Методическая разработка «Кейс-технологии и их применение в современной школе: от теории к практике»
методическая разработка на тему

Смирнова Елена Евгеньевна

Ценность  данной разработки состоит в том, что автором представлена система методической работы по трем направлениям: работа с кейс-порталом методического объединения, применение кейс-технологий на уроке, модель внутрикорпоративного обучения с применением кейс-технологии на уровне школьных методических объединений. Методическая разработка содержит в себе полезный материал по следующим тематическим блокам :

- опыт организации работы методического объединения, используя кейс-портал, целью которого является накопление, сохранение, систематизация всех данных о деятельности методического объединения

- разработки технологических карт уроков, презентации к урокам и примеры применения кейс-технологии на уроках английского языка

- в рамках работы по повышению квалификации учителей гимназии с применением кейс-технологий представлен образец структуры кейса методического объединения. Данная методическая разработка будет полезна учителям, председателям школьных методических объединений, тьюторам, представителям администрации школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Гимназия № 92 Выборгского района Санкт-Петербурга

 Методическая разработка «Кейс-технологии и их применение в современной школе: от теории к практике» 

Автор : учитель и методист ГБОУ Гимназии № 92 Смирнова Е.Е

Санкт-Петербург

2017

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………………...3

2. Кейс-портал методического объединения…………................4

2.1. Применение кейс-технологий на уроке……..........................4

2.2. Использование кейс-технологии в рамках школьной системы повышения квалификации педагогического коллектива……………………………………………………4

3. Заключение…………………………………………………………………………15

4. Библиографический список….……………………………………………16

Приложение №1…………………………………………………………………….17

Приложение №2…………………………………………………………………….17

Приложение №3…………………………………………………………………….18

Приложение №4……………………………………………………………………18

Введение

«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика, задача формирования новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию школьников. Поэтому введение новых образовательных стандартов - это веяние времени. Появление новых документов: «Наша новая школа», Федерального Государственного Образовательного Стандарта – привели к изменению взглядов на организацию образовательного процесса и все мы работаем сейчас в условиях внедрения ФГОС. . Но цель данной методической разработки – не  рассказать   о методологической основе разработки и реализации ФГОС , а показать на примере нашей гимназии, как мы решаем проблему перехода от теории реализации ФГОС к практике . Важная роль в подготовке компетентного педагога  принадлежит современным продуктивным методам профессионального развития. Среди них особое место отводится кейс-методу. Как показывает опыт, включение кейс-метода в процесс профессиональной подготовки педагогов способствует: формированию умения решать типовые задачи по всем видам профессиональной деятельности: гуманизации взаимоотношений между участниками образовательного процесса; становлению субъектной позиции обучающихся; развитию аналитических и оценочных навыков, умений работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы; активизации коммуникативных способностей; развитию гибкости, диалектичности мышления и др. Ценность  данной разработки состоит в том, что автором представлена система методической работы по трем направлениям : работа с кейс-порталом методического объединения, применение кейс-технологий на уроке, модель внутрикорпоративного обучения с применением кейс-технологии на уровне школьных методических объединений. Реализация потенциала кейс-технологии в педагогическом образовании позволяет решать актуальную проблему интеграции теоретических положений различных научных подходов, щедро представленных в педагогической науке.

Логика исследования определила структуру данной работы, которая включила в себя введение, теоретическую и практическую части, заключение и библиографический список.

При подготовке методической работы были использованы учебная литература, статьи из педагогических научно-методических изданий и электронные ресурсы

Кейс-портал методического объединения

Введение ФГОС требует от учителя готовности к организации образовательного процесса в современной информационно-образовательной среде на основе системно-деятельностного подхода. Требуются другие технологии,  методы, стандарты. Я думаю, что с реализацией ФГОС изменится не только школа и будущий выпускник, но и ,конечно же, учитель. Согласно ФГОС педагогу потребуется понять и принять новое, многое пересмотреть в подходах к работе, организации условий для желания и умения учиться, эффективно использовать инновационные методики и технологии, быть компетентным.

