Сборник технологических карт бинарных уроков в рамках реализации проекта ЕНКО
методическая разработка на тему

Данный методический сборник предназначен для педагогов общеобразовательных учреждений. В нем представлены технологические карты бинарных учебных занятий и занятий внеурочной деятельности Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Надыма». Сборник технологических карт является составной частью учебно-методического комплекса по Естественнонаучному конвергентному образованию. Это методическое пособие позволяет освоить предметы естественнонаучного цикла в тесном и непрерывном взаимодействии друг с другом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_uokov.docx110 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: эмблема школы_11 лучей


АННОТАЦИЯ

Данный методический сборник предназначен для педагогов общеобразовательных учреждений. В нем представлены технологические карты бинарных учебных занятий и занятий внеурочной деятельности Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Надыма». Сборник технологических карт является составной частью учебно-методического комплекса по Естественнонаучному конвергентному образованию. Это методическое пособие позволяет освоить предметы естественнонаучного цикла в тесном и непрерывном взаимодействии друг с другом.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.

Технологическая карта урока «Мирный атом или невидимая угроза»

11 класс (химия, физика)

4

2.

Технологическая карта урока «Кровь. Состав крови. Функции крови. Значение крови»  4 класс (окружающий мир, биология)

10

3.

Технологическая карта урока «Как проходит процесс пищеварения в отдельных органах пищеварительной системы» 4 класс (окружающий мир, биология)

22

4.

Технологическая карта внеурочной деятельности «Турнир знатоков природы» 3 класс (окружающий мир, биология)

26


Технологическая карта урока

«Мирный атом или невидимая угроза»

11 класс (химия, физика)

Тип урока:   Изучение нового материала

Цель урока:  Расширение знаний о строении атома, изучение экспериментального подхода  Эрнеста Резерфорда.

Задачи урока:

  • Обобщить знания о составе микромира: атом, атомное ядро, электронные оболочки.
  • Изучить основные характеристики элементарных частиц.
  • Определить особенности движения электронов в атоме.

Используемые формы работы:  индивидуальная, фронтальная, работа в группе

Межпредметные связи: физика и химия

Планируемые результаты:

Личностные:  

Способствовать саморазвитию и самообразованию учащихся на основе мотивации к обучению и познанию.

Формировать целостную картину мира.

Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.

Формировать умение контролировать  процесс и результат деятельности (в частности, за счет рефлексии).

Метапредметные:

Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Создавать, применять и преобразовывать  знаково - символические средства для решения задач.

Самостоятельно планировать пути достижения целей, осознано выбирать эффективные способы решения задач.

Предметные результаты:  

Способствовать формированию представлений о фундаментальности экспериментов на основе их значимости в изучении природы: конкретно значимости эксперимента Резерфорда для изучения строения вещества

Средства ИКТ, оборудование: мультимедиа проектор; экран; компьютер с выходом в Интернет, компьютерная презентация, раздаточный материал

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап мотивации – 3 мин.

Цель: создание благоприятного психологического климата на уроке, атмосферы доброжелательности и комфорта.

1

Приветственное слово учителя

Всем известно, что на одну и ту же проблему или какой-либо факт, можно взглянуть с различных точек зрения, что вы порой и делаете, даже не подозревая об этом, на уроках химии, физики. Мы решили в очередной раз объединить уроки химии и физики, для того, чтобы наиболее полно рассмотреть некоторые вопросы.

Ученики настраиваются на работу

2.

Мы предлагаем вашему вниманию видеофрагмент (демонстрация видеофрагмента Вселенной)

Скажите, что являлось объектом вашего внимания в ходе просмотра видеоматериала? (ответы)

Правильно, это Вселенная. А что такое, на ваш взгляд, Вселенная?

Ответы учащихся.

Учащиеся отвечают с места.

Возможный вариант ответа: 

Наша Вселенная - это вещество, энергия и пространство. Она включает в себя всё: от крошек на полу в нашей кухне, до Солнца, планет, звёзд и галактик, а также пыли и газов в межзвёздном пространстве и света, струящегося сквозь сумрак космоса. Вселенная состоит из всех этих частей, вместе взятых. Само же слово «вселенная» происходит от латинского выражения, которое означает «единственный в своём роде».

II. Этап актуализации знаний – 10 мин.

Цель: Подготовить учащихся к самостоятельному введению темы и постановки целей урока

1

Хотя это и нелегко объяснить с нашей, земной точки зрения, но безграничная Вселенная обладает определённой структурой. Какой структурой?

Действительно, Вселенную условно можно разделить на две области: это макромир и микромир. Это две специфические области объективной реальности, различающиеся уровнем структурной организации материи.

Охарактеризуйте каждую из этих структур (подсказка на экране в виде слайда).

Ответы учащихся

2.

Мы предлагаем вам отправиться в глубины микромира и повторить,  что вам о нем уже известно (видеофрагмент мультфильма «Путешествие».)

Давайте определим цели нашего занятия.

После просмотра видеофрагмента на экране, учащиеся  формулируют цели урока.

  • Обобщить знания о составе микромира: атом, атомное ядро, электронные оболочки.
  • Изучить основные характеристики элементарных частиц.
  • Определить особенности движения электронов в атоме.

IV. Этап мотивации деятельности – 5 мин.

Цель: обеспечить мотивацию учащихся к осознанному рассмотрению вопроса о строении атома

1.

Давайте вспомним с какими четырьмя блестящими открытиями связано начало современной атомистики. Перед вами хронологическая последовательность этих открытий (слайд).

Вышеназванные открытия стали основой для создания модели атома.

Демонстрация видеофрагмента мультфильма (Строение атома)

Итак, как же устроен атом, согласно этой теории?

Ответы учащихся и комментарии учителя.

