в образовательных событиях разного уровня, направленных на развитие смыслового чтения и работы с текстом;
  • обеспечить эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников.

      Освоение этой программы дает возможность ученику быть способным к эффективному самостоятельному проектированию собственного будущего, постановке и достижению профессиональных и жизненных целей, оперативному, адекватному реагированию на возникающие жизненные ситуации, масштабному и вариативному мышлению, способности брать на себя ответственность за решение возникающих проблем в сфере профессиональной деятельности и собственной жизнедеятельности.

Хорошо развитые умения смыслового чтения необходим, так как используются при выполнении самых разных заданий: дети читают параграфы учебника, условия задач, инструкции и рецепты, алгоритмы действий во время лабораторных и практических работ, подбирают материал для написания реферата и т.д. Поэтому любому учителю очень важно обеспечить учащимся развитие основ читательской компетенции.

1. Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы «Смысловое чтение»

Виды деятельности

ООО

поиск и восстановление информации

             Выпускник научится:

- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

определять главную тему текста;

- выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

- находить в тексте требуемую информацию;

решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

- определять назначение разных видов текстов;

- ставить перед собой цель чтения , направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

- различать темы и подтемы специального текста;

- выделять главную и избыточную информацию;

- прогнозировать последовательность изложения идей текста;

- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

- выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;

- формировать на основе текста систему аргументов для обоснования определенной позиции.

           Выпускник получит возможность научиться:

- анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления.

интерпретация текста и обоснование выводов 

           Выпускник научится:

- структурировать текст; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

- преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы;

- интерпретировать текст:

сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера;

- обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

- выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

              Выпускник получит возможность научиться:

- выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстрированного материала с информацией текста, анализа подтекста.

Рефлексия и оценивание

              Выпускник научится:

- откликаться на содержание текста:

- связывать информацию из текста со знаниями из других источников;

- оценивать утверждения из текста, исходя из своих представлений о мире;

- находить доводы в защиту своей точки зрения;

- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющийся информации;

- использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать свою точку зрения о полученном сообщении.

             Выпускник получит возможность научиться:

-критически относиться к рекламной информации;

-находить способы проверки противоречивой информации;

-определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации

В соответствии с деятельностной парадигмой образования система планируемых результатов МБОУ СОШ №4 строится на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития. Такой подход позволяет определять динамическую картину развития обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться».

Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник научится», ориентируют в том, достижение каких уровней освоения учебных действий с изучаемым опорным учебным материалом ожидается от выпускников.

Оценка достижения планируемых результатов блока «Выпускник научится» ведется на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся, ведется с помощью заданий базового уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.

В блоке «Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного материала. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные мотивированные и способные обучающиеся.

В соответствии с рекомендациями Примерной основной образовательной программы основного общего образования, планируемые результаты освоения междисциплинарной программы «Смысловое чтение» соответствуют основным этапам образовательного процесса на конец 5,6,7 и 8 классов.

2. Формирование умения смыслового чтения

Класс

(возраст)

Формируемые умения смыслового чтения

5 класс (11-12 лет)

                 Поиск и восстановление информации 

- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

- определять главную тему текста;

- выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

- объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;

- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты;

- обнаруживать связь между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом;

- объяснять назначение карты, таблицы, рисунка, части графика и т.д.;

- находить необходимую информацию в тексте.

                 Интерпретация текста и обоснование выводов

 - структурировать текст, проводить проверку правописания;

- интерпретировать текст: делать выводы из сформулированных посылок;  

- выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

6 класс

(12-13 лет)

                 Поиск и восстановление информации 

- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

 формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

- сопоставлять формы выражения информации в запросе и самом тексте.

               Интерпретация текста и обоснование выводов 

-интерпретировать текст: вводить заключение о намерении автора или главной мысли текста, обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов.

Математика

  1. Самостоятельная работа с текстом «Палочки Непера».
  2. «Римские цифры». Работа с информацией.
  3. «Когда слагаемые не равны сумме». Рассуждение.
  4. «Григорианский календарь». Работа с таблицами.