Одним из плюсов нового стандарта является   поворот от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности. Именно поэтому в основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно ¬деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности. Но процесс перехода на новые стандарты образования должен быть связан  с увеличением оплаты труда учителя,  с развитием материально-технической базы российской школы и может быть полностью реализован лишь в новой образовательной среде. Поэтому при переходе к стандартам второго поколения  стоит обратить особое внимание  на психологическую готовность самого учителя, развитие его профессиональной компетентности. Необходимо сказать и о трудностях , которые есть при переходе на новые ФГОС, например, медленно идет освоение компьютерных технологий ( есть объективные и субъективные причины : недостаточная материально-техническая база, стареющие кадры и  отсутствие желания работать в школе у молодых специалистов из-за слишком маленькой заработной платы). В то же время ФГОС основного общего образования предполагает серьезные изменения в организации образовательного процесса. Поэтому сейчас так важно поделиться опытом и  рассказать, как, грамотно организуя работу методического объединения можно повысить профессиональную компетенцию учителя по организации образовательного процесса, подготовить его к работе в условиях новых ФГОС. Созданный кейс-портал позволил не только  систематизировать, структурировать работу методического объединения, но и стал незаменимой информационной и методической базой для всех учителей. Портал - это ресурс, совмещающий в себе разнотематическую информацию. Доминирующим сервисом портала является сервис справочной службы : поиск, информация. Кейс ( от английского case)- это чемоданчик с учебно-методическими материалами или учебно-методический комплекс, задача которого обеспечить необходимым набором информационного, методического материала. Цель создания кейс- портала – это накопление, сохранение, структурирование и систематизация всех данных о деятельности МО. В структуру кейс-портала входит мониторинг качества обучения (средний балл и анализ срезовых работ по параллелям),отчеты по различным видам деятельности ( средний балл сдачи ЕГЭ), результаты олимпиад, мониторинг профессиональных достижений педагогов, методическая копилка(проектные, исследовательские работы, открытые уроки, методические материалы, действующие проекты МО), база данных учителей, календарно-тематические планирования, план работы на учебный год, обучающие семинары.

Создание информационного портала ( систематизация, хранение, структурирование информации)  незаменимо в современное время. Это поиск, хранение информации, отслеживание результатов, возможность дистанционного обучения, помощь учителям при формировании личного портфолио и возможность уверенно чувствовать себя в новой образовательной среде при работе с ФГОС.

Также  в работе МО особое внимание уделяется применению кейс-технологий при обучении , повышении квалификации  учителей. Кейс-технологии применяются  при выработке всеми учителями стратегии развития МО, принятии важных решений и планов работ. Дистанционно проходит обучение с применением кейс-технологий по таким направлениям, как « Активное обучение» и «Учет психологических особенностей школьников». Самое эффективное обучение – это применение знаний на практике, поэтому учителя, которые  применяют данный метод при обучении , будут в будущем применять его на своих уроках.

Кейс-технология  может представлять собой технологию обучения, построенную на таком учебно-методическом комплексе, задача которого обеспечить необходимым набором информационного, методического материала и осуществить контроль за самостоятельным усвоением знаний по конкретному предмету.

Поставщик образовательных услуг, в данном случае председатель МО, обучающий по дистанционной форме обучения, формирует набор литературы, методических пособий, задачников, учебных планов и т.п. В общем,  всего того, что нужно обучаемому для прохождения выбранного курса. В рамках системы методической работы методического объединения иностранных языков творческими группами учителей были подготовлены и представлены следующие  тематики кейсы : « Технология критического мышления», «Модульное обучение», «Технология ролевой игры», « Технология дебаты», « Метод   case study». Анализ конкретных учебных ситуаций (case study) — метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией — осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей — навыки групповой работы.

В последние годы в связи с курсом на модернизацию российского образования в системе школьного образования  происходит поиск новых эффективных методов обучения.

 Поэтому проблема внедрения метода case-study в практику школьного  образования в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено двумя тенденциями:

- первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации;

- вторая вытекает из развития требований к качеству специалиста, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в условиях кризиса.

