Технологическая карта бинарного урока "Утилизация мусора" (Обществознание+математика)
план-конспект занятия по обществознанию (6 класс)

Попова Анна Реворьевна

Учитель: Попова А.Р.

Классы: 6, 7, 8 классы.                       

Предметы: обществознание, математика

Тема урока: Утилизация мусора

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: обществознание – математика – черчение.

Оборудование урока:

  1. Мусор 3-х видов;
  2. Мусорные мешки;
  3. Перчатки;
  4. Карточки со словами;
  5. Канцелярские принадлежности;
  6. Бумага А4.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta_uroka_utilizatsiya_musora.docx34.14 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Попова А.Р.

Классы: 6, 7, 8 классы.                      

Предметы: обществознание, математика

Тема урока: Утилизация мусора

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: обществознание – математика – черчение.

Оборудование урока:

  1. Мусор 3-х видов;
  2. Мусорные мешки;
  3. Перчатки;
  4. Карточки со словами;
  5. Канцелярские принадлежности;
  6. Бумага А4.

Цель деятельности учителя на уроке: создать условия для формирования у обучающихся представления о способах утилизации мусора и подвести их к пониманию ведения экологически правильного образа действий.

Задачи  учителя:

Образовательные:

- формирование и развитие навыков анализа информации;

- получение опыта участия в практических делах по защите окружающей среды.

Развивающие:

- развитие умений обучающихся аргументировать свои собственные взгляды;

- развитие навыков командной работы;

- развитие умения выявлять причинно-следственные связи и делать самостоятельные логические выводы.

Воспитательные:

- воспитание бережного отношения к природе.

В результате проведения данного урока обучающиеся научатся:

Предметные результаты:

  1. Объяснять способы утилизации мусора;
  2. Решать несложные текстовые задачи для решения учебной задачи;
  3. Составлять слова из слогов;
  4. Применять навыки чертежа для решения учебной задачи;
  5. Проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций.

Метапредметные результаты:

  1. выполнять познавательные и практические задания на решение экологической ситуации;
  2. осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач;
  3. объединять предметы в группы мусора по определенным признакам;
  4. выражать свои мысли и взгляды на учебную ситуацию.

Личностные результаты:  формирование навыков самостоятельного принятия ответственного решения, основанного на идеях добра и зла.

Технологическая карта урока обществознания «Утилизация мусора»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые и развиваемые УУД

Осуществляемые действия

Формируемые и развиваемые УУД

Осуществляемые действия

Формируемые и развиваемые УУД

Начала урока

Организация начала урока

Проверяет готовность обучающихся к уроку; организует совместную учебную деятельность

Активно включаются в работу

Взаимодействуют с учителями во время приветствия

Умение слушать собеседника

Принимают рабочий настрой

Принятие и сохранение учебного настроя

Постановка цели урока

Задают классу проблемную ситуацию: как правильно убрать мусор.

Понимают, что для ответа на этот вопрос имеющихся знаний недостаточно

Выдвижение гипотезы и обоснование ее

Слушают, обсуждают ситуацию,
отвечают
на вопросы

Умение слушать и вступать в диалог

Соотносят то, что уже известно и  то, что еще неизвестно.

Принятие и сохранение учебного настроя

Основная часть урока

Изучение нового материала

Краткая информация о способах утилизации мусора. См.Приложение 1

В процессе беседы находят ответ на проблемный вопрос.

Мысленно применяют способы утилизации мусора к своей ситуации

Рассуждают

Выражают  свои мысли и взгляды

Обнаруживают  взаимосвязь между ранее изученным и новым

Принимать и сохранять учебную цель и задачу урока

Закрепление  и обобщение новых знаний, умений с ранее сформированными.

Работа по организацию решения практических ситуаций.

 Дает текстовые задачи (См.Приложение 2)

Решают несложные текстовые задачи для решения учебной задачи

Применяют  знания и умения по математике в новой ситуации

Решают задачи, и

Умение взаимодействовать с одноклассниками

Обобщают, систематизируют знания, умения

Сохранение учебной цели и задач урока

Дает задание на составление слов (слова на карточках: Стекло, Металл, Бумага)

Составляют слова из смешанных букв

Применяют навыки словообразования для решения учебной задачи

находят слова

Анализируют  несложные реальные ситуации

Осуществляют  выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач

Сохранение  учебной цели и задач урока

Дает задания на наклеивание слов на мусорные мешки (принести 3 мусорных мешка, перчатки)