Состоит из элементарных частиц (электронов, протонов, нейтронов). В центре атома находится ядро, а вокруг ядра движутся электроны.

2.

Сейчас вам предстоит выполнить задания в группах. Перед вами лежат карточки с заданием №1. Вам необходимо вставить пропущенные слова в предложенном тексте. Время  на выполнение данного задания 5 минут. Задания по данным темам встречаются в ЕГЭ в части А по химии и по физике.

После выполнения задания в группах учащихся комментируют свои ответы.

VI. Этап учебно-познавательной деятельности – 10 мин.

Цель: способствовать формированию представлений о фундаментальности экспериментов на основе их значимости в изучении природы (использовать качественные представления о вариантах взаимодействия заряженных частиц для обучения решению задач на количественном уровне)

1.

Какими физическими свойствами обладают ядра атомов химических элементов?

Основным свойством атомного ядра некоторых химических элементов является радиоактивность.

Сформулируйте понятие радиоактивности.

Какие 2 вида радиоактивности существуют в природе?

Все ли химические элементы имеют радиоактивные изотопы.

Ответы учащихся.

Радиоактивность – это самопроизвольный распад ядер атомов с испусканием элементарных частиц.

Искусственная и естественная (природная).

2.

Проанализируйте расположение элементов в Периодической системе и определите зависимость между расположением элемента в периодической системе и его радиоактивными свойствами, основываясь на той информации, которой вы владеете (слайд ПСХЭ).

Ответы учащихся

Число радиоактивных элементов увеличивается к нижней части периодической системы (Sr, Cs, U, Po, Pu).

3.

Вернемся к определению радиоактивности: распад ядер с испусканием элементарных частиц. Два ключевых понятия: «распад» и «элементарные частицы».

Какие виды распадов вам известны?

Рассмотрим первый тип ядерного распада (Демонстрация анимационной модели α – распада, слайд).

Охарактеризуйте процесс α – распада.

Для того, чтобы составить общую схему α – распада, проанализируем, что происходит с ядром исходного изотопа.

Его заряд уменьшается на 2 единицы, масса – на 4 единицы.

Приглашается ученик к доске для написания общего уравнения ядерной реакции α – распада.

А ZХ → He24 +  А-4 Z-2У

Рассмотрим модель β-распада. (Демонстрация анимационная модель β-распада, слайд).

Охарактеризуйте процесс β– распада.

Составьте самостоятельно схему данного распада в общем виде.

АZХ → e + АZ+1У

Охарактеризуйте процесс γ– распада.

Как вы думаете, какой тип излучения (α, β или γ) более опасен для организма человека и почему?

Атомы химических элементов различаются не только строением, но и свойствами. От чего зависят их свойства? (слайд).

Мы знаем, что электроны находятся в атоме постоянном движении, они движутся хаотично и с большой скоростью. Согласны ли вы, что каждый электрон движется по определенной орбите (траектории)?

Какие виды орбиталей вам известны? Чем они отличаются друг от друга? (слайд).

Совокупность всех электронов, которые находятся на одном энергетическом уровне, - это электронный слой или энергетический подуровень, совокупность которых — энергетический уровень.      

Как определить общее количество электронов на энергетических уровнях? (N=2n2, где n — номер ЭУ. 1ЭУ = 2е, 2ЭУ = 8е, 3ЭУ = 18е, 4ЭУ = 32е...)

Как можно определить число подуровней на энергетическом уровне?

Задание: (работа у доски) охарактеризовать строение атома следующих химических элементов: Na, Cl, V, As

 Ответы учащихся

«Альфа», «бета» и «гамма» распады

Выделяется ядро атома гелия, содержащее 2 протона и 2 нейтрона.

Выделяется электрон.

Заряд ядра исходного атома увеличивается на 1 единицу, масса остается неизменной.

Испускание  γ — квантов не сопровождается распадом атома, оно излучается не атомом, а ядром. Фотоны   γ-излучения не имеют массы и электрического заряда.

Ответы учащихся:

Различия в свойствах атомов объясняются различиями в строении их атомов, т.е. атомы химических элементов имеют различный заряд ядра и различное количество электронов на энергетических уровнях.

Электрон может находиться в любой части околоядерного пространства. Пространство вокруг ядра, где вероятность нахождения электрона наибольшая называется орбиталью.

s, p,d, f

Энергия и размер орбиталей увеличивается.

1s, 2s2p, 3s3p3d, 4s4p4d 4f, 5s5p5d5f…6s6p6d6f…7s7p7d7f…

Работа у доски

VIII. Этап закрепления знаний – 7 мин.

Цель: определение  дозы поглощенной радиации школьниками в здании основе эксперимента (измерения радиационного фона)

1.

Выполнение эксперимента (работа с дозиметром).

Измерение радиационного фона в школе

Расчеты  и выводы учащихся

(радиационный фон школы не превышает норму!)

VII. Рефлексия -3 мин.

Цель: получение от учеников обратной связи

1.

Подтвердилась ли ваша гипотеза?

Достигли вы цели, поставленной в начале урока?

"Обсуждаем вместе!".

1.Что произойдёт с

 Image101- частицей после её остановки. 

2. Какие явления и почему происходили бы с частицами, если бы ядро золота не предполагалось быть закреплённым? 

Отвечают в группах. Возможные варианты ответов:

1.Разгоняясь, в сторону от ядра золота, она достигнет бесконечности с такой же по модулю скоростью, с которой была запущена в него. Оставаясь в свободном состоянии, частица продолжит движение с этой скоростью бесконечно долго.

2.При сближении частиц, ядро золота приобретёт некоторую скорость в сторону от альфа-частицы. После их сближения на минимальное расстояние, альфа-частица остановится и начнёт разгоняться в противоположную сторону. Ядро золота продолжит разгоняться в том же направлении. При достижении частицами взаимного расстояния, равного бесконечности, они приобретут некоторые скорости, которые при их последующем взаимном удалении сохранятся неизменными. 