Применение кейс-технологий на уроке

Любое усвоение знаний строится на усвоении учеником учебных действий, овладев которыми, ученик смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению.
Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов . Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей.
Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.
Ситуативная методика в последние годы становится одной из эффективных методик преподавания социальных наук не только в высших учебных заведениях и семинарах по повышению квалификации работников разных сфер, но и в общеобразовательных учреждениях. Использование ситуативной методики позволяет учащимся школы проявлять и совершенствовать навыки учебной работы, применять на практике теоретический материал, кроме того, данный метод позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни. Ситуационную методику обучения часто называют кейс–методом.
Отличительными особенностями кейс–метода являются:
- описание реальной проблемной ситуации;
- альтернативность решения проблемной ситуации;
- единая цель и коллективная работа по выработке решения;
- функционирование системы группового оценивания принимаемых решений;
- эмоциональное напряжение учащихся.
Сложной задачей для учителя, требующей эрудиции, педагогического мастерства и времени, является разработка кейса, т.е. подбора соответствующего реального материала, в котором моделируется проблемная ситуация и отражается комплекс знаний, умений и навыков, которыми учащимся нужно овладеть. Кейсы, обычно подготовленные в письменной форме, читаются, изучаются и обсуждаются. Эти кейсы составляют основы беседы класса под руководством учителя. Метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе.
Учащиеся должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других учащихся и учителя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому преподаватель должен помочь учащимся рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение. Учащиеся должны понимать с самого начала, что риск принятия решений лежит на них, преподаватель только поясняет последствия принятия необдуманных решений.
Роль преподавателя состоит в направлении беседы или дискуссии с помощью проблемных вопросов, в контроле времени работы, в побуждении учащихся отказаться от поверхностного мышления, в вовлечении всех учащихся группы в процесс анализа кейса.
Ситуационная методика опирается и включает в себя многочисленные методы преподавания, но предпочтение отдается методам стимулирования и мотивации учебно–воспитательной деятельности. Таким образом, кейс–метод можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, игровые методы, ТРИЗ и другие формы и методы преподавания.
Кейс-метод можно представить в как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняет в кейс- методе свои роли.

Метод, интегрированный в кейс-метод (характеристика его роли в кейс- методе-
моделирование, построение модели ситуации).
Системный анализ (системное представление и анализ ситуации ).
Мысленный эксперимент (способ получения знания о ситуации посредством её мыслительного преобразования ).
Методы описания (создание описание ситуации).
Проблемный метод (представление проблемы, лежащей в основе ситуации).
Метод классификации (создание упорядоченных перечней, свойств, сторон, составляющих ситуации ).
Игровые методы (представление вариантов поведения героев ситуации ).
«Мозговая атака» (генерирование идей относительно ситуации).
Дискуссия (обмен взглядов по поводу проблемы и пути её решения ).

При использовании кейс–метода в практической деятельности следует помнить об основных идеях (принципах) данного метода:
– как указывалось выше, кейс–метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, темам, истина в которых неоднозначна;
– в процессе сотрудничества учителя и учащегося, усилия последнего направлены не на овладение готовым знанием, а на его выработку;
– результатом такой деятельности является не только получение знаний, но и формирование навыков учебной работы. Несомненно, такие навыки будут востребованы и в будущей профессиональной деятельности обучающихся.
– важным достоинством кейс–метода является и формирование ценностей, жизненных установок учащихся.
Занятия по анализу конкретной ситуации ориентированы на использование и практическое применение знаний, полученных в период теоретической подготовки, а также умений, опирающихся на предыдущий опыт практической деятельности слушателей. Можно выделить следующие
цели и области применения метода анализа конкретной ситуации :
- закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях (после теоретического курса);
- отработка навыков практического использования концептуальных схем и ознакомление учащихся со схемами анализа практических ситуаций (в ходе семинарских занятий, в процессе основного курса подготовки);
- отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений (в рамках тренинговых процедур);
- экспертиза знаний, полученных учащимися в ходе теоретического курса (в конце программы обучения).
Конкретная ситуация (или кейс) - это письменно представленное описание определенных условий из жизни организации, группы людей или отдельных индивидов, ориентирующее слушателей на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения.
Под методом кейсов понимается изучение дисциплины путем рассмотрения большого количества ситуаций или задач в определенных комбинациях. Такое обучение развивает, зачастую бессознательно, понимание и способность мыслить на языке основных проблем, с которыми сталкиваются специалисты в профессиональной деятельности.
Результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности. Его суть также состоит в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений, а обучение становится как бы необходимым условием выживания.
Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста.
Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.
Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Отличительной особенностью кейс - метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.
Содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения, суть метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов в соответствии с выработанными ранее критериями выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации.
Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста , и включает в себя следующие этапы:
- индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);
- работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;
- презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).
Практически любой преподаватель, который захочет внедрять кейс-метод, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, пройдя тренинг и имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс-метод, их подготовки и проведения.