Решают учебную задачу по нахождению способа наклеивания слов

Применяют навыки чертежа для решения учебной задачи

Оговаривают способы наклеивания их на мусорные мешки

Анализируют  несложные реальные ситуации

Осуществляют  выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач

Сохранение  учебной цели и задач урока

Дает задания на сортировку мусора (принести пакеты несортированного мусора)

Закрепляют новую информацию практическими примерами

Объединяют  предметы в группы мусора по определенным признакам

Советуются по необходимости

Умение взаимодействовать с одноклассниками и учителями

Обобщают, систематизируют знания, умения

Сохранение учебной цели и задач урока

Завершение урока

Подведение итогов

Задает вопросы для организации рефлексии: См.Приложение 3

Активно включаются в рефлексию

Делают анализ (причины экологических ситуаций)

Строят монологическую форму речи

Умение взаимодействовать с учителем, одноклассником

Рефлексирование своих действий на уроке

Осознание качества и

уровня усвоения новых знаний и умений

        

Приложение 1.

Текстовые задачи (связь с математикой):

1.Каждый год на человека приходится 350 кг вредных веществ. Сколько кг вредных веществ приходится на 71181 человек Елабуги?

2.В суровую зиму в лесу может погибнуть до 90% птиц. Если в лесу обитало 2700 птиц, то каково количество оставшихся?

3. В лесу стеклянная бутылка вызвала пожар. Сколько деревьев погибнет от пожара через 2 часа, если за 10 мин сгорает  до 9 деревьев.

4.В лесу 8 тысяч деревьев, каждый день рубят 8 деревьев. За сколько дней лес исчезнет?

5.Ель живет в лесу до 400 лет, а в городских условиях в 2,5 раза меньше. Сколько лет может прожить ель в городе?

6.Завод выбрасывает отходы в реку. За одну минуту в реку поступает 100л загрязненной воды. Сколько загрязненной воды поступает в реку за час?

7.Каждая автомашина выбрасывает в атмосферу в 3 раза больше загрязняющих веществ по сравнению со своей собственной массой. Масса грузовика 3 т.  Какое количество загрязняющих веществ  выбрасывает в атмосферу такая машина?

Приложение 2

Информация о способах утилизации мусора

1.1.        Что такое мусор?

Земельные ресурсы планеты позволяют обеспечивать продуктами питания больше населения, чем имеется в настоящее время. Вместе с тем, в связи с ростом населения, особенно в развивающихся странах, деградацией почвенного покрова, загрязнения, эрозии  и т.д.; а также вследствие отвода земель  под застройку городов, поселков и промышленных предприятий количество пашни на душу населения резко сокращается.

Загрязнение природной среды - это  сложный процесс, связанный с деятельностью человека, который приводит к плохим последствиям. В результате деятельности человека почвы загрязняются различными химическими веществами, пестицидами, отходами сельского хозяйства, промышленного производства и коммунально-бытовых предприятий, бытовым мусором и так далее. Одна  часть мусора утилизируется, но большая часть остаётся на поверхности земли.

Главными источниками загрязнения являются:

•        Жилой сектор и бытовые предприятия. В числе загрязняющих веществ преобладает бытовой мусор, пищевые отходы, фекалии, строительный мусор, отходы отопительных систем, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода; мусор общественный учреждений - больниц, столовых, гостиниц, магазинов и др.

•        Промышленные предприятия. В твердых и жидких промышленных отходах постоянно присутствуют те или иные вещества, способные оказывать токсическое воздействие на живые организмы и их сообщества.

•        Теплоэнергетика. Помимо образования массы шлаков при сжигании каменного угля с теплоэнергетикой связано выделение в атмосферу сажи, несгоревших частиц, оксидов серы,  в конце концов оказывающихся в почве.

•        Сельское хозяйство. Удобрения, ядохимикаты, применяемые в сельском и лесном хозяйстве для защиты растений  от вредителей, болезней и сорняков. Загрязнение почв и нарушение нормального круговорота веществ происходит в результате недозированного применения минеральных удобрений и пестицидов.        

•        Транспорт. При работе двигателей внутреннего сгорания интенсивно выделяются оксиды азота, свинец, углеводороды и другие вещества, оседающие на поверхности почвы или поглощаемые растениями.

В данном исследовании речь идет о твёрдых бытовых отходах, которые можно сократить как ТБО по первым буквам. ТБО — предметы или товары, потерявшие потребительские свойства, наибольшая часть отходов потребления. ТБО делятся также на отбросы (биологические ТО) и собственно бытовой мусор (небиологические ТО искусственного или естественного происхождения), а последний часто на бытовом уровне именуются просто мусором.