Естествознание

  1. Работа с информацией. «Физические нагрузки и их влияние на организм».
  2. «Как можно по-разному рассказать о ландыше». Стили речи. Интерпретация текста.
  3. Умение делать выводы. «Опровержение теории самозарождения жизни».
  4. «Вода живая и мертвая». Знаете ли вы, что…
  5. «Голоса природы». Преобразование информации из одного вида в другой.
  6. «Жизнь на Земле». Структурно-содержательный анализ текста.
  7. Поиск информации на уровне деталей. «Лилия».

Русский язык и литература

  1. Понимание целостного смысла текста. «Русский язык».
  2. «День Наума - грамотника». Работа с информацией.
  3. «Как можно по-разному рассказать о ландыше». Стили речи. Интерпретация текста.
  4. Работа со схемами. «Большое гнездо».
  5. «Шахматов». Структура текста-рассуждения (по упр.523)
  6. «Имя числительное». Учимся читать и пересказывать лингвистический текст.
  7. «Правописание». Учимся читать и понимать учебный текст.
  8. Самостоятельная работа «Правописание суффиксов имён прилагательных».
  9. «Старый друг лучше новых двух». Рассуждение.
  10. «Добрая книга». Соотношение утверждения с информацией.
  11. Вычленение необходимой информации в тексте, выбор утверждения. «Необыкновенная история».
  12. «Мать». Преобразование информации из одного вида в другой.
  13. Структурирование и сопоставление информации. Работа с текстом «Иностранный язык».
  14. Понимание информации, представленной в тексте в неявном виде. «Азбука».

История и обществознание

  1. «Судебный поединок». Верно ли утверждение?
  2. «В худшем случае».
  3. «Григорианский календарь». Работа с таблицами.
  4. «Интернет – библиотека 21 века». Источники информации.
  5. «Музыкальные инструменты». Установление соответствий. Сравнение.
  6. «Поговорим об этикете». Чтоб не прослыть дикарем.
  7. Самостоятельный поиск необходимой информации. «Конкурс».
  8. Итоговая контрольная работа. «Белокуриха».
  9. Комплексный анализ текста. «Дятловы горы».

7 класс

(13-14 лет)

               Поиск и восстановление информации

ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

- предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; находить в тексте требуемую информацию (пробегать тексты глазами, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими);

- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию

- анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления.

               Интерпретация текста и обоснование выводов 

- структурировать текст, создавая оглавление, использовать в тексте таблицы, изображения;

- интерпретировать текст: обнаруживать в тексте доводы и подтверждения выдвинутых тезисов.

                Рефлексия и оценивание 

- откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

- откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения;

- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющийся информации.

8 класс

(14-15 лет)

                 Поиск и восстановление информации 

- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов;

- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию.

               Интерпретация текста и обоснование выводов 

- структурировать текст;

- преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы, уметь переходить от одного представления данных к другому;

- интерпретировать текст; сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию различного характера.

                Рефлексия и оценивание 

- связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

- оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения;

- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющийся информации, использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения, свою точку зрения о полученном сообщении по прочитанному тексту.

3.Содержание междисциплинарной программы:

Понятие «текст» следует трактовать широко: он может включать не только слова, но и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков. Тексты принято делить на сплошные (без визуальных изображений) и несплошные (с визуальными изображениями).

Типы сплошных текстов:

Описание (художественное и техническое);

Повествование (рассказ, отчет, репортаж);

Объяснение (рассуждение, резюме, интерпретация);

Аргументация (научный комментарий, обоснование);

Инструкция (указание к выполнению работы, правила, уставы, законы).

К несплошным текстам можно отнести:

Формы (налоговые, визовые, анкеты и др.);

Информационные листы (расписания, прейскуранты, каталоги и др.);

Расписки (ваучеры, билеты, накладные, квитанции);

Сертификаты (ордера, аттестаты, дипломы, контракты и др.)

Призывы и объявления (приглашения, повестки и др.);

Таблицы и графики;

Диаграммы;

Таблицы и матрицы;

Списки;

Карты.

Чтение  вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие графически зафиксированного текста. Целью чтения является получение и переработка письменной информации.

Функции чтения:

Познавательная функция реализуется в процессе получения информации о мире, людях, фактах и явлениях действительности.