Мастер-класс:

Кейс-метод на уроках английского языка в старших классах

Учитель английского языка
Смирнова Елена Евгеньевна

Для начала работы необходимо:

  • Тщательно проработать лексику и грамматику, необходимую для ясного выражения своих идей и убеждения собеседников в своей правоте.
  • Дифференцировать материал и задачи кейса для обучающихся с разным уровнем владения предметными ЗУН.
  • Убедиться, что занятие проходит на заключительном этапе изучения той или иной темы раздела учебника.

Где и как применять кейс-метод

  • При подготовке к части С единого государственного экзамена
  • При проведении уроков дискуссий и полемик по актуальным темам и вопросам
  • При организации диалогической и полилогической речи как одного из видов речевых упражнений
  • В проектно-исследовательской деятельности

Раздел С ЕГЭ по английскому языку. Подводные камни. Кейс-метод как эффективное средство «борьбы» с проблемными зонами.

  • Требования к аргументации собственного мнения по предложенной проблеме выявляют множественные проблемы с самостоятельностью мышления обучающихся и недостаточной сформированностью так называемого критического мышления.
  • Кейс-метод позволяет развивать необходимые навыки, а именно четкое выполнение поставленной задачи, умение сформулировать противоположное мнение, умение аргументировать и защищать собственную точку зрения, мыслить критически и решать поставленную задачу в условиях цейтнота, а также  развивать  стратегическое мышление.

Почему полемика, а не дискуссия?

  • Дискуссия– это спор за доказательство одной мысли. Задача – прийти к консенсусу различными путями.
  • Полемика– это спор за мысль. Задача – доказать, что твоя идея правильна.
  • Понимание разницы понятий – ключ к положительной тенденции при работе с обучающимися.
  • Полемика как упражнение помогает подготовиться к написанию эссе в ЕГЭ по английскому языку.
  • Формирует стратегически мыслящую личность, умеющую правильно и грамотно справляться с поставленной задачей.
  • Опосредованный характер полемики расширяет круг возможностей ее применения на уроках.

Организация полемики на уроках

  • Вводное занятие по объяснению понятия, ключевой терминологии, основным положениям проведения спора.
  • Тренировочные вводные упражнения полемического характера в форме опроса.
  • Подготовка учителем кейса.
  • Индивидуальное изучение кейса учениками. Подготовка к занятию по кейсу.

Организация работы на уроке в группах.

Пример кейса по типовому заданию экзаменационного типа номер 1

  • Класс делится на 3 группы – 2 проблемные группы, 1 фокус-группа.
  • Группа 1 придерживается строго одной точки зрения на проблему, группа 2 – прямо противоположной.
  • Группы (после индивидуальной работы над кейсом, подготовки собственного выступления по теме в качестве домашнего задания) обсуждают свою точку зрения, выдвигают аргументы в его пользу.
  • Группы 1 и 2 представляют свое мнение с доказательствами. Фокус-группа отслеживает выступления, выбирает наиболее объективное и грамотно аргументированное мнение.