Свалки бытовых отходов служат источником пищи синантропным видам — переносчикам инфекции, прежде всего, крысам. Банки, бутылки и прочие ёмкости с остатками органики могут играть роль ловушек для диких животных, для насекомых. Стеклянные осколки при ненадлежащем состоянии ведения свалки могут стать причиной травм домашнего скота. Были  случаи, когда сельские жители были вынуждены забить скот, который проглотил целлофановый пакет, съел гвозди, проволоку и т.д.

По составу твёрдые бытовые отходы представляют собой сложную смесь использованных человеком вещей:

•        Биологические отходы: кости, пищевые и растительные отходы (помои, отбросы);

•        Синтетические отходы целлюлозной переработки бумаги: газеты, журналы, упаковочные материалы;

•        Древесина;

•        Нефтепродукты: пластмасса, автопокрышки, полиэтилен;

•        Текстиль;

•        Кожа, резина;

•        Различные металлы (цветные и чёрные);

•        Стекло.

В России ежегодно производится около 3,8 млрд тонн всех видов отходов. Количество ТБО составляет 63 млн тонн/год (в среднем 445 кг на человека). Состав ТБО: бумага и картон — 35%, пищевые отходы — 41%, пластмассы — 3%, стекло — 8%, металлы — 4%, текстиль и другое — 9%. В среднем перерабатывается 10 % — 15 % мусора. Твёрдые бытовые отходы подвергаются переработке только на 3 % — 4 %, промышленные на 35 %. В основном мусор свозится на свалки — их в России около 11 тысяч. В них захоронено около 82 млрд тонн отходов.

Из-за большого содержания в бытовом мусоре легкоразлагающихся органических веществ и значительной влажности он является благоприятной средой для развития гельминтов, мух, грызунов и размножения болезнетворных микроорганизмов. Разлагаясь, мусор выделяет большое количество газов, жидкости и продуктов неполного разложения, что приводит к загрязнению внешней среды дурнопахнущими и вредными веществами. Мусор значительно обсеменен бактериями группы кишечной палочки и протея. В мусоре хорошо выживают такие патогенные микроорганизмы, как возбудители паратифа - до 136 дней, дизентерии - до 40 дней, брюшного тифа - до 115 дней.

        1.1.        Что такое мусор?

Земельные ресурсы планеты позволяют обеспечивать продуктами питания больше населения, чем имеется в настоящее время. Вместе с тем, в связи с ростом населения, особенно в развивающихся странах, деградацией почвенного покрова, загрязнения, эрозии  и т.д.; а также вследствие отвода земель  под застройку городов, поселков и промышленных предприятий количество пашни на душу населения резко сокращается.

Загрязнение природной среды - это  сложный процесс, связанный с деятельностью человека, который приводит к плохим последствиям. В результате деятельности человека почвы загрязняются различными химическими веществами, пестицидами, отходами сельского хозяйства, промышленного производства и коммунально-бытовых предприятий, бытовым мусором и так далее. Одна  часть мусора утилизируется, но большая часть остаётся на поверхности земли.

Главными источниками загрязнения являются:

•        Жилой сектор и бытовые предприятия. В числе загрязняющих веществ преобладает бытовой мусор, пищевые отходы, фекалии, строительный мусор, отходы отопительных систем, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода; мусор общественный учреждений - больниц, столовых, гостиниц, магазинов и др.

•        Промышленные предприятия. В твердых и жидких промышленных отходах постоянно присутствуют те или иные вещества, способные оказывать токсическое воздействие на живые организмы и их сообщества.

•        Теплоэнергетика. Помимо образования массы шлаков при сжигании каменного угля с теплоэнергетикой связано выделение в атмосферу сажи, несгоревших частиц, оксидов серы,  в конце концов оказывающихся в почве.

•        Сельское хозяйство. Удобрения, ядохимикаты, применяемые в сельском и лесном хозяйстве для защиты растений  от вредителей, болезней и сорняков. Загрязнение почв и нарушение нормального круговорота веществ происходит в результате недозированного применения минеральных удобрений и пестицидов.        

•        Транспорт. При работе двигателей внутреннего сгорания интенсивно выделяются оксиды азота, свинец, углеводороды и другие вещества, оседающие на поверхности почвы или поглощаемые растениями.

В данном исследовании речь идет о твёрдых бытовых отходах, которые можно сократить как ТБО по первым буквам. ТБО — предметы или товары, потерявшие потребительские свойства, наибольшая часть отходов потребления. ТБО делятся также на отбросы (биологические ТО) и собственно бытовой мусор (небиологические ТО искусственного или естественного происхождения), а последний часто на бытовом уровне именуются просто мусором.