Регулятивная функция направлена на управление практической деятельностью учащихся, на развитие их опыта: поступать в соответствии с полученной информацией, усовершенствовать свой жизненный опыт.

Ценностно-ориентационная функция чтения связана с эмоциональной сферой жизни человека. В данном случае происходит воздействие на эмоции, чувства читателя, что приводит к совершенствованию его личности, повышению его культурного уровня.

Приемы осмысления текста:

Постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них, постановка вопроса-предположения.

Составление плана.

Составление граф-схемы.

Граф-схема – способ моделирования логической структуры текста, представляющей собой графическое изображение логических связей между основными текстовыми субъектами текста.

Прием тезирования

Тезирование – формулирование основных положений и выводов текста.

Составление сводной таблицы.

Прием комментирования.

Логическое запоминание.

Реферативный пересказ.

Аннотирование.

Составление рефератов, докладов по нескольким источникам.

          6.Современные образовательные технологии, отвечающие системно- деятельностному подходу, используемые на занятиях смыслового чтения.

Технология, методы

Возрастная категория

Краткая характеристика

Развитие критического мышления через чтение и письмо

5-8 класс

Основные идеи:

       Дети от природы любознательны, они хотят познать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.

      Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформулировать навыки продуктивного мышления.

Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить. Существует непрерывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания.

      Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы, осуществлять планомерный поиск ответов.

      Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, постоянный вопрос: «А что, если?». Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление.

         Критическое мышление, таким образом, - не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка.

     

   Этапы урока в рамках технологии РКМЧП:

Вызов

           Функции этапа:

актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;

пробудить к ней интерес;

активизировать обучаемого, дать ему возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;

структурировать последующий процесс изучения материала.

Осмысление – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составление плана конкретной деятельности, теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения.

            Функции этапа:

получение новой информации;

ее осмысление ( в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся престает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понято для прояснения этого в будущем);

соотнесение новой информации с собственными знаниями.

Обучающиеся сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание.

Поддерживание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.

Размышление

             Функции этапа:

выражение новых идей и информации собственными словами;

целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;

анализ всего процесса изучения материала;

выработка собственного отношения к изучаемому материалу.

               Приемы, использующиеся в данной технологии:

Этап вызова:

-составление списка известной информации по вопросу;

-рассказ-активизация по ключевым словам;

-систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы.

-Верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки и т.д.

Этап осмысления:

-методы активного чтения: маркировка с использование значков «v», «+», «-», «?» -по мере чтения ставятся на полях справа;

-ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

-поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.

Этап размышления:

-заполнение таблиц, кластеров, внесение изменений и дополнений в сделанное на первом этапе;

-возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям,;

-ответы на поставленные вопросы;

-организация устных и письменных круглых столов;

-организация различного вида дискуссий;

-написание творческих работ: пятистишия-синквейны, эссе.

-исследования по отдельным вопросам темы;

-творческие, исследовательские или практические задания на основе осмысления изученной информации.

                Методы технологии: 

ИНСЕРТ, Взаимоопрос, Зигзаг, Кубик, «Двойной дневник», Чтение с остановками (осмысление), Кластер, Выходная карта, Синквейн (размышление), Концептуальная таблица (осмысление, размышление), Знаю - Хочу узнать - знал, (все этапы).

Эвристическое обучение

5-8 класс

       Эвристическое обучение – обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. (А.В.Хуторской)

        Эвристическое обучение для ученика – непрерывное открытие нового (эвристика – от греч. Heurisko - отыскиваю, нахожу, открываю). При конструировании занятий эвристического тип приоритет отдается целям творческой самореализации детей, затем – формам и методам обучения, позволяющим организовать продуктивную деятельность учеников, потом – содержанию учебного материала.  

Система эвристических занятий строится на базе одного из следующих типов структур занятий:

          1.Все вопросы темы изучаются последовательно в соответствии с порядком, предложенным учебной программой. В ходе занятий ученики выполняют и обсуждают творческие работы по изучаемым вопросам.

           2. Ученики составляют и защищают собственные концепты темы в начале и в конце ее изучения. Диагностике и оценке подлежат изменения в ученических концептах. Реализация данной структуры занятий эффективна как в классно-урочной форме обучения, так и в форме «эвристического погружения».