Пример кейса по типовому заданию экзаменационного типа номер 2

  • После индивидуальной работы над кейсом и домашних «заготовок» обучающиеся делятся на пары.
  • После самостоятельной работы в парах у доски выслушиваются импровизированные споры отдельных пар, остальные обучающиеся слушают, делают конспекты, решают, чьи аргументы были наиболее объективными и убедительными.
  • Критерии оценки – грамотность речи, вежливость спорящего, объективность, морально-этическая адекватность суждений.
  • Анонимное голосование, выбор победителя спора.

Пример кейса по типовому заданию экзаменационного типа номер С2

  • После индивидуальной работы над кейсом обучающиеся делятся на 2 группы и каждая получает домашнее задание – аргументировать определенную точку зрения на проблему, с прямо противоположных сторон.
  • На уроке группы вынужденно меняют «полюса».
  • Выступая с аргументами, обучающиеся получают возможность иначе взглянуть на проблему, а  также оценить выступления своих одноклассников.

Примеры тематики кейсов:

  • Примерные задания к эссе (задание С2 ЕГЭ по английскому языку). Например,
  • « Подросткам необходимо давать карманные деньги». Каково Ваше мнение на этот счет? Аргументируйте».
  • «Фаст-фуд очень популярен сегодня. Это быстро и удобно. Но многие эксперты считают, что это очень вредно для здоровья». Какого ваше мнение по этой проблеме?
  • Завершающие проектные работы по разделам учебника. Например, «Составьте список архитектурных достопримечательностей мира, которые по вашему мнению могут  считаться новыми чудесами света. Аргументируйте свой выбор.»
  • Урок-беседа по темам разделов учебника. Список тем соответствует основным темам программы иностранных языков в средней школе, например, Семья, Еда, Хобби, Компьютерные технологии, Образование, Выбор профессии и проч.

Применение кейс-метода в обучении иным аспектам речевой деятельности:

  • Мозговой штурм.
  • Научно-исследовательская деятельность на уроке.
  • Проектная деятельность.

«Работа в группах»

  • Кейс заведомо разбивается на части. Класс делится на группы – рабочие группы и фокус-группа. Группы получают только определенную часть кейса.  В группах назначается «руководитель», с ним проводится по необходимости дополнительная разъяснительная работа.
  • Материал тщательно изучается в группах, «руководитель» группы следит за полным пониманием поставленной задачи и усвоением материала.
  • Группы делятся своей частью материала с остальными учениками. Фокус-группа выслушивает материал, делает выводы и выдает классу собранный в одно целое материал.

Использование кейс-технологии в рамках школьной системы повышения квалификации педагогического коллектива

Самое ценное, что есть у любого профессионала – это опыт. Опыт нарабатывается годами, учитель  растет и развивается, пока наконец не достигает того уровня, когда его действительно можно назвать профессионалом. Теперь он точно знает всю технологию: что именно и как нужно делать, в какой последовательности, каких результатов стоит ожидать .Он может обучать сам – и вдруг сталкивается с тем, что кто-то начинает обучать его, произнося при этом неприятное слово  инновация.  Это вызывает протест, отрицание, сопротивление

Мы и без всяких инноваций даем превосходный результат, да и не инновации это вовсе, что тут нового? Мы всегда так и работали, только называли это по другому. Переход на ФГОС поставил педагогическую общественность перед фактом. Мы вынуждены перестраиваться и работать в новых условиях . Но реакция на эти изменения может  быть разная. Можно изображать активность, «внедряя» только по бумагам, отчетам

и прочим формальным показателям. И можно действительно «внедрять»- по крайней мере, пытаться. И вот тут педагог сталкивается с рядом проблем, которые могут помешать перейти на ФГОС даже самому заинтересованному в инновациях работнику образования. Первая проблема – упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода, который является методологической основой ФГОС.