Технологическая карта урока

«Кровь. Состав крови. Функции крови. Значение крови»

4 класс (окружающий мир, биология)

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: - сформировать представление о составе крови и её функциях.

Используемые методы: -по виду источника информации:

-словесные (беседа на этапе самоопределения, при подготовке к активизации познавательной деятельности, на этапе изучения нового материала, на этапе рефлексии, при подведении итогов урока.)

 -наглядные (при подготовке к активной познавательной деятельности, на основном этапе - как сопровождение)

-практические (работа в группах, в парах, работа с учебником, работа с текстом из толкового словаря, работа с текстом из интернета)

 -по виду учебной деятельности: 

самостоятельная работа (работа в группах - информация о клетке и ее функции, работа в парах – оказание первой помощи)

был использован проблемно-поисковый метод (при работе с текстом).

Структурные элементы урока взаимосвязаны, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому.

На уроке осуществлены межпредметные связи с медициной, обеспечением безопасности жизнедеятельности и микробиологией, внутрипредметные связи с темой, также прослеживается взаимосвязь с жизненными ситуациями.

Формы познавательной деятельности: групповая (работа парами, группами), коллективная, индивидуальная. Задействованы на уроке наглядные, технические, дидактические средства обучения.

Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.

Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому был использован мультимедийный проектор и компьютерная презентация.

Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, в основной этап урока как здоровье - сберегающая технология была включена физминутка (в виде игры).

Урок позволит активизировать познавательную деятельность учащихся. Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного подхода, грамотно подобранных заданий. Была организована частая смена видов деятельности, что позволит сделать урок динамичным.  

Межпредметные связи: окружающий мир, биология

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: Уметь определять круг своего незнания. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы. Определять, в каких источниках можно найти информацию для выполнения задания. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях. Наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя и самостоятельно; следовать режиму организации учебной деятельности; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД:  

учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные УУД: применять полученные знания и умения на уроках и в жизни; проявлять интерес к способам решения новой частной задачи; формирование здорового образа жизни; расширять кругозор учащихся; формировать мотивацию у учащихся к познанию окружающего мира. Оценивать, что полезно для здоровья, а что – вредно.

Предметные результаты: формировать у учащихся новые понятия о составе крови, развивать у учащихся понятия о клеточном строении, взаимосвязи строения и функций клеток (кровяные клетки).

Ожидаемый результат:

Учащийся будет:

• знать: минимум: что такое кровь, максимум: кровяная плазма, красные кровяные клетки, белые кровяные клетки, кровяные пластинки.

• уметь: называть состав крови, объяснять значение и функции крови в организме, оценивать правильность поведения с точки зрения ведения здорового образа жизни.

Средства ИКТ, оборудование: мультемедийный терминал; презентация урока «Кровь. Свойства крови»; раздаточные карточки с вопросами для микрогрупп; карточки с новыми терминами по теме урока. микроскоп, капля крови, вата, стерильный бинт или стерильные салфетки, йод, раствор водорода перекиси, дидактический материал.

* Условные обозначения:

У1 – учитель начальных классов;

У2- учитель биологии;

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Мобилизующий этап   (1 мин.).

Цели:  актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

1

- Сегодня замечательный день! Я рада видеть ваш любознательный взгляд, ваши жизнерадостные лица и хочу поделиться вместе с вами энергией, которая поможет нам сегодня на уроке открыть новое знание.

Предлагаю взять с собой в дорогу хорошее настроение, доброту, смелость, знания, уверенность, трудолюбие, силу воли, любовь – это обеспечит нам с вами успешное взаимодействие на уроке.

II Актуализация знаний   (2 мин.).

Цель: организовать актуализацию умений

1.

Давайте вспомним, в области чего мы уже делали с вами открытия на предыдущих уроках?

У1. Каким путем мы получали знания?

Нашу исследовательскую работу мы сегодня с вами продолжим.

Давайте назовём исследовательские качества, которые нам понадобятся - На уроках окружающий мир мы всегда открываем для себя что-то новое, интересное и этот урок не будет исключением. Сегодня ваш багаж знаний пополнится новыми сведениями.

-В области науки, техники.

- Читали научную литературу, проводили свои исследования.

1. Наблюдение

2.Установление закономерностей

3.Умение делать выводы

III Формулирование темы урока (2 мин).

Цель: сформировать тему урока.

1.

Прослушайте отрывок  из научного текста и постарайтесь определить тему урока. Подумайте, что же будет сегодня предметом нашего исследования:

В одной популярной книге по физиологии было образно сказано: «В каждую секунду в Красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из гаваней вновь в плавание».

У1.Что подразумевается под «Красным морем» и «кораблями»?

-Что же будет предметом нашего исследования?

У1. Назовите тему урока.

- Какова тема нашего урока? слайд

 Гипотезы детей

Кровь.

IV Постановка цели урока (1 мин)

Цель: поставить цель урока

1.

Ещё в незапамятные времена люди заметили, какое важное значение для организма имеет кровь.

Они не знали ни законов её движения, ни свойств, но неоднократно наблюдали, что раненое животное или человек, потерявший много крови, умирали. Жизнь покидала их вместе с вытекающей из организма кровью. Эти наблюдения приводили к мысли, что именно в крови заключается жизненная сила.

Многие века истинное значение крови для организма, её состав, оставались загадкой. Но пытливый ум человека всегда пытался проникнуть в тайны строения человеческого организма, познать неразгаданное.

- У вас полные знания о значении крови в организме?

- Определите цели урока

Отвечают на вопрос учителя

V Открытие новых знаний    ( 25 мин).