          3.Последовательно рассматриваются различные концепты темы: исторический, методологический, экологический, технический, и др. имеющие знаковую, образную или символическую форму представления информации по теме. Такая система занятий эффективна в метапредметном обучении, поскольку развивает разнонаучный подход к изучению единых образовательных объектов.

          4.Структура занятий опирается на технологические этапы создания и развития эвристической образовательной ситуации: на первых занятиях происходит обеспечение мотивации деятельности, постановка проблемы; затем организуется индивидуальное или коллективное ее решение, демонстрация и обсуждение полученных результатов; после этого изучаются культурно-исторические аналоги, формулируются результаты, проводится рефлексия и оценка деятельности.

Проект

5-8 класс

          Проектная деятельность учащихся - компонент проектного обучения, связанного с выявлением и удовлетворением потребностей учащихся посредством проектирования и создания идеального или материального продукта, обладающего объективной или субъективной новизной. Выполнить проект – это не только собрать материал, необходимую информацию по теме, но и применить добытые знания на практике, например: провести экскурсию, оформить стенд, альбомы, подготовить по возможности видео или фотосъемку, озвучить видеофильм, привлечь родителей, представителей социума, организовать встречи с интересными людьми, подготовиться к конференции.

Основные этапы технологии проектного обучения:

1.Поисковый:

Поиск и анализ проблемы;

Выбор темы проекта;

Планирование проектной деятельности по этапам;

Сбор, изучение, обработка и анализ информации по теме проекта.

2.Конструкторский

Поиск оптимального решения задачи проекта;

Составление проектной документации.

3.Технологический

Составление плана практической реализации проекта, подбор необходимых инструментов, материалов и оборудования;

Выполнение запланированных операций.

Заключительный

Оценка качества решения задачи;

Анализ процесса и результатов выполнения проекта;

Изучение возможности использования результатов проектирования.

Развивающее обучение

5-8 класс

         Цель РО: сформировать у ребенка определенные способности по самосовершенствованию, обеспечить условия для развития как самоизменяющегося субъекта обучения (иметь потребность в самоизменении и удовлетворять ее посредством обучения).

        Формы организации и взаимодействия педагогов и учащихся:

Организация коллективно-распределительной деятельности между учителем и учениками в процессе поиска способов решения учебно-исследовательских задач. Основная форма работы – учебный диалог в ходе поисковой исследовательской деятельности.

Обучение как учебное исследование

7-8 класс

Основные этапы модели:

Столкновение с проблемой;

Сбор данных;

Построение объяснения;

Анализ хода исследования;

Выводы.

          Примерная технологическая карта для конструирования системы занятий:

Вводные занятия. Задачи – актуализировать личный опыт и знания учеников для введения в тему, самоопределения и целеполагания в ней, построить общую и индивидуальные образовательные программы по теме. Формы занятий – вводный семинар, вводная лекция, проблемная лабораторная работа, разработка концепта темы, занятие по целеполаганию, защита учениками индивидуальных образовательных программ и др.

Основная часть. Задачи – достигнуть общих установочных целей по теме, выполнить основное содержание индивидуальных образовательных программ учеников, освоить базовое содержание темы. Формы занятий –урок-исследование, проблемный семинар, конференция, групповые или индивидуальные занятия, эвристическое погружение, цикл эвристических ситуаций, лекция концептуальная, лекция по знакомству с культурно-историческими аналогами, деловая игра и др.

Тренинг. Задачи – достроить созданные учениками образовательные продукты до целостной системы, закрепить результаты основной части блока, достичь деятельностных базовых требований по теме. Формы занятий – семинар дифференцируемый, семинар групповой, практикум по решению задач, лабораторная работа, мозговой штурм, урок по индивидуальным целям учеников, консультация, взаимообучение.

Контроль. Задачи – проверить и оценить уровень достижения поставленных целей, обнаружить изменения в личностных качествах учеников, их знаниях и умениях, в созданной образовательной продукции. Формы занятий – защита творческих проектов и работ, «урок-собеседование», урок-зачет, урок устного опроса, письменная контрольная работа, диктант, сочинение, рецензирование, урок-самопроверка, экзамен.