Свалки бытовых отходов служат источником пищи синантропным видам — переносчикам инфекции, прежде всего, крысам. Банки, бутылки и прочие ёмкости с остатками органики могут играть роль ловушек для диких животных, для насекомых. Стеклянные осколки при ненадлежащем состоянии ведения свалки могут стать причиной травм домашнего скота. Были  случаи, когда сельские жители были вынуждены забить скот, который проглотил целлофановый пакет, съел гвозди, проволоку и т.д.

По составу твёрдые бытовые отходы представляют собой сложную смесь использованных человеком вещей:

•        Биологические отходы: кости, пищевые и растительные отходы (помои, отбросы);

•        Синтетические отходы целлюлозной переработки бумаги: газеты, журналы, упаковочные материалы;

•        Древесина;

•        Нефтепродукты: пластмасса, автопокрышки, полиэтилен;

•        Текстиль;

•        Кожа, резина;

•        Различные металлы (цветные и чёрные);

•        Стекло.

В России ежегодно производится около 3,8 млрд тонн всех видов отходов. Количество ТБО составляет 63 млн тонн/год (в среднем 445 кг на человека). Состав ТБО: бумага и картон — 35%, пищевые отходы — 41%, пластмассы — 3%, стекло — 8%, металлы — 4%, текстиль и другое — 9%. В среднем перерабатывается 10 % — 15 % мусора. Твёрдые бытовые отходы подвергаются переработке только на 3 % — 4 %, промышленные на 35 %. В основном мусор свозится на свалки — их в России около 11 тысяч. В них захоронено около 82 млрд тонн отходов.

Из-за большого содержания в бытовом мусоре легкоразлагающихся органических веществ и значительной влажности он является благоприятной средой для развития гельминтов, мух, грызунов и размножения болезнетворных микроорганизмов. Разлагаясь, мусор выделяет большое количество газов, жидкости и продуктов неполного разложения, что приводит к загрязнению внешней среды дурнопахнущими и вредными веществами. Мусор значительно обсеменен бактериями группы кишечной палочки и протея. В мусоре хорошо выживают такие патогенные микроорганизмы, как возбудители паратифа - до 136 дней, дизентерии - до 40 дней, брюшного тифа - до 115 дней.

        

Приложение 3

Для рефлексии:

Для повышения экологической культуры населения необходимы изменения в повседневном поведении человека,  его  образе  жизни,  его  сознании. В современном мире стоит вопрос сохранения природы путем создания безопасных способов  производства. Используя достижения науки, технологический прогресс можно сделать так, чтобы наш бытовой мусор и отходы производства не загрязняли окружающую  среду,  а вновь поступали в производственный цикл как  вторичное  сырье.  Пример  дает сама природа: углекислый газ, выделяемый животными, поглощается  растениями, которые выделяют кислород, необходимый для дыхания животных.

- Можем ли мы сказать, что проблема бытового мусора есть и в нашем селе?

- Что мы можем сделать для улучшения ситуации с мусором? (привлечь обучающихся и родителей для реализации природоохранных мероприятий, чтобы они на практике знали как помочь сохранению природы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта бинарного урока по информатике и истории "Становление индустриального общества"

Технологическая карта бинарного урока по информатике и истории "Становление индустриального общества"...

Технологическая карта бинарного урока "Мировые религии: история и география"

Данный урок представляет собой интеграцию двух учебных дисциплин - истории и географии....

Технологическая карта бинарного урока по физической культуре и литературе в 5б классе

Формирование УУД  у учащихся средствами новых способов действия  физической культуры и литературы по творчеству И.К. Айвазовского...

Сборник технологических карт бинарных уроков в рамках реализации проекта ЕНКО

Данный методический сборник предназначен для педагогов общеобразовательных учреждений. В нем представлены технологические карты бинарных учебных занятий и занятий внеурочной деятельности Муниципальног...

Технологическая карта бинарного урока биология-физика "Сердце. Круги кровообращения".

Изучая биологию, нередко приходится обращаться к тем или иным физическим законам. Мной представлена технологическая карта урока по ФГОС по биологии с элементами физики....

Технологическая карта бинарного урока по английскому языку/изобразительному искусству в 7 классе.

Комбинированный урок  должен актуализировать лексику по теме «фильмы, комиксы», а так же должен сформировать умение составлять комиксы в технике «коллаж»...