Цель: формировать представление о крови и её функциях

1.

У1. -Вспомним, что является основой всякого живого организма?

У1. Как вы думаете, кровь тоже состоит из клеток?

У1. Совсем недавно в школе проходил медосмотр, и каждый из вас сдавал анализ крови.

-Для чего?

У1.С помощью какого прибора можно изучить состав крови?

У1. Давайте сегодня на уроке мы побудем лаборантами - исследователями.

У1. «Кровь – совсем особый сок». Это слова Мефистофеля из «Фауста» Гёте, и более точно и кратно сказать трудно. Чтобы лучше понять, что делает кровь внутри организма, посмотрим, из чего она состоит.

-У каждого ученика таблица для заполнения

Состав крови

Внимательно слушают учителя. Клетки.

 

Микроскопа.

2.

Пройдем в лабораторию открытий. Показ презентации «Кровь. Свойства крови» (капля крови под микроскопом).

-Вы все видели капельку крови. Опишите её.

У2. Какого цвета кровь?

У2. На первый взгляд капелька крови кажется ярко алой. Даже говорят: «Красный, как кровь».

Давайте посмотрим на капельку крови под микроскопом. Показ презентации «Кровь. Свойства крови». Расслаивание крови

У2. Какого цвета кровь? Она красная?

У2. Почему же мы видим красного цвета кровь?

У2. Значит, это красные шарики придают крови красный цвет.

У2. Верно, это красные кровяные клетки, которые придают крови ее цвет.

Первым в мире их разглядел под микроскопом голландец Ян Сваммердам в 1658 году.

У2. Что по форме напоминают эти клетки?

У2. Может кто-то знает, как называются эти красные кровяные клетки?

Узнайте об этом, прочитав первый абзац в учебнике на странице 32.

У2. Сколько живут эритроциты, где они образуются?

Высказывания детей

Кровь красного цвета.

Нет.

Мы видим, что кровь – прозрачная жидкость и в этой жидкости плавает огромное количество красных шариков.

Высказывают свои предположения

Они напоминают бублики с плёнкой вместо дырки.

Эти клетки называются эритроциты. Эритроциты в переводе с греческого означают «красный»

Живут около 4 месяцев, образуются в костном мозге, каждый день у человека сменяется около 10 миллионов эритроцитов.

3.

У2. Красные кровяные клетки выполняют очень важную функцию крови. Какую?

Показ презентации «Кровь. Свойства крови».

Учитель даёт установку к просмотру фрагмента  видео слайд

Красные кораблики сквозь тончайшие стенки капилляров менялись с клетками, и

как-то странно менялись. Ярко-красные кораблики привезли свежий кислород, белки для строительства новых клеток, углеводы для топлива, жиры, а взамен… Взамен они получили какие-то огрызки. Никому не нужный углекислый газ, который мы выдыхаем, да ещё отходы от еды, топлива, стройматериалов. Одним словом – отбросы. Ярко-красные кораблики, загрузив отходы, стали тёмно-красными. Пока везли чистый кислород, они были красными, яркими, везли жизнь! Получив отходы и яд, стали тёмными и не очень нарядными. Но они довольны своим обменом.

У. Какую функцию выполняют эти клетки?

У2. Какая же функция у эритроцитов?

Сделаем вывод:

первое свойство крови – перенос кислорода к клеткам и удаление из них углекислого газа.

У2. Свежая кровь, богатая кислородом и питательными веществами, называется артериальной. Она ярко-алого цвета.

Кровь в тканях и органах, отдав питательные вещества и кислород и получив от клеток углекислый газ  и отработанные вещества, которые скапливаются в организме во время его работы, становится темно-красной. Такая кровь называется венозной.

Делая вдох, мы набираем в себя кислород из воздуха; при выдохе избавляемся от углекислого газа, поступившего из тканей. Выполнить вдох-выдох.

А сейчас мы с вами поиграем и отдохнём

У1. Продолжаем наше исследование.

Наверное, у каждого из вас был когда-то порез. Расскажите, что происходит в месте пореза?

У1. Как долго вытекала кровь из ранки?

Что образуется на месте пореза?

Если на кухне неисправен кран, то вода из него будет течь и течь, капать и капать, пока не придёт слесарь и не устранит неисправность. Если у тебя ранка, то кровь, немного покапав, перестанет течь сама собой. Как же так получается?

Д. Значит, в состав крови входят такие клетки, которые не позволяют ей вытекать из раны.

Демонстрация опыта (порез)

У1. Кто знает, как называются эти клетки? Какая у них основная задача?

Прочитайте третий абзац на с. 33 и найдите ответы на поставленные вопросы.

Просмотр презентации «Кровь. Свойства крови»  

У1. Посмотрите, как выглядят эти кровяные пластинки.

У1. Расскажите, что ещё узнали о тромбоцитах?

У1. Какая потеря крови является смертельной для человека?

У1. Свёртываемость крови, какое её значение?

-Когда это особенно важно?

У1. У разных людей разная скорость свёртываемости крови. Есть очень опасное заболевание гемофелия (не свёртываемость крови). Гемофелия поражает только мужчин. Свёртываемость крови не предохраняет при ранении крупных кровяных сосудов, где кровь течёт под большим давлением. В этом случае требуется немедленная медицинская помощь, т.к. потеря крови к чему ведёт?

Просматривают фрагмент видео и отвечают на поставленный вопрос  

Учащиеся пытаются ответить на поставленный вопрос.

Ученики:

  1. Захватывают кислород, который в момент вдоха попадает в легкие, и разносит его по всему телу.
  2. Отдав кислород клеткам тела, эритроциты забирают углекислый газ и выносят его из организма опять через лёгкие.