Рефлексия. Задачи – вспомнить и осознать основные этапы учебной деятельности, индивидуальные и коллективные результаты (продукты) деятельности, проблемы и способы деятельности, соотнести поставленные цели с результатами обучения. Формы занятий – урок-анкетирование, урок – «круглый стол», рефлексивное сочинение, графическая и цветовая рефлексия деятельности, индивидуальные и групповые уроки-отчеты, самооценки и характеристики учеников, игровая рефлексивная лекция.

В связи с тем, что чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:

Личностные УУД – мотивация чтения, мотивы учения, отношения к себе и школе;

Регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

Познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.

                           Методы развития критического мышления через чтение и письмо

Название метода

Описание метода

Стадия использования

«Мозговой штурм»

Цель использования:

выяснение того, что знают дети по теме;

набрасывание идей, предположений по теме;

активация имеющихся знаний.

Вызов

«ИНСЕРТ»

Чтение текста с пометками:

«+» - я это знал;

«-» - я этого не знал;

«!» - это меня удивило;

«?» - хотел бы узнать подробнее.

Составление таблицы, в которую выписываются основные положения из текста.

+

-

!

?

 

 

 

 

Осмысление

«Ролевая игра»

Цель: заинтересовать учащихся, удивить, эффект неожиданности, постановка проблем, инсценировка, моделирование ситуации.

Вызов

«Свободное письмо»

Аргументированное письмо. В течение нескольких минут учащиеся выражают собственные мысли по теме. Это может быть эссе. Обоснование выбора того или иного афоризма, пословицы в качестве основной мысли.

Рефлексия

«Синквейн»

Пятистишие

Тема

2 прилагательных, описывающих тему

3 глагола, характеризующих действие

Фраза из 4 слов, содержащих основную мысль

В синквейне отражается суть понятия, не должно быть однокоренных слов, нужно выразить типичные черты понятия.

Рефлексия

«Толстые и тонкие вопросы»

А – фактический ответ;

Б – развернутый, обстоятельный ответ.

Метод используется при организации взаимоопроса, опроса на уроке, парной и групповой работы.

Осмысление и рефлексия

Прогнозирование с помощью открытых вопросов

Чтение текста по частям и постановка открытых вопросов:

Что будет с героями дальше?

Почему так думаете?

Как выглядели герои?

Опишите дальнейшие события и т.д.

Таксономия вопросов

1.Простые / фактические;

2.Уточняющие / Ты так считаешь? То есть ты сказал…?

3. Объясняющие / Почему?

4. Творческие / В вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза.

5.Оценочные / Выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Чем что-то отличается от того-то?».

6.Практические / Вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как поступили бы на месте героя?», «Где в обычной жизни…?».

        Вопросы можно оформить в виде ромашки, использовать при проведении опроса и при работе в группах.

Осмысление

Кластер: «Гроздь винограда»

Карта мышления

1.Работа с текстом: выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление (тема и подтемы);

2.Первый этап – мозговой штурм (идеи)

    Второй этап – систематизация, оформление в кластер.

    Третий этап – нахождение взаимосвязи между ветвями.

3.Составление ассоциаций по теме в виде кластера.

Осмысление и рефлексия

Перепутанные логические цепи

Отрывки из текста, цитаты, события необходимо расположить в хронологическом порядке, составить логическую цепочку.

Осмысление и рефлексия

«Зигзаг»

      Первый этап – учащиеся делятся на группы, в каждой группе выбирают экспертов по числу групп.

     Второй этап – рассаживаются в группы, эксперты расходятся по группам - по одному эксперту из каждой группы. Группы получают определенное задание, изучают материалы, составляют опорные схемы.

      Третий этап – эксперты возвращаются в домашние группы, по очереди рассказывают новый материал – взаимообучение.

Осмысление

«Двойной дневник»

Дневник состоит из двух частей: 1.Цитаты и мысли

2.Чувства и ассоциации.

При чтении нового текста обращается внимание на цитаты, которые заставили задуматься, вызвали какие-либо чувства, эмоции. Делаются соответствующие записи в дневнике.