Системно – деятельностный подход предполагает, что знания обучающихся являются результатом их собственных поисков, а не передаются в готовом виде педагогом.  А для того, чтобы знания были добыты самими учащимися,

необходимо организовать учебный процесс так, чтобы развивать познавательную деятельность детей. 3.                Самое ценное, что есть у любого профессионала – это опыт. Опыт нарабатывается годами, учитель  растет и развивается, пока наконец не достигает того уровня, когда его действительно можно назвать профессионалом. Теперь он точно знает всю технологию: что именно и как нужно делать, в какой последовательности, каких результатов стоит ожидать .Он может обучать сам – и вдруг сталкивается с тем, что кто-то начинает обучать его, произнося при этом неприятное слово  инновация.  Это вызывает протест, отрицание, сопротивление

Мы и без всяких инноваций даем превосходный результат, да и не инновации это вовсе, что тут нового? Мы всегда так и работали, только называли это по другому. Переход на ФГОС поставил педагогическую общественность перед фактом. Мы вынуждены перестраиваться и работать в новых условиях . Но реакция на эти изменения может  быть разная. Можно изображать активность, «внедряя» только по бумагам, отчетам

и прочим формальным показателям. И можно действительно «внедрять»- по крайней мере, пытаться. И вот тут педагог сталкивается с рядом проблем, которые могут помешать перейти на ФГОС даже самому заинтересованному в инновациях работнику образования. Первая проблема – упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода, который является методологической основой ФГОС.

Системно – деятельностный подход предполагает, что знания обучающихся являются результатом их собственных поисков, а не передаются в готовом виде педагогом.  А для того, чтобы знания были добыты самими учащимися, необходимо организовать учебный процесс так, чтобы развивать познавательную деятельность детей. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Т2 . Так предписывают новые стандарты. Что же получается на практике? Учителя согласные с этими утверждениями теоретически, но  на практике испытывают трудности. Нас учили по другим методикам  и необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за многие годы – все это затрудняет и без того непростую ситуацию. Ведь внедрение любой инновационной парадигмы требует в первую очередь времени на ее изучение, времени на то, чтобы  научиться учить по-новому. . Инновацию надо изучить, апробировать . Пока этого не произошло, она будет даваться с трудом и у учителя будет большое искушение вернуться к прежним способам работы, привычным и не раз проверенным.  Для  успешного внедрения новых образовательных стандартов нужны  высококвалифицированные кадры, прошедшие специальную подготовку (методисты,тьюторы).  Необходимо научить учителя учить по-новому необходима организация массового обучения работников образования по всему комплексу вопросов, связанных с  введением ФГОС. Я сегодня хочу познакомить вас с нашей  моделью внутрикорпоративного обучения  в режиме кейс-технологий, которая является частью и логическим продолжением районной системы повышения квалификации педагогов. В нашем Выборгском районе, ИМЦ уже давно  успешно практикуется  повышение квалификации педагогических работников в режиме кейс-технологий на уровне образовательных учреждений ,через кейс-технологии транслируется  накопленный районными инновационными площадками положительный опыт работы по актуальным для района темам  ( ведущие школы района размещают свои кейсы на кейс-портале ИМЦ)  В этом году , на научно-методическом совете ,мы решили , что реализовать цель методической и инновационной деятельности гимназии ( разработка и апробирование новых форма организации образовательного процесса)   мы можем с помощью применения  технологии кейс-обучения на уровне школьных методических объединений. Кейс-технология -  это  технология, реализуемая тогда, когда  учебно-методические материалы, четко структурированные и соответствующим образом скомплектованные в специальный наборы - “портфели”, - предлагаются обучаемому для самостоятельного изучения.  Технология предусматривает применение системы педагогической поддержки слушателей в форме индивидуальных консультаций и очных групповых занятий.          Мы разработали этапы работы  над кейсом и структуру кейса для каждого методического объединения  на текущий  учебный год. Первый этап – сбор материалов для создания кейса в рамках темы, размещение кейсов на сайте гимназии, а  в долгосрочной перспективе  - создание кейс-портала, где будут перечислены все кейсы с ссылками на их странички. Соответственно, на этом портале  каждый кейс имеет свою страницу, где дано его название, указан ведущий (тьютор) этого кейса и его контактные данные, краткая информация о кейсе и ссылки на все материалы кейса, блог кейса и календарь кейса.  Соответственно, каждому кейсу в Google- документах соответствует папка, где размещены эти материалы в виде файлов или собственно google-документов, также для каждого кейса создан блог для открытой обратной связи  (для приватной использует электронную почту и чат).  С другой стороны, кейс-технология – это общая образовательная технология, которая может быть использована  в школьном образовательном процессе, таким образом, слушатели, обучающиеся в режиме кейс-технологии, попутно осваивают современную образовательную технологию, которую смогут использовать далее в своей профессиональной деятельности.