Эритроциты – своеобразные «вагончики для кислорода», который они доставляют от лёгких по всем клеткам организма.

Эти клетки – «вагончики», которые забирают «пассажира» и становятся ярко-алыми, а без «пассажира» имеют тёмно-красный цвет.

Транспортная

Дети с шарами демонстрируют транспортную функцию крови.

Из ранки вытекала кровь.

Кровь постепенно останавливается, на месте пореза образуется корочка подсохшей крови.

Эти клетки называются тромбоцитами Тромбоциты от греческого слова «тромбос» - сгусток, комок.

Тромбоциты, кровяные пластинки, живут всего около 4 дней (благодаря им любая рана не приводит к вытеканию всей крови, т.к.кровь свёртывается при повреждении сосудов и «запирает» выход из них).

В крови есть особые кровяные пластинки – тромбоциты. Это настоящие спасатели, самоотверженно жертвующие собой. Стоит повредить кровеносный сосуд, как тромбоциты устремляются к месту повреждения. Они прилипают к стенке сосуда, склеиваются друг с другом и разрушаются. При разрушении тромбоцитов из них выходит специальное вещество. Образуются нити.

Нити густо переплетаются, и возникает настоящая «ловчая сеть». В этой сети застревают клетки крови, так  образуется сгусток – тромб, который словно пробка закупоривает отверстие в сосуде. Кровотечение прекращается. Эта защитная способность называется свёртываемостью крови.

Если бы кровь не свёртывалась, слабая, даже самая маленькая ранка, была бы смертельной для человека.

1/3

При операциях, порезах, ранениях.

Да, если человек теряет около половины крови, это тоже ведёт к летальному исходу.

Функция - ремонтная

4.

Продолжаем наше исследование.

Просмотр презентации «Кровь. Свойства крови».

Если присмотреться к потоку крови внимательнее, то заметим множество бесцветных или беловатых шариков, более крупных по размеру, чем эритроциты. Может показаться, что они почти независимы от общего движения крови, они двигаются сами по себе, часто поперёк сосуда. Может быть, это какие-то инородные паразиты, поселившиеся в крови?

У1. Это ещё одни клетки, которые входят в состав крови. Какого они цвета?

У. Между красными шариками в крови плавают белые шарики (кровяные клетки).

Попадала ли вам когда-нибудь в ваше тело заноза?

Расскажите, что происходило в том месте, куда  попала заноза?

У1. Почему?

У1. Узнаем об этом прочитав статью.

У. Как называются эти белые клетки?

У2. Посмотрим на работу лейкоцитов под микроскопом. Просмотр слайда.

У2. Какую же работу выполняют эти клетки?

У2. Что такое гной?

У2. Попробуйте дать определение крови.

Известно, что у взрослого человека около 5 литров крови, а у ребёнка около 3 литров крови.

Основу крови составляет плазма. Плазма состоит из воды и растворенных веществ.

У2. Что же подразумевалось в нашем тексте под «кораблями»?

Высказывают свои предположения

Начинается нагноение, покраснение, повышается температура тела.

Бесцветные клетки.

Высказывают свои предположения.

Лейкоциты. По-гречески «лейкос» - белый, «китос» - клетка.

Борьба с микробами, проникающими в организм.

 Борются с инфекциями, ядами, убивают вредных микробов.

Мёртвые тельца лейкоцитов

Кровь – жидкость красного цвета, обращающаяся в организме, обеспечивающая все органы питательными веществами и кислородом, и уносящая ненужные вещества и углекислый газ.

VII Обобщение пройденного   (6 мин).

Цель: обобщить знания полученные в ходе исследований

1.

Работа учащихся за компьютером.

У2.  Из чего состоит кровь?

У2. Назовите их функции.

Слайд 13

Задача 1.В 1мм крови содержится до 5.000.000 эритроцитов, а всего их 25 триллионов. Если положить все эритроциты друг на друга, то получится «столбик» высотой 62.000.000 км.

-Для чего человеку такое количество эритроцитов?

-Объясните этот факт.

 Слайд

Задача 2.Лейкоциты - самые крупные клетки человека. Это - одетые в белые халаты «санитары» нашего организма.

- Почему лейкоцитам дали такое название?

Слайд

Задача 3. Если судно в море получает пробоину, команда старается закрыть образовавшуюся дыру любым подсобным материалом. Природа в изобилии снабдила кровь собственными заплатами.

-Назовите их.

-Надо ли знать, как остановить кровь?

У. Теперь вы знаете об огромной роли крови в организме. Недаром кровь называют «носительницей жизни». Вы должны помнить, как важна для нас кровь.

Есть такая наука – гематология. Гематология от двух греческих слов «гемма» - кровь, «логос» - наука. 

У2. Как вы думаете, что она изучает?

Лейкоциты

Тромбоциты

Эритроциты

Большое количество эритроцитов обеспечивает их хорошую транспортировку кислорода по организму.

Лейкоциты борются с микробами, уничтожают все поврежденные и износившиеся клетки крови

По своим размерам тромбоциты очень малы. Но при маленьком повреждении тканей немедленно начинают слипаться, образуя комочек, который временно закрывает место ранения сосуда.

Ребята самостоятельно читают информацию.

Работа в парах. (Дети показывают друг другу, как оказать первую медицинскую помощь при носовых и капиллярных кровотечениях.)

2.

У2 Предлагаю вам поработать в группах и ответить на вопросы.

Сейчас разделимся на группы - лаборатории.

 (Каждая группа получает карту исследования)

Проверка самостоятельной работы учащихся.

I.Почему очень важно поддерживать соотношение между разными клетками?

II. Можно ли что-то сделать, чтобы состав крови не нарушался?

III. Назовите неблагоприятно влияющие факторы на состав крови.

IV. Используя научную литературу объясните выражение «Люди с голубой кровью

I группа

Если равновесие нарушится, то это может привести к болезни.