Осмысление

«Знаю –

хочу узнать – узнал»

Заполнение таблицы

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 

 

 

На первом этапе учащиеся восстанавливают собственные знания по теме урока, записывают интересующие их вопросы в таблицу. На протяжении изучения темы заполняется третья колонка «Узнал» (ответы на поставленные вопросы, новая информация по теме).

Осмысление

«Продвинутая лекция»

       На первой стадии урока активизируются знания учащихся по теме, обсуждаются в парах, группах. Группируются понятия. Составляется конспект.

      На второй стадии – активное слушание, один ученик отмечает подтвержденную информацию, второй – выписывает новую информацию.

      Осуществляется обмен мнениями по проблемным вопросам. Свободное письмо.

Осмысление

Взаимоопрос

Чтение текста в парах по одной части. Роли ученика и учителя меняются. Учащиеся ставят «толстые и тонкие» вопросы по прочитанному друг другу.

Вопросы записываются. Лучшие вопросы задаются классу.

Осмысление

«Карусель»

      Групповая работа. Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы формата А3 с написанными на них вопросами (по одному на каждом).

      По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь.

Осмысление

«Галерея»

     После использования метода «Карусель», листы с ответами учащихся вывешиваются на доске. Каждый ученик отдает свой голос за наиболее точный ответ на каждый вопрос. Таким образом, можно определить, какая группа дала лучший ответ.

Рефлексия

«Кубик»

    Графическая организация материала. На гранях кубика дается задание. В группах учащиеся выполняют задания - заполняют грани кубика в развороте.

    Опрос – выбрасывается кубик, группа отвечает по заданию, выпавшему на грани кубика.

Осмысление и рефлексия

Перекрестная дискуссия

По прочитанному тексту дается бинарный вопрос. Учащиеся работают в парах, выписывают аргументы в пользу каждой версии. Делятся на группы с противоположным мнением. Высказываются разные точки зрения, приводятся доказательства. Аргументы одной группы – контраргументы другой. Группа рассаживаются в разных углах комнаты.. Учащиеся могут менять свою точку зрения и переходить из группы в группу в течение всей дискуссии.

Осмысление

«Последнее слово за мной»

На последней стадии спора учащимся предлагается выбрать из текста и записать цитату, доказывающую его мнение, прокомментировать его. Цитата прочитывается вслух, оппонент комментирует ее, а любой ученик читает свое объяснение. На этом спор заканчивается.

Рефлексия

Система оценки планируемых результатов освоения междисциплинарной программы «Смысловое чтение».

Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ.

          Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

       Для оценки метапредметных результатов: осознанного чтения (читательской грамотности – умений читать и понимать различные тексты; работать с информацией, представленной в различной форме; использовать полученную информацию для решения различных проблем), достигнутых в ходе освоения междисциплинарной программы «Смысловое чтение» в МБОУ СОШ №4 используются:

       «Метапредметные результаты. Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации» (1-4 варианты) для обучающихся 5-8 классов, разработанные Центром измерений в образовании (Г.С.Ковалева, И.С.Васильевых, Ю.Н.Гостева и др.) серия  «ФГОС»: оценка образователь ных достижений. «Просвещение», 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Смысловое чтение" для учащихся 6 класса

Программа по смысловому чтению для учащихся 6 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  основного и среднего общего образования, о...

Рабочая программа междисциплинарного курса "Смысловое чтение"

Программа «Смысловое чтение» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образоват...

Рецензия на рабочую программу междисциплинарного курса "Смысловое чтение"

Рабочая программа предусмотрена для ведения междисциплинарного курса "Смысловое чтение" в 6 классе. Главная цель курса - изучить приёмы и методы осмысленного чтения. Реализация курса идёт в ...

Рабочая междисциплинарная программа "Смысловое чтение" 7-8 класс.

Рабочая междисциплинарная программа "Смысловое чтение" 7-8 класс....

Рабочая программа "Смысловое чтение" 7- 8 класс

Рабочая программа "Смысловое чтение" 7- 8 класс...

Рабочая междисциплинарная программа "Смысловое чтение"

Рабочая междисциплинарная программа "Смысловое чтение"...

Рабочая программа "Смысловое чтение" 5 класс

Рабочая программа "Смысловое чтение" 5 класс...