Заключение

Кейс-метод может быть применен в любой отрасли профессионального образования, особенно при подготовке специалистов, в деятельности которых особое значение придается принятию решений и велика ответственность за их результаты. К такого рода деятельности относится профессия учителя. Важнейшей задачей высшего педагогического образования является подготовка специалистов, способных принимать профессионально грамотные решения в динамично развивающихся ситуациях педагогической деятельности. От эффективности принятых решений зависит весь успех профессиональной деятельности.

Библиографический список

Школа Е.О, директор ИМЦ Выборгского района, Санкт-Петербурга, к.п.н, Фомина А.А, заместитель директора по инновационной деятельности и стратегическому развитию районной системы образования ИМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга, к.п.н. Кейс-технологии в районной системе повышения квалификации педагогов. Журнал «Школа управления образовательным учреждением», №8 2011 год

Акулова О. В. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста / О. В. АкуловаО. Н. Сомкова, О. В. Солнцева, Л. М. Гурович. - М.: Центр педагогического образования, 2008. - 240 с.

Брушлинский, А. В. Мышление и общение / А. В. Брушлинский, В. А. Поликарпов. – Минск: Университетское, 1990. – 214 с.

Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М.: «Просвещение», 1978.

Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению. Сост. Л.Ф. Мельчакова – М., 1981.

Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996. — 112 с.

Давиденко В. Чем "кейс" отличается от чемоданчика?//Обучение за рубежом,№7,2000

Маргвелашвили Е.О месте "кейса" в российской бизнес-школе //Обучение за рубежом,№ 10, 2000

Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие для студ. вузов / Полат Е.С. ; Бухаркина М.Ю. - 2-е изд., стер. - М: Академия, 2008. - 368 с.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.– М.: Народное образование,1998. – 256 с.

Смолянинова О.Г.Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов

Смолянинова О.Г. Образовательный сайт по кейс методу обучения и методика его использования в учебном процессе КГУ

http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,148148/Itemid,118/

http://festival.1september.ru/articles/650277/

http://doy70.ucoz.ru/metodkop/kejs-tekhnologii.doc

http://forum.schoolpress.ru/article/0/1297

http://pedsovet.su/load/47-1-0-42006

http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2013/01/22/keys-tekhnologii-kak-odin-iz-innovatsionnykh-metodov

Приложение №1

Технологическая карта урока «Дебаты», с применением  кейс-технологии

Приложение № 2

Структура  кейса

Приложение №3

Презентация «Зайдем на кейс-портал МО»

Приложение № 4

Презентация  к мастер-классу  « Инновации в обучении : кейс-технологии»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на I Всероссийской научно-практической конференции «Образование в современном мире: вопросы теории и практики», которая состоялась 8-13 декабря 2014 года.

В СТАТЬЕ ОСВЕЩАЕТСЯ ВОПРОС РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ И ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ КАК СПОСОБА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ТРУДОВОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РАСШИРЕНИЯ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙ...

Инновационная методическая разработка урока "Рациональное питание" с применением кейс-технологий

Методическая разработка содержит конспект урока и материалы для создания кейсов.  Разработка рекомендуется для проведения урока ОБЖ в 9 классе с применением новых образовательных технологий....

Методическая разработка "Система педагогической работы с применением современных методик и технологий развития музыкально-исполнительских навыков у обучающихся по классу фортепиано в детской школе искусств"

Методическая разработка  "Система педагогической работы с применением современных методик и технологий развития музыкально-исполнительских навыков у обучающихся по классу фортепиано в детско...

Методическая разработка - "Кейс-технология"

Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме.Учащиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от...

Применение кейс –технологий при изучении английского языка в средней школе

Описание кейс технологий, создание этой технологии, виды...