II группа

-Дыши глубже, чтобы кровь получила больше кислорода и отдавала углекислый газ.

-Ешь мясо, фрукты и овощи – все эти продукты полезны, потому – что в них содержится много железа, а железо необходимо красным кровяным клеткам: оно помогает доставлять больше кислорода органам и тканям.

-Ежедневно делай разнообразные физические упражнения. Это улучшает кровообращение.

-Тщательно дезинфицируй каждую царапину или рану. Это предохраняет кровь от микробов, которые могут попасть в неё через ранку.

-Если ты заболеешь, лежи в постели столько, сколько велел врач. Тогда твоим белым кровяным клеткам легче будет бороться с бактериями и вирусами, вызвавшими болезнь.

III группа  

Неправильный образ жизни; неправильное питание.

IV группа

Очень давно люди считали, что кровь бывает голубая и красная. Даже существовало выражение: «Люди с голубой кровью» - короли, принцы, князья, те, кто богаты. Это понятие пришло из Испании, где крестьяне отличались от богатых загорелой кожей на руках. И вены не так выделялись, как на белых руках неработающих богачей. У них голубые жилки были хорошо видны.

У всех людей кровь имеет красный цвет.

3.

Творческая работа. Игра. Закрепление. Работа в группах.

Предлагаем зарисовать нашу каплю крови на большой лист. Обозначаем на нем клетки, плазма обозначена  желтым цветом. Повторяем всю новую информацию, которую усвоили во время занятия

VIII Итог урока   (2 мин)

Цель: подвести итог полученных знаний

1.

- Как важна для нас кровь?

У1. Какие новые термины узнали на уроке?

У1. Какие открытия для себя вы сделали на нашем уроке?

У1. Считаете, ли вы сведения, полученные на уроке, важными для вас?

- Где вам пригодятся новые знания?

Сегодня мы рассмотрели плавание разноцветных кораблей, маленьких юрких лодочек плывущих пёстрым караваном. И все они с грузом на борту.

Что это за груз?

У1. Здесь и сторожевые суда с человечками в белых одеждах – это…?

У1. И ремонтные суда. Это…?

У1. Вагончики для кислорода это-..?

Вот так постоянно проходит плавание наших кораблей.

Пусть они плавают на здоровье.

Оцените свою работу за урок и выставите отметки в лист достижения.

Ответы детей.

Это питание для наших клеток.

Лейкоциты.

Тромбоциты

Эритроциты.

Выставляют отметки за урок.

IX Домашнее задание   (1мин)

Цель: закрепить знания, полученные на уроке

1.

Слайд 16

1)Репродуктивный уровень: составить рассказ с. 32-36

2)Конструктивный уровень: подготовить памятку для учащихся  об оказании первой медицинской помощи при носовых и капиллярных кровотечениях.

3)Творческий уровень:

 К следующему уроку изготовьте свою модель состава крови.

Слушают инструктаж.

X Рефлексия учебной деятельности на уроке   (1 мин).

Цель: определить достигнута ли цель урока; организовать рефлексию собственной учебной деятельности

1.

Какую цель поставили в начале урока?

Достигнута ли поставленная в начале урока цель?

Какой вопрос для вас был трудным?

Какой интересным?

Оцените свою деятельность на уроке

Формировать представление о крови и ее функциях

Высказывание детей

Технологическая карта урока

«Как проходит процесс пищеварения в отдельных органах

пищеварительной системы»

4 класс (окружающий мир, биология)

Тип урока: урок открытия нового знания  

Цель урока: формирование первоначального представления о питании и пищеварительной системе человека. 

Задачи урока: познакомить учащихся с пищеварительной системой человека и необходимыми организму питательными веществами;

- составить с детьми правила правильного питания;

- развивать умение устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы;

- развивать мышление, память, умение слушать;

- воспитывать у детей ответственное отношение к своему здоровью;

- воспитывать интерес к предмету посредством использования средств ИКТ;

Используемые методы: 

Межпредметные связи: окружающий мир и биология

Планируемые результаты:

Регулятивные УУД:  формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Коммуникативные УУД:  формировать умение адекватно использовать речевые средства.

Личностные УУД:  формировать ответственное отношение к учёбе, слушать товарища, обосновывать своё мнение.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап мотивации

Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания комфортной обстановки, определить содержательные рамки урока

1

Приветствует учеников:

Ребята, встаньте, пожалуйста, около своих рабочих мест. Возьмитесь за руки. Лёгким пожатием  пожелайте друг другу удачи

Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на учебную деятельность.

II. Этап актуализации знаний

Цель: Создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность

Используя детали схемы, которая лежит у вас на столах, составьте схему пищеварительной системы.  Вспомните, как называются органы, подготовьте ответ на вопрос.

У каждой группы свой вопрос.

1. Что происходит в ротовой полости, при попадании в неё пищи?

2. Что происходит с пище в желудке?

3. Что происходит с пищей в кишечнике?

У вас на столах лежат два понятия   ПИТАНИЕ и ПИЩЕВАРЕНИЕ и  два  определения. Соотнесите их, объясните.

Работают со схемой: приклеивают органы пищеварительной системы. Готовят ответ на вопрос

Соотносят понятие и определение. Отвечают.

IV. Этап выявления затруднений

Цель: Выявить место затруднения; зафиксировать во внешней речи причину затруднения

Посмотрите на задания, оборудование урока.  

Сформулируйте тему урока.

ТЕМА: Как проходит процесс    пищеварения в отдельных органах пищеварительной системы.

ЦЕЛЬ нашего урока: через практическую работу изучить процесс пищеварения.

Зачем нам это надо?

Свои ожидания от урока напишите на солнышке,  а опасения – на тучке.

Зачитываю ожидания.

Как вы думаете, что лежит в процессе пищеварения? (превращения одних веществ в другие)

Какая наука изучает этот процесс? (биохимия)

И разобраться с вопросами, происходящими в нашей пищеварительной системе, нам поможет учитель.

Уч.: Возьмите кусочек чёрного хлеба. Начните жевать. Запомните,

какой вкус был у хлеба первоначально. Пожуйте. Каким на вкус стал хлеб? (СЛАДКИМ).

 Как вы думаете, почему это произошло?

Какое вещество обладает сладким  вкусом? (Из крахмала образовалась глюкоза)

Это и есть один из множества примеров биохимической реакции  в нашей системе пищеварения.

Формулируют тему урока, цель.

Записывают ожидания на «солнышке», опасения – на «тучке»

Жуют хлеб, делятся впечатлениями.

Высказывают предположения

V. Физкультминутка

Читает стихотворение, побуждая к действиям

Выполняют движения

VI. Этап объяснения (добывания) нового знания

Цель: Зафиксировать новое знание

А.С.: Мы сегодня с вами работаем  в «Химической лаборатории организма».  Каждый из вас побывает в отделе  изучения биохимических  процессов в ротовой полости,  желудке и кишечнике.  Свои наблюдения вы оставите на «Листе наблюдений». Потом мы обобщим ваши наблюдения и сделаем общий вывод.

Практическая часть урока

Группа 1 работает самостоятельно, согласно инструкции. «Ротовая полость».

Группа 2 работает с  Анастасией Сергеевной.  «Желудок».

Группа 3 работает самостоятельно согласно инструкции.  «Кишечник».

Работают в группе, наблюдают, формулируют выводы.

VIII. Итог урока

Цель: Формирование осознанного и произвольного построения речевого высказывания по теме

Ребята, я зачитаю ваши опасения. Они оправдались?

Снять волнение и напряжение нам поможет игра «Земля. Вода. Воздух. Огонь»

Какая тема урока была?

Какая цель была поставлена?

Достигли цели урока?

Что происходит с крахмалом при его попадании в ротовую полость?

Что происходит с белками, когда они попадают в желудок?

Какой процесс происходит в кишечнике?

Процесс пищеварения – процесс очень сложный. В нём принимают участие законы, изучаемые на уроке  физики – когда мы жуём пищу и смачиваем её слюной, законы, биохимии, изучаемые на уроках химии и биологии. Со всеми этими предметами вы познакомитесь в старших классах.

Что необычного было сегодня в уроке? (проводили опыты химические, работали с учителем химии)

Данный урок проведён в рамках реализации проекта ЕНКО (естественно научного конвергентного образования). Урок в рамках данного проекта  мы проводили в кабинете 3-D Эврика, когда работали над темой «Систем кровообращения»

Рассказывают о том, что дала каждая группа для выполнения глобальной цели урока.

Отвечают на вопросы,

Формулируют главный вывод урока

VII. Рефлексия. Включение нового в систему знаний

Цель: Зафиксировать новое содержание урока

Прошу каждого оценить  свою работу на уроке.

       - справился со всеми заданиями самостоятельно, в группе был активным.

       - справился самостоятельно не со всеми заданиями, не всегда был активным в группе

       - постоянно требовалась помощь учителя  при выполнении заданий, я должен быть внимательней и активней на уроке.

Технологическая карта внеурочной деятельности

«Турнир знатоков природы»

3 класс (окружающий мир, биология)

Форма мероприятия: внеклассное мероприятие (турнир)

Цель мероприятия: 

  • привитие любви к природе
  • расширение кругозора учащихся
  • воспитание бережного отношения к природе
  • развитие коллективных навыков в игре
  • развитие творческих способностей и воображения учащихся в процессе игры
  • воспитание толерантного отношения друг к другу

Задачи мероприятия:

  • расширять и закреплять знания детей о естественнонаучном конвергентном образовании (ЕНКО)
  • способствовать формированию эстетических и этических чувств через восприятие природы и через освоение норм экологической этики
  • развивать умение наблюдать за объектами живой и неживой природы для определения погоды, выделять характерные особенности каждого времени года

Используемые методы и приемы: беседа, отгадывание загадок, викторина, элементы театрализации, наблюдения,

Межпредметные связи: биология, окружающий мир

Планируемые результаты: формировать эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии; этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики

Познавательные УУД: сравнивать объекты по различным признакам, классифицировать объекты по заданным (главным) критериям

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия; оценивать совместно с учителем результат своих действий

Коммуникативные УУД: принимать участие в работе парами и группами;

делать выводы, приходить к общему решению в спорных вопросах и проблемных ситуациях

Личностные УУД: формировать уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям; формировать навыки оценки и самооценки результатов учебной деятельности на основе критерия ее успешности

Предметные результаты: осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе

Средства ИКТ, оборудование: интерактивная доска, видеоролик «Зима», презентация с названиями туров, карточки с буквами, карточки с заданиями, медальки «Лучший знаток природы», нетбуки для составления кроссвордов, видео-физкультминутка «Раз морозною зимой»

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Мотивационный этап

Цель: Активизирование внимания школьников на теме, увлечь, заинтересовать тем, что будет дальше.

1

Учитель:

- Совсем недавно мы с вами участвовали в проектной работе «ЕНКО» естественнонаучное конвергентное образование. Давайте вспомним, с какими предметами оно связано. Мы с вами создали «Книгу народных примет» для нашей лаборатории (учитель показывает книгу)

- И сегодня мы узнаем … А о чем  вы узнаете, когда выполните следующее задание.

(учитель показывает медальки, которые будут вручаться командам за правильные ответы).

-  Я приглашаю вас в виртуальный кинозал посмотреть видеоклип и отгадать, какому времени года мы посвятим наш турнир

Дети отвечают:

- физикой, химией и биологией.

Ребята рассказывают, какую работу они проделали (подбирали народные приметы по временам года, находили объекты неживой и живой природы для определения погоды, рисовали народные приметы, подбирали стихи, песни, загадки)

Трем командам раздаются буквы, из которых дети складывают слова «Лучший знаток природы»

Дети смотрят музыкальную презентацию «Зима» и определяют зимнее время года.

II. Основная часть

Цель: Создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения во внеурочную деятельность

1.

2.

3.

4.

1 тур «Признаки зимы» (командам раздаются карточки с незаконченными предложениями о признаках зимы, после ответов вручаются медальки)

2 тур для командиров «Собери фразу» 

 В это время учитель командам задает «веселые вопросы»

1.  В воде купался, сухим остался. (Гусь.)

2.  Колобок, обросший иголками (Ёжик.)

3.  Слепыми или зрячими родятся зайцы? (Зрячими.)

4.   Зимнее логово медведя (Берлога.)

5.   Какую траву любят кошки? (Валериану)

6.   Какие птицы выводят птенцов три раза за лето? (Воробьи.)

7.   Пингвин - птица или нет? (Птица.)

8.   Самое сладкое дерево наших лесов. (Липа.)

9.   Разноцветные грибы. (Сыроежки.)

10.  Какая ягода бывает черной, красной, белой? (Смородина.)

11.  У кого каждый день растут зубы? (У бобра, зайца.)

12.  У какого дерева ствол белый? (У березы.)

Учитель вручает медальки за правильные ответы и командиру, правильно выполнившему задание

3 тур «Народные приметы» (учитель раздает карточки по командам)

4 тур «Фабрика кроссвордов» 

Учитель вручает медальку команде, выполнившей задание без ошибок

Дети в командах работают на карточках: вставляют слова в предложения

Работа проходит на интерактивной доске, ребята соединяют зимний месяц с соответствующей фразой

Ребята по командам на карточках заполняют пропуски зимних народных примет

Работа проводится на нетбуках, дети по командам разгадывают загадки, ответы вводят на экран, в результате чего автоматически составляется кроссворд)

Слова для кроссворда

  1. Сильные осадки зимой.
  2. Снежный ветер зимой.
  3. Первый зимний месяц.
  4. Жёсткий снег на поверхности земли.

 III. Физкультминутка

Цель: повысить или удержать умственную работоспособность детей на мероприятии и обеспечить их кратковременный активный отдых

Показ видеоролика «Раз морозною зимой»

После этого учитель задает вопрос: - Какая ошибка в зимней примете допущена в физкультминутке?  

- А где и когда это может всё-таки произойти?

 Дети исполняют песню и изображают героев видеоролика

Дети отвечают: «Зимой медведь должен спать»

- в сказках

Продолжение основной части

5.

5 тур «Моментальный театр»

(от каждой команды приглашаются по 4 человека, им раздаются карточки действующих лиц: снег, деревья, снеговик, ворона, ветер, эхо, солнце, поляна, вода, зайчик, ветерок, птички, нос)

Учитель вручает медальки лучшим артистам

Учащиеся разыгрывают сказку «Снеговик»

VIII. Заключительная часть

Цель: подведение общих итогов и определение перспектив на будущее

Учитель объявляет лучшую команду и объявляет лучшего знатока природы

- Как работали ребята вашей команды?

- Хотели бы вы еще раз поучаствовать в турнире знатоков природы.

Дети подсчитывают количество медалек

Ребята дают словесную оценку своей деятельности и команды в общем

VII. Рефлексия.

Цель: создать ситуацию успеха для каждого ребенка и психологического климата в детском объединении.

Учитель раздает конверты с голубыми и красными солнышками.

Учитель:

-Какие задания вам понравились?

- Что было сложно сделать?

Дети выбирают и показывают голубое солнышко, если им было интересно и красное, если не понравилось.

Дети делятся своими впечатлениями,

Подготовленные ученики читают стихи о Родине, о природе.

В сборнике представлены технологические карты педагогов МОУ СОШ №5г. Надыма: Семенова С.Н., Шульгина И.В., Зелевская А.С., Тукаева Р.Р., Сандрова Е.С., Максимова М.В., Ивашова Е.А., Матвеева И.Ю., Сандульская Е.Ю., Жаманчинова М.Б..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта бинарного урока по информатике и истории "Становление индустриального общества"

Технологическая карта бинарного урока по информатике и истории "Становление индустриального общества"...

Технологическая карта бинарного урока "Мировые религии: история и география"

Данный урок представляет собой интеграцию двух учебных дисциплин - истории и географии....

Бинарные уроки в рамках реализации ФГОС

Выступление на педагогическом совете на тему "Бинарные уроки в рамках реализации новых ФГОС" (личный опыт)...

Технологическая карта бинарного урока по физической культуре и литературе в 5б классе

Формирование УУД  у учащихся средствами новых способов действия  физической культуры и литературы по творчеству И.К. Айвазовского...

Технологическая карта бинарного урока биология-физика "Сердце. Круги кровообращения".

Изучая биологию, нередко приходится обращаться к тем или иным физическим законам. Мной представлена технологическая карта урока по ФГОС по биологии с элементами физики....

Технологическая карта бинарного урока "Утилизация мусора" (Обществознание+математика)

Учитель: Попова А.Р.Классы: 6, 7, 8 классы.                       Предметы: обществознание...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА В РАМКАХ ПРОЕКТА «Книга на уроке».

Тема урока: Нахождение дроби от числа. Класс:6. Цель: развитие ключевых компетенций, мотивация чтеня книг....